Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 12:08, реферат
Право у восточных славян возникло одновременно с государством, никакого так называемого общинного права до возникновения государства не существовало.
Каковы же источники права в этот период? Прежде всего - обычное право, нормы которого до нас не дошли. Известно, что примерно в IX веке действовал так называемый Закон русский. Текст его до нас пока не дошёл. Вероятнее всего, что это был сборник письменный, в котором имелись нормы обычного права.
Русская Правда различает ответственность в зависимости от субъективной стороны преступления. Не проводит различия между умыслом и неосторожностью, но различает два вида умысла - прямой и косвенный. Это отмечается при ответственности за убийство: убийство при сведении счетов карается высшей мерой наказания - потоком и разграблением, убийство же в "сваде" (драке) - только вирой. По субъективной стороне различается и ответственность за банкротство: преступным считается только умышленное банкротство. Состояние аффекта исключает, согласно нормам Русской Правды, ответственность. Что касается объективной стороны преступных деяний, то подавляющее число преступлений совершается путем действия. Лишь в очень немногих случаях наказуемо и преступное бездействие (утайка находки, длительное невозвращение долга).
Русская Правда знает лишь два родовых объекта преступления - личность человека и его имущество. Отсюда только два рода преступлений. Но каждый род включает довольно разнообразные виды преступных деяний. Среди преступлений против личности следует назвать убийство, телесные повреждения, побои, оскорбление действием. Княжеские уставы знают и оскорбление словом, где объектом преступления является преимущественно честь женщины. В уставах князей Владимира Святославича и Ярослава можно встретить упоминания о половых преступлениях.
Среди
имущественных преступлений наибольшее
внимание Русская Правда уделяет
краже (татьбе). Наиболее тяжким видом
татьбы считалось конокрадство. Известно
и преступное уничтожение чужого
имущества путем поджога, наказуемое
потоком и разграблением. В княжеских
уставах предусматривались
В Русской Правде нет указаний ни на государственные, ни на должностные преступления. Но это не значит, что выступления против княжеской власти проходили безнаказанно. Просто в таких случаях применялась непосредственная расправа без суда и следствия. Вспомнить хотя бы, как поступила княгиня Ольга с убийцами своего мужа.
Суд и судопроизводство
В Древнерусском государстве суд не был отделен от администрации. Посадники и другие должностные лица, осуществлявшие правосудие, получали определенную часть вир и продаж, взимаемых при рассмотрении дел. Кроме того, они вознаграждались и сторонами - участниками процесса. Высшей судебной инстанцией был великий князь.
Древнерусское право еще не знало разграничения между уголовным и гражданским процессом, хотя некоторые процессуальные действия могли применяться только по уголовным делам (гонение следа, свод). Во всяком случае, и по уголовным, и по гражданским делам применялся состязательный (обвинительный) процесс, при котором стороны были равноправны. Обе стороны в процессе назывались истцами. (Исследователи полагают, что в церковном суде применялся и инквизиционный, розыскной процесс со всеми его атрибутами, включая пытку).
Русская
Правда знает две специфические
процессуальные формы досудебной подготовки
дела - гонение следа и свод. Гонение
следа - это отыскание преступника
по его следам. Если след привел к
дому конкретного человека - значит,
он и есть преступник, если в село
- ответственность несет община,
если потерялся на большой дороге
- поиск преступника
Если ни утраченная вещь, ни похититель не найдены, потерпевшему не остается ничего другого, как прибегнуть к закличу, т.е. объявить на торговой площади о пропаже в надежде, что кто-нибудь опознает украденное или потерянное имущество у другого лица. Человек, у которого обнаружится утраченное имущество, может, однако, заявить, что он приобрел его правомерным способом, например, купил. Тогда начинается процесс свода. Владелец имущества должен доказать добросовестность его приобретения, т.е. указать лицо, у которого он приобрел данную вещь. При этом достаточно показаний двух свидетелей и мытника - сборщика торговых пошлин.
Закон предусматривает определенную систему доказательств, в том числе свидетельские показания. Различаются две категории свидетелей - видоки и послухи. Первые - свидетели в современном смысле слова, очевидцы происшествия. Послухи - более сложная категория. Это лица, которые слышали о случившемся от кого-либо, имеющие сведения из вторых рук. Иногда под послухами понимали и свидетелей доброй славы сторон. Они должны были показать, что ответчик или истец - добропорядочные люди, заслуживающие доверия. По некоторым гражданским и уголовным делам требовалось определенное число свидетелей (например, два свидетеля при заключении договора купли-продажи, два видока при оскорблении действием). Иначе говоря, в использовании свидетельских показаний присутствует элемент формализма.
