«Домострой» XVI века, семейные отношения и воспитание детей на основе этого памятника

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 03:05, реферат

Краткое описание

«Домострой» имел цель научить каждого человека «порядливому житию» и был рассчитан на широкие слои населения, и хотя в этом содержится уже немало и чисто светских советов и рекомендаций по поведению в быту и в обществе. Предполагалось, что сводом изложенных правил поведения, должен был руководствоваться каждый гражданин страны.

Оглавление

Введение…………………………………….…………………………….………
Основная часть:
1.1. Особенности «Домостроя»………………………………………………..4
1.2.Мир русской семьи………………………………………………………...8
1.3.Семейное воспитание по «Домострою»…………………………………14
Заключение……………………………………………………………………….17
Список использованной литературы…………………………………………...18

Файлы: 1 файл

Домострой воспитание.docx

— 42.19 Кб (Скачать)

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ» 

Кафедра гуманитарных дисциплин 

РЕФЕРАТ

по дисциплине

На тему ««Домострой» XVI века, семейные отношения и воспитание детей на основе этого памятника» 

Выполнила: Мошкова Е.П., студентка 1-го курса

                                                  заочной формы обучения факультета

           юридического факультета 

Проверил: ________________________________

Оценка:  __________________________________

                                                  Подпись__________________________________

                                                  «    »   ______________________  2011 г.     

Люберцы

2011

Оглавление 

Введение…………………………………….…………………………….……….3 
 

Основная часть:

    1. Особенности «Домостроя»………………………………………………..4
    2. Мир русской семьи………………………………………………………...8
    3. Семейное воспитание по «Домострою»…………………………………14
 

Заключение……………………………………………………………………….17

Список использованной литературы…………………………………………...18 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Семья — организованная социальная группа1, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном общении.

Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Согласно некоторым научным  теориям, именно форма семьи могла  на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных  систем2.  Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние. Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и   интеллектуального развития.

Для взрослого  человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим  к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно  меняются его функции и статус в семье.

Современная семья утратила многие функции, цементировавшие  её в прошлом3. Однако часть функций являются устойчивыми к изменениям, в этом смысле их можно назвать традиционными. Целью моей работы является изучения семьи, семейных отношений и функций семьи на материале «Домостроя». 

Особенности Домостроя

«Домострой» — свод старинных русских житейских  правил, основанных на христианском мировоззрении, был важным источником правил поведения  в семье и обществе в целом  в допетровский период. Это одно из самых знаменитых произведений, созданных во времена царя Иоанна Грозного. «Домострой» регламентировал жизнь русского общества середины ХVI - ХVII вв. Его автором считается священник Сильвестр (год рождения не известен), уроженец Новгорода. Здесь, на родине, будучи сам иконописцем и серебряных дел мастером, он учил будущих иконников, каллиграфов, певчих и других мастеровых. В 1542 г. вместе с митрополитом Макарием он приехал в Москву и стал доверенным человеком царя Иоанна Грозного. В 1560 г. между ними произошел разрыв, и Сильвестр, удалившийся от царского двора, принял монашеский постриг в Кирилло-Белозерском монастыре под именем Спиридон. Сюда же он перевез свою келейную библиотеку. Скончался Сильвестр в конце 70-х годов XVI века.

В 1551 г. в Москве происходил церковный собор, постановления которого были изданы в особой книге, состоящей из царских  вопросов и соборных ответов на эти  вопросы; всего в этой книге было 100 глав. Отсюда и название этой книге  и самого собора. Решение Стоглавого собора были направлены против любых  реформационное – еретических учений. Именно с официальной политикой  Ивана Грозного период Стоглавого собора был связан ряд обобщающих литературных мероприятий XVI века. К числу таких мероприятий относится составлением «Стоглав» и таких выдающихся памятников письменности, как «Домострой». Для своего времени «Домострой» был явлением прогрессивным. Он был не только сводом добрых и мудрых правил поведения человека, но и первой энциклопедией домашнего хозяйства. В Сильвестровской версии, «Домострой» состоит из 644 глав, сгруппированных по следующим основным направлениям:

  1. О строении духовном (Как веровати).
  2. О строении мирском (Как царя чтити).
  3. Об организации семьи (Как жить с женами и с детьми и с домочадцами).
  4. Об управлении семейным хозяйством (О строении домовном).
  5. Кулинарная группа.
  6. Послание и наказание ото отца к сыну.
  7. Последняя глава является посланием Сильвестра своему сыну — Анфиму.

