«Духовная грамота Московского князя Ивана Калиты» и «Поучение Владимира Мономаха своим детям» Что общего и в чем различия этих документов

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 18:42, контрольная работа

Краткое описание

Иван I Данилович Калита из рода Московских Великих князей. Сын Даниила Александровича. Родился около 1283 г. Великий князь Московский в 1325 - 1341 гг. Великий князь Владимирский в 1328 - 1341 гг. Князь Новгородский в 1328 - 1337 г. Летописцы отметили, что Иван Калита избавил Русскую землю от разбойников, всегда чинил «правый суд», помогал бедным и нищим, защищал вдов от насильников. За это он и получил второе свое прозвище – Добрый.

Файлы: 1 файл

Контрольная История.doc

— 87.00 Кб (Скачать)

    «Духовная грамота Московского  князя Ивана Калиты»  и «Поучение Владимира  Мономаха своим детям» Что общего и в  чем различия этих документов? 

    Иван  I Данилович Калита из рода  Московских Великих князей. Сын Даниила Александровича.  Родился около 1283 г. Великий князь Московский в 1325 - 1341 гг. Великий князь Владимирский в 1328 - 1341 гг. Князь Новгородский в 1328 - 1337 г. Летописцы отметили, что Иван Калита избавил Русскую землю от разбойников, всегда чинил «правый суд», помогал бедным и нищим, защищал вдов от насильников. За это он и получил второе свое прозвище – Добрый.

    Две духовные грамоты великого князя  Ивана Даниловича ( XIII в.), прозванного современниками Калитой, относятся к древнейшим документам  московского великокняжеского архива. Калита составил духовные грамоты перед поездками в Орду к хану Узбеку. Последний, приняв ислам, отличался фанатизмом и без пощады предавал казням инаковерующих русских князей, если они проявляли малейшее неподчинение ханской власти. Поэтому перед отправлением к хану Калита и составлял завещания, предусматривая возможность пагубного для себя пребывания в Орде. Две своих последних поездки туда Иван Данилович совершил в 1336 и 1339 гг. Этими годами и датируются завещания. 

    Иван  Калита стремился закрепить великокняжеское  достоинство за московским княжеским домом, и эта задача была им успешно разрешена. Для ее достижения важно было сохранить политическое единство и цельность Московского княжества. В своем завещании – духовной грамоте – он установил новый порядок престолонаследования.

    По  духовным грамотам Ивана Калиты  младшим представителям княжеской линии, сыновьям Калиты Ивану и Андрею, было приказано повиноваться старшему брату Великому князю Семёну, любить его и во всём с ним советоваться. Великий князь являлся верховным командующим военных сил Московского княжества, и удельные князья были обязаны ему подчиняться. Усиление Великокняжеской власти было тесно связано с централизацией управления военными силами, и всем трём братьям было велено помогать друг другу во всём, особенно в делах военных, а двум младшим — во всём слушаться Семёна.

    Это произведение написано в соответствии с канонами древнерусской литературы и имеет строгую форму, соответствующую  написанию завещания. Начало грамоты  дышит христианским смирением: «Во  имя Отца и Сына и Святого духа. Се яз грешный худый раб божий Иван пишу душевную грамоту, иду в орду, никим не нужен, целым своим умом, в своем здоровьи». («Во имя отца и сына и святого духа. Я грешный, ничтожный раб божий Иван, пишу духовную грамоту, идя в Орду, никем не принуждаем, в здравом своем уме, в полном здоровье».)  ( 1, с. 103 )

    Все свои земельные владения и сокровища (золотые украшения, золотую и  серебряную посуду, драгоценную одежду) Калита разделил между наследниками: сыновьями Семеном, Иваном, Андреем, дочерью Фетинией и второй женой Ульяной с дочерьмя Марией и Феодосией. Раздел должен был устранить возможные поводы для споров между сыновьями Калиты, а также обеспечить имущественные интересы их мачехи – княгини Ульяны с ее двумя дочерьми. Если сокровища были поделены Иваном Калитой примерно на равные доли, то землевладения, которым придавалось большое значение, он разделил неравномерно. Жене Ульяне с дочерями было выделено 26 волостей и сел, младшему сыну Андрею – 21, среднему сыну Ивану -23, а старшему Семену – примерно 36 волостей и сел и два города. Москва с ее округой была отдана в коллективное владение всем трем сыновьям. Такое сочетание индивидуальных и коллективных княжеских владений с преимущественным наделением старшего сына способствовало политическому единению Московского княжества, сохранению и развитию в нем государственных начал, проявляющихся не только обладаниями землями, но и в судебной юрисдикции, финансовых правах, командовании войском.

