Древнерусское государство 9-11в

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 15:08, реферат

Краткое описание

Возникновение государства — процесс длительный, отражающий коренные потребности общественного развития. Государственность вырастает из естественного стремления общества к упорядочению усложняющихся внутри него отношений. С момента своего возникновения государственная власть всегда решала не только военные, но и судебные задачи, связанные с разрешением межплеменных споров. Вооруженное урегулирование таких конфликтов становилось все более обременительным для общества. Так постепенно шло осознание общей полезности власти, стоящей выше частного и родового интересов.

Оглавление

Введение

1. Формирование древнерусского государства

1.1 Эпоха первых киевских князей

1.2 «Золотой век» Киевской Руси

2. Разрушение политического единства Киевского государства

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО.doc

— 161.50 Кб (Скачать)

 

Необъятность территории и низкая плотность населения, суровые климатические условия, не позволявшие выжить в одиночку, обусловили рассеянность производства и устойчивость общинной организации сельских производителей. Вместе с тем элементы рабовладельческих отношений имели место у восточных славян, как и у всех древних народов. Рабы на Руси были прежде всего товаром. Основным источником их пополнения был плен, но также в ограниченных размерах и долг, самопродажа, рождение от раба, невыполнение условий ряда. В хозяйстве их использовали нешироко. По правовому положению к ним примыкала низшая категория зависимого населения Древней Руси — холопы. Из их числа формировалась дворовая челядь, выполнявшая земледельческие и ремесленные работы. Некоторые холопы находились на положении слуг или воспитателей господских детей. Все они получали содержание натурой. Наиболее высокое положение среди них занимали тиуны — разного рода управляющие вотчинами. Выкупившиеся из неволи рабы, а также разорившиеся купцы и поповичи, не выучившиеся грамоте, попадали в категорию малоимущих и бесправных изгоев или сирот.

 

При первых киевских князьях налоги имели форму полюдья. Так они  назывались потому, что собирались со всех людей путем объезда киевским князем и его дружиной подвластной  территории ежегодно с ноября по апрель.

 

Дань имела натуральную форму. В нее входило продовольствие, меха, мед, воск и пр. Размер, сроки и место ее сбора строго не фиксировались и определялись произвольно не только со стороны князя, но и его дружинников.

 

После гибели князя Игоря его  вдова княгиня Ольга в 945 г. осуществила  податную реформу. Она установила уроки — нормы дани, погосты — места и время ее сбора. Подать, свозившаяся к погостам, получила название повоза. Упорядочение сбора дани выразилось во введении единицы обложения. Ею были либо дым (семья), либо рало (хозяйство).

 

По мере развития феодальных отношений  дань превращалась в подать, взимаемую  наместниками в пользу государства, в одних случаях и в феодальную ренту — в других. С укреплением  государства сборы и повинности, главным образом торговые и судебные, значительно выросли: «таможенный корм», «волостелин корм», «продажи», «виры».

 

С процессом  оформления государства на Руси было тесно связано принятие христианства. Укрепление центральной власти киевских князей и складывание единого  господствующего слоя требовали  новой идеологии. Местные языческие культы и их служители волхвы, приверженцы вечевых традиций управления, становились опасными соперниками Рюриковичей, носителями сепаратистских настроений. Принятие византийского варианта христианства (православия) было предопределено сложившимся к концу Х в. типом государства и общества на Руси. Комплексом имперского величия заражались те, кто принимал православие от Византии, в которой государственное мышление господствовало над национальным сознанием. Идея «священного цезаризма» как нельзя более соответствовала интересам изоляционистски настроенной правящей верхушки русского общества.

 

Сам акт принятия христианства был  связан с перипетиями политических отношений Руси с Византией. Владимир по просьбе византийских императоров  Василия II и Константина разгромил  мятежного полководца Варды Фоку и потребовал взамен исполнить обещание отдать за него их сестру, царевну Анну. Однако императоры отказались. Тогда Владимир захватил центр крымских владений Византии город Корсунь и тем самым принудил императоров послать к нему Анну. Только после такой наглядной демонстрации своей политической самостоятельности и силы Владимир принял в 988 г. крещение и женился на царевне Анне. Многие знатные воины, подражая князю, перешли в христианство.

 

По возвращении в Киев Владимир приступил к крещению жителей  столицы, а затем и других своих  подданных. Киевляне перешли в «греческую веру», по свидетельству митрополита  Илариона, «аще кто и не с любовию, но страхом повелевшаго крещахуся». Столь же спокойно отнеслись к крещению жители южных и западных пределов Руси, часто общавшиеся с иноверцами и жившие в многоязычной среде. На севере и востоке Руси религиозные новшества встретили сопротивление. Новгородцы взбунтовались против присланного в 991 г. в город епископа Иоакима. Для их покорения потребовалась военная экспедиция из Киева во главе с Добрыней и Путятой. Жители Мурома отказались впустить в город сына Владимира, князя Глеба, заявив о своей приверженности обычаям предков. В Новгородской, Муромской и Ростовской землях к моменту крещения успели сложиться элементы языческой организации, выделилась и обособилась жреческая прослойка волхвов-кудесников. В южных городах и сельской местности языческие верования существовали скорее как неоформленные суеверия. Христианская религия рассматривалась также как угроза политической автономии северных и восточных земель — их подчинение воле киевского князя основывалось на традиции и не было столь безграничным, как на юге и западе.

