Буржуазные реформы 60-70 годов 19 века в России и их классовая сущность

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 21:14, лекция

Краткое описание

Крепостническая система организации сельского хозяйства на рубеже XVIII и XIX веков переживала период разложения и упадка. Производительные силы в сельском хозяйстве достигли относительно высокого развития, показателем чего было применение сельскохозяйственных машин, определенные достижения в области агрономической науки, распространение посевов трудоемких технических культур.

Файлы: 1 файл

Семинар.docx

— 38.97 Кб (Скачать)

   Манифест был обнародован в Москве 5 марта (ст. ст.) 1861 года, в Прощёное воскресенье в Успенском соборе Кремля после литургии; тогда же был обнародован в Петербурге и некоторых иных городах[7]; в остальных местах — в течение марта того же года.

Содержание  реформы

   Факсимиле манифеста 19 февраля 1861 года по изданию «Великая реформа», 1911 год

   19 февраля (3 марта) 1861 в Петербурге Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17 законодательных актов. Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» от 19 февраля 1861 года сопровождался рядом законодательных актов (всего 22 документа), касающихся вопросов освобождения крестьян, условий выкупа ими помещичьей земли и размеров выкупаемых наделов по отдельным районам России.

Основные  положения реформы

Основной  акт — «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» — содержал главные условия крестьянской реформы:

Крестьяне перестали считаться крепостными  и стали считаться «временнообязанными»; крестьяне получили права «свободных сельских обывателей», то есть полную гражданскую правоспособность во всем, что не относилось к их особым сословным правам и обязанностям — членству в сельском обществе и владению надельной землей.

Крестьянские  дома, постройки, все движимое имущество  крестьян было признано их личной собственностью.

Крестьяне получали выборное самоуправление, низшей (хозяйственной) единицей самоуправления были сельское общество, высшей (административной) единицей — волость.

Помещики  сохраняли собственность на все  принадлежавшие им земли, однако обязаны  были предоставить в пользование  крестьянам «усадебную оседлость» (придомовый участок) и полевой надел; земли  полевого надела предоставлялись не лично крестьянам, а в коллективное пользование сельским обществам, которые  могли распределять их между крестьянскими  хозяйствами по своему усмотрению. Минимальный размер крестьянского  надела для каждой местности устанавливался законом.

За пользование  надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить  оброк и не имели права отказа от неё в течение 9 лет.

Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах, которые составлялись помещиками на каждое имение и проверялись мировыми посредниками;

Сельским  обществам предоставлялось право  выкупа усадьбы и по соглашению с  помещиком — полевого надела, после  чего все обязательства крестьян перед помещиком прекращались; крестьяне, выкупившие надел, именовались «крестьянами-собственниками». Крестьяне также могли отказаться от права выкупа и бесплатно получить от помещика надел в размере четверти от надела, который они имели право  выкупить; при наделении бесплатным наделом временно-обязанное состояние  также прекращалось.

Государство на льготных условиях предоставило помещикам  финансовые гарантии получения выкупных платежей (выкупная операция), приняв их выплату на себя; крестьяне, соответственно, должны были выплачивать выкупные платежи  государству.

3. Земская Реформа 1864 года

В первой половине 19 века сформировались социально-политические предпосылки для буржуазных реформ в России. Крепостное право сдерживало развитие рынка и крестьянского  предпринимательства.

Местное управление в дореформенный период строилось в полном согласовании с системой крепостнического хозяйствования. Центральной фигурой в нем  оставался помещик, сосредоточивший  в собственных руках экономическую, политическую и административно-судебную власть над своими крестьянами.

Дореформенная система местного самоуправления отражала в большей степени интересы дворянско-помещичьего  класса. Преобладал принцип бюрократизма и централизма, не учитывающий нужд местного населения.

Проведение  фермерской реформы потребовало  неотложной перестройки системы  местного управления. Основная мишень правительства была сосредоточить  как можно больше возможностей в  руках дворян-помещиков.

1 января 1864 года было утверждено “  Положение о губернских и уездных  земских учреждениях”. На них  возлагалось: заведование капиталами, имуществами и средствами земства;  содержание земских зданий и  путей сообщения; меры по обеспечению  “народного продовольствия”, мероприятия  по благотворительности, взаимное  земское страхование имуществ; попечение  о развитии местной торговли  и индустрии; санитарные меры, роль в хозяйственных отношениях  в области здравоохранения и  образования. 

Законом предусматривалось создание трех избирательных  курий:

- курия  уездных землевладельцев, состояла  в большей степени из дворян-помещиков,  для роли в которой требовался  высокий материальный ценз. Уездные  землевладельцы с меньшим цензом  участвовали в выборах через  уполномоченных;

- городская  курия, участники которой обязаны  были располагать купеческим  свидетельством или предприятием  определенного размера 

- сельская  курия, в которой не был установлен  материальный ценз, но была введена  система трехступенчатых выборов:  фермеры, собравшиеся на волостной  сход, посылали собственных выборщиков  на собрание, которое избирало  земских гласных. 

Земское собрание и земская управа (исполнительный орган, состоящий из председателя и  двух членов) избирались на три года. Губернское земское собрание избиралось членами уездных собраний. Председатель уездной управы утверждался в  должности губернатором, председатель губернской управы- министром внутренних дел.

Данная  земская реформа не сформировала стройной и централизованной системы.

В ходе её реализации не было создано органа, возглавляющего и координирующего  работу всех земств.

