Древние цивилизации Европы

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 00:34, реферат

Краткое описание

Греческое общество классической эпохи делилось на три основных класса: класс рабов, класс мелких свободных производителей и господствующий класс. Классы - это такие большие группы людей, которые различаются по их месту в системе общественного производства, по отношению к средствам производства, по роли в общественной организации труда, по способам получения и размерам имеющегося у них богатства, по характеру своего менталитета и образа жизни.

Файлы: 1 файл

Древние цивилизации Европы.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

Особое место в экономике  Древнего Рима занимала работорговля, тесно связанная с войнами  и морским разбоем (пиратством).

Все денежные операции вели римские  банкиры-аргентарии, владельцы меняльных  лавок, имевшие постоянно наличные средства. Они вели размен монет и устанавливали их качество, хранили и переводили суммы с одного счета на другой и т. д., а также выступали в качестве торговых посредников и маклеров. Мировым центром денежных операций, аукционов и торговых сделок, мировой биржей был Рим.

Однако дальше развиваться производительные силы не смогли: рабский труд экономически себя изжил. Земледелие и ремесло  стали приходить в упадок, а  следствием этого явился возврат  к полному натуральному хозяйству.

С середины III в. Римская империя начинает клониться к упадку: неудачи в войнах уменьшают приток рабов, поля пустеют. Потомки разорившихся ранее крестьян, новые обедневшие самостоятельные производители выработали презрение к труду. Скапливаясь в городах, они образовывали паразитический слой люмпен-пролетариев, которых рабовладельческое общество Рима содержало за счет труда рабов и финансового ограбления провинций. В период империи в Риме регулярно получали бесплатный хлеб до 200 тыс. человек.

Положение колонов непрерывно ухудшалось и к IV в. н. э. мало отличалось от положения рабов; их труд оставался малопроизводительным. Ни рабы, ни колоны, ни разорившиеся свободные крестьяне не хотели трудиться. Общество зашло в тупик.

Внешним выражением кризиса рабовладельческой  системы явился экономический упадок, начавшийся с Италии, которая постепенно стала утрачивать свое преимущественное положение. Италийские товары уже не находили внешних рынков. Рим, став мировым городом, превратился в центр паразитического потребления. С III в. н. э. экономический упадок охватывает и провинции. С ростом крупных латифундий усиливается натурализация хозяйственной жизни, ослабевает товарное производство, свертывается торговля, пустеют города, обесцениваются деньги. Снова главной ценностью становится земля. Все большее хозяйственное обособление провинций подготавливало их отделение от Рима.

С разорением и деклассированием крестьянства снизилась боеспособность некогда  непобедимой римской армии. Началась полоса крупных восстаний рабов  и колонов. Одновременно усилились  наступательные действия племен варваров, воспользовавшихся ослаблением военной мощи Рима. В конце IV в. н. э. Римская империя разделилась на две части - Восточную с центром в Константинополе и Западную. Борьба за первенство между Римом и Константинополем еще больше подточила силы Рима. Ослабленный внутренними противоречиями, рабовладельческий Рим пал в 476 г. под натисками варваров. Падение Рима знаменовало конец рабовладельческой формации в целом. На развалинах Римской империи образовалось несколько феодальных государств.

 

    1. Литература, философия и научные знания в Древне Римском обществе.

Римская наука унаследовала ряд  греческих изысканий, но в отличие  от них (особенно в сфере математики и механики) имела в основном прикладной характер. По этой причине всемирное распространение получили именно римская нумерация и юлианский календарь. В то же время её характерной чертой было изложение научных вопросов в литературно-занимательной форме. Особенного расцвета достигли юриспруденция и сельскохозяйственные науки, большое число трудов было посвящено архитектуре и градостроительной и военной технике. Крупнейшими представителями естествознания были учёные-энциклопедисты Гай Плиний Секунд Старший, Марк Теренций Варрон и Луций Анней Сенека.

Древнеримская философия развивалась преимущественно в фарватере греческой, с которой она была в значительной мере связана. Наибольшее распространение в философии получил стоицизм.

