Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 12:27, реферат
Потомки Рюрика властвовали над русскими землями 740 лет. Они непрерывно правили с 862 по 1598 год. Династия Рюриковичей создавала, укрепляла и берегла Русь. Этот великий род сыграл огромную роль в развитии и становлении Российского государства.
Введение
Глава 1. Олег Вещий
Глава 2. Игорь
Глава 3. Ольга
Глава 4. Святослав
Глава 5 Владимир
Глава 6 Ярослав.
Заключение.
Интересные факты.
Список использованной литературы
Здесь он разгромил войско
болгарского царя Бориса, пленил его и овладел
всей страной от Дуная до Балканских гор.
Весной 970 г. Святослав перешел через Балканы,
штурмом взял Филипполь (Пловдив) и дошел
до Аркадиоиоля. Разбив армию византийцев,
Святослав, однако, не пошел далее. Он взял
с греков "дары многие" и вернулся
назад в Переяславец. Весной 971 г. новое
византийское войско, усиленное флотом,
напало на дружины Святослава, осажденные
в г. Доростол на Дунае. Осада продолжалась
более двух месяцев. 22 июля 971 г. русские
войска под стенами города потерпели тяжелое
поражение. Святослав вынужден был начать
переговоры о мире с императором Иоанном
Цимисхием.
Встреча их произошла на берегу Дуная.
Цимисхий в окружении приближенных ожидал
Святослава. Князь прибыл на ладье, сидя
в которой греб наравне с простыми воинами.
Отличить его греки смогли лишь по рубахе,
которая была чище, чем у других дружинников,
и по серьге с двумя жемчужинами и рубином,
вдетой в его ухо.
Заключив мир с византийцами, Святослав
пошел к Киеву. Но по дороге, у Днепровских
порогов, его поредевшее войско поджидали
извещенные греками печенеги. В неравном
бою дружина Святослава и он сам погибли.
Из черепа Святослава печенежский князь
Куря по старому степному обычаю приказал
сделать чашу для пиров.
Владимир Святославович
Владимир I Святославич (ок. 960 — 15 июля 1015) — князь новгородский в 970 — 988 годах, в киевский великий князь, при котором произошло крещение Руси. Сын киевского князя Святослава Игоревича и рабыни Малуши, ключницы княгини Ольги. О судьбе Малуши летописи не сообщают, а малолетний Владимир вернулся в Киев, где находился под присмотром княгини Ольги. Воспитанием его, возможно, занимался дядя по матери Добрыня, так как в обычаях Руси было доверять воспитание наследника старшим дружинникам. По Повести временных лет Владимир среди сыновей Святослава был третьим по старшинству после Ярополка и Олега. Святослав по просьбе новгородцев дал Владимиру Новгород. После смерти Святослава между его сыновьями началась усобица. Владимир, опасаясь старшего брата Ярополка, княжившего в Киеве, бежал за море, к варягам. В 980 г. он вернулся в Новгород с варяжскими наемниками и вскоре вступил в борьбу с Ярополком. Первым успехом Владимира был захват Полоцка, в котором правил союзник Ярополка князь Рогволд. Рогволд был убит, а его дочь Рогнеду Владимир взял в жены. В том же 980 г. Владимир расправился с Ярополком и овладел Киевом. Варяги из дружины Владимира потребовали с горожан дань. Не желая отдавать деньги, князь тянул время обещаниями и, наконец, часть варягов разослал по городам наместниками, а других отправил в Византию. По летописи Владимир вокняжился в Киеве в 980 году
Новый князь киевский
принял меры к реформации языческого
культа. Воздвиг в Киеве капищес идолами шести главных богов славянского язычества (Перуна, Хорса, Дажд
Владимиру нужно было
решить какое христинство приянть – западное
или восточное. Т.к. в Киеве жило много
христиан, и в дружине их было немало, Владимир
стал колебаться в своей вере. Соседние
страны также стали пытаться сделать киевского
князя своим единоверцем. Сказание «Об испытании вер» гласит,
что в 986 г. являлись к Владимиру послы
разных вероисповеданий. Приходили болгары-мусульмане,
хазарские евреи, немцы - представители
западного христианства. Затем пришел
к Владимиру греческий философ и рассказал
ему о сотворении мира, о рае и аде, об ошибках
и заблуждениях других вер. Увидев преимущества
восточного христианства, князь Владимир
Святославич решил принять эту веру. Осуществлению этого решения поспособствовали
события, происходившие в Византийской
империи в конце 80-х г.г. X века. Мало того,
что Греция была ослаблена поражением
в войне с болгарами (986 г.), так на нее еще
обрушился мятеж полководца Варды Фоки,
который в 987 г. объявил себя императором.
