Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:27, реферат
Данная тема, безусловно, актуальна в наше время, так как древние исторические памятники, к коим, несомненно, относиться Егошихинский некрополь, имеют огромную историческую ценность.
Егошихинский некрополь
Данная тема, безусловно, актуальна в наше время, так как древние исторические памятники, к коим, несомненно, относиться Егошихинский некрополь, имеют огромную историческую ценность.
Изучение подобных памятников, и некрополей, в частности - неотъемлемая часть процесса изучения общей истории города и региона. Также, необходимо заметить, что изучение древних некрополей, зачастую приносит гораздо больше исторически важной и точной информации, нежели изучение других памятников культуры, а подобные письменные исследования не только помогают систематизировать полученные в процессе изучение знания, но и привлекают внимание общественности к историческим памятникам, тем самым, способствуя их сохранению и дальнейшему изучению.
Целью данной работы автор ставит изучение истории Егошихинского некрополя с момента создания до настоящего времени, изучение истории создания церквей, связанных с ним и изучение параллелей развития данного некрополя и общего развития города.
Задачами данной работы являются: выявление периодизации, ознакомление с литературой по данной теме и выведение соответствующих выводов.
Глава I
Старейшее из сохранившихся пермских кладбищ и второе по времени основания - Егошихинское кладбище возникло во второй половине 18 века. Оно располагается между рекой Егошихой и ее притоком - рекой Стикс (бывшая Акунька).
В настоящее время, на территории кладбище расположены две церкви - Церковь Успения Божьей («Старокладбищенская») и Церковь Всех Святых («Всесвятская» или «Новокладбищенская»).
«Старое кладбище» — это самая старая часть Егошихинского некрополя. 10 декабря 1784 года здесь была освящена первая деревянная церковь. В этой части кладбища находиться самые самые старые захоронения в истории города.
На многих могилах – каменные подиумы и надгробные плиты с эпитафиями на немецком языке. Пастор Теодор Ротхаст (1820-1885), председатель Пермской палаты, статский советник Мир Иванович фон Галлер(похоронен в 1846 году), врач, статский советник Владимир Иванович Циммерман(1812-1883).
Католическое кладбище – «Цментарж» (с польского – «уголок»). Здесь погребены в основном участники польских восстаний 1830-го и 1863-го годов, сосланные в Пермь и ставшие ее жителями. Многие из них активно участвовали в жизни города и оставили о себе добрый след. Сейчас порядок на польском кладбище поддерживается настоятелем костела отцом Анджеем совместно с его прихожанами, а также активистами Пермского общества польской культуры.
Иудейское (еврейское) кладбище – «Бейт кворот» (с иврита – «кладбище»), возникло в 1840-е годы, вместе с появлением в Перми иудейской общины. Кладбище отличается небольшими размерами, однако оно насчитывает десятки высоких и массивных надгробий. Эту часть кладбища, наравне с лютеранской и католической, историки признают самой живописной.
Мусульманское (татарское) кладбище – «Зирэт» (с татарского – кладбище), довольно обширный участок на территории нового кладбища. Здесь похоронен полковник Исхаков, Зиновий(Зинатулла) Генатулаевич, 1908-1958, летчик, Герой Совесткого Союза. В годы Великой Отечественной войны, находившийся под его командованием 13-й гвардейский воздушно десантный полк вел успешные наступательные бои от города Бухареста до реки Тиссы, проявляя исключительное мужество и героизм. После войны Зинатулла Исхаков руководил Пермским военным авиационным училищем.
Новое православное Егошихинское кладбище – эта часть кладбища, самая новая, отличается тем, что на ней расположена Церковь Всех Святых («Всесвятская» или «Новокладбищенская»), построенная по проекту архитектора И. И. Свиязева в 1832 году. Следует заметить, что церковь существовала и раньше – изначально построенная из дерева в 1781г, за полвека она пришла в негодность, после чего городским советом было принято решение о возведении новой, каменной церкви. Все захоронения в этой части кладбища сравнительно новые. Они принадлежат в основном жертвам репрессии и участникам Великой Отечественной Войны, скончавшимся в пермских госпиталях. В память погибшим героям воины на кладбище установлен обелиск Скорбящей матери (скульпторы Ю. Якубенко и Мендель Футлик).