Замечательных успехов достигла Римская  наука в области медицины. Среди выдающихся медиков Древнего Рима можно отметить: Диоскорида — фармаколога и одного из основателей ботаники, Сорана Эфесского  — акушера и педиатра, Клавдия Галена — талантливого анатома, раскрывшего функции нервов и головного мозга.

Написанные в римскую эпоху  энциклопедические трактаты оставались важнейшим источником научных знаний в течение большей части Средневековья.

 

    1. Религия Древнего Рима

В истории Римской империи можно  выделить три основных периода, которые  можно назвать и периодами  развития религии:

  • ранний или царский Рим (VIII-VI вв. до н.э.);
  • Римская республика (V-I вв. до н.э.);
  • Римская империя (I-V вв. н.э.).

Религии римлян присущи следующие  характерные черты:

  • синкретизму обусловленный тем, что становление римского государства происходило в результате завоевания других народов. Религиозные идеи этих народов становились частью римской религии;
  • этатизм и политическая ангажированность, впоследствии приведшие к возникновению культа императора;
  • связь с римским мифом о происхождении государства и благословении его со стороны богов;
  • сосуществование и противостояние государственных и родовых, семейных культов;
  • меньшая конкретность в понимании богов, чем это мы видели раннее. Римляне обожествляют абстрактные понятия: справедливость, счастье и др.

Первоначально во главе пантеона богов  стоял Юпитер, помогали ему Марс (военные отношения) и Кверин (мирная жизнь). В конце царского периода, к VI в. до н.э., эта триада изменяется: помощниками Юпитера становятся Юнона и Минерва. Юнона олицетворяет чувственность, а Минерва — ум, разумное начало.

На развитие религиозных представлений оказала влияние борьба между патрициями и плебеями, особенно обострившаяся в V в. до н.э. В результате этой борьбы помимо политических прав плебеи получили религиозные. Наряду с официально признанными богами, утверждается плебейская триада:

  • Церера (богиня плодородия, покровительница материнства, владычица подземного мира);
  • Либер и его женская параллель
  • Либера - олицетворяли животворящие силы природы.

Кроме того, существовало еще очень  большое количество богов, которых  римляне, так же как и греки, делили на три категории:

  • уранические или небесные, к которым относились названные выше представители триады;
  • хтонические или подземные (например, Сатурн — бог урожая);
  • ойкуменические или земные (например, Янус - бог входа и выхода, бог начинаний и первый италийский царь; Веста -богиня домашнего очага, олицетворение чистоты и верности). Весте был посвящен храм. Служительницами храма становились девственницы, их называли весталки, они должны были сохранять девственность и служить Весте до 30 лет.

К особенностям римской религии относится обожествление общих понятий:

  • Конкордия считалась богиней согласия;
  • Клементия — богиней кротости;
  • Виктория - богиней победы;
  • Либертос - богиней свободы.

Кроме того, римляне обожествляли своих императоров и даже умерших родителей. По мере расширения Римской империи увеличивалось количество богов, поэтому происходило совмещение римских богов с иностранными, особенно греческими. Юпитер совмещается с Митрой и Зевсом, Венера — с Исидой и Астартой и т.д. Когда начались завоевания римлянами древнегреческих полисов, многие греческие боги были совмещены с римскими. В это время знаменитым древнеримским поэтом Виргилием была написана поэма «Энеида», в которой обосновывалось родство римлян и греков и излагалась священная история Рима.

Кроме богов, римляне почитали демонов, прежде всего домашних, которые делились на группы:

  • пенаты (хранители домашнего очага и припасов);
  • лары (хранители нравственных устоев);
  • гении (дух мужчины, главы семьи).

Наряду с добрыми демонами, существовали и злые. К ним относили ларвов и лемуров — злые души умерших. Эти демоны появляются в результате того, что человек не был захоронен согласно ритуалу и за это мстит живым. Мелкому обожествлению подвергались мельчайшие события в жизни человека: первый крик младенца, возвращение домой, хождение по улице и многое другое. Этим божествам посвящались определенные церемонии.