    Цитаты  из духовной грамоты. Наставление Ивана  Калиты детям, его отношение к церкви и народу:

      «А если, по моим грехам, татары будут доискиваться каких волостей и отнимут у вас, сыновей моих и у княгини моей, поделитесь вы опять этими волостями вместо тех.»

    «А  мои 100 рублей у Ески пусть раздадут по церквам. А что осталось из моей посуды серебряной, тем пусть поделятся сыновья мои и княгиня моя. А что останется из моих одежд, то пусть раздадут по попам и на Москве. Блюдо большое с 4 кольцами отдаю святой богородице Владимирской.» ( 1, с. 103 ) 

      В духовной грамоте московского князя Ивана Калиты говорилось также о ценностях, положивших начало созданию великокняжеской сокровищницы. Упоминались украшения, посуда из драгоценных металлов, церковные сосуды, одежда из великолепных тканей, дорогое оружие. Спустя столетие великокняжеская казна включала в себя уже многочисленные ценности, хранившиеся в подвалах кремлевских дворцов и соборов.

    Духовные  грамоты – завещания – являются важным источником русской средневековой истории. Духовные грамоты князей, в частности, показывают, чем владели князья, иногда – как они приобрели те или иные владения, и в целом в динамике позволяют проследить процесс собирания или дробления земель соответствующих княжеств. Княжеские духовные грамоты хранились достаточно бережно как ценные актуальные документы, и потому сохранились относительно хорошо. 
 
 
 
 
 
 

    Попробуем сравнить «Духовную грамоту» с написанным двумя веками раньше "Поучением" князя Владимира Всеволодовича  Мономаха. 

    Владимир  Мономах, по отцу внук Ярослава Мудрого, а по матери – внук греческого царя Константина Мономаха. Владимир был образцом добрых князей. Все силы обратил против половцев, которые были жестоко побиты и долго не смели беспокоить Русскую землю. Это был князь-миротворец.

     Почитал народ Владимира Мономаха за то, что он с ранней молодости стоял на страже Русской земли: постоянно бился за неё с половцами и всеми силами старался поддержать мир между враждовавшими князьями, за что приобрёл себе имя братолюбца и страдальца за Русскую землю. Он не раз  созывал князей на съезды, уговаривал и просил их прекратить свои ссоры, не опустошать родной земли и не тратить русских сил понапрасну. Лучше, говорил он князьям, покажите свою удаль на половцах, от которых нет житья на Руси. Иногда князья слушались доброго совета, кое-как мирились и притихали. Народ видя, что он был миротворцем, крепко полюбил Мономаха и вскоре выбрал его на Киевский престол в обход старшинства. Великим киевским князем Мономах стал в возрасте 60 лет.

     Владимир Мономах вошёл в историю не только как выдающийся политик и воин, но и как писатель, Учитель. Главное произведение Мономаха – «Поучение», известно нам благодаря Лаврентьевской летописи, где оно читается под 1096 годом.   «Поучение»  – одно из первых дошедших до нас светских произведений, написанное Мономахом в назидание своим детям и потомкам. Владимир начал писать «Поучение» после съезда князей в Любече, когда на Руси вновь вспыхнули междоусобицы. Поэтому весь его текст проникнут страстным призывом к единству Руси, к объединению всех сил для борьбы с внешними врагами.

    «Поучение»  лучше всего отражает политическую и нравственную позицию князя.  При этом следует иметь в виду, что под шапкой  «Поучения» объединены несколько разнородных и разновременных фрагментов:

    1) Наставление детям, адресованное  наследником, но обращенное и к более широкой аудитории;

    2) Автобиографическая летопись жизни  Владимира Мономаха, охватывающая  период с 1068 по 1117 гг. (датируется  по последним событиям и не  имеет жанровых аналогов в  древнерусской литературе XI–XV вв.);

    3) Письмо («грамотица») к Олегу Святославичу, подводящее печальный итог междоусобной распре 1096 г., в которой от руки Олега погиб сын Мономаха.

     Обращаясь к своим детям и ко всем, кто  когда-либо прочтет его послание, князь Владимир Мономах призывает их иметь прежде всего страх Божий в сердце и творить добро, памятуя о том, что дни человека на земле скоротечны и страшно умереть, не раскаявшись в своих прегрешениях. 

