Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 19:34, курсовая работа
Совсем недавно еще в 1990 гг.; 1993 гг. можно было стать очевидцем попытки государственного переворота. В период распада СССР государство переживало период политической нестабильности, политической непостоянности, раскол между правительством и политической элитой. Эти ситуации связывают ряд сходств и различий. Так например, схожим является то, что главная роль отведена элитным воинским формированиям, а главным центром действий становится столица. Различиями будут являться разная форма правления, разные формы устройства общества, иные политические режимы, общество не реагировавшее на политические перестановки в высших эшелонах власти. Перевороты 1990-х годов вышли далеко за пределы дворцовых интриг, особую роль в них сыграло общественное движение. В дворцовых переворотах XVIII, как в зеркале отразились события недавнего прошлого, именно по этому данная эпоха стала интересна для исследователей рубежа XX-XXI вв.
Введение…………………………………………………………………….…….3
Пункт 1. Анализ понятия и причин дворцового переворота…………….…......5
1.1 Понятие «дворцовых переворотов» ………..……..…………..…..….5
Пункт 2. Предпосылки политической нестабильности и механизмы переворотов…………………………………………………………......7
Пункт 3. Дворцовые перевороты и попытки правовых реформ…….9
Заключение………………………………………………………………………21
Список используемой литературы…………………………………………..…22
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
ГБОУ ВПО
Сибирский государственный университет путей сообщения
Кафедра «Публичное право»
Реферат
по дисциплине «История отечественного государства и права»
Дворцовые перевороты и попытки правовых реформ
Руководитель
Разработал
Новосибирск 2015
Содержание
Введение…………………………………………………………
Пункт 1. Анализ понятия и причин дворцового переворота…………….…......5
1.1 Понятие «дворцовых переворотов» ………..……..…………..…..….5
Пункт 2. Предпосылки политической
нестабильности и механизмы переворотов…………………………………………………
Пункт 3. Дворцовые перевороты и попытки правовых реформ…….9
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………..…
Введение
Эпоха дворцовых переворотов является одной из самых значимых в истории Российской Империи. Она характеризуется борьбой династий, вооруженным свержением власти. Борьбой политических личностей. Не случайно события именно этой эпохи интересуют историков и авторов повестей и романов, послужили основой для множества кинолент даже в XXI в.
Совсем недавно еще в 1990 гг.; 1993 гг. можно было стать очевидцем попытки государственного переворота. В период распада СССР государство переживало период политической нестабильности, политической непостоянности, раскол между правительством и политической элитой. Эти ситуации связывают ряд сходств и различий. Так например, схожим является то, что главная роль отведена элитным воинским формированиям, а главным центром действий становится столица. Различиями будут являться разная форма правления, разные формы устройства общества, иные политические режимы, общество не реагировавшее на политические перестановки в высших эшелонах власти. Перевороты 1990-х годов вышли далеко за пределы дворцовых интриг, особую роль в них сыграло общественное движение. В дворцовых переворотах XVIII, как в зеркале отразились события недавнего прошлого, именно по этому данная эпоха стала интересна для исследователей рубежа XX-XXI вв.
Таким образе в свете современных тенденций развития отечественной науки и права можно провести параллели с событиями и причинами дворцовых переворотов XVIIIв и событиями 1990-х годов. Таким образом, данные проблемы затронутые в ходе дворцовых переворотов XVIIIв. представляются необычайно актуальными и в настоящее время.
Цель: Анализ дворцовых переворотов и попыток правовых реформ.
Задачи:
1.1 дать определение дворцовым переворотам
1.2 обозначить предпосылки политической нестабильности
2. Исследовать историографию дворцовых переворотов и попытки правовых реформ
2.1 раскрыть исторические аспекты дворцовых переворотов
2.2 описать попытки правовых реформ
Объект исследования: История России во время политической нестабильности
Предмет исследования: Дворцовые перевороты и попытки правовых реформ
Методы исследования:
Несмотря на то, что цели и задачи данной работы связаны, с поиском закономерностей, главное внимание в ней уделено источникам.
В работе использованы также источники документального характера: «Устав о престолонаследии» (1722) и «Табель о рангах» (1722)
1. Историография дворцовых переворотов
1.1 Понятие «дворцовых переворотов»
В ходе работы, при рассмотрении данного вопроса возникает проблема определений. Существуют различные подходы к толкованию понятия "дворцовый переворот", "эпоха дворцовых переворотов"
Термин "дворцовый переворот" в связи с русской историей XVIIIв. впервые был использован С.М.Соловьевым, в отличие от него В.О.Ключевский уже выделял целую эпоху "дворцовых переворотов". В дореволюционной историографии термин не получил окончательного толкования. Еще С.Ф.Платонов использовал понятия "дворцовый" и "государственный" как синонимы.
