Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 13:40, реферат
Ассирией в древности называлась область, расположенная в и население средней части долины Тигра, соответствующая северо-восточной части современного Ирака. Тигр принимает здесь с востока два крупных притока — Большой и Малый Заб. С северо-востока страну ограничивают отроги гор Загра, с юго-востока — река Малый Заб, с запада — степь. Воды реки Тигра наряду с колодцами используются здесь для искусственного орошения.
Ашшур
был богатым торговым городом. Значительное
развитие товарно-денежных отношений
позволило законодателям широко применять
денежные компенсации в виде десятков
килограммов металла (неясно, свинца или
олова). Однако при этом существовала долговая
кабала на весьма жестких условиях: по
истечении определенного срока заложники
считались "купленными за полную цену".
С ними можно было обращаться как с рабами,
подвергать телесным наказаниям и даже
продавать "в другую страну" Земля
служит объектом купли-продажи , хотя и
под контролем властей. Из деловых документов
видно, что община может заменить продаваемый
участок земли другим, т.е. частная собственность
на землю сочетается с сохранением определенных
прав общины.
Патриархальность
семейных отношений, очевидная уже
из приведенного выше порядка наказания
убийц, становится еще яснее при
взгляде на те законоположения, которые
регулируют семейное право. Существует
еще "большая семья", и власть домовладыки
чрезвычайно широка. Он может отдавать
своих детей и жену в залог, подвергать
жену телесным наказаниям и даже наносить
ей увечья. "Как ему угодно" он может
поступить и со своей "согрешившей"
незамужней дочерью Прелюбодеяние карается
смертью для обоих его участников: застав
их на месте преступления, оскорбленный
муж может убить их обоих. По суду же на
прелюбодея накладывалось такое же наказание,
какому муж пожелает подвергнуть свою
жену Женщина могла стать юридически самостоятельной
лишь в том случае, если она овдовела и
не имеет ни сыновей (хотя бы малолетних),
ни свекра, ни других родичей мужа - мужчин.
В противном случае она остается под их
патриархальной властью. САЗ устанавливают
весьма несложную процедуру превращения
наложницы-рабыни в законную жену и узаконения
рожденных ею детей, но во всех остальных
случаях отношение к рабам и рабыням чрезвычайно
сурово. Рабыням и блудницам под страхом
тяжелого наказания запрещалось носить
покрывало - обязательную принадлежность
костюма свободной женщины. Однако тяжелые
наказания накладываются на рабыню по
закону, а не по произволу господ.
САЗ упоминают
также некие категории
2. Литература
и наука
Собственный
вклад Ассирии в культуру древнего
мира был невелик. Так, в области
литературы Ассирия, по-видимому, не создала
ничего своего, кроме военных царских
анналов. В своём роде, впрочем, эти
анналы были замечательны яркой выразительностью
ритмического языка и системой образов,
когда дело шло об изображении
военной мощи Ассирии и описании
побед ассирийского царя. Но характерно,
что даже эти типично ассирийские
произведения почти всегда писались
не на родном для ассирийцев диалекте,
а на довольно сильно отличавшемся
от него к этому времени аккадском
литературном языке (вавилонском). Что
же касается всех остальных литературных
памятников, заботливо собиравшихся
в библиотеке ниневийского дворца по
приказу царя-грамотея Ашшурбанапала,
а также в библиотеках храмов, то они почти
все без исключения представляли памятники
вавилонской литературы или же подражания
им, вроде составленных, по-видимому, самим
Ашшурбанапалом гимнов и молитв богам.
Образованный
писец в Ассирии должен был
знать несколько языков: помимо своего
родного диалекта и вавилонского
диалекта в двух его формах (живой,
применявшийся в деловой
Наука
в Ассирии находилась в общем ещё
на этапе первичного накопления фактов.