Глава II
История создания некрополя.
Первым со времени возникновения города, было заводское кладбище возле деревянной церкви Святых Апостолов Петра и Павла, заложенной в 1724 г. и освященной в 1726 г. В 1757 г.
12 августа 1781 г. перед открытием Пермского наместничества Петропавловская церковь была переименована в собор, а кладбище перенесено на гору в лес между рекой Егошихой и впадающим в нее ручьем Акулькой (впоследствии р. Стикс). Следует заметить, что эта мера была вызвана необходимостью, так как город стремительно расширялся. Однако, при дальнейшем расширении городских границ Егошихинский некрополь вновь оказался в центре города (где он и находиться по сей день). Первая церковь построенная на Егошихинском кладбище, была деревянная. Именно с историей этой церкви тесно связана сама судьба и история кладбища. Она была построена в течение года и освящена 10 декабря 1784 г. во имя Всех Святых. При кладбищенской церкви находилось деревянное здание богадельни, которая содержалась на средства приказа общественного призрения.
Из речи Городского головы Д. Е. Смышляева, произнесенной в собрании городского общества 1 ноября 1823 г.: «Почтенное Пермское общество, вы повещены сюда для миролюбивого и полезного совета…
Его Преосвященство Епископ Пермский Дионисий при обозрении здесь церквей божьих находит он в ветхом положении кладбищенскую деревянную церковь, желает довести до сведения нашего общества, которые как сыны божьи заблаговременно предусматривают необходимую надобность в возведении вновь каменной церкви, на что изъявляет свое архипастырское благословение. Выслушав таковое его Преосвященства соизволение, со своей стороны почитаю за необходимое, по известному ветхому положению той деревянной церкви, которая построена сколь нам известно на счет Приказа Общественного призрения и при которой почти у всякого жителя здешнего города покоятся в вечном блаженстве родственники или свойственники, или родители, или жены, или дети, и сами мы не можем отрешиться избегнуть того же пути. Дабы церковь имела за нас теплые свои молитвы, приложим общее наше попечение и память наступающего 15 ноября 23-летия открытия губернии и составления самого нашего общества с хвалою Всевышнего творца и во здравие Всеавгустейшего государя Александра Павловича и всей его царской фамилии, имея приличную сумму, которую разложим на себя, как известно и пермское благородное общество, усердствуя на предмет сего не оставят споспешествовать сему благоугодному делу быть соучастниками нашего предприятия…
Все мы вкупе по братской любви, подобно сирые вдовицы, которая положила 2 лепты и тем исполнила свой долг признательности ко Всевышнему, подражая оной всякий по мере своего состояния и совести за приятнейшее себе долей сочтет быть участником на сей случай вкласть на то богоугодное дело с означением своего имени и суммы единовременно или в с разделением на годы дабы тем скорее можно достигнуть по предположению нашему постройку кладбищенской каменной церкви …[1]». Смышляев лично обязался в два года внести на сооружение храма – 5 тыс. руб.
Для наблюдения за прочностью и правильностью постройки новой каменой кладбищенской Всехсвятской церкви Пермской городской думой был приглашен архитектор Горного правления И.И. Свиязев. Иван Иванович Свиязев (1797, с. Верхние Муллы Пермской губ. – 27.10.1875, Петербург). И.И. Свиязев с 1822 по 1832 гг. был главным архитектором Уральского горного правления и принимал деятельное участие в застройке города. По сообщению самого Свиязева в Перми по его проектам и под его надзором было построено 31 здание, в числе которых были: здания бывшей Пермской духовной семинарии (перестроены в 1930-е гг.), бывший губернаторский дом (перестроен в 1908 г.), училище детей канцелярских служителей (перестроено в 1909 г.), церковь во имя Всех Святых на новом кладбище, жилой дом Крылова, ротонда на Загородном бульваре (сад им Горького), собственный дом у Сибирской заставы (сгорел в пожар 1842 г.), здание благородного собрания (ныне клуб УВД им. Ф. Э. Дзержинского), колокольня кафедрального собора, медеплавильная фабрика на Мотовилихинском заводе.