Соправители Василий II и Константин VIII
обратились к киевскому князю за помощью.
Владимир согласился помочь, но потребовал
себе в жену царевну Анну, их сестру. Византийские
императоры были вынуждены согласиться,
но при условии крещения князя Владимира,
т.к. не может их сестра выйти замуж за
язычника. В конце 987 г. - начале 988 г. Владимир
крестился, вероятно, в Киеве, и принял
имя Василия. Шеститысячная армия Владимира
разбила войско Варды Фоки, но императоры
не торопились выдавать Анну замуж за
Владимира. Тогда разгневанный князь выступил
с войском на Корсунь, греческий город
в Крыму, и подчинил византийцев. Здесь
же прошло бракосочетание Владимира и
Анны, а также крещение бояр и дружинников.
Русский князь вернулся в Киев, прихватив
с собой множество святынь, икон, священников.
По возвращении в Киев Владимир приказал
приступить к массовому крещению. Крещение
киевлян происходило в водах Днепра корсунскими
священниками. Традиционно летописный
988 год считается годом крещения Руси.
Сразу же после крещения великий киевский
князь Владимир велит строить церкви.
На месте языческого святилища в Киеве
была построена церковь святого Василия,
позднее появилась церковь Пресвятой
Богородицы, получившая название Десятинной
и ставшая главным храмом Киевской Руси. На ее содержание Владимир ввел отчисления
из княжеских доходов (десятую часть —
"десятину"). Процесс христианизации
на Руси проходил довольно мирно, за исключением
некоторых регионов. В Новгороде Добрыне,
который руководил здесь крещением, пришлось
силой подавлять восстание. После крещения
внешнеполитическая активность киевского
князя возросла. Были установлены тесные
дипломатические связи со многими европейскими
странами. В то же время Владимир воевал с хазарами,
а в 990-992 гг.— с польским князем Мечиславом.
В 992 г. совершил поход на хорватов. Для
отражения печенежских набегов Владимир
Святославич в кон. 980-х гг. основал несколько
пограничных укрепленных линий с системой
крепостей на pp. Десна, Осетр, Трубеж, Сула,
Стугна, а на южную границу переселил ильменских
словен, кривичей, чудь и вятичей. В 992 г. Владимир Святославич отразил
набег печенегов у г. Переяславля, а в 995
г. был разбит ими у г. Василев, причем сам
едва спасся. Около 1007/1008 г. киевскому князю
удалось заключить с печенегами мир, но
в 1013 г. их набеги на Русь возобновились.
Владимиром были основаны гг. Владимир-Залесский,
Владимир-Волынский, Белгород и Василев.
Желая подчеркнуть свое могущество, Владимир
начал лить золотые и серебряные монеты.
Щедрость и хлебосольство князя, богатство
устраиваемых им пиров и празднеств, вошли
в былины, в которых он именуется Владимиром
Красное Солнышко. Владимир Святославич первый начал чеканку
золотых и серебряных монет.
Результатом внешней политики князя Владимира стало заключение мирных договоров с Польшей, Чехией и Венгрией. Но мир с Польшей был недолгим, в 1013 г. польский князь Болеслав в союзе с печенегами напал на Русь. Русское войско справилось с врагами.
Последние годы жизни Владимира Святославича были омрачены враждой со старшими сыновьями. В 1013 г. был раскрыт заговор Святополка Окаянного против Владимира, приемного отца. Святополк с женой и их соучастник, польский епископ, были арестованы и заключены под стражу. В 1014 г. поднял мятеж другой сын Владимира - Ярослав Новгородский, отказавшись платить дань Киеву. Тогда князь Владимир объявил о походе на Новгород, но он был стар и болен и не смог его осуществить.
