Быт и культура адыгов в XVI - XVIII вв

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 15:27, реферат

Краткое описание

Быт и культура адыгов в XVI - XVIII вв. Сведения о материальной культуре и быте адыгов в этот период можно почерпнуть из данных археологии, мемуаров и путевых заметок иностранных путешественников, посещавших Северо-Западный Кавказ, в которых они фигурируют под именем черкесов.
Несмотря на наличие общего самоназвания, адыгский этнос включал в себя в рассматриваемый период более полутора десятков различных племен, самыми многочисленными из которых были шапсуги, абадзехи и натухайцы.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 35.50 Кб (Скачать)

Быт и культура адыгов в XVI -  XVIII вв. Сведения о материальной культуре и быте адыгов в этот период можно почерпнуть из данных археологии, мемуаров и путевых заметок иностранных путешественников, посещавших Северо-Западный Кавказ, в которых они фигурируют под именем черкесов.

Несмотря на наличие общего самоназвания, адыгский этнос включал в себя в рассматриваемый  период  более  полутора  десятков  различных  племен,  самыми многочисленными  из которых были шапсуги, абадзехи и  натухайцы.

Характер  поселений  адыгов  во  многом  зависел  от  рельефа  местности.  Так, наибольшей  компактностью отличались равнинные аулы,  имевшие в плане вид квадрата  или круга.  Жилые строения сооружались по периметру поселения,  их фасады были обращены внутрь.  В центре селения находились площадь для скота, колодцы  и ямы для хранения зерна.  В аулах имелись кузницы, рынки.  Селение, как  правило, было обнесено оградой из нескольких рядов плетня, пространство между которыми заполнялось землей.  В оборонительных целях также возводились  и  сторожевые башни,  располагавшиеся  обычно  на  противоположных сторонах  аула.

Горные  и  предгорные  аулы  резко  отличались  по  планировке  от  равнинных, представляя собой совокупность усадеб, расположенных по берегам  рек, порой на большом  расстоянии друг от друга.  Основывались адыгами и хутора, размещавшиеся в верховьях рек и труднодоступных горных ущельях. Такие хутора нередко населялись членами одной семьи.

Адыгская усадьба  состояла из дома главы семьи, стоявшего  в центре, и домов женатых сыновей, располагавшихся отдельно. Все хозяйственные постройки (амбары, курятники и пр.) размещались по периметру усадьбы (как правило, у забора).  Отдельный двор устраивался для лошадей и скота.

Жилище адыгов  изначально  было  однокамерным,  то  есть  состояло  из  одной комнаты. Позднее планировка усложнилась и появились двухкамерные дома. Технология  строительства  отличалась  простотой,  дом  сооружался  без  фундамента, каркас строения составляли  колья,  вкопанные в землю.  На них укреплялся  плетень, обмазанный  с обеих сторон смесью  глины  с соломой.  Четырехскатные или

двухскатные крыши  домов  покрывались камышом или соломой.  Имелись у адыгов и деревянные дома.

Интерьер адыгского  жилища был скромен.  Обязательным атрибутом его был очаг с отводной трубой  (дымарем), обмазанной  глиной.  Набор мебели включал в себя  низкие  деревянные диваны,  покрытые  циновками  с  подушками,  скамейки, табуретки,  маленькие  столики  с  тремя  ножками.  Кухонная  утварь  хранилась  в открытых  настенных  шкафах.

 

Традиционная  одежда адыгов отличалась красотой и  практичностью, поэтому элементы  адыгского  костюма были  заимствованы другими  кавказскими  народами,  а  позднее  и  казаками.  В  XVII  -   XVIII  вв.  повседневный  мужской  костюм состоял из каракулевой папахи или войлочной шляпы, бешмета, черкески, бараньей шубы, бурки, обуви, рубахи, штанов. Черкеска  (однобортный  кафтан,  шившийся  из сукна,  без  ворота,  в  талию,  со сборками) была обычно немного ниже колен. На груди (слева и справа) располага­лись  газыри  -   карманы,  в  которых  хранились  патроны.  Бурка  выделывалась  из

овчин шерстью  наружу и из войлока. Черкески и бурки  были обычно черного цвета. Обувью адыгам служили чувяки, сапоги и поршни. Неотъемлемой частью мужского костюма было холодное оружие: сабли и кинжалы. В XVI в. в обиходе появляется огнестрельное оружие.

