Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 18:42, контрольная работа
Иван I Данилович Калита из рода Московских Великих князей. Сын Даниила Александровича. Родился около 1283 г. Великий князь Московский в 1325 - 1341 гг. Великий князь Владимирский в 1328 - 1341 гг. Князь Новгородский в 1328 - 1337 г. Летописцы отметили, что Иван Калита избавил Русскую землю от разбойников, всегда чинил «правый суд», помогал бедным и нищим, защищал вдов от насильников. За это он и получил второе свое прозвище – Добрый.
«Духовная
грамота Московского
князя Ивана Калиты»
и «Поучение Владимира
Мономаха своим детям»
Что общего и в
чем различия этих
документов?
Иван I Данилович Калита из рода Московских Великих князей. Сын Даниила Александровича. Родился около 1283 г. Великий князь Московский в 1325 - 1341 гг. Великий князь Владимирский в 1328 - 1341 гг. Князь Новгородский в 1328 - 1337 г. Летописцы отметили, что Иван Калита избавил Русскую землю от разбойников, всегда чинил «правый суд», помогал бедным и нищим, защищал вдов от насильников. За это он и получил второе свое прозвище – Добрый.
Две духовные грамоты великого князя Ивана Даниловича ( XIII в.), прозванного современниками Калитой, относятся к древнейшим документам московского великокняжеского архива. Калита составил духовные грамоты перед поездками в Орду к хану Узбеку. Последний, приняв ислам, отличался фанатизмом и без пощады предавал казням инаковерующих русских князей, если они проявляли малейшее неподчинение ханской власти. Поэтому перед отправлением к хану Калита и составлял завещания, предусматривая возможность пагубного для себя пребывания в Орде. Две своих последних поездки туда Иван Данилович совершил в 1336 и 1339 гг. Этими годами и датируются завещания.
Иван
Калита стремился закрепить
По духовным грамотам Ивана Калиты младшим представителям княжеской линии, сыновьям Калиты Ивану и Андрею, было приказано повиноваться старшему брату Великому князю Семёну, любить его и во всём с ним советоваться. Великий князь являлся верховным командующим военных сил Московского княжества, и удельные князья были обязаны ему подчиняться. Усиление Великокняжеской власти было тесно связано с централизацией управления военными силами, и всем трём братьям было велено помогать друг другу во всём, особенно в делах военных, а двум младшим — во всём слушаться Семёна.
Это произведение написано в соответствии с канонами древнерусской литературы и имеет строгую форму, соответствующую написанию завещания. Начало грамоты дышит христианским смирением: «Во имя Отца и Сына и Святого духа. Се яз грешный худый раб божий Иван пишу душевную грамоту, иду в орду, никим не нужен, целым своим умом, в своем здоровьи». («Во имя отца и сына и святого духа. Я грешный, ничтожный раб божий Иван, пишу духовную грамоту, идя в Орду, никем не принуждаем, в здравом своем уме, в полном здоровье».) ( 1, с. 103 )
Все свои земельные владения и сокровища (золотые украшения, золотую и серебряную посуду, драгоценную одежду) Калита разделил между наследниками: сыновьями Семеном, Иваном, Андреем, дочерью Фетинией и второй женой Ульяной с дочерьмя Марией и Феодосией. Раздел должен был устранить возможные поводы для споров между сыновьями Калиты, а также обеспечить имущественные интересы их мачехи – княгини Ульяны с ее двумя дочерьми. Если сокровища были поделены Иваном Калитой примерно на равные доли, то землевладения, которым придавалось большое значение, он разделил неравномерно. Жене Ульяне с дочерями было выделено 26 волостей и сел, младшему сыну Андрею – 21, среднему сыну Ивану -23, а старшему Семену – примерно 36 волостей и сел и два города. Москва с ее округой была отдана в коллективное владение всем трем сыновьям. Такое сочетание индивидуальных и коллективных княжеских владений с преимущественным наделением старшего сына способствовало политическому единению Московского княжества, сохранению и развитию в нем государственных начал, проявляющихся не только обладаниями землями, но и в судебной юрисдикции, финансовых правах, командовании войском.
