Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 15:27, реферат
Быт и культура адыгов в XVI - XVIII вв. Сведения о материальной культуре и быте адыгов в этот период можно почерпнуть из данных археологии, мемуаров и путевых заметок иностранных путешественников, посещавших Северо-Западный Кавказ, в которых они фигурируют под именем черкесов.
Несмотря на наличие общего самоназвания, адыгский этнос включал в себя в рассматриваемый период более полутора десятков различных племен, самыми многочисленными из которых были шапсуги, абадзехи и натухайцы.
Быт и культура адыгов в XVI - XVIII вв. Сведения о материальной культуре и быте адыгов в этот период можно почерпнуть из данных археологии, мемуаров и путевых заметок иностранных путешественников, посещавших Северо-Западный Кавказ, в которых они фигурируют под именем черкесов.
Несмотря на наличие общего самоназвания, адыгский этнос включал в себя в рассматриваемый период более полутора десятков различных племен, самыми многочисленными из которых были шапсуги, абадзехи и натухайцы.
Характер поселений адыгов во многом зависел от рельефа местности. Так, наибольшей компактностью отличались равнинные аулы, имевшие в плане вид квадрата или круга. Жилые строения сооружались по периметру поселения, их фасады были обращены внутрь. В центре селения находились площадь для скота, колодцы и ямы для хранения зерна. В аулах имелись кузницы, рынки. Селение, как правило, было обнесено оградой из нескольких рядов плетня, пространство между которыми заполнялось землей. В оборонительных целях также возводились и сторожевые башни, располагавшиеся обычно на противоположных сторонах аула.
Горные и предгорные аулы резко отличались по планировке от равнинных, представляя собой совокупность усадеб, расположенных по берегам рек, порой на большом расстоянии друг от друга. Основывались адыгами и хутора, размещавшиеся в верховьях рек и труднодоступных горных ущельях. Такие хутора нередко населялись членами одной семьи.
Адыгская усадьба состояла из дома главы семьи, стоявшего в центре, и домов женатых сыновей, располагавшихся отдельно. Все хозяйственные постройки (амбары, курятники и пр.) размещались по периметру усадьбы (как правило, у забора). Отдельный двор устраивался для лошадей и скота.
Жилище адыгов изначально было однокамерным, то есть состояло из одной комнаты. Позднее планировка усложнилась и появились двухкамерные дома. Технология строительства отличалась простотой, дом сооружался без фундамента, каркас строения составляли колья, вкопанные в землю. На них укреплялся плетень, обмазанный с обеих сторон смесью глины с соломой. Четырехскатные или
двухскатные крыши домов покрывались камышом или соломой. Имелись у адыгов и деревянные дома.
Интерьер адыгского жилища был скромен. Обязательным атрибутом его был очаг с отводной трубой (дымарем), обмазанной глиной. Набор мебели включал в себя низкие деревянные диваны, покрытые циновками с подушками, скамейки, табуретки, маленькие столики с тремя ножками. Кухонная утварь хранилась в открытых настенных шкафах.
Традиционная одежда адыгов отличалась красотой и практичностью, поэтому элементы адыгского костюма были заимствованы другими кавказскими народами, а позднее и казаками. В XVII - XVIII вв. повседневный мужской костюм состоял из каракулевой папахи или войлочной шляпы, бешмета, черкески, бараньей шубы, бурки, обуви, рубахи, штанов. Черкеска (однобортный кафтан, шившийся из сукна, без ворота, в талию, со сборками) была обычно немного ниже колен. На груди (слева и справа) располагались газыри - карманы, в которых хранились патроны. Бурка выделывалась из
овчин шерстью наружу и из войлока. Черкески и бурки были обычно черного цвета. Обувью адыгам служили чувяки, сапоги и поршни. Неотъемлемой частью мужского костюма было холодное оружие: сабли и кинжалы. В XVI в. в обиходе появляется огнестрельное оружие.
