Дополнительное образование в дореволюционной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 00:31, реферат

Краткое описание

Появление самых первых форм внеучебной деятельности в России связано со Шляхтетским кадетским корпусом в Петербурге. В 30-х годах XVIII века воспитанник корпуса, будущий поэт А.П. Сумароков вместе с товарищами организовал литературный кружок. В праздничные дни и свободное время они собирались вместе с товарищами и читали свои литературные пробы. В 1759 г. учащиеся уже имели свой печатный орган под названием "Праздное время в пользу употребленное".

Оглавление

Введение
Система образования в Дореволюционной России
Внешкольное воспитание детей и подростков в дореволюционной России.
Развитие системы внешкольной работы в годы первых пятилеток
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ДОв дореволюционно .docx

— 25.17 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки РФ 
ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского» 
Факультет социального управления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему: «Дополнительное образование в дореволюционной России»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 1 курса

группы 915

Туркина А.С.

 

 

Руководитель:

Тихомирова Нина Генадьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

Ярославль

2015г.

Содержание

    1. Введение
    2. Система образования в Дореволюционной России
    3. Внешкольное воспитание детей и подростков в дореволюционной России.
    4. Развитие системы внешкольной работы в годы первых пятилеток
    5. Заключение
    6. Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Появление самых первых форм внеучебной деятельности в России связано со Шляхтетским кадетским корпусом в Петербурге. В 30-х годах XVIII века воспитанник корпуса, будущий поэт А.П. Сумароков вместе с товарищами организовал литературный кружок. В праздничные дни и свободное время они собирались вместе с товарищами и читали свои литературные пробы. В 1759 г. учащиеся уже имели свой печатный орган под названием "Праздное время в пользу употребленное".

В Царскосельском лицее в один процесс соединялись учение и досуг лицеистов. Популярными были умственные забавы, упражнения на воображение, коллективные творческие дела: рукописные журналы, философские трактаты и диссертации, сходки при свечах, капустники, спектакли-импровизации, парламентские заседания, спортивные и художественные состязания.

Ценные начинания в организации внешкольной работы связаны с именем Н.И. Пирогова, который ввел в учебных заведениях литературные беседы, чтобы привить детям навыки самостоятельной работы.

В конце XIX века появился и термин "Внешкольная работа". Однако этим словом называли культурно-просветительную деятельность.

В дореволюционный период были попытки организации детских массовых мероприятий и даже детского внешкольного учреждения. В Харькове в 1895 г. открыли детский парк для игр. В 1898 г. на базе этого парка был проведен большой детский праздник деревонасаждения.

Интересное внешкольное учреждение возникло в 1899 г. в Петербурге в Мраморном дворце. Организатором его был агроном по образованию, преподаватель естественных наук в Кадетском корпусе Н.А. Бартошевич. Это учреждение явилось как бы прообразом станции юных натуралистов. В праздничные дни здесь собиралось несколько тысяч детей.

В основе деятельности внешкольных учреждений начала ХХ века лежали стремления передовых российских педагогов: С.Т. Шацкого, А.У. Зеленко, К.А. Фортунатова - дать обездоленным детям "детские впечатления". Детские клубы, колонии, мастерские создавались педагогической общественностью на средства, собираемые по подписке. Сотрудники московского общества "Сетлемент" проводили педагогическую работу в группах мальчиков и девочек, объединенных по 12 человек по принципу товарищества в клубы-кружки. Каждый такой клуб имел свои определенные виды занятий, которые устраивались дважды в неделю. Кроме клубных занятий, время от времени устраивались общие для всех участников клубов посещения музеев, театров, загородные прогулки, был организован хор. Ребята сами вырабатывали правила клуба и подчинялись им.

С осени 1907 г. клубы помещались в специально выстроенном по проекту А.У. Зеленко здании. В нем были оборудованы мастерские: столярная, слесарная, переплетная, сапожная, швейная. Особые комнаты были отведены для занятия рисованием, черчением, фотографией. Большое помещение заняла библиотека. Была даже оборудована небольшая обсерватория. В зрительном зале устраивались концерты, ставились спектакли, проводились собрания.