Понятие "дворцовый переворот" отсутствует в основных словарях и справочниках. Обычно авторы ограничиваются определениями терминов "переворот" и "государственный переворот". Словарь Брокгауза и Ефрона предлагает определение: "Государственный переворот - захват правительственной власти, учиненный насильственно посредством заговора или открытого вооруженного мятежа. Целью государственного переворота является перемена формы и порядка управления государством, или свержение и передача законного представителя верховной власти и передача её другому лицу"1. Следует отметить, что в данном случае можно говорить, лишь с рядом оговорок. Открытое восстание в данном случае является следствием заговора, причем оно имеет достаточно ограниченные масштабы (в противоположном случае это будет являться бунтом или революцией). Таким образом можно выделить определение, "дворцовый переворот" - государственный переворот — это захват правительственной власти с целью свержения представителя законно установленной верховной власти и передачи этой власти другому лицу. Данное определение более удобно, т.к. оно позволяет включить в состав дворцовых переворотов не только события связанные со свержением формальных глав государства, но и представителей высшей политической элиты общества, например А.Д.Меншиков, Э.И. Бирон. Однако следует подчеркнуть, что данное понятие является условным и, в соответствии с определением, может использоваться для описания политических претрубаций в государствах с немонархической формой правления. Также сложно определить хронологические рамки и саму суть содержания понятия "эпоха дворцовых переворотов". В соответсвии с классическим подходом в историографии "эпоха дворцовых переворотов" - период 1725-1762 гг., при котором для Российской Империи была характерна частая смена власти, происходившая главным образом путем дворцовых переворотов, совершавшихся при поддержке дворянских группировок или гвардейских полков. В 1725 г. А.Д.Меншиков при поддержки Преображенского полка гвардии возвел на престол жену Петра Великого - Екатерину I; в 1727 - Долгоруковы добились от Петра II суда над А.Д.Меншиковым и ссылки его; в 1740 - гвардейские полки свергли Э.И.Бирона - фаворита Анны Иоанновны2; в 1741 Елизавета Петровна свергла малолетнего императора Ивана VI Антоновича; в 1762 - Екатерина II свергла своего мужа императора Петра III. Таким образом, можно сделать вывод, что в истории России было проведено 5 "дворцовых переворотов" в период от смерти Петра до воцарения Екатерины Великой. Однако современные историки предлагают включить в этот список дворцовый переворот 1801г. - восстание декабристов. Ведь действительно, в соответствии с мнением современных историков по своим признакам свержение Павла I можно считать классическим образцом дворцового переворота. По моему мнению, В.О.Ключевский отказался включить от него, в связи с напряженной ситуацией в Империи конца XIXв., когда государство тщательно оберегало тайну смерти "русского Гамлета". Следует также вспомнить о неудавшихся переворотах - кондиции, попытки свержения власти "Временным правительством"
В данной работе мы ограничимся рассмотрением дворцовых переворотов в период со смерти Петра I ,до гибели Павла I (1725-1801), т.е. «эпохой дворцовых переворотов» в хронологических рамках признаваемых большинством современных историков исследователей.
2.Предпосылки политической нестабильности и механизмы переворотов
В XVIII в. в Российской империи образовалась такая ситуация, при которой дворцовые перевороты стали наиболее действенными, простыми, а иногда и единственными способами разрешения противоречия в высших эшелонах власти. Причины способствовавшие установлению этих условий необходимо искать искать в деятельности и государственной политики Петра Великого, которые непосредственно предшествовали этой эпохе.
Петр I, умирая в 1725г., не оставил законных приемников. Он был слишком дальновидным и последовательным правителем, чтобы осознавать то, чем это грозит государству. В сложившейся ситуации, возведение на престол любого правителя может быть расценено как государственный переворот.
5 февраля 1722г. император издал "Устав о наследии престола". Император не скрывал главной цели и причины создания "устава": позиция наследника, царевича Алексея угрожала существованию Российской империи.
Основная мысль документа представлена в заключительных строках: "Всегда в воле правительствующего государя, кому оной хочет, тому и определит наследство"3. Таким образом, после смерти Петра I традиционный порядок престола наследия уже был отменен, а в соответствии с новым наследник не был выбран, в результате этого сложился династический кризис, который удалось решить при помощи первого дворцового переворота. Те же причины вызывали и последующие государственные перевороты. С одной стороны преимущественными правами на престол будет обладать старший и наиболее близкий к основной ветви династии представитель. С другой же стороны, этот представитель некогда не будет единственным законным представителем и легитимным претендентом на престол, а в случае его свержения узурпатор станет императором, не вступая в непреодолимые противоречия с законами государства.
После церковной реформы Петра Великого церковь не имела возможности быть противовесом самодержавию, т.к. была окончательно включена в систему государственного аппарата. Реформы Петра, создали все предпосылки в обществе для дворцовых переворотов. Лица не находящиеся на государственной службе, в той или иной сфере оказывались вне закона. В низших слоях общества, также назревало недовольство. Крестьянство после переписи 1718-1724 гг. было обложено подушной податью, была сформирована такая категория как государственные крестьяне. Они вместо повинностей в пользу помещика несли повинности в пользу государства. Была ликвидирована такая категория, как холопство. Крестьян к земле прикрепляли посредством введения паспортной системы. Ремесленничество по указу 1722г. объединилось в подконтрольные государственной власти цеха. Ухудшалось положение свободного купечества, оно разорялось не в силах выдержать конкуренцию с государственными монополистами. В следствии церковной реформы, произошла ликвидация института патриархата и частичная секуляризация церковных реформ, в свою очередь священники стали особого рода чиновниками.
