Дешт-и-Кипчак

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 15:19, реферат

Краткое описание

Дешт-и-Кипчак” в переводе с персидского означает “Степь половецкая” (половцы – это летописное название кипчаков). Тюркоязычные кипчаки известны, по китайским источникам, с III – II вв. до н. э. как племена, проживавшие на Северном Алтае. Значительно позднее, на рубеже VII–VIII вв., они оказались в подчинении Тюркскому каганату, а с середины VIII до конца Х в. составили западную ветвь населения Кимакского каганата.

Файлы: 1 файл

ДЕШТ-И-КИПЧАК.docx

— 20.37 Кб (Скачать)

Экономический колледж Каз ЭУ им. Т.Рыскулова 

Реферат 
 

На тему: ДЕШТ-И-КИПЧАК 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                        Выполнила: студентка гр. Фин-03

                                        Бейсембиева Ж.

                                        Проверил: преподаватель по историй

                                        Абдукадыров Н.М 
 
 
 
 
 

Алматы- 2011 
 
 

ДЕШТ-И-КИПЧАК

“Дешт-и-Кипчак” в переводе с персидского означает “Степь половецкая” (половцы – это летописное название кипчаков). Тюркоязычные кипчаки известны, по китайским источникам, с III – II вв. до н. э. как племена, проживавшие на Северном Алтае. Значительно позднее, на рубеже VII–VIII вв., они оказались в подчинении Тюркскому каганату, а с середины VIII до конца Х в. составили западную ветвь населения Кимакского каганата.

В XI в., когда  власть каганата ослабла, часть кипчаков начала переселяться в более плодородные  и теплые земли, вытеснив печенегов  и часть северных огузов. Подчинив себе эти племена, кипчаки пересекли Волгу и дошли до устьев Дуная, таким образом став хозяевами Великой Степи от Дуная до Иртыша, которая и вошла в историю как Дешт-и-Кипчак (сокращенно Дешт). В западноевропейских источниках кипчаки названы “куманами” (есть мнение о том, что куманы – это западная группа кипчаков).

Мощное движение к западу в XI в. как бы явилось обретением родины. Помимо печенегов и огузов (гузов), кипчаки ассимилировали также остатки булгар в низовьях Дона, тем самым укрепив свои позиции в Восточной Европе. В то же время кипчаки разделились на две основные, тесно связанные между собой группы: западную – между Днепром и Днестровско-Дунайским междуречьем и восточную – от Днепра до Волги и Яика. Западной частью половецких степей правил хан Боняк, получивший позднее титул “великий хан”, восточной – Тогур-хан (в русских летописях – Тугоркан).

Непросто  складывались отношения кипчаков с  русскими княжествами: в период с 1061 по 1097 г. произошло около десяти сражений между ними, победа в которых в  основном принадлежала кипчакам. Однако в начале XII века под предводительством  киевского князя Владимира Мономаха русские воины совершили двенадцать успешных походов на Дешт; в результате этих походов множество половецких пленников оказались на Руси, началась славянизация кипчаков, продолжавшаяся и в период правления сына Мономаха – Мстислава. После его смерти в 1132 г. положение существенно изменилось: отношения русских и половцев перестали быть напряженными, хотя отдельные очаги былой вражды еще вспыхивали.

Дешт-и-Кипчак переживает возрождение, начинается новый этап половецкой истории. Появляются могущественные ханы, среди них знаменитый Кончак – тот самый хан, который взял в плен новгород-северского князя Игоря в победном сражении 1185 г., захватил города Переяславль и Путивль. Помимо русских летописей, эти события были описаны и в известной многим поэме “Слово о полку Игореве”.

Именно в  этот исторический период разрозненные племена объединяются и в более  крупные орды, расширяются сферы  их кочевий, численность населения  возрастает. Укрепляются феодальные отношения, устанавливается феодальная иерархия: хан – султан (сын хана) – бек (крупный феодал) – би (аристократ рангом ниже).

С началом  монгольского нашествия на Восточную  Европу кипчаки также включились в борьбу с монгольскими завоевателями. В битве на реке Калке в 1223 г. объединенное русско-половецкое войско потерпело  поражение от полководцев Чингиз-хана. В 1237 – 1238 гг., после Волжской Булгарии, пал и половецкий мир. Вскоре обширные кипчакские степи превратились в основные земли Золотой Орды.

