Движение декабристов

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 17:52, реферат

Краткое описание

Из проделанной работы мы можем сделать вывод, что большое влияние на возникновение декабристского движения оказали внутренние факторы, среди которых образование, патриотизм и личностные качества молодых дворян начала XIX века. Декабристов, как революционеров своего времени, породила не политическая обстановка начала XIX века, а её отличительные внутренние проблемы: произвол властей как в центре, так и на местах, отсутствие порядка в судебной системе, обнищание торговых людей, тяжёлые условия жизни крестьян.
Основным вкладом в историю России декабристами является создание декабризма как массового течения. Им удалось осуществить задуманные мероприятия. Идеи декабризма распространились не только в обществе, но и в среде государственных структур. Прежде всего, это выразилось в подготовке и разработке М. Сперанским программы по отмене крепостного права.
Декабристы оказали огромное влияние, как на своих современников, так и на последующие поколения. Восставшие смогли изменить общественно-политические мысли государства.

Оглавление

1. Движение декабристов
1.1 Введение
1.2 Предпосылки восстания
1.3 Первые тайные организации декабристов
1.4 Восстание 14 декабря 1825г
1.5 Причины поражения. Значение
2. Общественная мысль в России в I-ой половине XIX века
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

движение декабристов.ист111.docx

— 37.36 Кб (Скачать)

Узость движения, боязнь сблизится с народом, утопизм идей, пренебрежение конспирацией – все это тоже явилось причинами подавления восстания декабристов.

Потерпев поражение в социально-политической борьбе, декабристы одержали духовно-нравственную победу, показали пример истинного служения своему отечеству и народу, внесли лепту в формирование новой нравственной личности.

Опыт движения декабристов стал предметом для осмысления следующих за ними борцов с самодержавием и крепостничеством, повлиял на весь ход русского освободительного движения.

Движение декабристов оказало огромное влияние на развитие русской культуры. Однако, исходя из конкретно-исторической ситуации, поражение декабристов ослабило интеллектуальный потенциал русского общества, спровоцировало усиление правительственной реакции, задержало, по словам П.Я. Чаадаева, развитие России на 50 лет.

До декабристов в России были либо стихийные восстания крестьян, без осознанной политической программы борьбы, либо выступления прогрессивных для своего времени одиночек-революционеров, из которых особенно выдающимися является А.Н.Радищев. Декабристы первыми в стране создали революционную организацию, разработали программу свержения царского самодержавия и отмены крепостного права и в соответствии с этим осуществили вооруженное выступление против крепостническо-абсолютистского строя.

Таким образом, восстание декабристов имело большое значение в истории революционного движения в России.

Разгром восстания декабристов был важнейшим уроком для последующих поколений революционеров. Декабристы завещали им свой революционный опыт, и опыт этот показал, что «протест ничтожной горсточки революционеров бессилен без поддержки народа».

Эпоха декабристов притягивала к себе писателей. Она явилась темой крупнейших произведений русской художественной литературы, пользующихся всеобщей любовью и известностью. Сосланные декабристы оказали большое влияние и на культуру Сибири. Они основывали там школы, создавали библиотеки, лечили народ, вводили новые сельскохозяйственные усовершенствования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Общественная мысль в России в I-ой половине XIX века

Необходимость общественных перемен все более активно отражается в общественном сознании. Поколение дворян-интеллигентов, выросших в условиях широких связей с Европой, впитавших в себя как подъем национального самосознания, так и достижения европейской культуры, столкнулось с проблемой разработки путей дальнейшего развития России. В 30 — 40-х гг. сложилось три направления общественно-политической мысли в понимании исторического пути развития России: либеральное, революционное и консервативное.

В I половине ХIХ в. в России обострилась общественно-политическая борьба, суть которой составляла дальнейшая судьба страны. Консерваторы выступали за сохранение и упрочнение существовавших порядков, либералы предлагали их постепенное реформирование (эволюционный путь развития страны), радикалы настаивали на коренной ломке политической системы (революционный путь). Все они были убеждены, что заботятся о благе и процветании страны.

Либеральное направление включало два резко полемизирующих течения: «славянофильское» и «западническое».

Славянофилы (А. С. Хомяков, братья И. В. и П. В. Киреевские, братья К. С. и И. С. Аксаковы, Ю. Ф. Самарин, А. И. Кошелев, В. И. Даль) считали, что Россия идет своим историческим путем, отличным от европейского. В основе русской истории, считали они, была община, где все ее члены связаны общими интересами в отличие от классово-антагонистического и индивидуалистического Запада. Православие укрепляло изначальную готовность русского человека жертвовать личными интересами ради общих, оказывать помощь слабым и терпеливо выносить все тяготы земной жизни. Государственная власть опекала русский народ, защищала от внешних врагов, поддерживала необходимый порядок, не вмешиваясь в духовную, частную, местную жизнь, поддерживая связь с народом через Земские соборы. Реформы Петра I разрушили гармоничное устройство Руси, так как он, на их взгляд, ввел крепостное право, разделившее русский народ на рабов и господ, последним привил западноевропейские нравы, оторвав от народной массы. Государство при нем приобрело деспотический характер, превратив народ в строительный материал для создания империи. Славянофилы призывали восстановить старорусские устой общественной и государственной жизни, возродив духовное единство народа. Для этого следовало отменить крепостное право, затем, сохраняя самодержавие, изжить его деспотический характер, наладив связь между государством и народом через Земские соборы.