Дошедшие до нас научные сочинения носят
сугубо утилитарный характер — это различные
перечни, справочники, рецепты. Некоторые
из этих справочников, однако, предполагают
наличие известных предварительных обобщений.
Большинство дошедших до нас из Ассирии
научных сочинений — вавилонского происхождения.
Нам известны словари и сборники языковых
и юридических упражнений, медицинские
и химические рецептурные справочники,
сводки ботанических и минералогических
терминов, астрологическо-астрономические
записи и т. и. Научные знания в таких сочинениях
перемешаны с колдовством; профессия врача,
например, считалась жреческой профессией.
На высоком
уровне развития, как уже указывалось,
находились военная техника и
те отрасли техники, которые связаны
с военным делом,—
3. Искусство
и архитектура
В области
архитектуры ассирийские зодчие
имели крупные достижения. Наиболее
важные строения возводились на высоких
кирпичных платформах; все постройки
сооружались из сырцового кирпича
(обожженный кирпич и камень применялись,
и то далеко не всегда, лишь для облицовки).
Так как сырцовый кирпич — материал,
не допускающий сложных
Центральным
сооружением крупного ассирийского
города являлся царский дворец, занимавший
значительную часть его площади.
Такой дворец представлял собой
крепостное сооружение на высокой платформе.
Стены с выступами
Однако
достижения ассирийского искусства
остаются ограниченными. Для него характерно
ремесленное, хотя и квалифицированное
использование заранее
Несмотря
на то, что в изобразительном
4. Религия
Идейное
содержание как искусства и литературы,
так и всей ассирийской культуры
вообще в значительной мере определялось,
как и в других странах древнего
Востока, религией. Важнейшее значение
в религии ассирийцев имели ритуалы
и обряды магического характера.
Боги представлялись в виде сильных,
завистливых и грозных в своём
гневе существ, а роль человека по
отношению к ним сводилась
к роли раба, кормящего их своими
жертвами. Всякий бог был богом-покровителем
определённой общины или территории,
были боги “свои” и “чужие”, однако
и “чужие” боги всё же признавались
божествами. Бог-покровитель государства
объявлялся наиболее могущественным богом,
царём богов, мир богов представлялся
по образу иерархии царского двора, а
религия в первую очередь освящала
существующую деспотическую монархию.
Официальная обрядность, мифология
и всё учение ассирийской религии
были почти полностью заимствованы
из Вавилона, с той лишь разницей,
что местный бог Ашшур был поставлен
над всеми богами, в том числе и над вавилонским
Белом-Мардуком. Были, впрочем, распространены
среди народных масс такие мифы и верования,
которые не были известны вавилонянам
и которые восходили к хурритской мифологии.
Это засвидетельствовано изображениями
на цилиндрических каменных печатях, которые
носили свободные ассирийцы. Ассирийские
мифы и культы, связанные с земледелием,
сохранились в виде пережитков и до наших
дней в быту горцев, живущих на территории
бывшей Ассирии.
Религиозные
представления, восходившие к далёким
временам, и верования, возникавшие
вновь на почве социальной придавленности
масс, опутывали каждый шаг ассирийцев:
бесчисленные суеверия, вера в десятки
видов демонов и привидений, от
которых ограждались амулетами,
молитвами, магическими фигурками
героев Гильгамеша и Энкиду, тысячи
примет на все случаи жизни, соблюдаемые
с величайшей тщательностью обряды и т.
д. Сложные обязательные обрядовые церемонии
должен был выполнять и царь, считавшийся
магическим носителем благополучия страны;
это широко использовалось жречеством
для политического давления на царя и
сохранения своего влияния на государственные
дела.
Список литературы :
1. "Всемирная история" Том 1. под ред. Ю.П. Францева
2. В. М. Хачатурян "История мировых цивилизаций" М. Из-во "Дрофа" 1996 год
3. Большая Советская Энциклопедия М. 1984 год
5. А. А. Радугин "Культурология : курс лекций" Изд-во "Центр" М. 1999 г