Реформа не создала также и низшего  звена, которое могло бы замкнуть систему земских учреждений –  волостного земства. Пробы многих земских  собраний на собственных первых сессиях  поставить этот вопрос были пресечены  правительством. Не решившись сделать  земства только дворянским учреждением, правительство законодательным  методом все же внедрило в управление земств представителей этого сословия: председателями земских собраний стали предводители губернского и уездного дворянства.

Отсутствие  достаточных материальных средств  и собственного исполнительного  аппарата усиливало зависимость  земств от правительственных органов.

Все же земствам удалось внести значимый вклад  в развитие местного хозяйства, индустрии, средств связи, системы здравоохранения и народного просвещения.

Земства стали специфичной политической школой, через которую прошли многие представители либерального и демократического публичных направлений. В этом плане  земскую реформу можно оценивать  как буржуазную по своему характеру. 

Городская реформа 1870 г.

Она приняла  Городское положение, имела целью  поднять хозяйство городов и  привлечь к управлению ими крупную  финансовую и торговую буржуазию. Подготовка реформы началась в 1862 г., но только в 1870 г. ее проект был утвержден царем  и опубликован.

 Городская  реформа заменяла прежние сословные  думы всесословными городскими  учреждениями местного самоуправления. Распорядительными органами явились  городские думы, а исполнительными  – избранные думами городские  управы. Члены городских дум выбирались  на 4 года и назывались "гласными". Состав гласных колебался в  пределах от 30 до 72. В Москве их  было 180, в Петербурге – 250. Управы  состояли из 2–3 чел. под председательством  городского головы, который являлся  одновременно и председателем  городской думы. Правом выбора  в городские думы пользовались  лишь лица, достигшие 25 лет и  владевшие недвижимой собственностью, обложенной оценочным сбором, владельцы  промышленных и торговых предприятий  и купцы, вносившие городские  сборы. Рабочие, мелкие служащие  и лица умственного труда, не  имевшие недвижимой собственности,  лишались избирательного права.

 Компетенция  городского общественного управления  была ограничена местными хозяйственными  вопросами: внешнее благоустройство  города, торговля и промышленность, здравоохранение, народное образование  и т.п.

 Думы  и управы подчинялись губернатору  (в каждой губернии создавалось  губернское по городским делам  присутствие) и Министерству внутренних  дел.

 При  всей своей ограниченности городская  реформа все же была шагом  вперед по сравнению с дореформенной  организацией городского управления. Она просуществовала 22 года. Новое  Городское положение 11 июня 1892 г.  еще более увеличило представительство  крупной буржуазии и дворян  в городской думе и, по существу, превратило городское самоуправление  в подсобный орган правительства  по вопросам местного хозяйства. 

4. Судебная реформа  1864 г.

 Реформа  судебной системы и судопроизводства  – самая последовательная из  буржуазных реформ 60–70–х гг. Вызванная развивавшимися в стране капиталистическими отношениями, судебная реформа отразила классовые интересы буржуазии. Производилась она на основе судебных уставов, принятых 20 ноября 1864 г.: "Учреждение судебных установлений", устав уголовного и гражданского судопроизводства, устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. На окраинах России уставы вводились со значительными изменениями.

 Окончательно  процесс был завершен лишь  к 1896 году.

 Были  созданы две системы судов  – мировые и общие. Мировые  суды рассматривали мелкие уголовные  и гражданские дела. Создавались  они в городах и уездах. Как  правило, каждый уезд составлял  мировой округ (всего было создано  108 округов), разделявшийся на мировые  участки. Участковые мировые судьи  осуществляли правосудие единолично. Выбирались мировые судьи (участковые  и почетные) уездными земскими  собраниями (в столицах – городскими  думами) и утверждались в должности  1–м департаментом Сената. Апелляционной  инстанцией для участковых судей  был съезд мировых судей, состоявший  из всех мировых судей, в  т.ч. и почетных мировых судей,  округа. Надзор за органами мировой  юстиции осуществляли судебные  палаты и кассационный департамент  Сената.

 Система  общих судов включала окружные  суды и судебные палаты (одна  на несколько судебных округов). Окружной суд рассматривал уголовные  и гражданские дела, превышавшие  подсудимость мировых судей, однако из их ведения были изъяты дела о преступлениях по должности, совершенных лицами, имевшими чин выше титулярного советника. Дела о преступлениях или проступках, за которые законом были положены наказания, соединенные с лишением всех прав или всех лично присвоенных прав и преимуществ, слушались с участием присяжных заседателей. Апелляционной инстанцией для окружного суда была судебная палата (апелляция по поводу приговора, вынесенного судом присяжных не допускалась). Верховным кассационным судом, а также высшим органом судебного надзора являлся Сенат, где существовало два кассационных департамента – гражданский и уголовный. Сенат мог также рассматривать некоторые дела по первой инстанции.

 При  окружных судах и судебных  палатах состояли судебные следователи,  судебные приставы, прокуратура;  кроме того, при судебных палатах  – совет присяжных поверенных.

 Судебные  следователи проводили предварительное  следствие под надзором прокуратуры  и подчинялись окружному суду  и судебной палате. Прокуратура  состояла при общих судах и  при Сенате (при окружном суде  – прокурор окружного суда  и несколько его товарищей,  при кассационных департаментах  Сената – обер–прокурор и его товарищи). Высшее наблюдение за прокуратурой осуществлял генерал–прокурор, с 1802 г. им являлся министр юстиции.

Информация о работе Буржуазные реформы 60-70 годов 19 века в России и их классовая сущность