В 1826 г. по заказу городской думы архитектор Уральского горного правления И. И. Свиязев выполняет проект кладбищенской церкви на так называемом Новом кладбище. Свиязеву за составление плана, фасада и сметы церкви» городской думой было выплачено 500 рублей.
Перед Свиязевым было поставлено несколько условий: новая церковь должна вмещать не более 450 человек, в ней должен заключаться небольшой придел, который, не увеличивая пространство церкви, помещался бы над входом в церковь под колокольней, которая «для удовлетворения вкусов большей части жителей», должна быть возвышенной, при входе в церковь должно находиться место для сторожа, и чтобы строение церкви не было сопряжено с отяготительными для города расходами.
В том же году губернский архитектор Васильев отказывается утвердить выполненный проект, мотивируя свое решение, тем, что И. И. Свиязев отступил от Высочайше апробированного проекта. Тяжба, тянувшаяся длительное время, отодвинула срок осуществления проекта в натуре. И. И. Свиязев обстоятельно доказал возможность изменения апробированного проекта, исходя из условий и требований, поставленных перед ним в заказе.
Наконец в 1832 г. церковь, без каких либо изменений проекта была заложена на новом кладбище. В 1836 г. церковь во имя Всех Святых была построена, тщанием коммерции советника Дмитрия Емельяновича Смышляева при участии граждан города Перми и освящена в 1838 г. во имя Всех Святых.
В новой церкви было два престола: главный во имя Всех Святых, а в пределе на хорах – во имя Сретения Господня. По штату при церкви полагалось 2 священника, дьякон и 2 псаломщика. Изящная, круглая в плане церковь с большим куполом, украшенная колоннами, стала одной из архитектурных достопримечательностей г. Перми.
Здание решено в стиле русского классицизма нач. 19 века, и представляет уникальный памятник архитектуры.
«Церковь решена в виде ротонды, что является чрезвычайно редким приемом в русском церковном строительстве. Следует отметить и своеобразное толкование ордерной системы И.И. Свиязевым южный и северный портики у ротонды. Колокольня, решенная в классических формах, тем не менее, испытала влияние приемов более раннего барокко, которое архитектор умело использовал – спаренные пилястры, формы купола, завершения и др. Необычайно конструктивное решение колокольни – она помещается над входом в церковь с западной стороны и опирается на свод. Еще одна особенность церкви – над притвором существует еще одна церковь (во 2-м этаже), которая имеет полуциркульное отверстие соединяющее ее с основным храмом[2]».
Здание Всехсвятской церкви дошло до наших дней практически без искажений (за исключением пристроя к притвору храма с западной стороны в 1879 г. по проекту чертежника Колесникова и надстройки колокольни, произведенной в 1909 г. по проекту архитектурно-строительного бюро А.Б. Турчевича), что увеличивает ценность памятника.
В нач. ХХ века церковь во имя Всех Святых была расписана художником Зелениным. Алексей Несторович Зеленин (31.05.1870, г. Оханск – 24.03.1944, Пермь) – художник, педагог. В 1886-1895 гг. обучался в Академии художеств в Петербурге. Работал в Париже в Академии Жулиана под руководством Бугеро (1895-1897), посещал академию Коларосси.
Всехсвятская церковь многое пережила за время своей истории: конфискацию имущества, закрытие храма, физическое преследование верующих, репрессии против священников. В феврале 1941 г. в ходе проверки деятельности исполнительного органа церкви были обнаружены многочисленные нарушения советского законодательства о культах, невыполнение требований пожарного надзора и т.п. Молотовский горисполком принял решение изъять здание церкви от общины верующих и считать общину ликвидированной.