Екатерина II и ее эпоха

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 12:17, реферат

Краткое описание

Середина 18 века. После смерти Елизаветы Петровны трон наследует Петр III. Но недальновидная социальная политика, конфликты с православной церковью и российс-
кой гвардией, презрение к жене, прусские симпатии императора настроили против него
и значительную часть населения, и гвардейцев и придворных. Властвовать ему довелось
всего 186 дней. При помощи гвардейских полков, 28 июня (9 июля) 1762 года был совер-
шен государственный переворот.

Оглавление

1. Введение……………………………………………….………….………...1
2. Екатерина II: Путь в Россию…………………………………….………. .2
3. Восшествие на престол и начало царствования……………….…………3
4. Внутренняя политика....................................................................................4
5. Крепостное право……………………………………………………..........8
6. Внешняя политика…..………….………………………………………...10
7. Культура и просвещение…………………………………………………12
8. Заключение……………………………………………………………..…15
9. Литература……………………………………………………………...…16

Файлы: 1 файл

Екатерина II и ее эпоха.doc

— 134.00 Кб (Скачать)

чение в воспитательные дома, становились свободными. Екатерина  готовила указ, соглас-

но которому дети крепостных, родившиеся после 1785г., считались вольными. Мечтала она осуществить и другой проект – он привел бы к постепенному освобождению крестьян при переходе имений из одних рук в другие. С другой стороны, ее попытки ограничить,

например, продажу  крестьян без земли успехом не увенчались.

     Впрочем, в практическом плане ясно, что чтобы ослабить давление дворянства на власть, нужно было найти ему противовес. Таким противовесом могло стать лишь третье

сословие. Прозорливая  и мудрая Екатерина это, по-видимому, хорошо понимала и немало

сделала в этом направлении. Но возможности ее были ограничены.

     На  это можно взглянуть и иначе.  Ведь ликвидация крепостничества,  по сути, означала 

изменение политического  строя (что и произошло в 1860г.), а для того чтобы окружение

Екатерины этого  пожелало, нужно чтобы черты системного кризиса стали столь явны, что

их уже нельзя было бы игнорировать. Царствование же Екатерины было временем внут-

ренней стабильности и внешнеполитических побед. До кризиса  было еще далеко.

Внешняя политика

     Вслед за Петром I Екатерина считала, что Россия должна занимать активную позицию

на мировой  арене, вести наступательную, и в определенной мере агрессивную, политику.

     Вступив  на престол, она разорвала заключенный  Петром III союзный договор с Прус-

сией. Благодаря  ее усилиям был восстановлен на курляндском престоле герцог Э.И. Бирон.

В 1763 г. опираясь на поддержку Пруссии, Россия добилась избрания своего ставленника  Станислава Августа Понятовского на польский трон.

   При Екатерине  II стали применяться новые методы дипломатической работы. Екатери-на очень широко поставила дело политической пропаганды за границей. Эту цель пресле-

довала  в частности ее собственная переписка  с Вольтером, Гриммом, Дидро и  другими представителями «просветительской  эпохи». Вместе с тем Екатерина внимательно следи-ла за заграничными изданиями, которые могли принести вред России или ей лично как императрице. Ей удалось остановить печатание книги Рюльера о перевороте 1762 года. К числу новых дипломатических приемов следует отнести и приглашение иностранных дип-ломатов к участию в поездках императрицы по России, например в 1785 г. для осмотра водного пути из Балтийского моря на Волгу и в 1787 г. – в Крым.

     Усиление России беспокоило крупные европейские страны – Англию, Австрию, Фран-цию, и они стали прилагать усилия, чтобы столкнуть Россию и Турцию и тем самым осла-бить их обеих. В конце концов, это привело к продолжительной и кровопролитной войне между Россией и Турцией (1768-1774гг.), из которой Россия вышла победительницей. Война окончилась подписанием мира летом 1774 г. в деревушке Кючук-Кайнарджи на Ду-нае. В итоге Турция признала независимость Крыма. В странах, подвластных Османской империи, были открыты русские консульства, турецкое правительство гарантировало сво-боду исповедания христианской религии в своих владениях, а Грузия освобождалась от тяжелейшей дани юношами и девушками, отправляемыми в Турцию. Но главное - Россия получила выход к Черному морю: право иметь свой флот, право беспрепятственного пла-вания  по Черному морю и право прохода через проливы Босфор и Дарданеллы. В после-дующие годы происходило укрепление российских позиций в Крыму и на Кавказе, завер-шившееся в 1783 г. включением Крыма в состав Российской империи и подписанием Георгиевского трактата с Картли-Кахетинским царем Ираклием II, обеспечившего при-сутствие русских войск в Грузии, а в последствии ее присоединение к России. Обширней-шие территории Северного Причерноморья отошли к России. Они получили название– Новороссия. Наместником был назначен талантливый фаворит Екатерины - Г.А. Потем- кин. Он и занялся обустройством этого края и строительством черноморского флота.

