Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 21:53, доклад
История болгар Украины представляет для меня особый интерес. Украина никогда не являлась для болгар «чужой» территорией, которую рассчитывали колонизировать. Болгары приходили на украинские земли, принося с собой книжное знание и грамотность, иконописание и строительные навыки, духовность и благочестие. Уже полтора века мои предки проживают бок о бок с многими народами, населяющими Юг Украины, разделяя с ними горести и радости, которые преподносила им судьба, природа или господствующая власть
Болгари Запорізької області
Мітусова Л.А., Славов В.Г.
Середня загальноосвітня школа №11
І. ВВЕДЕНИЕ. История болгар Украины представляет для меня особый интерес. Украина никогда не являлась для болгар «чужой» территорией, которую рассчитывали колонизировать. Болгары приходили на украинские земли, принося с собой книжное знание и грамотность, иконописание и строительные навыки, духовность и благочестие. Уже полтора века мои предки проживают бок о бок с многими народами, населяющими Юг Украины, разделяя с ними горести и радости, которые преподносила им судьба, природа или господствующая власть. При этом болгары проявили себя очень сдержанным и толерантным народом, живущим в дружбе и взаимопомощи со своими соседями.
За столь длительный период пребывания на территории Приазовья наши предки совершили немало достойных поступков, о которых я попытаюсь рассказать на примере жителей села Богдановка (Чушмелий). Села, в котором родились мои родители, где живут мои бабушки и дедушки, где обрели вечный покой мои предки – первые болгарские поселенцы на этой земле.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. По Парижскому мирному договору от 18 марта 1856 года Россия отдаёт Молдавському княжеству часть Бессарабського края, в котором находяться 24 болгарских колонии. Молдавское правительство начинает открытую политику румынизации. Подобное отношение к болгарам вызывает массовое переселение в Приазовье в 1860 - 1862 годах.
Первые поселенцы села Богдановка – выходцы из с. Чешма-Варуита (ныне с. Криничное) и одного из кварталов г. Болграда Одесской губернии ,образовали колонию Чушмелий на левом берегу реки Корсак. От правительства Российской империи каждая болгарская семья получила 50 десятин земли и одноразовую денежную помощь в размере 125 рублей.
Первые годы на Приазовской земле были очень трудными из-за неурожая. Земли, выделенные нашим предкам, были неосвоены. Приходилось их распахивать лошадьми, волами и коровами, засевать пшеницей, ячменём, просом и другими культурами. Неурожай первых двух лет привёл болгар к мысли, что если не будет урожая и дальше, то нужно двинуться на Кавказ. В то время люди были очень набожны и отправили паломников Балева Фёдора вместе с Ромалийским Иваном Степановичем в Иерусалим («Аджалык») молиться о благополучии села, за что в последствии их уважительно называли Хаджи-Иван и Хаджи-Тодор. Они были инициаторами открытия в селе двух церквей: Покровы Пресвятой Богородицы и Св. Николая Чудотворца летнего. Хаджи-Иван стал первым старостой колонии.
Спустя 2-3 года селяне получили хороший урожай. Начали строить дома (до сих пор жили в землянках), заводить больше хозяйства, расширять пахотные земли, высаживать виноградники, сады. Хорошо развивалось овощеводство, т.к. вода была отличная не только для питья, но и для полива. Основной культурой овощеводства был перец. На берегу р. Корсак выращивали также виноград. Участки были разделены высаженным хмелем. В участок имел право входить хозяин только после звона колокола. Того, кто войдёт в участок раньше, считали вором и наказывали на сходе села. В колокол звонил только староста села.
Осенью на Покрову Пресвятой Богородицы в селе проводился «Събор» (Храмовый праздник), на который съезжались желающие с соседних селений. Приезжали немецкие колонисты из Гуляйполя, чтобы посмотреть и отдохнуть с болгарами всей округи. Праздник длился два дня. Присутствовавшие царские чиновники были удивлены блестящей организацией праздника, а особенно обилием золотых и серебряных украшений на болгарских женщинах. На начало ХХ-го века пришёлся расцвет болгарских поселений в Приазовье. Моя прабабушка Славова Е.В. (1909 г.р., прожила 94 года) рассказывала, что в то время в наших сёлах не было бедных, не было батраков. Все болгары трудились с утра до вечера, поддерживали родственные связи, посещали церкви, чтили болгарский язык и обычаи. В селе работала школа, в которой дети учились на родном болгарском языке (фото №1). Болгарские мужчины проходили военную службу в царской армии, некоторые даже дослуживались до офицеров. Мой прапрапрадед Волонтёров Степан Родионович служил 12 лет в казачьем полку (на фото №2 - 2-й слева, №3 – 7-й). По окончании военной службы он построил для своей семьи добротный каменный дом, которому уже почти сто лет (фото №4).