Женский костюм включал такие элементы, как верхнее  платье, корсет, кафтанчик, шаровары, головной убор, обувь. Девушка почти не снимала корсет до замужества, поэтому у адыгеек были тонкие талии. Платье по своему покрою напоминало черкеску и шилось из бархата, шелка, парчи, ситца, шерсти, сатина.  Украшением платья было золотое и золотное шитье. Женские пояса изготовлялись из металла,

покрывались  позолотой  с  чернью  или  серебрились.  Женские  шапочки  украшались серебром и галунами.

Большое  развитие  у  адыгов  получили  различные  виды  декоративно-прикладного  искусства.  По  всему  Кавказу  и  за  его  пределами  высоко  ценилось

холодное оружие адыгских мастеров, декорировавшееся самобытным орнаментом. Славой пользовались также изделия ювелиров, гончаров и ковроделов Черкесии. Высокий эстетический уровень, отличавший предметы материальной культуры и произведения декоративно-прикладного искусства адыгов, позволил им стать своего рода законодателями моды на всем Северном Кавказе.

Общественный  быт  адыгов  во  многом  определялся  семейно-общинным  устройством.  Семейная  община  («большое  гнездо»,  «густая  семья»)  включала  до 100 человек, принадлежащих к одному роду. В рамках такой общины существовало коллективное производство и потребление. Возглавлял коллектив родственников глава семьи, после его смерти бразды правления переходили к старшему сыну.

Наряду с  большесемейной общиной у адыгов имела место и малая (индивидуальная)  семья,  состоявшая  из  родителей  и  детей  и  насчитывавшая  от  пяти  до восьми членов.

Брак у адыгов  был  экзогамным,  то есть жениться  мужчина  мог лишь  на девушке, принадлежащей к другому роду. Брачный союз обычно заключался между равными по статусу и социальному происхождению людьми. Несмотря на то что нормы  ислама  допускают  многоженство,  у  адыгов  господствовала  моногамия (единобрачие).  В семейном быту был распространен обычай избегания: жене не разрешалось общаться с мужчинами  -   родственниками мужа, супруги  не называли по имени друг друга и своих детей. Мужу не разрешалось при посторонних проявлять  свои  отцовские  чувства  по  отношению  к  детям.  Распространенной формой брака был брак по сговору,  когда вопрос о создании молодой семьи решался родителями будущих жениха и невесты. Для брачно-семейного обряда адыгов  был  характерен  обычай  умыкания  невесты;  семья  жениха  платила  ее  родственникам  калым  (выкуп).

 

У народов Черкесии существовал неписаный кодекс, свод правил, регламентирующий отношения  между людьми  в  быту  («адыгэ  хабзэ»).  В  рамках системы традиционных норм непременным считалось соблюдение обычаев гостеприимства. Гостю во время его нахождения в доме предоставлялось все самое лучшее, он находился под полной защитой рода хозяина. Широкое распространение получил также обычай аталычества, заключавшийся в передаче детей на воспитание в другие семьи, что впоследствии  прочно связывало  между собой роды  воспитателя  (аталыка)  и  воспитанника.

В комплекс традиционных адыгских обычаев входило также  куначество. Становясь кунаками, два представителя разных родов заключали прочный дружеский союз, каждый из них был обязан (порой в ущерб себе) оказывать другому всяческую помощь и содействие.  Гостеприимство и куначество способствовали возникновению и развитию на протяжении столетий культурных контактов между различными кавказскими народами.

Одним из важнейших  элементов традиционной культуры адыгов был обычай взаимопомощи  (шыхьаф),  зародившийся  в  далеком  прошлом.  К  взаимопомощи прибегали в затруднительных случаях, связанных со строительством нового дома, с уборкой урожая (необходимость в регламентированное время успеть освободить поле) и выполнением других трудоемких работ. Обычай имел и нравственную окраску: люди сознательно стремились к выполнению доброго дела, оказывали срочную  безвозмездную помощь сородичу, соседу.

Самым  ярким  проявлением  духовной  культуры  адыгов  стал  нартский  эпос повествующий о подвигах народных героев, совершенных в борьбе за счастье людей. Помимо эпических сказаний распространены были сказки,  предания, легенды.  Развитие получили также народная музыка,  песни и танцы.

Как уже отмечалось, религия адыгов в период раннего Средневековья представляла собой синтез язычества и христианства. Мусульманство проникло в Черкесию из Золотой Орды в XVI в.  и впоследствии получило повсеместное распространение на Северо-Западном Кавказе.


Информация о работе Быт и культура адыгов в XVI - XVIII вв