Хотя в числе работников «Сетлемента» было чрезвычайно мало педагогов, главное внимание обращалось на общественное детское воспитание. Организация деятельности строилась в соответствии с планом работы, составленном на основе изученных социальных условий района между Бутырками и Марьиной рощей. В собственном доме в Вадковском переулке объединялись «Дневной приют для приходящих детей Сущевского попечительства о бедных, детский сад, «Частное учебное заведение III разряда для лиц обоего пола Л.К. Шлегер» (фактически двухгодичное городское училище с совместным обучением для детей до 14 лет), кабинет врачебной помощи, «Ремесленные курсы, разрешенные на имя архитектора А.У. Зеленко» (фактически профтехучилище широкого профиля с числом учащихся до 200 человек). И сверх того - клубы для подростков, куда приходили молодежь и взрослые с окрестных предприятий, колония в Щелкове. Финансировала «Сетлемент» крупная буржуазия, которая находила для себя вполне приемлемым создавать учреждения, стоящие вне курса казенной педагогики.. Хотя педагоги, работавшие с А.У. Зеленко и С.Т. Шацким, всячески сторонились политики и вели с детьми культурно-просветительную работу, 1 мая 1908 г. царскими властями было закрыто и общество "Сетлемент", и все его учреждения "за республиканские порядки" в них.

С большим трудом С.Т. Шацкому, В.Н. Шацкой, Н.О. Массалитиновой, А.У. Зеленко, Л.К. Шлегер, А.А. Фортунатову и другим удалось возобновить работу с детьми в виде общества «Детский труд и отдых» , но кружки уже формировали не по принципу товарищества, а по интересам. Целью этого общества оставалась культурно-воспитательная работа среди подрастающего поколения Москвы.

В 1911 г. была организована в деревне, в Калужской губернии, колонию "Бодрая жизнь", которая проработала три года. В колонии дети занимались физическим трудом, ритмической гимнастикой, чтением, играми, общественной деятельностью. Большое место в жизни колонии занимало искусство: слушание музыки, хоровое пение, подготовка детских спектаклей-импровизаций, игра на музыкальных инструментах. Значительное внимание уделялось коллективным и индивидуальным формам работы. Физический труд носил организованный планомерный характер со строго налаженным учетом и контролем его результатов. Всемерно поощрялась инициатива, выдумка, практическая сметка. Наряду с развитием навыков разумного хозяйствования у детей это способствовало экономии ограниченных материальных ресурсов колонии. Девизом были слова: борясь за экономию, думай о качестве, цени время!

Другой значительной попыткой клубной работы с детьми стал "Детский уголок" М.В. Полетаевой, который продолжил свою деятельность и после революции. Работа в "Детском уголке" строилась на принципах самоуправления.

В 1914 г. Союзом клубов было создано справочное бюро, обобщившее информацию по внешкольному воспитанию.

 

Система образования в Дореволюционной России

До середины прошлого века всеми учебными заведениями ведало Министерство Народного Просвещения. Страна делилась на Учебные округа по принципу: 1 округ - 1 университет.

Учебные заведения подразделялись на: высшие, средние и низшие, представленные, соответственно, университетом, гимназией, уездным и приходским училищем. Существовали также и специальные учебные заведения - лицеи, частью близкие к университетам, частью к гимназиям.

Вплоть до эпохи промышленного подъема образование носило сословный характер. Получение высшего образования давало право на личное дворянство. Гимназии предназначались для подготовки к университетам, по сути своей это были средние школы с факультативным изучением латыни; а в уездных и приходских училищах обучались городские обыватели и крестьяне соответственно. Получить высшее образование могли только лица, имеющие степень бакалавра после сдачи приемных экзаменов.

Первый университет на нынешней территории России был основанный в 1544 году Кёнигсбергский университет «Альбертина» в нынешнем Калининграде, старейшим из действовавших на территории СССР - основанный в 1579 году Вильнюсский университет.

В 1724 году был создан и в 1766 году закрыт Академический университет в Санкт-Петербурге (действовал как часть Петербургской Академии наук). Некоторые прослеживают его деятельность и после 1766 года, устанавливая преемственность с открытой на его базе в 1783 году гимназией, педагогическим институтом (1804), главным педагогическим институтом и Петербургским университетом, считая его первым российским университетом.

Однако старейшим в России университетом, непрерывно действующим и непрерывно обладающим статусом и наименованием университета является Московский университет, который был основан в 1755 году.