Женский костюм включал такие элементы, как верхнее платье, корсет, кафтанчик, шаровары, головной убор, обувь. Девушка почти не снимала корсет до замужества, поэтому у адыгеек были тонкие талии. Платье по своему покрою напоминало черкеску и шилось из бархата, шелка, парчи, ситца, шерсти, сатина. Украшением платья было золотое и золотное шитье. Женские пояса изготовлялись из металла,
покрывались позолотой с чернью или серебрились. Женские шапочки украшались серебром и галунами.
Большое развитие у адыгов получили различные виды декоративно-прикладного искусства. По всему Кавказу и за его пределами высоко ценилось
холодное оружие адыгских мастеров, декорировавшееся самобытным орнаментом. Славой пользовались также изделия ювелиров, гончаров и ковроделов Черкесии. Высокий эстетический уровень, отличавший предметы материальной культуры и произведения декоративно-прикладного искусства адыгов, позволил им стать своего рода законодателями моды на всем Северном Кавказе.
Общественный быт адыгов во многом определялся семейно-общинным устройством. Семейная община («большое гнездо», «густая семья») включала до 100 человек, принадлежащих к одному роду. В рамках такой общины существовало коллективное производство и потребление. Возглавлял коллектив родственников глава семьи, после его смерти бразды правления переходили к старшему сыну.
Наряду с большесемейной общиной у адыгов имела место и малая (индивидуальная) семья, состоявшая из родителей и детей и насчитывавшая от пяти до восьми членов.
Брак у адыгов был экзогамным, то есть жениться мужчина мог лишь на девушке, принадлежащей к другому роду. Брачный союз обычно заключался между равными по статусу и социальному происхождению людьми. Несмотря на то что нормы ислама допускают многоженство, у адыгов господствовала моногамия (единобрачие). В семейном быту был распространен обычай избегания: жене не разрешалось общаться с мужчинами - родственниками мужа, супруги не называли по имени друг друга и своих детей. Мужу не разрешалось при посторонних проявлять свои отцовские чувства по отношению к детям. Распространенной формой брака был брак по сговору, когда вопрос о создании молодой семьи решался родителями будущих жениха и невесты. Для брачно-семейного обряда адыгов был характерен обычай умыкания невесты; семья жениха платила ее родственникам калым (выкуп).
У народов Черкесии существовал неписаный кодекс, свод правил, регламентирующий отношения между людьми в быту («адыгэ хабзэ»). В рамках системы традиционных норм непременным считалось соблюдение обычаев гостеприимства. Гостю во время его нахождения в доме предоставлялось все самое лучшее, он находился под полной защитой рода хозяина. Широкое распространение получил также обычай аталычества, заключавшийся в передаче детей на воспитание в другие семьи, что впоследствии прочно связывало между собой роды воспитателя (аталыка) и воспитанника.
В комплекс традиционных адыгских обычаев входило также куначество. Становясь кунаками, два представителя разных родов заключали прочный дружеский союз, каждый из них был обязан (порой в ущерб себе) оказывать другому всяческую помощь и содействие. Гостеприимство и куначество способствовали возникновению и развитию на протяжении столетий культурных контактов между различными кавказскими народами.
Одним из важнейших элементов традиционной культуры адыгов был обычай взаимопомощи (шыхьаф), зародившийся в далеком прошлом. К взаимопомощи прибегали в затруднительных случаях, связанных со строительством нового дома, с уборкой урожая (необходимость в регламентированное время успеть освободить поле) и выполнением других трудоемких работ. Обычай имел и нравственную окраску: люди сознательно стремились к выполнению доброго дела, оказывали срочную безвозмездную помощь сородичу, соседу.
Самым ярким проявлением духовной культуры адыгов стал нартский эпос повествующий о подвигах народных героев, совершенных в борьбе за счастье людей. Помимо эпических сказаний распространены были сказки, предания, легенды. Развитие получили также народная музыка, песни и танцы.
Как уже отмечалось, религия адыгов в период раннего Средневековья представляла собой синтез язычества и христианства. Мусульманство проникло в Черкесию из Золотой Орды в XVI в. и впоследствии получило повсеместное распространение на Северо-Западном Кавказе.