В первый период существования Рима религиозные обряды совершал царь, впоследствии этим стали заниматься специально назначаемые жрецы, главным из которых был верховный понтифик. Кроме обязательных обрядов в честь богов в начале и середине каждого месяца, совершались и особые обряды в дни, когда для Рима существовала какая-либо угроза, или в ознаменование победы. Участие в обрядах и ритуалах означало лояльность граждан к императору. За отказ соблюдать обряды могло последовать жестокое наказание вплоть до смертной казни.

Большую роль в жизни Древнего Рима играли гадания, к которым прибегали  каждый раз, когда предстояло принять  важное решение. Гадали по полету птиц — ауспиции, этим занимались авгуры и магистраты; по внутренностям жертвенных животных, особенно по печени, этим занимались гаруспики.

Существовали специальные сезонные и семейные праздники и обряды. К ним относились луперкалии — весенние пастушеские обряды, погребальные обряды, была распространена магия

 

 

    1. Цивилизация эллинизма.

Под эллинской цивилизацией мы понимаем цивилизацию, сложившуюся в пределах Греции, или Эллады, если следовать  древнему самоназванию этой страны. В  ее формировании приняли участие различные народы индоевропейской и неиндоевропейских языковых семей, хотя доминирующую роль сыграли эллины, предки современных греков. Пространственно эллинская цивилизация имела тенденцию к весьма экстенсивному расширению: на западе она доходила до Геракловых столпов в Гибралтарском заливе, на востоке – до Персии включительно, на севере – до Македонии, Фракии, Мезии и северного побережья Понта Эвксинского, то есть Черного моря, на юге – до Египта, хотя культурным ядром всегда оставалась Эллада. 

Эллинская цивилизация прошла длительный путь развития, и условно можно выделить следующие периоды: 
- раннеэлладский ХХХ – ХХII века до нашей эры; 
- среднеэлладский ХХI – ХVII столетия до нашей эры; 
- позднеэлладский XVI – XII века до нашей эры; 
- гомеровский XI – IX столетия до нашей эры; 
- архаический VIII – VI века до нашей эры; 
- классический V – IV столетия до нашей эры; 
- эллинистический III – I века до нашей эры.

Эллада  занимала исключительно своеобразное положение: материковое (Ахейя), полуостровное (Пелопоннес) и островное (Эолия), что предопределило особую роль моря в жизни ее населения и причастность одновременно Западу и Востоку. Наиболее значимые области Эллады: Македония — северная область Греции, Фракия — северо–восточная область, Эпир — северо–западная область, с юго – запада омывается Ионическим морем; Фессалия — наиболее равнинная область, с востока омывается Эгейским морем; Центральная Греция; Аттика — область вокруг Афин; Пелопоннес — самый большой полуостров Греции, соединен с материковой частью узким Коринфским перешейком. Климат изменялся от умеренно - континентального на материке до субтропического на островах. Осадки приходились на осенне-зимний сезон с сентября по февраль, оказывавшийся поэтому единственно благоприятным для земледелия. Весенне-летний сезон, напротив, отличался крайней засушливостью, приводившей к пересыханию рек.

Преобладают горные реки, короткие, бурные, с живописными  порогами и водопадами, часто текущие  к морю в узких каньонах. Самая  длинная река Греции — Альякмон (почти 300 км). Другие крупные реки — Эброс, Нестос, Стримон, Вардар, Ахелоос. Озеpа: Пpеспа, Тpихонис. Климат в Греции средиземноморский с сухим жарким летом и прохладной дождливой зимой. В древности и материковая и островная Греция были покрыты густыми лесами, но неумеренный выпас коз привел к их исчезновению и заменой кустарниками (маквис, шибляк) или оливковыми рощами и виноградниками.

Ландшафт  Эллады преимущественно горный, перемежающийся альпийскими лугами и долинами; это  создавало благоприятные условия для пастушества, но крайне ограничивало возможности земледелия: здесь возможно было культивирование виноградной лозы и оливы, но почти невозможно было выращивание зерновых, что являлось основой древних восточных цивилизаций. В горах Эллады находились рудники драгоценных, черных и цветных металлов, месторождения лучших и весьма разнообразных пород мрамора и другого строительного камня. В долинах встречались отложения высококачественных глин. Море было достаточно богато рыбой ценных пород и другими морепродуктами.

 

 


Информация о работе Древние цивилизации Европы