Древняя русь и византия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 12:00, контрольная работа

Краткое описание

Значительный рост в последние годы интереса образованных кругов российского общества к истории и культуре Византийской империи очевиден. Несомненно, существенную роль в усилении этого интереса сыграло широко отмеченное в 1988-1989 гг. российской и мировой научной и культурной общественностью тысячелетие крещения Руси. Внимание к судьбам Византии, более полутысячи лет назад исчезнувшей с карты мира, и к ее давним связям с Древней Русью не затухает ни в России, ни за рубежом.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…….3
1. Дипломатические отношения Древней Руси и Византии………………….4
2. Значение договоров Руси с Византией…………………………………….12
3. Рецепция византийского законодательства……………………………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….20
Список использованной литературы…………………………………………...22

Файлы: 1 файл

Александр Горев Древняя Русь и Византия.doc

— 111.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В отношениях с Русью  Византия искала такие формы связей которые соответствовали бы ее целям, но не вызывали раздражения Руси. Хотя договоры с ней обязывали партнеров оказывать империи союзную помощь, ее политическая независимость признавалась как факт.

Византия весьма редко  обращалась к христианской Руси с  просьбой об экстраординарной военной  помощи, тогда как у языческой  Руси просила ее неоднократно. Крещение Руси не внесло, на первый взгляд, коренных перемен в ее политические отношения с империей. Сохранение контактов с Византией стало на Руси древней традицией, питаемой исторической памятью не только о том, что именно Византия избавила руссов от язычества, но и вступила одновременно с Русью в кровное родство через брак князя-крестителя с порфирородной царевной.

Языческая Русь ходила походами против Византии, но она же часто  оказывала ей и военную помощь.

Имелись, однако, три коренных отличия в отношениях Византии с  Русью после ее крещения, сравнительно с отношениями империи с Болгарией и Сербией в христианскую эпоху их истории. Во-первых только крещеная Русь не ставила цели овладеть Константинополем (разоряя его окрестности, русы ни разу не штурмовали его стен). Во-вторых, только князья Руси никогда официально не посягали на титул василевса. Русь находилась вне борьбы за престижное преобладание в ойкумене.

В-третьих, наконец, наиболее тесными были действительно только узы между Византией и Русью. Именно христианская Русь (и только она) оказывала империи военную помощь в течение почти столетия, шеститысячный русский отряд стал постоянным союзным подразделением византийского войска. Со времен крещения Руси правительство империи рассматривало воинов-русов не как частных наемников, а как представителей дружественного (союзного) Древнерусского государства, условия службы которых были установлены межгосударственным договором.

То обстоятельство, что  Русь никогда не была (и не могла  быть) в какой-либо политической зависимости  от Византии, обусловило ее более лояльную в течение почти полутысячелетия  позицию в отношении к империи. Используя затруднения империи, Русь вынудила ее к крупному вкладу в утверждение своего имиджа на мировой арене в период упрочения Древнерусского государства. Заключив почетный династический союз с правящим в империи домом, получив от нее христианство, а вместе с ним ( в основном - через посредство болгар) и изобретенную в Византии письменность на родном для славян языке и другие феномены высокой культуры, Русь испытала, как до нее Болгария в первое полустолетие после крещения, бурный расцвет культуры и искусства. Используя богатый опыт древней христианской державы, правители Руси укрепили центральную власть и систему управления огромной страной с разным уровнем развития ее регионов, с этнически разнородным населением и крайне трудными коммуникациями. Русь усматривала огромные выгоды в том, чтобы не только поддерживать, но и демонстрировать перед другими странами свои связи с империей в качестве ее друга и союзника. Наконец, ныне широко признано в историографии, что русские князья до середины XII в. никогда (кроме спорного случая с Илларионом) не возражали против поставления во главе русской церкви митрополитов - греков и никогда эти митрополиты не были в чужой и далекой стране проводниками выгодной империи политики.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1. Бибиков М.В.  Византийские источники по истории Древней Руси и Кавказа. – СПб.: Алетейя, 2009. – 314 с.

2. Васильев А.А.  История Византийской империи:  В 2 т.Т.1. – СПб.: Алетейя, 2008. – 512 с.

3. Георгиева И.Ю. Русская культура: история и современность.- М.: Юрайт, 2007. – 576 с.

4. Литаврин Г.Г. Византия, Болгария, Древняя Русь. – СПб.: Алетейя, 2009. – 415 с.

5. Рапов О.М.  Русская церковь в IX – первой трети XII в. Принятие христианства. – М., Мысль, 2006. – 324 с.

6. Сахаров А.Н.  Дипломатия Древней Руси. IX – первая половина X в. - М.: Мысль, 2003. – 426 с.

7. Сказкин С.Д.  История Византии. – М.: Наука, 2001.- 523 с.

8. Успенский  Ф.И. История Византийской империи.  – М., 2010. – 527 с.

1 Георгиева И. Ю. Русская культура: история и современность.- М.: Юрайт, 2007. – 576 с.

2 Васильев А.А. История Византийской империи: В 2 т.Т.1. – СПб.: Алетейя, 2008. – 512 с.

3 Васильев А.А. История Византийской империи: В 2 т.Т.1. – СПб.: Алетейя, 2008. – 512 с.

4 Георгиева И.Ю. Русская культура: история и современность.- М.: Юрайт, 2007. – 576 с.

5 Васильев А.А. История Византийской империи: В 2 т.Т.1. – СПб.: Алетейя, 2008. – 512 с.

6 Георгиева И.Ю. Русская культура: история и современность.- М.: Юрайт, 2007. – 576 с.




Информация о работе Древняя русь и византия