Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 12:17, реферат
Середина 18 века. После смерти Елизаветы Петровны трон наследует Петр III. Но недальновидная социальная политика, конфликты с православной церковью и российс-
кой гвардией, презрение к жене, прусские симпатии императора настроили против него
и значительную часть населения, и гвардейцев и придворных. Властвовать ему довелось
всего 186 дней. При помощи гвардейских полков, 28 июня (9 июля) 1762 года был совер-
шен государственный переворот.
1. Введение……………………………………………….………….………...1
2. Екатерина II: Путь в Россию…………………………………….………. .2
3. Восшествие на престол и начало царствования……………….…………3
4. Внутренняя политика....................................................................................4
5. Крепостное право……………………………………………………..........8
6. Внешняя политика…..………….………………………………………...10
7. Культура и просвещение…………………………………………………12
8. Заключение……………………………………………………………..…15
9. Литература……………………………………………………………...…16
чение в воспитательные дома, становились свободными. Екатерина готовила указ, соглас-
но которому дети крепостных, родившиеся после 1785г., считались вольными. Мечтала она осуществить и другой проект – он привел бы к постепенному освобождению крестьян при переходе имений из одних рук в другие. С другой стороны, ее попытки ограничить,
например, продажу крестьян без земли успехом не увенчались.
Впрочем, в практическом плане ясно, что чтобы ослабить давление дворянства на власть, нужно было найти ему противовес. Таким противовесом могло стать лишь третье
сословие. Прозорливая и мудрая Екатерина это, по-видимому, хорошо понимала и немало
сделала в этом направлении. Но возможности ее были ограничены.
На
это можно взглянуть и иначе.
Ведь ликвидация
изменение политического строя (что и произошло в 1860г.), а для того чтобы окружение
Екатерины этого пожелало, нужно чтобы черты системного кризиса стали столь явны, что
их уже нельзя было бы игнорировать. Царствование же Екатерины было временем внут-
ренней стабильности и внешнеполитических побед. До кризиса было еще далеко.
Внешняя политика
Вслед за Петром I Екатерина считала, что Россия должна занимать активную позицию
на мировой арене, вести наступательную, и в определенной мере агрессивную, политику.
Вступив
на престол, она разорвала
сией. Благодаря ее усилиям был восстановлен на курляндском престоле герцог Э.И. Бирон.
В 1763 г. опираясь на поддержку Пруссии, Россия добилась избрания своего ставленника Станислава Августа Понятовского на польский трон.
При Екатерине II стали применяться новые методы дипломатической работы. Екатери-на очень широко поставила дело политической пропаганды за границей. Эту цель пресле-
довала
в частности ее собственная переписка
с Вольтером, Гриммом, Дидро и
другими представителями «
Усиление России беспокоило крупные европейские страны – Англию, Австрию, Фран-цию, и они стали прилагать усилия, чтобы столкнуть Россию и Турцию и тем самым осла-бить их обеих. В конце концов, это привело к продолжительной и кровопролитной войне между Россией и Турцией (1768-1774гг.), из которой Россия вышла победительницей. Война окончилась подписанием мира летом 1774 г. в деревушке Кючук-Кайнарджи на Ду-нае. В итоге Турция признала независимость Крыма. В странах, подвластных Османской империи, были открыты русские консульства, турецкое правительство гарантировало сво-боду исповедания христианской религии в своих владениях, а Грузия освобождалась от тяжелейшей дани юношами и девушками, отправляемыми в Турцию. Но главное - Россия получила выход к Черному морю: право иметь свой флот, право беспрепятственного пла-вания по Черному морю и право прохода через проливы Босфор и Дарданеллы. В после-дующие годы происходило укрепление российских позиций в Крыму и на Кавказе, завер-шившееся в 1783 г. включением Крыма в состав Российской империи и подписанием Георгиевского трактата с Картли-Кахетинским царем Ираклием II, обеспечившего при-сутствие русских войск в Грузии, а в последствии ее присоединение к России. Обширней-шие территории Северного Причерноморья отошли к России. Они получили название– Новороссия. Наместником был назначен талантливый фаворит Екатерины - Г.А. Потем- кин. Он и занялся обустройством этого края и строительством черноморского флота.
В 1787 г. Екатерина в сопровождении блестящей свиты, иностранных дипломатов, австрийского императора и польского короля совершила путешествие в Крым. За 4 года Потемкин превратил Новороссию в цветущий край. В Турции путешествие Екатерины бы-ло расценено как стремление России к дальнейшему расширению границ на юге за счет турецких территорий (хотя и были такие задумки в виде Греческого проекта, Россия не собиралась вступать во вторую войну с Турцией). В 1787 г. турецкий султан объявил Рос-
сии войну. Началась вторая война с Турцией (1787-1791гг.) Почти одновременно началась война со Швецией (1788-1790гг.), пытавшейся добиться реванша за поражение в Северной
войне. Однако Россия успешно справилась с обоими противниками. Зимой 1791 г. был подписан Ясский мир с Турцией, подтвердивший условия Кючук-Кайнарджийского мира. Турция признавала Крым владением России, а также российское покровительство Грузии, установленное Георгиевским трактатом 1783 г. В состав России вошли территории между реками Буг и Днестр, а также Тамань и Кубань.
Во времена Екатерины II распада Речи Посполитой (Польши) можно было ожидать со дня на день, т.к. ко второй половине XVIII в. Польша превратилась в нежизнеспособное
государство. Прусский король выдвинул план расчленения Польши и предложил России
присоединиться к нему. Екатерина II считала целесообразным сохранить единую Польшу,
но затем решила использовать слабость Польши и вернуть те древнерусские земли, кото-
рые были захвачены ею в период феодальной раздробленности. В 1772, 1793, 1795 гг. Австрия, Пруссия, Россия произвели три раздела Речи Посполитой. Так в результате этих
разделов Россия вернула Беларусию, Правобережную Украину, Волынь, а также получила новые территории – Литву и Курляндию. Этнически польские районы к России присоеди-нены не были.
