Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2015 в 14:36, реферат
О происхождении древних египтян науке мало что известно. Одни учёные – египтологи – считают их выходцами из Азии. Об этом, по их мнению, свидетельствует язык, относящийся к семито-хамитской группе, а так же особенности характера типичные для азиатов или европейцев, но не для негроидной расы: настойчивость стремление к оригинальности и инициативность.
Введение________________________________________3
Миф, как объяснение явлений мира________________3
Мифы заупокойного культа_______________________6
Земледельческие мифы___________________________7
Боги Древнего Египта_____________________________9
Причина религиозного переворота ( заключение)_____13
Список использованной литературы_______________15
Тот — бог луны, бог мудрости, счета и письма,
«владыка Истины», судья в мире богов,
покровитель писцов и судей. Он изображался
в виде человека с головой ибиса, держащего
в руке палетку писца. Как бог луны, Тот
является творцом календаря, по его воле
год делится на годы и месяцы; он записывал
даты рождения и смерти людей, а также
занимался ведением летописей. Тот играл
значительную роль в культе мертвых —
доставлял каждого покойного в загробное
царство, а также фиксировал результат
взвешивания его сердца на весах Осириса.
Маат - олицетворение истины
и порядка (закона), считалась женой бога
Тота. Изображение Маат — женщина, сидящая
на земле со страусовым пером, закрепленным
на голове. Маат упоминается в «Текстах
Пирамид», однако ее значение возрастает
в конце эпохи Древнего царства, когда
она объявляется дочерью Ра. Она имела
важное значение в заупокойном культе
— изображение Маат использовали в качестве
эмблемы на суде Осириса.
Анубис — бог-защитник
и покровитель умерших; его зооморфное
воплощение — распластавшийся на брюхе
шакал черного цвета или собака, а также
человек с головой шакала или собаки. В
эпоху Древнего царства («Тексты пирамид»)
Анубис почитался как главный бог царства
мертвых, однако в период Среднего и Нового
царств он уступил свое место Осирису,
а сам стал богом из окружения Осириса.
В царстве мертвых Анубис вводит душу
умершего в Зал Двух Истин, где происходит
суд над ней, взвешивает его сердце на
весах. Анубис играет важную роль при осуществлении
погребального ритуала Древнего Египта,
в процессах бальзамирования и мумифицирования.
Амон (букв, «сокрытый», «потаенный»)
— бог-покровитель Фив, бог-творец, возглавлявший
фиванскую триаду, которую вместе с ним
составляли его жена — богиня неба Мут
и сын — бог Луны Хонсу. С началом XII династии
культ Бога Амона в Древнем Египте вытесняет
культ исконного фиванского бога Монту.
Позднее Амон отождествляется с богом
солнца Ра и его культ распространяется
по всему Египту. Он объявляется первым
царем Египта, «царем богов», «царем обеих
земель», его имя может заключаться в картуш.
Правящий фараон объявляется сыном Амона-Ра.
С Амо-ном связываются общегосударственные
праздники, например Праздник долины,
когда Амон посещает царские некрополи
и святилища царствующего царя, или праздник
Опет, когда Амон из Карнака отправлялся
в Луксор. Наиболее крупный и самый древний
храм Амона — Карнакский храм в Фивах.
Атум — древнейшее божество
г. Гелиополя, бог-творец, глава гелиопольской
эннеады. Обычно изображался в виде человека
с двойной короной на голове и назывался
«владыкой обеих земель», т.е. Верхнего
и Нижнего Египта, что подчеркивает его
сущностную связь с фараоном. Как это следует
из гелиопольской теогонии, Атум сотворил
себя сам, воплотившись в образе первобытного
холма, и затем, оплодотворив себя, породил
бога Шу и его женское дополнение Тефнут,
от которых затем произошли остальные
боги эннеады. Был рано отождествлен с
богом Ра, чей культ заменил культ Атума
в Гелиополе.
Нефтида (греч.), Небетхет (егип.,
букв, «владычица дома») — младшая
сестра Исиды, участвующая с ней во всех
заупокойных обрядах и мистериях, связанных
с Осирисом. Изображалась как женщина
с иероглифом на голове, соответствующим
ее имени. Считалась женой Сета, хотя тексты,
делающие эту связь не эфемерной, практически
отсутствуют.