В
Древнерусском государстве
Другим видом "суда божьего" были испытания железом и водой. Испытание железом применялось тогда, когда не хватало иных доказательств, причем в более серьезных случаях, чем испытание водой. Русская Правда, посвящая ордалиям три статьи, не раскрывает техники их проведения. По более поздним источникам, однако, можно заключить, что если человек, связанный и брошенный в воду, начинал тонуть, то он считался выигравшим дело. Особым видом доказательства была присяга - "рота". В некоторых случаях имели доказательственное значение внешние признаки и вещественные доказательства.
В Русской Правде видны определенные формы обеспечения исполнения судебного решения, например, взыскание виры с убийцы. Специальное должностное лицо - вирник являлся в дом осужденного с многочисленной и вооруженной свитой и "терпеливо" ждал, пока тот заплатит штраф, получая каждый день обильное натуральное содержание. Преступнику выгодней было как можно быстрее разделаться со своим долгом и избавиться от неприятных "гостей".
За основную массу преступлений наказанием была "продажа" - уголовный штраф.
ОСНОВНЫЕ
РЕДАКЦИИ РУССКОЙ
ПРАВДЫ
Существует
три основных редакции Русской Правды:
Краткая, Пространная и Сокращенная.
Древнейшей редакцией (подготовлена не
позднее 1054 г.) является Краткая Правда,
состоящая из правды Ярослава (ст.1 -
18), Правды Ярославовичей (ст. 19 - 41), Покона
вирного (ст. 42), Урока мостников (ст. 43).
Пространная редакция, возникшая не ранее
1113 г. и связанная с именем Владимира Мономаха,
разделяется на Суд Ярослава (ст. 1 - 52) и
Устав Владимира Мономаха (ст. 53 - 121). Сокращенная
редакция появилась в середине XV в. из
переработанной Пространной редакции.
Первоначальный текст Русской Правды
до нас не дошел. Однако известно, что сыновья
Ярослава во второй половине 11 в. существенно
дополнили и изменили его, создав так называемую
Правду Ярославичей. Объединенные потом
переписчиками, Правда Ярослава и Правда
Ярославичей составили основу так называемой
Краткой редакции Русской Правды. Владимир
Мономах произвел еще более крупную переработку
этого закона. В результате сложилась
Пространная редакция. В последующие века
создавались новые редакции Русской Правды,
в общей сложности до шести. Все редакции
дошли до нас в составе летописей и различных
юридических сборников, разумеется, рукописных.
Таких списков Русской Правды в настоящее
время найдено свыше ста. Им обычно присваиваются
названия, связанные с наименованием летописи,
местом находки, лицом, нашедшим тот или
иной список (Академический, Троицкий,
Карамзинский и др.).
Краткую редакцию Русской Правды можно
разделить на две основные части: Правду
Ярослава (ст.ст.1 - 18) и Правду Ярославичей
(ст.ст.19 - 43). Первая была составлена при
Ярославе Мудром, вторая же создавалась
уже после его смерти. Если в Правде Ярослава
рассматриваются в основном такие преступления,
как побои, оскорбление, членовредительство,
то Правда Ярославичей посвящена большей
частью защите феодальной собственности
и жизни княжеских людей. Кроме того, в
последних статьях КП (ст.ст.41 - 43) определяется
размер и порядок выплат княжеским служащим
за исполнение ими своих служебных обязанностей.
В образовании законов Русской Правды
принимали участие и дети Ярослава, и даже
его внук Мономах (1113 - 1125 гг.), которому
принадлежит закон, направленный против
ростовщичества и занесённый в Правду.
Несомненно, в Краткой редакции Русской
Правды изложены основные нормы тогдашнего
права, впоследствии вошедшие в т.н. Пространную
Правду. Последняя редакция ПП приходится
на великое княжение Владимира Мономаха
(1113 - 1125 гг.) и его сына Мстислава Великого
(1125 - 1132 гг.). В это время социально-экономическое
развитие страны достигло довольно высокого
уровня, но Русь уже стояла на пороге феодальной
раздробленности. ПП родилась в результате
кодификации и тщательного редактирования
отдельных законоположений и княжеских
уставов. В основе ПП лежит свод законов
Ярослава Мудрого - "Суд Ярославль Владимировича".
Несомненно, Пространная Правда является
уникальным памятником древнерусского
права.