Реформа 60-х годов XIX века несколько изменила структуру государственного образования. Хотя основой высшего образования по-прежнему остались Императорские Российские университеты, их количество возросло. К 1913 году их насчитывалось девять: Московский, Санкт-Петербургский, Казанский, Харьковский, Св. Владимира в Киеве, Новороссийский в Одессе, Юрьевский, Варшавский и Томский. В каждом университете полагалось иметь четыре факультета: историко-филологический, физико-математический, юридический и медицинский, однако это не всегда соблюдалось. Так, в Санкт-Петербургском университете вместо медицинского факультета имелся факультет восточных языков, в Юрьевском - богословия, в то время как Томский состоял из одного лишь медицинского факультета.

Уже после реформ 60-х годов XIX века, количество учебных заведений, дававших высшее образование, значительно возросло. Этому способствовала острая потребность в грамотных кадрах, которая заставила правительство отказаться от строго университетской структуры. Учредителем вновь организованных вузов выступало не только министерство народного просвещения, но и другие ведомства, а также церковь.

Помимо университетов, к 1913 году в России насчитывалось еще около тридцати высших (то есть дававших высшее образование) учебных заведений. В отличие от современности, понятия: академия, лицей, институт, училище могли относиться к учебному заведению любого уровня.

Если высшая школа еще сохраняла сословные и прочие пережитки, отказывая, например, женщинам в получении высшего образования, то система средней школы претерпела существенные изменения. К этому типу учебных заведений относятся гимназии, прогимназии и реальные училища - казенные, земские и городские, частные, церковные, ведомственные, а также приравненные к средним учебным заведениям (например, Гатчинский Сиротский институт).

Основу средних общеобразовательных учебных заведений составляли восьмиклассные гимназии. Их целью являлось «доставлять детям всех сословий, без различия званий и вероисповеданий, общее образование и, вместе с тем, служить подготовительным заведением для вступления в университеты и другие высшие специальные учебные заведения».

На практике гимназии выступали, чаще всего, как первая ступень перед поступлением в университет, и контингент учащихся был представлен в основном дворянством. Из-за недостатка средств во многих городах появились прогимназии, то есть неполные гимназии 4-6 классного состава, которые не давали право на поступление в университет. Уже в ходе реформ 1864 и 1872 годов наряду с гимназиями были созданы и семиклассные реальные училища. Реальное училище - «учебное заведение, имеющее целью доставлять учащемуся в них юношеству общее образование, приспособленное к практическим потребностям и приобретению технических знаний». Образование в средних учебных заведениях было раздельным - отдельно существовали женские и мужские гимназии и прогимназии. Для подобных учебных заведений нагрудные знаки и жетоны утверждались обычно к столетним либо пятидесятилетним юбилеям. Нагрудные знаки вручались учащимся при выпуске, а также преподавателям и сотрудникам. Следует заметить, что существует значительный массив выпускных знаков и жетонов различных гимназий и реальных училищ, которые, по сути, являлись чистой самодеятельностью самих выпускников.

Для удовлетворения потребности в грамотных рабочих и служащих было открыто огромное количество специальных средних учебных заведений, организованных, по преимуществу, при поддержке соответствующих министерств и ведомств. Существовали: военные, технические, педагогические, земледельческие, коммерческие, мореходные, художественные и другие училища. Фундаментом системы образования являлись начальные народные и городские училища, служившие для предоставления начального образования будущим реалистам и гимназистам, а также церковноприходские школы - самое массовое и доступное учебное заведение.

 

 

 

Внешкольное воспитание детей и подростков в дореволюционной России.

Появление самых первых форм внеучебной деятельности в России связано со Шляхтетским кадетским корпусом в Петербурге. В 30-х годах XVIII века воспитанник корпуса, будущий поэт А.П. Сумароков вместе с товарищами организовал литературный кружок. В праздничные дни и свободное время они собирались вместе с товарищами и читали свои литературные пробы. В 1759 г. учащиеся уже имели свой печатный орган под названием "Праздное время в пользу употребленное" Фуникова, Е.М. Хорева, В.Н. Шацкая, Б.Е. Ширвиндт и др.

В Царскосельском лицее в один процесс соединялись учение и досуг лицеистов. Популярными были умственные забавы, упражнения на воображение, коллективные творческие дела: рукописные журналы, философские трактаты и диссертации, сходки при свечах, капустники, спектакли-импровизации, парламентские заседания, спортивные и художественные состязания.

Информация о работе Дополнительное образование в дореволюционной России