Идейная форма западничества сложилась в противовес славянофильству примерно к 1841 г. Ведущую роль у «западников» играли: историки Т. Н. Грановский, С. М. Соловьев, П. Н. Кудрявцев, К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин; литераторы П. Я. Чаадаев, П. В. Анненков и др. К ним примыкали и некоторые классики литературы — И. С. Тургенев, И. А. Гончаров и др. Они идеализировали Запад, его культуру и преувеличивали благотворность его влияния на Россию, считая, что она отстала от Запада, так как вступила на путь «цивилизованного развития» лишь в результате реформ Петра I и будет повторять западноевропейский путь, на котором предстоит отмена крепостного права и преобразование самодержавия в конституционную монархию западного типа. Задача образованной части общества — подготовить и провести в сотрудничестве с властью последовательные реформы, в результате которых будет постепенно ликвидирован разрыв между Россией и Европой.

Революционное направление 30 — 40-х гг. резко выступило против самодержавного строя и за его устранение революционным путем. Оно продолжило традиции декабристов и стало более демократичным. Его идеологами были А. И. Герцен, Н. П. Огарев и В. Г. Белинский.

Консервативная, преимущественно официальная идеология была выдвинута против всех оппозиционных идейных течений. В борьбе с прогрессивными силами николаевская реакция применяла все способы действий. Наряду с жестокими репрессиями и легковесными реформами использовалась и идеологическая борьба — разработка и пропаганда собственной официальной идеологии. Так появилась теория «официальной народности», призванная обосновать незыблемость существующих устоев российского общества. Она включала в совокупности: «православие, самодержавие, народность». Формулировка «официальной народности» выдвинута министром просвещения С. С. Уваровым. Николай I не очень жаловал его, но принял идею официальной народности, сделав ее государственной идеологией. По оценке выдающегося русского историка С. М. Соловьева, Уваров «выдвигал принципы православия — будучи безбожником, самодержавия — будучи либералом, народности, не прочитав за свою жизнь ни одной русской книги».

Православие провозглашалось основой духовной жизни народа, его нравственной чистоты и устойчивости. Самодержавие — опора и гарант российской государственности, его могущества и развития.

Внедряя официальную идеологическую доктрину, николаевская администрация сурово подавляла инакомыслие административными мерами и жесткой цензурой, доходящей до абсурда.

После 1848 — 1849 гг. Николай I, напуганный революциями в Европе, обострением социально-экономических противоречий и ростом оппозиционных настроений в России, проводит особенно реакционную политику. Министром народного просвещения назначается мрачный реакционер Ширинский-Шихматов, вводится строгий надзор над университетским преподаванием. Кафедры философии и некоторых других «вредных» наук закрываются, сокращается число студентов (до 300 человек на каждом факультете, кроме медицинского), быт студентов перестраивается по казарменному образцу, вводятся форменная одежда и карцер. Для наблюдения за печатью учреждается особый комитет. Обнаруженный политическим сыском кружок М. В. Петрашевского, обсуждавший социальные вопросы под влиянием современного французского социализма, был разгромлен, а его участники (в том числе и Ф. М. Достоевский) осуждены на смертную казнь, замененную потом ссылкой на каторжные работы в Сибири. Но политическая реакция лишь усиливала напряжение в обществе, а разразившаяся Крымская война обнажила все пороки николаевского бюрократического феодализма и крепостнической системы.

 

 

 

 

 

Заключение

О движении декабристов помнили и всегда будут помнить. Эти люди навсегда останутся для кого-то героями, для кого-то злодеями. Я же скорее отнесу их к первой категории. Для меня, декабристы - прежде всего люди, которые действовали во благо государству, не имея при этом никаких личных целей и выгоды.

Из проделанной работы мы можем сделать вывод, что большое влияние на возникновение декабристского движения оказали внутренние факторы, среди которых образование, патриотизм и личностные качества молодых дворян начала XIX века. Декабристов, как революционеров своего времени, породила не политическая обстановка начала XIX века, а её отличительные внутренние проблемы: произвол властей как в центре, так и на местах, отсутствие порядка в судебной системе, обнищание торговых людей, тяжёлые условия жизни крестьян.

Основным вкладом в историю России декабристами является создание декабризма как массового течения. Им удалось осуществить задуманные мероприятия. Идеи декабризма распространились не только в обществе, но и в среде государственных структур. Прежде всего, это выразилось в подготовке и разработке М. Сперанским программы по отмене крепостного права.

Декабристы оказали  огромное влияние,  как на своих современников, так и на последующие поколения. Восставшие смогли изменить общественно-политические мысли государства.

Таким образом, мы можем сказать, что декабристы могут быть примером для подражания. Эти люди смогли изменить историю государства, оставив за собой след на многие века.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. История  России 
    от древнейших времен до начала XX в.: 
    Учебное пособие / Под ред. И.Я.Фроянова. – М.: Изд-во Макет, 1998. – 124-126 с.
  2. История России сначала XVIII до конца ХIХ века / Под ред. А.Н.Сахарова. - М.: Изд-во АСТ,1996.
  3. История России с древнейших времен до второй половины ХIХ века: Курс лекций / Под ред. Б.В. Личмана. - Екатеринбург: Урал. гос. техн. ун-т,1994.
  4. Соловьев С.М. История России с древнейших времен: В 12 кн. - М.: Наука. 1988-1990.
  5. Мироненко С.В. 14 декабря 1825 года. Восстания могло не быть // Отечественная история.
  6. http://www.histerl.ru

 

 

 


Информация о работе Движение декабристов