Историками доказано, что в качестве источника
Пространной редакции Русской Правды
почти полностью выступает текст КП. Следовательно,
содержание ПП как источника права наиболее
глубоко раскрывается при анализе её композиции
и выявлении принципов использования
в ней норм КП. Составители ПП сохранили
заголовки предшествующего юридического
сборника - "Правда Росьская" и "Суд
Ярославль Володимеричь". Последний
заголовок ("Суд Ярославль Володимеричь")
является не только ссылкой на старину,
но также и прямым указанием на использованный
в качестве источника свод законов. А заголовок
"Правда Росьская", составленный
в 1015 - 1016 годах для Новгорода, приобретал
несколько иное значение - он подчёркивал
значение нового свода светского права
как основного источника на всей территории
Древнерусского государства. Законодатели,
составлявшие ПП проделали огромную работу
по кодификации и систематизации предшествующих
законов, по их дополнению и частичному
изменению, что свидетельствовало о дальнейшем
как политическом, так и социально-экономическом
развитии Древней Руси и о более активном
воздействии государства на право.
Пространную Правду можно уже встретить
в Новгородской Кормчей конца тринадцатого
столетия, древнерусских сводах церковных
законов, иногда в сборниках канонического
содержания, носящих название Мерила Праведного.
Таким образом, Русская Правда жила и действовала
в церковно-юридическом обществе.
Краткая редакция состоит из следующих правовых текстов:
«Краткая Правда» состояла из 43 статей. Первая ее часть, наиболее древняя, говорила еще о сохранении обычая кровной мести, об отсутствии достаточно четкой дифференциации размеров судебных штрафов в зависимости от социального статуса потерпевшего. Вторая часть (ст. 18 — ст. 43) отражала дальнейший процесс развития феодальных отношений: кровная месть отменялась, жизнь, имущество феодалов ограждались повышенными мерами наказания.
Списки «Пространной Правды» находят в списках церковных законов, в летописях, в статьях из Св. Писания судебного и законодательного характера («Мерила Праведные»)."Пространная правда" состояла из двух частей — Устава князя Ярослава Мудрого и Устава Владимира Мономаха, входивших в «Краткую Правду» с позднейшими изменениями и дополнениями Устава, принятого во время княжения Владимира Мономаха, после подавления восстания в Киеве 1113 г. «Пространная Правда» была составлена в XII в. Ей пользовались духовные судьи при разборе светских дел или тяжб. Она значительно отличалась от «Краткой Правды». Число статей- 121. Этот кодекс отражал дальнейшую социальную дифференциацию, привилегии феодалов, зависимое положение смердов, закупов, бесправие холопов. «Пространная Правда» свидетельствовала о процессе дальнейшего развития феодального земледелия, уделяя много внимания охране прав собственности на землю и другое имущество. В связи с развитием товарно-денежных отношений и необходимостью их правового регулирования «Пространная Правда» определяла порядок заключения ряда договоров, передаче имущества по наследству.
«Сокращенная Правда» относилась к значительно более позднему периоду. Историки полагают, что она сложилась в XV в. в Московском государстве после присоединения территории "Пермь Великая" По Тихомирову она как раз там и была написана, что нашло своё отражение в денежном счёте.
К IX в., времени образования Древнерусского государства, у восточных славян установилась феодальная собственность на землю и сложились — феодалы-землевладельцы и феодально-зависимые крестьяне. В господствующий класс феодалов входили киевские князья, местные (племенные) князья, общинная знать (бояре), верхушка служилых людей, дружина князей. По мнению доктора исторических наук А.А.Горского, в 9 в. и позднее на Руси ещё не сложился феодализм как таковой, а существовала система поборничества. Господствующим же классом была не общинная знать, сведений о которой у нас нет, а корпорация дружины во главе с князем. Боярами же являлись представители и потомки "старшей" дружины, а не общинной знати.
После принятия в X в. христианства значительная часть земель сосредоточилась в руках церкви, монастырей, духовенства. Появляется другая категория феодалов — дворцовые слуги, служивые люди, получавшие землю за службу и на время службы.
Все группы феодалов
находились в отношениях сюзеренитета-васс
В Древнерусском государстве
складывалась типичная для феодализма
иерархическая организация
С увеличением могущества феодалов росли их политические права. Феодалы получали от своих сюзеренов-князей иммунитеты, освобождались от платежа дани, приобретали право иметь дружину, судить зависимое от них население, собирать подати. Одновременно возникало и право (право-привилегия), охранявшее положение знати. Русская Правда определяла ряд привилегии: повышенное наказание за убийство феодала или причинение ему имущественного вреда, более широкие права по передаче имущества по наследству, в том числе дочерям.