     В  1787 г. Екатерина в сопровождении  блестящей свиты, иностранных дипломатов, австрийского императора и польского короля совершила путешествие в Крым. За 4 года Потемкин превратил Новороссию в цветущий край. В Турции путешествие Екатерины бы-ло расценено как стремление России к дальнейшему расширению границ на юге за счет турецких территорий (хотя и были такие задумки в виде Греческого проекта, Россия не собиралась вступать во вторую войну с Турцией). В 1787 г. турецкий султан объявил Рос-

сии войну. Началась вторая война с Турцией (1787-1791гг.) Почти одновременно началась война со Швецией (1788-1790гг.), пытавшейся добиться реванша за поражение в Северной

войне. Однако Россия успешно справилась с  обоими противниками. Зимой 1791 г. был подписан Ясский мир с Турцией, подтвердивший условия Кючук-Кайнарджийского мира. Турция признавала Крым владением России, а также российское покровительство Грузии, установленное Георгиевским трактатом 1783 г. В состав России вошли территории между реками Буг и Днестр, а также Тамань и Кубань.

     Во  времена Екатерины II распада Речи Посполитой (Польши) можно было ожидать со дня на день, т.к. ко второй половине XVIII в. Польша превратилась в нежизнеспособное

государство. Прусский король выдвинул план расчленения Польши и предложил России

присоединиться  к нему. Екатерина II считала целесообразным сохранить единую Польшу,

но затем решила использовать слабость Польши и вернуть те древнерусские земли, кото-

рые были захвачены  ею в период феодальной раздробленности. В 1772, 1793, 1795 гг. Австрия, Пруссия, Россия произвели три раздела Речи Посполитой. Так в результате этих

разделов  Россия вернула Беларусию, Правобережную  Украину, Волынь, а также получила новые территории – Литву и Курляндию. Этнически польские районы к России присоеди-нены не были.

     К  событиям в революционной Франции  Екатерина первоначально отнеслась  с опреде-

ленной долей  симпатии, видя в них результат неразумной деспотической политики фран-

цузских королей. Однако после казни Людовика XVI она увидела в революции опасность

для всей Европы.

     Внешнеполитическими результатами 34–летнего пребывания Екатерины на троне были

значительные  территориальные приобретения и окончательное закрепление за Россией статуса Великой державы. Страна стала играть одну из ведущих ролей в мировой полити-

ке, позволявшую  воздействовать в своих интересах  на решение практически любых  меж-

дунардных вопросов. Все это дало возможность в XIX столетии еще более раздвинуть гра-

ницы империи. По существу, именно в екатерининскую эпоху была создана «единая и не-

делимая» империя  с неисчерпаемыми людскими и экономическими ресурсами и бескрай-

ними просторами, поглощавшими любого завоевателя.

Культура  и просвещение

     Важной частью внутренней политики самодержавия при Екатерине II являлись меры, имевшие своей целью распространение образования, воспитание подданных в духе идеа-

лов Просвещения. Заботами императрицы учреждаются  институты, кадетские корпуса и

воспитательные  дома.  Но главной заслугой Екатерины  в этой области можно считать  пер-

вый опыт создания в России системы общего начального образования, не ограниченного

сословными преградами (за исключением крепостных крестьян). Специальная прави-

тельственная  комиссия разработала программу  создания двухклассных училищ в уездах и

четырехклассных – в губернских городах. В годы царствования Екатерины II было поло-

жено начало женскому образованию в России. В 1764 году в Петербурге открылся Смоль-

ный институт. Всего  к началу XIX в. в стране насчитывалось 550 различных образователь-

ных заведений, в которых обучались 62 тыс. человек.

