Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 18:37, реферат
Прочитайте §2 “Европейское средневековье” учебного пособия “Россия в мировой истории”. Обратите внимание на следующие моменты:
1.Какая дата считается условной границей между Античностью с Средними веками?
2.В пределах каких государственных образований происходило формирование основных классов средневекового общества ?
3.Из каких слоев населения сложилось зависимое крестьянство ?
Прочитайте документы №№ 10,11,12 “Цеховой устав кельнских ткачей шелковых изделий” , “Купеческая гильдия” , “Из речи дожа Памазо Мочениго” .
Ответьте на следующие вопросы:
1.Как вы думаете, почему средневековые ремесленники объединялись в цехи? 2.Äëÿ ÷åãî ñóùåñòâîâàëè îãðàíè÷åíèÿ â êîëè÷åñòâå ó÷åíèö, почему можно было использовать не любую пряжу, а только изготовленную в Кельне?3.Почему уехавшая из города главная мастерица (полноправный член цеха)лишалась права заниматься в Кельне своим ремеслом? 4. Ñ êàêîé öåëüþ âîçíèêàëè êóïå÷åñêèå ãèëüäèè? 5. Êàêèìè âèäàìè òîðãîâëè çàíèìàëèñü çàïàäíîåâðîïåéñêèå ãîðîäà?
Îòâå÷àÿ íà âîïðîñû, íóæíî èìåòü â âèäó ñëåäóþùåå:
Средневековое общество носило корпоративный характер. каждый человек был членом какой-либо общности. Поэтому отношения личности и государства были опосредованы корпорациями. Цех, гильдия, город, община, монастырь, рыцарство – это различные средневековые корпорации, существование которых было выгодно как составляющим их членам, так и государству. Каждая такая общность имела свои законы – писанные или неписаные норм поведения, свою идеологию. Внутри корпорации были люди самого разного имущественного, а иногда социального положения, но для каждой такой общности были присущи уравнительные тенденции, призванные сгладить остроту противоречий между ее членами и тем самым обеспечить жизнеспособность и устойчивость корпорации. Корпорация была нужна человеку, потому что вне нее он чувствовал бы себя абсолютно беззащитным в мире средневековья, где никто не имел уверенности в завтрашнем дне из-за бесконечных неурожаев, эпидемий, междоусобиц, войн и всяческого произвола. Государство тоже было заинтересовано в сохранении и развитии корпоративной структуры общества. Такие корпорации как город и община были удобны для сбора налогов, иерархическая организация рыцарства обеспечивала королевскую власть войском на случай войны. С монастырями как и вообще с церковью (тоже корпорация) у государства были сложные отношения, но в конечном итоге церковь и ее институты также были нужны средневековому государству, так как оно имело потребность в идеологическом освящении существующего строя. С другой стороны , наличие в обществе множества хорошо организованных общностей заставляло государственную власть вести с ними диалог, и в этом плане средневековые корпорации в какой-то мере заложили основы современной западноевропейской демократии.
Прочитайте документ № 13 Свадебный регламент. Ответьте на следующие вопросы:
1. Почему Совет города решил ограничить роскошь? 2.Об интенсификации каких процессов в городах говорят принимаемые в конце XII – начале XIV вв. законы против роскоши?
Обратите внимание на следующую информацию:
Начиная с
XI в. города как центры ремесла
и торговли были органической
составной частью
Прочитайте документ №14 “Диктат папы.” Ответьте на следующие вопросы:
1.Какие статьи документа показывают, что Григорий VII ставил власть папы выше власти императора? 2.Какими средствами Григорий VII рассчитывал добиться приоритета духовной власти перед светской?
Отвечая на
вопросы, учтите следующие
1.Католическая церковь
играла в средневековой Европе
громадную роль. Владея одной
третью всех обрабатываемых
Борьба духовной
и светской власти проходит через
все средневековье. Она принимала
разные формы (борьба пап и императоров,
борьба пап и королей национальных
государств) и шла с переменным
успехом. В борьбе пап и императоров
победила церковь, но противоборство папства
и национальной государственности
завершилось победой светской власти,
которую затем закрепила
Прочитайте документы №№15,16,17 “Осада и взятие Иерусалима”, “Взятие Иерусалима Саладином”, “Захват и разгром Константинополя”. Ответьте на следующие вопросы:
1. Какие цели преследовали организаторы и участники крестовых походов? 2. К каким результатам привели крестовые походы?