Немаловажную роль сыграла и роль образования, так например, для представителей служилого дворянства оно давало возможность быстрого карьерного роста по социальной лестнице, в отличии от них отпрыскам боярских семей оно являлось повинностью. В свою очередь государство издало в 1714г. указ запрещавший таким недорослям жениться. Роль этих прогрессивных изменений невероятно велика: во власть пришли активные, амбициозные и способные люди. Во многом благодаря именно этим людям России удалось так быстро интегрироваться в Европу. Но также были и негативные аспекты данной тенденции, начинают подрываться традиционные устои общества. По уже вспоминавшемуся указу о единонаследии 1714 г. ликвидировалась разница между боярским сословием и дворянством, между юридическим статусом вотчины и поместья.
После реформ Петра I дворянство становится единственным политически активным сословием. Дворцовые перевороты и заговоры осуществлялись преимущественно дворянами. Представители других слоев общества не играли значительной роли в политической жизни общества. Основной движущей силой дворцовых переворотов стала гвардия, показавшее свое значение в сражение под Нарвой 1711 г.. Во главе каждого дворцового переворота стояла та или иная политическая группировка. Обычно заговор зрел в верхах властных кругов, в среде дворянской аристократии. Во время государственных переворотов правительственные силы вели себя крайне пассивно, отдавая инициативу в руки мятежников. Победившие в ходе дворцового переворота претенденты всеми силами старались легитимировать свою власть, а судьба проигравшего соперника во время и после переворота была принципиальным вопросом.
Пункт 3. Дворцовые перевороты и попытки правовых реформ
Смерть Петра I вызвала кризис в государстве, особо остро стоял вопрос о наследнике империи, он так и не был решен императором. В связи с непримиримыми отношениями с прежним наследником, Петр I отдалил царевича Алексея от престола, изменив порядок престолонаследования. В своем "Уставе о наследии престола" от 5 февраля 1722г. Петр отказался от династического принципа, в пользу права монарха назначать самому себе приемника. Однако данный нормативно-правовой акт не внес в порядок наследования , сам Петр не смог назвать себе приемника, тем самым усугубив политическую ситуацию в государстве. Данная ситуация осложнялась тем, что после себя Петр оставил достаточно большое количество претендентов на престол дома Романовых.
В ходе первого государственного переворота А.Д.Меншиков при поддержке гвардии возвел на престол Екатерину I. В своих трудах историк С.М.Соловьев отмечал, что гвардия, созданная Петром I была... предана до обожания умирающему императору", но эта привязанность переходила и на супругу умирающего монарха, которую видела постоянно с мужем и безмерно уважаемая солдатом, казавшаяся им "настоящею полковницею". Гвардейские офицеры сами пришли к императрице с уверениями в своей преданности. Годы правления Екатерины I, можно назвать годами правления Верховного тайного совета, это было вызвано полной неспособностью императрицы к государственной деятельности, у неё не было желания управлять империей , фактически государством правил А.Д.Меншиков. Следует особое внимание уделить тому, что с юридической точки зрения "Манифест о воцарение" Екатерины нарушил, закрепленный в "Уставе о наследование престола", порядок наследования престола.
Противоречили "уставу" и вызывали дестабилазию политического устройства такие действия как:
Эти действия имели весьма негативное воздействие на дальнейшую судьбу империи, так как показали, что существует возможность по своему усмотрению избрать монарха высшим кругом должностных лиц. Итогом правления Екатерины I стал полный отход от государственной политики, линии реформ намеченных её мужем Петром I. Таким образом можно отметить, что недальновидная деятельность Екатерины Алексеевны имела направленность на дворянство, это проявилось в расширении их прав: облегчены условия их службы; расширены права в торговой деятельности (они могли торговать своими товарами в городах, портах и на ярмарках); получено разрешение на строительство мануфактур для переработки «домашних товаров» и др.
Приемником Екатерины I стал внук Петра Великого - Петр Алексеевич, его регентом и фактическим правителем России стал Меншиков. Представители старой аристократии подготовили заговор, в ходе которого Меншиков был свергнут и сослан в Сибирь. Петр II ничем не изменил ситуацию в направление политики государства, он умер в возрасте 15 лет, он не имел наследников и на нем была прервана мужская линия династии.
После его смерти аристократия имевшая влияние в Верховном совете, решает пригласить на российский престол племянницу Петра I - Анну Ионановну.
Её воцарение должно было стать правлением Временного правительства и марионеточного монарха. Возведение её на престол планировалось сразу после подписания Анной Иоановной документа ограничивающего власть монарха - "кондиций".
К ограничениям власти Анны Ионановны в кондициях относилось то, что Анна Иоанновна была обязана:
«...Обещаемся, что понеже целость и благополучие всякого государства от благих советов состоит, того ради, мы, ныне уже учрежденный верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без оного верховного тайного совета согласия:
Информация о работе Дворцовые перевороты и попытки правовых реформ