Необходимо  коротко назвать три круга  ценнейших памятников половецкого  мира, кипчакского этноса. Один из них – знаменитый “Кодекс Куманикус”, кипчакско-латинско-персидский словарь, созданный в 1303 г., уже в период существования Золотой Орды. Язык этого словаря очень близок к современному татарскому. Второй круг – богатые захоронения кипчакского воина вместе с останками коня и с вооружением (они являются весьма ценным историко-археологическим и антропологическим материалом). Наконец, третий – знаменитые кипчакские балбалы (“каменные бабы”), поставленные, как и в Тюркском каганате, в честь воинов, павших в борьбе за свою землю. Это прекрасные памятники материальной культуры, отражающие богатый духовный мир их создателей. 

Новый ДЕШТ-И-КИПЧАК

Огромный Дешт-и-Кипчак, как и Кушанское ханство, распался. Австразия, Алемания, Бавария, Бургундия, Богемия… много новых тюркских государств появилось тогда в Европе. (Не меньше их было и в Азии.) Осколки теперь лежали на кровоточащей земле Дешт-и-Кипчака. 
    Иные тюркские земли называли себя королевствами, там действовали законы Рима. Например, королевство вестготов. А каганатами стали те страны, где по-прежнему главенствовала культура Востока… В каганатах правили каганы. Их выбирали из ханов. 
Выборы, судя по сохранившимся сведениям, проходили так. Будущего правителя тюрки сажали на белый ковер, потом его обносили вокруг храма или святого места. (Обносили девять раз по солнечному кругу.) Затем избраннику накидывали на горло веревку и душили. Когда тот лишался сознания, спрашивали: "Сколько лет можешь быть каганом?" Сколько скажет, столько и будет.  
Заканчивались выборы массовым грабежом. Грабили имущество кагана. Забирали до последней нитки. Обряд назывался "хан талау" (ограбление хана). В нем был глубокий смысл. Так правителю показывали, что отныне он на содержании народа... (Любопытно, обряд "хан талау" долго не забывался в Европе, в средневековье, например, грабили кладовые Западной церкви после выборов каждого нового папы римского.)  
    Иногда выборы кагана проходили иначе. Ханы бросали вверх священную палку. Так, чтобы она опустилась острием в очерченный на земле круг... Кому удавалось, значит, тому помог Тенгри.  
    ...В конце V века выбрали правителя каганата Австразии. Это было новое тюркское государство в центре Европы. Оно занимало земли, самые западные от Алтая: нынешнюю Францию, Люксембург, Бельгию, Швейцарию, части Испании и Южной Германии, Австрию. Здесь жили тюрки. 
    Потом появился каганат Авария, он появился позднее Австразии и лежал к востоку от нее. Там, где сегодня земли Чехии, Венгрии, Польши, Литвы, Латвии, части Германии, Хорватии. И здесь жили тюрки, которых в Европу привело Великое переселение народов. 
    Каганат Украина занимал почти всю свою нынешнюю территорию и часть Центральной России, до Москвы-реки. 
    К югу от Украины располагался каганат Великая Булгария. Он широкой дугой опоясывал побережье Черного моря, захватывал земли сегодняшней Болгарии, Румынии, Югославии, части Южной России и Украины. Эти земли тоже заселяли тюрки, которые пришли с Алтая. 
    Весь Кавказ и вся Донская степь входили в каганат Хазария. 
    Земли вдоль Идели назывались просто - каганат Булгария. 
    Алтайскую степь (от Яика до Байкала) именовали одним словом - Сибирь.  
    На севере одинокой звездой горела Саха - самая восточная страна тюрков, самая самобытная. 
    И все-таки символом каждой новой страны был всадник, знамя и равносторонний крест, как при Аттиле. Люди по-прежнему молились Тенгри. Вечное Синее Небо было над их головой.  
Остальная Европа молилась распятому Христу, которого на картинах изображали агнцем, то есть овцой.  
Это отличие надолго стало главным отличием тюркских и нетюркских земель в Европе. Тюркской и нетюркской культуры. 

Информация о работе Дешт-и-Кипчак