Цитаты из духовной грамоты. Наставление Ивана Калиты детям, его отношение к церкви и народу:
«А если, по моим грехам, татары будут доискиваться каких волостей и отнимут у вас, сыновей моих и у княгини моей, поделитесь вы опять этими волостями вместо тех.»
«А
мои 100 рублей у Ески пусть раздадут
по церквам. А что осталось из моей посуды
серебряной, тем пусть поделятся сыновья
мои и княгиня моя. А что останется из моих
одежд, то пусть раздадут по попам и на
Москве. Блюдо большое с 4 кольцами отдаю
святой богородице Владимирской.» ( 1,
с. 103 )
В духовной грамоте московского князя Ивана Калиты говорилось также о ценностях, положивших начало созданию великокняжеской сокровищницы. Упоминались украшения, посуда из драгоценных металлов, церковные сосуды, одежда из великолепных тканей, дорогое оружие. Спустя столетие великокняжеская казна включала в себя уже многочисленные ценности, хранившиеся в подвалах кремлевских дворцов и соборов.
Духовные
грамоты – завещания – являются
важным источником русской средневековой
истории. Духовные грамоты князей, в частности,
показывают, чем владели князья, иногда
– как они приобрели те или иные владения,
и в целом в динамике позволяют проследить
процесс собирания или дробления земель
соответствующих княжеств. Княжеские
духовные грамоты хранились достаточно
бережно как ценные актуальные документы,
и потому сохранились относительно хорошо.
Попробуем
сравнить «Духовную грамоту» с написанным
двумя веками раньше "Поучением"
князя Владимира Всеволодовича
Мономаха.
Владимир Мономах, по отцу внук Ярослава Мудрого, а по матери – внук греческого царя Константина Мономаха. Владимир был образцом добрых князей. Все силы обратил против половцев, которые были жестоко побиты и долго не смели беспокоить Русскую землю. Это был князь-миротворец.
Почитал народ Владимира Мономаха за то, что он с ранней молодости стоял на страже Русской земли: постоянно бился за неё с половцами и всеми силами старался поддержать мир между враждовавшими князьями, за что приобрёл себе имя братолюбца и страдальца за Русскую землю. Он не раз созывал князей на съезды, уговаривал и просил их прекратить свои ссоры, не опустошать родной земли и не тратить русских сил понапрасну. Лучше, говорил он князьям, покажите свою удаль на половцах, от которых нет житья на Руси. Иногда князья слушались доброго совета, кое-как мирились и притихали. Народ видя, что он был миротворцем, крепко полюбил Мономаха и вскоре выбрал его на Киевский престол в обход старшинства. Великим киевским князем Мономах стал в возрасте 60 лет.
Владимир Мономах вошёл в историю не только как выдающийся политик и воин, но и как писатель, Учитель. Главное произведение Мономаха – «Поучение», известно нам благодаря Лаврентьевской летописи, где оно читается под 1096 годом. «Поучение» – одно из первых дошедших до нас светских произведений, написанное Мономахом в назидание своим детям и потомкам. Владимир начал писать «Поучение» после съезда князей в Любече, когда на Руси вновь вспыхнули междоусобицы. Поэтому весь его текст проникнут страстным призывом к единству Руси, к объединению всех сил для борьбы с внешними врагами.
«Поучение»
лучше всего отражает политическую
и нравственную позицию князя.
При этом следует иметь в виду,
что под шапкой «Поучения» объединены
несколько разнородных и
1)
Наставление детям,
2)
Автобиографическая летопись
3) Письмо («грамотица») к Олегу Святославичу, подводящее печальный итог междоусобной распре 1096 г., в которой от руки Олега погиб сын Мономаха.
Обращаясь к своим детям и ко всем, кто когда-либо прочтет его послание, князь Владимир Мономах призывает их иметь прежде всего страх Божий в сердце и творить добро, памятуя о том, что дни человека на земле скоротечны и страшно умереть, не раскаявшись в своих прегрешениях.