Незадолго до смерти Владимир призвал к себе любимого сына Бориса, передал ему дружину и отправил на войну с печенегами, которые снова напали на Русь. Но великому князю не суждено было узнать исход войны, 15 июля 1015 г. он умер. Похоронен Владимир Святославич в Десятинной церкви в Киеве.
28 июля (по новому стилю)
– день памяти святого
Ярослав Владимирович Мудрый
Ярослав Владимирович (или Ярослав Мудрый; ок. 978 — 19 или 20 февраля 1054, Вышгород) — Рост
Ярослав Владимирович — сын крестителя Руси князя Владимира Святославича (из рода Рюриковичей) и полоцкой княжны Рогнеды Рогволодовны, отец, дед и дядя многих правителей Европы. При крещении был наречён Георгием. Вошла в историю составленная при Ярославе «Русская правда», ставшая первым известным сводом законов на Руси.
В «Повести временных лет» (988) год сообщается о том, что Владимир Святославич посадил своих сыновей по различным городам. В числе перечисленных сыновей есть и Ярослав, который в качестве стола получил Ростов. Со временем правления Ярослава в Ростове связывают основание города Ярославля, названного в честь князя. Впервые упоминается Ярославль в «Повести временных лет» под 1071 годом, когда описывалось вызванное голодом «восстание волхвов» в Ростовской земле. Но существуют предания, которые приписывают основание города Ярославу. Согласно одному из них Ярослав путешествовал по Волге из Новгорода в Ростов. По легенде по дороге на него напал медведь, которого Ярослав с помощью свиты зарубил секирой. После этого князь приказал срубить на неприступном мысу над Волгой небольшую деревянную крепость, названную по его имени - Ярославль. Эти события нашли отражение на гербе города. Княжил в Ростове Ярослав до смерти своего старшего брата Вышеслава, который правил в Новгороде
После крещения Владимир посадил своих
сыновей в крупнейшие древнерусские города.
Ярослав был отправлен в Ростов. После
смерти самого старшего Владимировича,
Вышеслава, сидевшего в Новгороде, княжения
были перераспределены. Теперь Новгород
получил Ярослав. Однако в 1014 г. он отказался
платить дань в Киев, чем вызвал гнев отца.
Тот начал готовиться к войне с непокорным
сыном, но скоропостижная смерть киевского
князя предотвратила это столкновение.
После смерти Владимира Святославича
между его сыновьями развернулась жестокая
борьба. "Повесть временных лет" рассказывает,
что власть в Киеве сначала захватил Святополк
Окаянный. Он убил Бориса и отправил убийц
к Ярославу и Глебу. Ярославу об этом сообщила
сестра Предслава. Не теряя времени, он
предупредил Глеба о грозящей опасности,
а сам стал готовиться к войне со Святополком.
Тем временем убийцы Святополка расправились
с Глебом, а также со Святославом Владимировичем,
пытавшимся найти спасение в Венгрии.
Осенью 1015 г. Ярослав выступил в поход
на Киев. Отряды киевского и новгородского
князей сошлись под Любечем. Полки киевского
князя были разбиты и рассеяны, а сам он
бежал в Польшу к своему тестю и союзнику
королю Болеславу Храброму. Войско Болеслава,
состоявшее из поляков, русской дружины
Святополка, а также наемных отрядов немцев,
венгров и печенегов, в битве на р. Буг
разбило рать Ярослава. Киев был захвачен
Святополком и Болеславом, а Ярослав бежал
в Новгород. Там, собрав многочисленное
войско, он вновь двинулся на Киев. В битве
на р. Альта (по легенде, на том самом месте,
где был убит Борис) Святополк потерпел
сокрушительное поражение.
Ярослав окончательно занял Киев в 1019
г. Однако это княжение не было спокойным.
В 1021 г. ему пришлось сражаться со своим
племянником, полоцким князем Брячиславом,
захватившим и разграбившим Новгород.