Первые десятилетия советской власти. Благополучие села пошло на спад с приходом советской власти. Сельские советы как органы власти были созданы в 1918 г. До 1920 г. в сёлах не могли провести в действие закон советской власти «О земле», так как всё время власть менялась: то белые, то красные, то батька Махно. В 1920 г. землю поделили всем поровну, по 2,5 га на человека.
В каждом селе были созданы комитеты бедноты (комбеды). В с. Богдановка при населении 3288 человек было 354 членов комбеда. Одной из задач комбеда была конфискация имущества кулаков и передача её коммуне. В 1920 г. в с. Степановка Вторая на этой основе была создана коммуна «Христо Ботев».
Судьбу любого жителя села решала так называемая «тройка» в составе председателя сельского совета, секретаря партъячейки и секретаря комсомольской ячейки. «Тройка» могла поставить вопрос об аресте и расстреле любого «врага народа». В нашей семье с большой благодарностью вспоминают прапрапрадеда Волонтёрова Степана Родионовича, который, являясь человеком грамотным и дальновидным, понял, что спасёт свою многочисленную семью от раскулачивания и репрессий только добровольно передав весь домашний скот и рабочий ивентарь в колхоз.
В 1930-1932 гг. в с. Богдановке 80 дворов комбеда раскулачили 415 дворов. Землю и имущество бывших кулаков передали колхозам. Раскулачили всех Арабаджийских, Яламовых, Цанковых, Нейчевых, Генчевых, Шунтовых, Балдурских, Марчевых, Нанковых, некоторых Мануйловых, Георгиевых-Кальчевых, всех Чумаковых, больше половины Миховых, всех Топаловых, Славовых, Куртевых, Яневых, Недовых, Минковых, Хинёвых. Добровольно-принудительно, под угрозой репрессий, сдали свою землю и имущество остальные жители села.
После раскулачиваний «тройка», выполняя указания компартии, начала заниматься репрессиями против «врагов народа». Забирали мужчин, кормильцев семьи, ночью с предъявлением разных выдуманных обвинений. «Тройка» приговаривала их к расстрелу.
Старые люди рассказывают, как в то время семьи «тройки» жили в полном достатке. В 1933 г. был искусственный голод. «Тройке» было поручено изъять всё зерно у населения. И вот с 1932 г. снова начались репрессии. Если кто-то хоть слово скажет против власти, против колхоза или прячет зерно, то его безоговорочно «тройка» приговаривала к расстрелу. Люди страдали от голода искусственного и от страха естественного. Так мой прапрадед Славов Николай Иванович пропал без вести по дороге домой с работы в 1938 году. И только 5 лет назад из архивов города Днепропетровска стало известно, что он был арестован и расстрелян, якобы за контрреволюционную агитацию, и реабилитирован в 1957 году.
В 1937-1938 гг. были массовые расстрелы раскулаченных ранее (в 1930-1932 гг.) мужчин. Члены «тройки» после расстрела главы семьи, выгоняли его жену и детей из дома в землянку, а сами переходили жить в их дома. В эти трудные годы (1933-1938), сельским жителям пришлось спасаться любыми хитрыми, но справедливыми перед Богом способами. О таком случае рассказала Михова Елена Яковлевна (1926 г.р.): «У родителей нас было 4 девочки. Из продуктов оставалось только 3 мешка зерна. Об этом кто – то донес в сельский совет. Вечером добрые люди предупредили, что завтра к нам придёт «тройка» во главе с Гавой (местной коммунисткой) конфисковывать зерно. Мать причитала, а отец, закурив, сказал: «Хватит ныть, есть работа на всю ночь». Во дворе отец выкопал яму, положил туда зерно, прикрыл соломой и засыпал землёй. Выровняв пощадку, отец начал строить печь. Все мы спешили подносить ему кирпичи. Закончив работу отец приказал матери месить тесто на милину (болгарский пирог), а сам стал топить печь добела. Под утро нас уложили спать, но вскоре нас разбудили крики и споры. Очень строгая женщина командовала у нас дома, двухметровым железным стержнем она ширяла в землю, искала зерно. «Тройка» прочесала весь огород и дом, но ничего не нашла. Один из «тройки» спросил: «Что это ты прячешь там в печи?». Мама поставила на стол милину. Пока незваные гости уплетали угощение, мы, маленькие голодные девочки, смотрели им прямо в рот. Зачистив сковороду, они ушли, а отец, обняв нас четверых, сказал: «Има Господь! Слава на Бог!» (Есть Господь! Слава Богу!)».
Великая Отечественная война. 22 июня 1941 г. гитлеровская Германия напала на Советский Союз. Болгария была вассалом Германии. По указу Советского правительства было решено болгар не брать на фронт, а отправлять в г.Гурьев на «трудовой фронт», попросту говоря на медленную смерть от голода, холода и болезней в советских концлагерях. Выжившие вернулись оттуда только в 1947 году. Людям было очень больно; ведь, если Болгария была вассалом Германии, но болгары не воевали на стороне Германии против СССР, почему нас, болгар Советского Союза, проживающих на этой земле более века, считали врагами народа?