Князь призывает своих детей не лениться и всегда помнить о том, что милость Божию можно обрести не только строгим затворничеством, монашеством и постом: достаточно совершить небольшое дело, но если оно сделано со страхом Божьим и с искренним желанием помочь ближнему, оно зачтется человеку. Князь убеждает своих детей не забывать о молитве, чем бы они ни занимались. Но при этом он призывает их не пренебрегать учением и приобретением знаний: он ставит им в пример своего отца, который «дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран». Князь старается внушить своим детям правила нравственности, укорененной в христианской вере, а также дает им чисто практические советы: всегда почитать старших; на войне не полагаться на воевод, а самим установить строгий порядок и требовать его соблюдения; в неспокойные времена никогда не расставаться с оружием; не позволять своим слугам причинять вред крестьянам; любить жену, но не давать ей власти над собой.
Цитаты:
«Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет её в сердце своё и не станет лениться, а будет трудиться.»
«Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своём и милостыню подавайте нескудную, это ведь начало всякого добра».
«Как отец чадо своё любя, бьёт его и опять привлекает к себе, так же и Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею». «Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трёх дел тех, не тяжки ведь они; ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию».
«Куда же пойдёте и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришёл, простолюдин ли или знатный…».
«Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите. Жену свою любите, но не давайте им власти над собой. А вот вам и основа всему: страх божий имейте превыше всего». ( 1, с. 115)
В летописи о жизни Владимир Мономах подробно рассказывает о разъездах на охоту, о военных походах, об отношениях с другими князьями: « А всего походов было восемьдесят и три великих, а остальных и не упомню меньших» (1, с. 116)
И опять возвращался к советам, Владимир Мономах приводит собственный опыт: он никогда не полагался на посадников, делал все вместе со своими дружинниками, сам устанавливал порядок для слуг. В этом он видит залог счастливого и разумного правления.
Основной третьей части – письма к Олегу Святославичу – является мысль о любви к ближнему, к «брату» своему. Укоряя Олега за то, что он убил его сына, но не на войне, а предательски, Мономах замечает, что все можно было бы решить миром. В конце «Поучения» Владимир Мономах говорит о Страшном суде: «На Страшном суде без обвинителей сам себя обличаю». Таким образом, можно и рассматривать этот памятник как собственно поучение и видеть в нем «отчет» князя о своей земной жизни перед Высшей Властью. Но, несмотря на совмещение покаянной темы с поучением, Владимир Мономах – автор создает образ Владимира Мономаха – главного героя как воплощение идеального князя – идеального христианского правителя.
По
сути дела «Поучение» являлось политическим
завещанием Владимира Мономаха. В нем
даны рекомендации, которыми должен руководствоваться
правитель государства. Характерно, что
законность практически отождествляется
со справедливостью, ибо предполагается
равная ответственность «малых» и «больших»
людей за свои поступки. В этом нельзя
не видеть стремления к гармонизации общественных
отношений, выражавшейся, по крайней мере,
в равноправии всех перед законом. Юридические
принципы тесно переплетены с нравственными.
Поэтому наставления Мономаха и воспринимаются
как мудрая заповедь, призывающая к состраданию,
уклонению от зла, покаянию, молитве, усердию,
справедливости, милосердию и попечению
о слабых.
Вторая
мировая война была самой кровопролитной
и самой жестокой из известных
нам вооруженных конфликтов. Ее истории
посвящены тысячи и десятки тысяч работ,
но изучение событий 1939—1945 гг. продолжается.
Появление в последнее десятилетие новых
документов, извлеченных из закрытых ранее
архивов, привело к критическому осмыслению
неоспоримых, казалось бы, выводов. Начальный
период войны — наиболее сложный и загадочный,
наиболее болезненный в истории России.
Даже спустя 60 с лишним лет многое остается
не до конца ясным. До сих пор в нашем обществе
идут споры. Сталинизм — это система, спасшая
государство от поражения и народ от порабощения,
или система, ввергшая страну в пучину
бед, из которых она крайним напряжением
сил едва сумела выкарабкаться? Можно
ли оправдать геноцид против собственного
народа и его беспощадную эксплуатацию
при проведении коллективизации и индустриализации,
в результате которых была создана одна
из самых милитаризированных социально-экономических
систем? Наконец, какие причины привели
к трагедии 1941 г. и какие уроки из нее можно
извлечь?