Нравственно-религиозная  ориентация семьи была направлена на авторитет ее главы, почтения к старшим, уважение мнения родителей5.  Данная позиция, во многом оправданная, приводила к зависимости детей от родителей в силу не материальных соображений, а воспитания, насаждавшего идею покорности. В этом вопросе большая роль отводилась церкви. Стоит заметить, что первыми главами «Домостроя» являются главы, посвященные религиозному воспитанию человека. Что, в свою очередь говорит о том, как религия была важна для народа. В этих главах описаны подробно действия христианина. Например, глава вторая6 повествует читателя о том, как нужно верить в Святую троицу, Пречистую богородицу и Кресту Христову. Последующие одиннадцать глав учат христианина верному молению, уважению и почитанию святительских чинов, посещению монастырей и правил поведения в них, а так же повествуется о правильном убранстве дома, украшение его святыми образами. Немало важными, мне показалось то, что автор большое внимание уделил теме верного моления, по его словам, которое является истинным. Сильвестр утверждает, что молитва должна быть искренней со слезами на глазах и с богом в душе. Молиться надо с трепетом, со страхом, с воздыханием. Для жены существуют отдельные правила, которым она должна придерживаться. В церковь она может пойти по настоянию мужа своего, в церкви ни с кем не беседовать, не озираться на стены, не переступать с ноги на ногу7.  Несмотря на то, что она должна быть смиренной, праведной и покорной, во многом повиноваться мужу, для нее уготована другая роль - защитницы и заступницы своей семьи.

Каждая  глава «Домостроя» содержит религиозный  подтекст. Воспитание детей, убранство  дома, поведение семьи в церкви-все  это подробно описывает автор  для читателя христианина. Можно  смело сказать, что в «Домострое» семейные, бытовые, дружеские отношения основываются на церковных канонах. В главе девятнадцатой8, например, перед тем, как начать какое-либо дело (рукоделие) стоит получить благословление и только тогда это дело получится. Очень интересно, что даже при убранстве дома и правильной планировке учитывались христианские традиции. Во главе восемь9 дом стоит украшать святыми образами, иконами, тогда он будет чистым от дурных мыслей, плохой энергии. В этой главе описано так же, как нежно и трепетно надо ухаживать за иконами: «всегда чистыми крылышком ометами, мягкою губою вытирати их и храм тот чист держати всегда….»10.

Большое внимание автор уделяет афоризмам. Афоризм сопровождает все части  «Домостроя»: такова удобная для  запоминания мысли форма. И в  самом ритуале поведения человека в обществе он совмещает в себе особенности церковного и светского  ведения дел.

Поразительно  внимание, которое «Домострой» уделяет  и вещам, и питью, и пище. Упоминается  более ста тридцати пяти названий кушаний. Рачительное хозяйственное  отношение к каждому кусочку, к крошечке, к лоскутку показывает, насколько ценились все эти блага: еда, питье, одежда. « Указ ключнику как держать на погребе всяки запас солений и в бочках и в кадех и в мерникех и во тчанех и в ведерцах мясо рыба капуста огурцы сливы лимоны икра рыжики грузди»11 является ярким примером заботливого отношения к благам человека. Все нужно было сберечь, приготовить для нового пользования или отдать более бедным. Во времена, когда каждый третий год был неурожай, а каждые десять лет-мор и эпидемии, мечта о хлебе насущном - это мечта о хорошей правильной жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Мир русской  семьи

Семья для русского человека всегда была средоточием всей его нравственной и хозяйственной деятельности, смыслом  существования, опорой не только государственности, но и миропорядка. Почти все этические  и эстетические ценности складывались в семье, усваивались человеком  постепенно, с нарастанием их глубины  и серьезности. Каждый взрослый здоровый человек, если он не монах, имел семью. Не иметь жены или мужа, будучи здоровым и в зрелых годах, считалось безбожным, то есть противоестественным и нелепым.