К
событиям в революционной
ленной долей симпатии, видя в них результат неразумной деспотической политики фран-
цузских королей. Однако после казни Людовика XVI она увидела в революции опасность
для всей Европы.
Внешнеполитическими результатами 34–летнего пребывания Екатерины на троне были
значительные территориальные приобретения и окончательное закрепление за Россией статуса Великой державы. Страна стала играть одну из ведущих ролей в мировой полити-
ке, позволявшую воздействовать в своих интересах на решение практически любых меж-
дунардных вопросов. Все это дало возможность в XIX столетии еще более раздвинуть гра-
ницы империи. По существу, именно в екатерининскую эпоху была создана «единая и не-
делимая» империя с неисчерпаемыми людскими и экономическими ресурсами и бескрай-
ними просторами, поглощавшими любого завоевателя.
Культура и просвещение
Важной частью внутренней политики самодержавия при Екатерине II являлись меры, имевшие своей целью распространение образования, воспитание подданных в духе идеа-
лов Просвещения. Заботами императрицы учреждаются институты, кадетские корпуса и
воспитательные дома. Но главной заслугой Екатерины в этой области можно считать пер-
вый опыт создания в России системы общего начального образования, не ограниченного
сословными преградами (за исключением крепостных крестьян). Специальная прави-
тельственная комиссия разработала программу создания двухклассных училищ в уездах и
четырехклассных – в губернских городах. В годы царствования Екатерины II было поло-
жено начало женскому образованию в России. В 1764 году в Петербурге открылся Смоль-
ный институт. Всего к началу XIX в. в стране насчитывалось 550 различных образователь-
ных заведений, в которых обучались 62 тыс. человек.
Социальный
состав учащихся в
рым. В народных училищах преобладали дети мастеровых, крестьян, ремесленников, сол-
дат, матросов и т.д. Неодинаков был и возрастной состав учащихся в одних и тех же клас-
сах обучались и малыши и 22-х летние мужчины. Прошедшие курс обучения умели чи-
тать, писать, знали начальные сведения из арифметики и геометрии.
Немалую роль в развитии просвещения в России сыграли солдатские школы – общеоб-
разовательные училища для солдатских детей. Солдатские дети составляли основную мас-
су студентов Московского и Петербургского университетов. К типу солдатских принадле-
жали также национальные военные школы, открытые во второй половине XVIII в. на Се-
верном Кавказе (Кизлярская, Моздокская и Екатериноградская).
Второй тип школ – это закрытые дворянские учебные заведения: частные пансионы, шляхетские корпуса, институты благородных девиц и т.д., всего более 60 учебных заведе-
ний, где обучалось более 4,5 тыс. дворянских детей. В шляхетских корпусах (Сухопутном,
Морском, Артиллерийском, Инженерном) готовили главным образом офицеров для армии
и флота.
К третьему типу учебных
назначенные для детей духовенства.
Небольшое количество, около 20, специальных школ (горные, медицинские, учительс- кие, штурманские, межевые, коммерческие и др.), а также основанная в 1757г. Академия
художеств и в 1773г.- Балетная школа, представляли четвертый тип учебных заведений. Хотя в них обучалось около 1,5 тыс. человек, они играли важную роль в подготовке спе- циалистов, в которых Россия особенно нуждалась.
Примечательно, что при Екатерине II организация врачебной помощи населению воз-
лагалась на государство. Медицинская комиссия, учрежденная в 1763г., и приказы об-
щественного призрения должны были блюсти медицинскую часть в империи и готовить
медицинских работников. Каждый город обязан был иметь больницу и аптеку, где боль-
ным предлагались лекарства, которые назначал врач. По приказу Екатерины открывались психиатрические лечебницы. Так как врачей недоставало, то их выписывали из-за грани-цы и проводили обучение русских лекарей и хирургов, в тоже время основывались фабри-ки хирургических инструментов. Она собственным примером положила начало проведе-нию вакцинации, привив себе и своему сыну Павлу оспу, специально вызванным для это-
го из Англии врачом Томасом Димсдеймом.
Большой шаг вперед делает русская наука. В 1783г. была основана особая Российская
Академия для изучения языка и литературы.
Академия наук в Петербурге стала в это время центром русской науки, ее авторитет вырос и на международной арене. Именно с ней связаны все выдающиеся научные откры-
тия XVIII в. в России. Академия располагала хорошо оснащенными физическими и хими-
ческими лабораториями, анатомическим театром, музеем, типографией, мастерскими, ар-
хивом, библиотекой,
публиковала периодические
демия провела пять географических экспедиций, которые внесли ценный вклад в изучение
географии страны. Академия наук начала публикацию русских летописей, вышли в свет 20 томов «Древней Российской Вивлиофики»; активно публиковались источники по рус-ской истории (Н.И. Новиковым). Были напечатаны: первое издание сочинений Ломоно-сова и шеститомный «Словарь Российской Академии», содержащий объяснения 43 тыс. слов русского языка. Также в Академии были организованны общедоступные курсы по основным отраслям наук. В это время значительно возросло число русских ученных, сре-ди них выдающиеся натуралисты И.И. Лепехин и Н.Я. Озерецковский, астроном С.Я. Ра-зумовский, минеролог В.М. Севергин, видные историки М.М. Щербатов и И.Н. Болтин.
Благодаря деятельности видного русского ученого М.В. Ломоносова в русскую науку пришли: Барсов, Забелин, Софронов, Котельников, Десницкий и другие. Изобретательство