      Князь призывает своих детей не лениться и всегда помнить о том, что  милость Божию можно обрести  не только строгим затворничеством, монашеством и постом: достаточно совершить небольшое дело, но если оно сделано со страхом Божьим и с искренним желанием помочь ближнему, оно зачтется человеку. Князь убеждает своих детей не забывать о молитве, чем бы они ни занимались. Но при этом он призывает их не пренебрегать учением и приобретением знаний: он ставит им в пример своего отца, который «дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран». Князь старается внушить своим детям правила нравственности, укорененной в христианской вере, а также дает им чисто практические советы: всегда почитать старших; на войне не полагаться на воевод, а самим установить строгий порядок и требовать его соблюдения; в неспокойные времена никогда не расставаться с оружием; не позволять своим слугам причинять вред крестьянам; любить жену, но не давать ей власти над собой. 

Цитаты:

    «Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет её в сердце своё и не станет лениться, а будет трудиться.»

    «Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своём и милостыню подавайте нескудную, это ведь начало всякого добра».

    «Как  отец чадо своё любя, бьёт его и опять  привлекает к себе, так же и Господь  наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею». «Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трёх дел тех, не тяжки ведь они; ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию».

    «Куда же пойдёте и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более  же всего чтите гостя, откуда бы к  вам ни пришёл, простолюдин ли или  знатный…».

    «Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите. Жену свою любите, но не давайте им власти над собой. А вот вам и основа всему: страх божий имейте превыше всего». ( 1, с. 115)

    В летописи о  жизни  Владимир Мономах подробно рассказывает о разъездах на охоту, о военных походах, об отношениях с другими князьями: « А всего походов было восемьдесят и три великих, а остальных и не упомню меньших» (1, с. 116)

    И опять возвращался к советам, Владимир Мономах приводит собственный опыт: он никогда не полагался на посадников, делал все вместе со своими дружинниками, сам устанавливал порядок для слуг. В этом он видит залог счастливого и разумного правления.

    Основной  третьей части – письма к Олегу  Святославичу – является мысль о любви к ближнему, к «брату» своему. Укоряя Олега за то, что он убил его сына, но не на войне, а предательски, Мономах замечает, что все можно было бы решить миром. В конце «Поучения» Владимир Мономах говорит о Страшном суде: «На Страшном суде без обвинителей сам себя обличаю». Таким образом, можно и рассматривать этот памятник как собственно поучение и видеть в нем «отчет» князя о своей земной жизни перед Высшей Властью. Но, несмотря на совмещение покаянной темы с поучением, Владимир Мономах – автор создает образ Владимира Мономаха – главного героя как воплощение идеального князя – идеального христианского правителя.  

    По сути дела «Поучение» являлось политическим завещанием Владимира Мономаха. В нем даны рекомендации, которыми должен руководствоваться правитель государства. Характерно, что законность практически отождествляется со справедливостью, ибо предполагается равная ответственность «малых» и «больших» людей за свои поступки. В этом нельзя не видеть стремления к гармонизации общественных отношений, выражавшейся, по крайней мере, в равноправии всех перед законом. Юридические принципы тесно переплетены с нравственными. Поэтому наставления Мономаха и воспринимаются как мудрая заповедь, призывающая к состраданию, уклонению от зла, покаянию, молитве, усердию, справедливости, милосердию и попечению о слабых.  
 
 
 

Причины поражения Красной армии в первые месяцы Великой Отечественной войны.

     Вторая  мировая война была самой кровопролитной и самой жестокой из известных  нам вооруженных конфликтов. Ее истории посвящены тысячи и десятки тысяч работ, но изучение событий 1939—1945 гг. продолжается. Появление в последнее десятилетие новых документов, извлеченных из закрытых ранее архивов, привело к критическому осмыслению неоспоримых, казалось бы, выводов. Начальный период войны — наиболее сложный и загадочный, наиболее болезненный в истории России. 
Даже спустя 60 с лишним лет многое остается не до конца ясным. До сих пор в нашем обществе идут споры. Сталинизм — это система, спасшая государство от поражения и народ от порабощения, или система, ввергшая страну в пучину бед, из которых она крайним напряжением сил едва сумела выкарабкаться? Можно ли оправдать геноцид против собственного народа и его беспощадную эксплуатацию при проведении коллективизации и индустриализации, в результате которых была создана одна из самых милитаризированных социально-экономических систем? Наконец, какие причины привели к трагедии 1941 г. и какие уроки из нее можно извлечь?

Информация о работе «Духовная грамота Московского князя Ивана Калиты» и «Поучение Владимира Мономаха своим детям» Что общего и в чем различия этих документов