В 1024 г. брат киевского князя Мстислав
Владимирович Храбрый (Тмутараканский),
победив в битве при Листвене, вынудил
Ярослава заключить с ним договор о разделе
всей Русской земли по Днепру. Мстислав
взял восточную половину и сел править
своим уделом в Чернигове, а Ярослав —
западную, с Киевом. Лишь в 1036 г., после
смерти оставшегося без наследников черниговского
князя, Русь вновь объединилась под властью
Ярослава.
Ярослав приложил немало усилий, чтобы
превратить свою столицу в некое подобие
"нового Царьграда". Здесь были возведены
Золотые ворота, дорога от которых вела
к новому храму — собору Св. Софии. Были
основаны монастыри св. Георгия и Ирины.
Ярославу удалось прекратить набеги печенегов
на Русь. Дружины Ярослава ходили походами
на финнов, ятвягов, мазовшан. Его сын Владимир
в 1043 г. совершил последний в истории Древней
Руси поход на Византию (закончившийся,
правда, неудачей). В 1051 г. Ярослав (видимо,
без согласия Константинопольского патриарха)
впервые поставил в Киеве митрополита
из русских — Илариона.
В годы правления Ярослава велось интенсивное
городское строительство: построены Ярославль-на-Волге,
Юрьев (ныне Тарту) в Прибалтике. При нем
открывались новые монастыри. Величественный
собор Св. Софии был возведен в Новгороде.
Заботился князь и о развитии на Руси "книжного
учения". Собрав при своем дворе писцов,
он поручил им перевод греческих книг
на славянский язык. При Ярославе зародилось
древнерусское летописание и составлен
первый свод законов — Русская Правда.
Ярослав был женат на шведской принцессе Ирине-Ингигерде, дочери короля Олафа Скотконунга. Их дети разъехались по всей Европе.
Похоронен Ярослав в Софии Киевской.
Заключение
Первые русские князья действовали во имя интересов Руси, они смогли организовать полюдье, военно-торговые экспедиции с целью сбыта полученного в ходе полюдья добра, они боролись с кочевниками, расширяли территорию государства, захватывая и объединяя различные племена и народы. И наконец было принято христианство, что укрепляло власть и территориальное единство Киевской Руси. Принятие христианства имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры. Оно стало в православной традиции одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития.
Годы правления Ярослава - это последняя в XI веке и, может быть, высшая точка истории той единой и сильной Киевской Руси, которая, по «Повести временных лет», начала возникать при Вещем Олеге, достигла расцвета при Владимире и завершилась при Ярославе Мудром.
Интересные факты
Пропажа останков.
Саркофаг Ярослава Мудрого до настоящего времени вскрывался три раза: в 1936, в 1939 и в 1964 годах. В 2009 году саркофаг Ярослава Мудрого в Софийском соборе снова был вскрыт и останки отправили на экспертизу. При вскрытии были обнаружены советские газеты «Известия» и «Правда», датированные 1964 годом. Опубликованные в марте 2011 года результаты генетической экспертизы таковы: в гробнице покоятся не мужские, а только женские останки, причем составленные из двух скелетов, датирующиеся совершенно разным временем: один скелет одного времени с Киевской Русью, а второй на 1000 лет древнее, то есть времён скифских поселений. Женские останки киевского времени, по утверждению ученых-антропологов, принадлежат женщине, при жизни много занимавшейся тяжелым физическим трудом, — явно не княжеского рода. Первым о женских останках среди найденных 3 скелетов написал ещё академик Герасимов в 1939 году. Тогда было объявлено, что помимо Ярослава Мудрого в гробнице похоронены и другие люди. На след праха Ярослава Мудрого может вывести икона Николы Мокрого, которая была вывезена из Софийского собора представителями , отступившими вместе с немецкими оккупантами из Киева осенью 1943. Икона была обнаружена в Свято-Троицком храме (Бруклин, Нью-Йорк, США) в 1973 году. По мнению историков, останки великого князя также следует искать в США.
Информация о работе Древнерусское государство при первых Рюриковичах