Бездетность воспринималась наказанием судьбы и  как величайшие человеческое несчастье. Большая, многодетная семья пользовалась в деревне и волости всеобщим почтением. «Один сын – не сын, два сына – полсына, три сына –  сын», - так гласит древнейшая пословица. В одном этом высказывании заключен целый мир. Три сына нужны, во-первых, чтобы двое заменили отца и мать, а третий своих братьев; во-вторых, если в семье много дочерей, род и хозяйство при трех сыновьях не захиреют и не прервутся; в-третьих, если один уйдет служить князю, а второй богу, то один- то все равно останется.

Муж и  жена, называемые в торжественных случаях супругами, имели множество и других названий. Хозяин, супруг, супружник, мужик, отец, боярин, батько, сам – так в разных обстоятельствах назывались женами мужья.  Жену называли супругой, хозяйкой, самой, маткой. Дополнялись эти названия несколько вульгарным «баба», фамильярно - любовным «женка», хозяйственно-уважительным «большуха» и т.д. мать называли мамой, матушкой, мамушкой, маменькой, мамкой, родительницей. Отца сыновья и дочери кликали чаще всего тятей, батюшкой (современное «папа» укоренилось сравнительно недавно). Неродные отец и мать, как известно, назывались отчимом и мачехой, а неродные дочь и сын – падчерицей и пасынком. Маленькие часто называли деда «деда», бабку «баба», дядюшку и тетушку племянники звали иногда теткой, дядей.

Замужество  и женитьба не развлечение и не личная прихоть, а естественная жизненная  необходимость, связанная с новой  ответственностью перед миром, с  новым, еще не испытанными радостями. Это так же неотвратимо, как, например, восход солнца. Как наступление осени  и т.д. Здесь для человека не существовало свободы выбора. Лишь физическое уродство и душевная болезнь освобождали  от нравственной обязанности вступить в брак.

Семья скреплялась наибольшим нравственным авторитетом. Таким авторитетом обычно пользовался традиционный глава семьи. Но сочетание традиционного главенства и нравственного авторитета вовсе не обязательно. Иногда таким авторитет  был наделен или дед, или один из сыновей, или большуха, тогда как формальное главенство всегда принадлежало мужчине, мужу, отцу, родителю.

Доброта, терпимость, взаимное прощение обид переходили в хорошей семье во взаимную любовь, несмотря на семейную многочисленность. Ругань, зависть, своекорыстие не только считались грехом. Они были просто лично невыгодны для любого члена семьи.

Любовь  и согласие между родственниками давали начало любви и за пределами  дома. Даже межнациональная дружба имеет своим истоком любовь семейную, родственную. Ожидать от младенца готовой любви, например, к дяде или же тетушке нелепо, вначале его любовь не идет далее матери. Вместе с расширением физической сферы познания расширяется и нравственная.

Прямое  кровное родство становится основанием родству косвенному, ведь сварливая, не уважающая собственных дочерей  старуха не может стать доброй свекровью, как из дочери – грубиянки никогда не получится хорошей невестки. Доброта и любовь к родственникам кровным становится обязательным условием если не любви, то хотя бы глубокого уважения к родственниками некровным. Сварливость и неуживчивость как свойства характера считалось наказанием судьбы и вызывали жалость к их носителям.

Итак, формальная традиционная иерархия в русском  семействе, как, впрочем, и в деревне, и в волости, не совпадала с  нравственной, хотя существовало стремление к такому слиянию, как к идеальному воплощению семейного устройства. Поэтому даже слабохарактерного отца уважали, слушались, даже не очень удачливый муж пользовался женским доверием, и даже не слишком толковому сыну отец, когда приходило время, отдавал негласное, само собою разумеющееся старшинство. Строгость семейных отношений исходила от традиционных нравственных установок, а вовсе не от деспотизма, исключающего нежность к детям и заботу о стариках.

Информация о работе «Домострой» XVI века, семейные отношения и воспитание детей на основе этого памятника