 

Признание Руси христианским государством изменило уровень ее взаимоотношений с европейскими странами и народами. Приобщение многоликого мира Руси к ценностям христианства способствовало объединению жителей разных земель в культурную и политическую общность. Миссионерская деятельность среди финноязычных и тюркских племен не только вовлекала их в орбиту христианского мира, но и смягчала неизбежно болезненные процессы становления многонационального государства.

 

Вместе с христианством на Русь пришли византийские политические идеи и отношения. По словам В.О. Ключевского, на киевского князя греческое духовенство переносило византийское понятие государя, поставленного от бога не только для внешней защиты, но и поддержания внутренней гармонии в обществе: «ты поставлен еси от Бога на казнь злым, а добрым на милование». Владимир стремился подчинять этому идеалу свои практические действия в государственной сфере. На первых порах он даже отказался от применения уголовных наказаний, прощая разбойников. Регулярными сделал трапезы на княжеском дворе, куда могли прийти все голодающие.

 

Отношения светской (княжеской) и церковной  власти строились изначально на основе тесного союза, ставшего традицией  русской истории. Порядок согласия («симфонии») двух ветвей власти предполагал  сохранение каждой из них самостоятельности в своей области. Вмешательство церковных иерархов в государственно-политические дела имело место лишь в чрезвычайных случаях и осуществлялось обыкновенно по просьбе князей или населения. В летописях находится несколько свидетельств о вмешательстве высшего духовенства в княжеские междоусобицы с целью примирения враждующих сторон. Этот тип отношений считался нормальным и просуществовал вплоть до эпохи Петра I. Он коренным образом отличался от западноевропейского, при котором власть папы Римского ставилась выше светской власти в делах не только церковных, но и мирских.

 

По словам В.О. Ключевского, христианские идеалы «глубоко проникли в юридический  и нравственный склад общества». Церковь восстала против обычая кровной  мести. Церковные поучения запрещали  господам истязать и убивать рабов. Такие действия не считались преступлением по государственному закону, по церковному же именовались грехом и подлежали церковному наказанию (епитимии). На Руси в связи с этим возник обычай: перед смертью владелец отпускал холопов на волю по духовному завещанию или завещал их церкви «по душе». Такие люди обыкновенно превращались в полусвободных земледельцев, прикрепленных к церковной земле. Церковь внесла в древнерусское общество и новое понятие семьи как пожизненного союза мужа и жены, только освященного церковным венчанием, и запрещала многоженство.

 

Христианство изменило сознание людей  и способствовало рождению новых  областей культуры.

 

Христианство поставило перед  человеком задачу личного самосовершенствования. Его телесный мир был признан греховным и нуждающимся в преобразовании. Культурная деятельность человека приобрела черты анонимности. Художник стал рассматривать себя лишь проводником образа истины, а не ее создателем. Вместе с христианством на Русь пришли каменное храмовое зодчество, иконопись, церковное песнопение, христианская литература. Возникли свои оригинальные литературные жанры: летописи, поучения, жития святых, повести. Среди древнерусских литературных шедевров выделяются «Житие о Борисе и Глебе», «Слово о законе и благодати», «Поучение Владимира Мономаха». Выдающимися образцами зодчества стали три Софийских собора: в Киеве, Полоцке и Новгороде. Появились первые монастыри, в числе которых выделялись Киево-Печерский и Ильинский подземный монастырь в Чернигове.

 

Религиозное сознание Киевской эпохи  облеклось в форму двоеверия, христианско-языческого религиозно-культурного  синкретизма. Особенно наглядно это  проявилось в той легкости, с которой  древнерусский народ вошел в  христианский годичный богослужебный  круг. Он оказался точно наложенным на священный календарь древних славян. Наследие архаики отложилось в мелодическом строе песнопений и фресковых орнаментах церквей.

 

Правовая система государства  получила письменное оформление в годы княжения Ярослава Мудрого. Летопись связывает этот факт с событиями 1016 г., когда в самом разгаре было междоусобие сыновей Владимира, Ярослава и Святополка. После того как Ярослав занял Киев, отпуская верных ему новгородцев домой, он дал им «Устав» и «Правду» со словами: «По сему ходите и держите, якоже списав вам». Так возникла «Правда Ярослава» — древнейшая часть «Русской Правды» — первого общегосударственного нормативного сборника. Дополненная позже «Правдой Ярославичей», она составила так называемую Краткую редакцию «Русской Правды».

 

Наиболее разработанной ее частью была система наказаний, характер которых  доказывает, что в XI в. еще живы были некоторые нормы родового строя. «Правда Ярослава» допускала  кровную месть, однако ограничивала ее путем точного определения  круга близких родственников, имеющих право мстить: отец, сын, брат, племянник. «Правда Ярославичей» взамен запрещенной к тому времени кровной мести вводила денежный штраф за убийство (виру), который подразделялся в зависимости от социального положения убитого в очень широких пределах: от 80 до 5 гривен.