     Социальный  состав учащихся в общеобразовательных  школах был чрезвычайно пест-

рым. В народных училищах преобладали дети мастеровых, крестьян, ремесленников, сол-

дат, матросов и  т.д. Неодинаков был и возрастной состав учащихся в одних и тех  же клас-

сах обучались  и малыши и 22-х летние мужчины. Прошедшие  курс обучения умели чи-

тать, писать, знали  начальные сведения из арифметики и геометрии.

     Немалую  роль в развитии просвещения  в России сыграли солдатские  школы – общеоб-

разовательные училища для солдатских детей. Солдатские дети составляли основную мас-

су студентов  Московского и Петербургского университетов. К типу солдатских принадле-

жали также  национальные военные школы, открытые во второй половине XVIII в. на Се-

верном Кавказе (Кизлярская, Моздокская и Екатериноградская).

     Второй  тип школ – это закрытые  дворянские учебные заведения:  частные пансионы, шляхетские корпуса, институты благородных девиц и т.д., всего более 60 учебных заведе-

ний, где обучалось  более 4,5 тыс. дворянских детей. В шляхетских корпусах (Сухопутном,

Морском, Артиллерийском, Инженерном) готовили главным образом  офицеров для армии

и флота.

     К третьему типу учебных заведений  относятся духовные семинарии  и школы. Их нас-читывалось 66, в  них обучалось 20 тыс. человек.  Это также были сословные школы,  пред-

назначенные для  детей духовенства.

     Небольшое  количество, около 20, специальных школ (горные, медицинские, учительс- кие, штурманские, межевые, коммерческие и др.), а также основанная в 1757г. Академия

художеств и в 1773г.- Балетная школа, представляли четвертый тип учебных заведений. Хотя в них обучалось около 1,5 тыс. человек, они играли важную роль в подготовке спе- циалистов, в которых Россия особенно нуждалась.

     Примечательно,  что при Екатерине II организация врачебной помощи населению воз-

лагалась на государство. Медицинская комиссия, учрежденная в 1763г., и приказы об-

щественного призрения  должны были блюсти медицинскую часть  в империи и готовить

медицинских работников. Каждый город обязан был иметь  больницу и аптеку, где боль-

ным предлагались лекарства, которые назначал врач. По приказу Екатерины открывались  психиатрические лечебницы. Так как врачей недоставало, то их выписывали из-за грани-цы и проводили обучение русских лекарей и хирургов, в тоже время основывались фабри-ки хирургических инструментов. Она собственным примером положила начало проведе-нию вакцинации, привив себе и своему сыну Павлу оспу, специально вызванным для это-

го из Англии врачом Томасом Димсдеймом.

     Большой шаг вперед делает  русская наука. В 1783г. была  основана особая Российская

Академия для  изучения языка и литературы.

     Академия наук в Петербурге стала в это время центром русской науки, ее авторитет вырос и на международной арене. Именно с ней связаны все выдающиеся научные откры-

тия XVIII в. в России. Академия располагала хорошо оснащенными физическими и хими-

ческими лабораториями, анатомическим театром, музеем, типографией, мастерскими, ар-

хивом, библиотекой, публиковала периодические научные  издания. За 1768-1774гг. Ака-

демия провела  пять географических экспедиций, которые  внесли ценный вклад в изучение

географии страны. Академия наук начала публикацию русских летописей, вышли в свет 20 томов «Древней Российской Вивлиофики»; активно публиковались источники по рус-ской истории (Н.И. Новиковым). Были напечатаны: первое издание сочинений Ломоно-сова и шеститомный «Словарь Российской Академии», содержащий объяснения 43 тыс. слов русского языка. Также в Академии были организованны общедоступные курсы по основным отраслям наук. В это время значительно возросло число русских ученных, сре-ди них  выдающиеся натуралисты И.И. Лепехин и Н.Я. Озерецковский, астроном С.Я. Ра-зумовский, минеролог В.М. Севергин, видные историки М.М. Щербатов и И.Н. Болтин.

     Благодаря деятельности видного русского ученого М.В. Ломоносова в русскую науку пришли: Барсов, Забелин, Софронов, Котельников, Десницкий и другие. Изобретательство

Информация о работе Екатерина II и ее эпоха