Только 52 человека из болгар Богдановки сражались в боях Великой Отечественной войны. Из них 37 человек погибли и лишь 15 вернулись домой. Среди них и мой прадед - Ромалийский Степан Георгиевич. Из дейсвующей армии его отправили рыть окопы под Токмаком, но он хотел участвовать в военных действиях. Степан Георгиевич дважды писал письмо Калинину с просьбой взять его на фронт. В 1942 году (в 26 лет) он был отправлен в танковое училище, а уже в 1943 – в действующую армию. Дед Степан учавствовал в танковых сражениях на Курской дуге, в Корсунь-Шевченковской битве, трижды горел его танк, но дед выжил и лишь в 1946 году, после войны с Японией, дед вернулся домой. Как семейные реликвии хранятся у нас дома многочисленные награды дедушки: «Орден Славы», «Орден Красной Звезды», медали «За взятие Вены», «За освобождение Праги», «За победу над Германией», «За победу над Японией». Из ветеранов Богдановки, вернувшихся домой, уже нет ни одного в живых. Вечная память им всем и царство небесное.
После оккупации села, немцы разогнали колхозы. Распределили землю по десятидворкам и вернули частную собственность. Выращенная продукция шла на Германию. Наблюдателем в селе Богдановка был румын Димитар.
После возврата частной собственности людям стало жить лучше. После раскулачивания, искусственного голода, репрессий и расстрелов «врагов народа» и «детей врагов народа» жители Богдановки готовы были трудиться при любой власти ради спасения себя и своих детей от окончательного искоренения.
Вельчев Василий Васильевич (1929 г.р.) вспоминает: «Мы, 10-12-летние дети, не понимали, какая власть лучше: коллективная (советская) или частная, которую вернули немцы. Мы помогали родителям выращивать урожай. Часть продукции куда-то сдавали, а оставшееся зерно завозили домой, для себя. После страшного голода и репрессий нам, детям, показалось, как рай. Да! Когда Советская власть вернулась в 1943 г., нам, болгарам, всё это припомнили, убрав из села всё мужское население от 18 до 50 лет на изнурительные работы в г. Гурьев».
Во время оккупации из бывших раскулаченных (70 % села) П.И. Славов и Ф.Л. Попазов были назначены старостами сёл. Оба эти старосты всеми способами старались помогать жителям сёл. Вскоре их заменили М.Р. Дымовым и А.И. Ромалийским, по кличке Муляна, которые служили немцам больше, чем своим односельчанам, хотя оба они не были из раскулаченных семей. Рьяным помощником немцев был Муляна, который предавал односельчан - коммунистов И.В. Дукова, П.Ф. Желязкова, A.B. Топалова; подбирал людей для отправки на работы в Германию. Работали люди в Германии у фермеров и предпринимателей. Некоторые остались там жить, многие вернулись домой. Те люди, которые работали в Германии, получили компенсацию после развала СССР.
Помогали немецкой власти отправлять продналог в Германию А.Ф. Арабаджийский, В.А. Петков, В.Ф. Динков, В.И. Куруоглу, С.Д. Михов, В.Д. Шунтов. Но они не выбирали зерно из домов хозяев. Хотя Советская власть им всё это припомнит.
Закончилась война. В 1945 – 1947 годах снова съехались односельчане: кто с фронта, кто из Германии, кто из Гурьева. Приехав домой, они застали опухших от голода своих родителей, детей, жён, сестёр и братьев. Спасались от голода, как могли. В основном спасало людей Азовское море. Богдановцы пешком шли к морю, чтобы попросить у рыбаков хотя бы тюльку. В соседних украинских сёлах положение было немного лучше. Жители с. Воскресенки привозили в Богдановку макуху (шрот), отруби и меняли на лес, кирпич. Люди срывали доски с потолков, разваливали часть дома, некоторые даже снимали верхню одежду и меняли на макуху. Председатель колхоза с. Воскресенки, узнав, что его односельчане возят макуху болгарам и меняют на стройматериалы, дал указание: макуху выдавать, а у людей ничего не брать. Поэтому жители Богдановки всегда относились к воскресенцам с душой и старались помочь, чем могли. Болгары выращивают перец, возят его продавать в Нововасильевку. Если часть перца оставалась непроданной, на обратном пути они обязательно заезжали в Воскресенку и распродавали его по самым низким ценам или просто раздавали, помня о доброте Воскресенского председателя. В настоящее время богдановцы, в память о тех годах, провели воду из своего села только в Воскресенку.
1953 год ознаменовал новый период в жизни селян. В этот год был собран очень хороший урожай. Да и политика поменялась после смерти Сталина. Тяжелые годы репрессий, войны и голода остались позади. Богдановка постепенно восстанавливалась: был выведен из состояния упадка местный колхоз, открыт консервный завод, открыта новая средняя школа, дом культуры. Молодежь не уезжала, но оставалась жить и работать в селе. За пару десятилетий население Богдановки увеличилось почти вдвое, за что жители соседних сёл в шутку прозвали её «Китай».