 

«Русская Правда» родилась в  среде церковной юрисдикции. Она  являлась не самостоятельным судебником, а сборником статей, дополняющих  «Кормчую книгу» и составленных под  влиянием памятников церковно-византийского  права. Как образец древнерусской кодификации «Русская Правда» не утверждала новых юридических норм, а только приводила в порядок правила, установленные юридическим обычаем и законодательством. Она не была произведением княжеской законодательной власти, хотя и получила обязательное действие как законодательный свод в той части русского общества, на которую простиралась церковная юрисдикция по нецерковным делам.

 

До середины XI в. княжеские суды в силу крепости древних обычаев  могли вполне обходиться без письменного  свода законов. Однако укоренение христианской церкви в русском обществе, новизна юридических понятий и отношений, привнесенных ею, вызвали необходимость в письменном изложении действовавшего судебного порядка, соответствовавшего изменившемуся положению дел. Это объясняет, почему «Русская Правда» игнорирует судебный поединок, широко практиковавшийся в древнерусском судопроизводстве, и не знает смертной казни. Самые тяжелые преступления, такие, как душегубство и татьба с поличным, церковный суд разбирал с участием княжеского судьи, который, по всей вероятности, и выносил смертный приговор. К тому же христианский нормативный памятник не мог принять мысль о казни в силу несовместимости ее с евангельским воззрением на человека.

 

Итак, «Русская Правда» не вполне полно  и верно отразила юридический порядок Древней Руси. Она просто умалчивала о том, что считала необходимым устранить из судебной практики и чего не принимал церковный суд: судебный поединок и частную расправу. С другой стороны, она дополняла действовавшее право, формулируя такие юридические случаи и отношения, на которые это право прямых ответов не давало: статьи о наследовании и холопстве. «Поэтому Русскую Правду, — писал В.О. Ключевский, — можно признать довольно верным, но не цельным отражением юридического порядка ее времени. Она не вводила нового права взамен действовавшего; но в ней воспроизведены не все части действовавшего права, а части воспроизведенные пополнены и развиты, обработаны и изложены так отчетливо, как, может быть, не сумел бы сделать этого тогдашний княжеский судья. Русская Правда — хорошее, но разбитое зеркало русского права ХI—ХII вв.».

 

Первые христианские князья, Владимир и Ярослав, выступили как государи-правители. Они положили конец практике отдаленных военно-разбойных экспедиций в Византию и Прикаспий, а войну со степняками-кочевниками на пограничье сменили систематической обороной границ и регулярной военной колонизацией опасных окраин. Владимира еще связывали военно-политические отношения с Византией. Но уже при Ярославе Мудром был совершен последний русский поход на Царьград под предводительством одного из сыновей князя, который закончился поражением русской дружины. Ярослав предпочитал упрочивать международные связи Руси путем заключения династических браков.

 

Особым образом складывались отношения Руси с ее ближайшим соседом Польшей, образовавшейся в середине Х в. Первое столкновение русских с ляхами имело место в самом начале княжения Владимира, в 981—982 гг. Тогда князь отвоевал у них город Перемышль на реке Сане и так называемые «червенские города» в бассейне правого притока Вислы реки Вепри. В начале XI в. польский король Болеслав I Храбрый в ходе войны с Германией захватил Чехию и совершил три похода на Киев (1013, 1015, 1018 гг.). Причем два раза приводил поляков на Русь Святополк Окаянный, сын Владимира, боровшийся за Киевский стол с братом Ярославом. В ходе этой усобицы была вновь потеряна «Червонная Русь». И лишь укрепившись на Киевском престоле, Ярослав в союзе с братом Мстиславом в 1031 г. сумел завоевать Ляшскую землю и возвратить Галицию. Пленных поляков Ярослав расселил на порубежной территории по реке Роси. Первый устойчивый долговременный союз между Русью и Польшей был заключен в 1039—1047 годах.

 

Большую роль в военно-политической деятельности Владимира и Ярослава играли походы в приграничные с Русью земли. Так, Владимиром были усмирены в очередной раз волжские булгары и заключен в 1006 г. торговый союз с ними. Ярослав в 1029 г. ходил «на ясы» (осетин), а в 1030 г. совершил походы на ятвягов (литовцев) и земли прибалтийской чуди. Так летописи называли племена эстов, живших по рекам Онеге и Северной Двине. К западу от Чудского озера он возвел город Юрьев (Юрий — христианское имя Ярослава Мудрого), северный форпост Руси (позже названный немцами Дерптом, а эстонцами — Тарту). Земли между рекой Печорой и Уральским хребтом, населенные юграми (хантскими и мансийскими финноязычными племенами), подвергались в этот период активной колонизации Новгорода. Продвижение русских не всегда было мирным. Так, в 1032 г. югры побили новгородцев. В даннические отношения с Новгородом вступила в 1042 г. ямь — прибалтийско-финское племя, проживавшее с глубокой древности на территории внутренней Финляндии.

Информация о работе Древнерусское государство 9-11в