Отвечая на вопросы, имейте в виду, что:
Под крестовыми походами
в узком смысле слова имеются
в виду длительные военно-колониальные
экспедиции европейских рыцарей, происходившие
с конца XI и до конца XIII вв. на Ближнем
Востоке – в Сирии , Палестине
, Египте, а также на Балканском полуострове,
на острове Кипр и в некоторых
других регионах. Крестовые походы
в Святую землю -- одно из проявлений
феодально-религиозной
2. Результаты крестовых
походов в целом были
Прочитайте документ №18 “Крестовый поход против альбигойцев”. Ответьте на следующие вопросы:
1. Против кого был направлен этот крестовый поход?2.Почему он получил такое название? 3. Какие цели кроме искоренения ереси преследовали объединившиеся против южно-французских городов рыцари?
Отвечая на вопросы, учтите следующее:
1.Средневековые ереси были формой социального протеста различных слоев населения (крестьян, горожан), а также формой проявления средневекового свободомыслия. Социальный протест приобретал вид ереси, так как был направлен против освященного католической религией общественного строя, а также потому, что в поисках теоретического обоснования правомерности протеста в обществе, где все верили в бога, естественнее всего было обратиться к религиозному вероучению, способному иначе, чем это делала католическая религия, объяснить действительность. По причине всеобщего распространения веры свободомыслие в Средние века не покидало религиозной почвы.
2. В ХП-начале ХШ вв. на юге Франции широко распространилась ересь катаров, получившая там название альбигойской (по главному центру ереси - г. Альби). Альбигойская ересь носила дуалистический характер, то есть признавала существование двух независимых и вечных творящих начал - доброго бога, создавшего человеческие души и мир ангелов, и злого бога или дьявола, создавшего материальный мир, в том числе и католическую церковь. Альбигойская ересь получила широкое распространение на юге Франции, где в ХП в. было много процветающих городов, где сложилась своеобразная светская культура. Поэтому альбигойскую ересь можно рассматривать как идеологию, соответствовавшую уровню экономического и культурного развития региона и видеть в ней отдаленную предшественницу Реформации .
3. "Крестовый поход" против альбигойской ереси был также как и крестовые походы на Ближний Восток формой проявления феодально-католической экспансии. Инициатором похода выступил папа Иннокентий III. В результате альбигойских войн (1209 - 1229) южная Франция, которая прежде существовала почти независимо от северной части страны, была присоединена к Французскому королевству, а католическая церковь утвердила на юге свое влияние.
Прочитайте документы №№19,20. Ответьте на следующиевопросы :
1. Какие статьи Великой хартии вольностей говорит о том, что в начале ХШ в. Англии начала складываться сословно- представительная монархия? 2.Какой орган, упоминаемый в хартии, явился предшественником английского парламента? 3. Какие свободы были предоставлены различным сословиям согласно Великой хартии вольностей?4. Какие положения "Золотой буллы" Карла IV позволяют сделать вывод о том, что Германия в ХIV веке представляласобой конфедерацию мелких государств?5. Какие территории включала в середине XVI в. Испанская монархия?
Отвечая на
вопросы, следует иметь в виду,
что: в средневековой Европе
сменяли друг друга и
Прочитайте статью
Е. А. Косминского “Церковь, христианство
и ереси в Средние века”
из сборника “Феодализм в
Обратите внимание на следующие моменты : 1.Какие функции выполняла католическая церковь в обществе?2.Порождением какого сословия были по преимуществу средневековые ереси? Почему?3.В чем проявлялось воздействие религии на духовную жизнь средневекового общества?4.В чем заключаются характерные особенности восприятия христианской религии крестьянством?5.На чем было основано утверждение католической церкви, что только с ее помощью человек может спастись в будущей жизни?
Согласно концепции католической церкви в результате совершенных Христом, апостолами и христианскими святыми “сверхдолжных дел”, образовалась избыточная благодать, не нужная для спасения души самих апостолов и святых. Этой благодатью распоряжается католическая церковь, и каждый, следующий ее наставлениям, приобщается к этой благодати. Своими собственными силами обычный человек спастись не может, так как он по природе греховен и его греховное начало всегда перевесит любые совершенные им богоугодные дела.