Нут — богиня неба, сестра
и жена бога земли Геба, дочь Шу и Тефнут,
мать Осириса, Сета, Исиды, Нефтиды, одна
из богинь гелиопольской эннеады. Так
же, как и Геб, не имела особых мест почитания,
но принимала участие в большом количестве
мифов. Согласьо одному из мифов Нут ежедневно
рождает Солнце-Pa и звезды и ежедневно
проглатывает их. Когда ее супруг Геб поссорился
с Нут, поедающей детей, бог Шу разделил
их, подняв Нут наверх, а Шу оставив внизу.
В одном из фрагментов «Текстов Пирамид»
Нут как супруга Геба называется «царицей
Нижнего Египта»; позднее она участвует
в погребальном культе, поднимая души
умерших на небо и охраняя их в гробнице.
Ра — бог солнца, один из
наиболее почитаемых богов Древнего Египта.
Изначально бог-творец в теогони-ческой
модели жрецов г. Гелиополя, однако в период
правления V династии, происходящей из
Гелиополя, культ Ра распространяется
по всему Египту. Ра отождествляется с
более древним гелиопольским богом-творцом
Атумом и объявляется отцом богов, творцом
мира и людей. Позднее Ра составил «один
комплекс» с Гором (Ра-Гарахти), с Амоном
(Амон-Ра) и некоторыми другими божествами.
Сет (Сетх, Сутех) — в сложившемся
мифологическом каноне сын Геба и Нут,
брат Осириса, Исиды и Нефтиды. Сет обычно
изображался в виде человека с головой
осла. В период Древнего царства этот бог
наряду с Гором считался защитником Ра
от змея Апопа, а также покровителем фараонов,
что проявилось как в «Текстах Пирамид»,
так и в титулатуре некоторых фараонов
II династии. Но параллельно с этим существовало
и представление (видимо, более позднее)
о Сете как о злом божестве, боге пустыни,
коварном убийце Осириса, представление,
которое затем становится основным.
Сехмет (Сахмет, Сохмет) (букв,
«могучая») — жена главного бога Мемфиса
Пта, изображавшаяся обычно как женщина
с головой львицы. Воинственная богиня,
защитница фараона в битвах, уничтожающая
его врагов пламенем своего дыхания. Также
богиня-целительни-ца, покровительствующая
врачам, которые считались ее жрецами.
Отождествлялась с Тефнут и Хатхор.
Сешат (женский род от «сеш»
— «писец») — богиня письма, дочь или
сестра (иногда жена) бога Тота. Ее образ
— женщина с семиконечной звездой на голове.
Сешат часто выступала как ипостась других
богинь — Хатхор, Нефтиды. На листьях дерева
«шед» Сешат записывала годы жизни и правления
фараона. Также считалась покровительницей
строительных работ. Изначально культовым
центром Сешат был, видимо, г. Саис, однако
затем главным местом ее почитания стал
г. Гермополь.
Тефнут — в гелиопольской
космогонии сестра и супруга Шу, дочь Ра-Атума,
мать Геба и Нут. Ее зооморфным воплощением
была львица. Тефнут почиталась также
как дочь Ра и одновременно как Око, сияющее
на лбу Ра, восходящего над горизонтом,
и уничтожающее его арагов. Отождествлялась
с Хатхор. Известен миф об уходе обиженной
Хат-хор-Тефнут из Египта и последующем
возвращении ее обратно и связанный с
этим событием религиозный праздник, происходящий
в период разлива Нила.
Хатхор (Хатор) (букв, «дом Гора»,
т.е. «небо») — богиня неба, в древнейших
мифах представленная как небесная корова,
которая родила солнце. Ее зооморфное
изображение — корова или женщина с рогами
(и иногда ушами) коровы. Хатхор считалась
женой Гора Бехдетского. Позднее она была
отождествлена с богинями Сехмет и Тефнут
и почиталась в львином облике. Хатхор-Тефнут
считалась Оком бога Ра и связана с большим
количеством мифов. Позднее Хатхор почиталась
также как богиня любви, музыки, празднеств
и отождествлялась древними греками с
Афродитой.
Шу — бог воздуха, заполняющего
пространство между небом и землей, супруг
Тефнут, отец Геба и Нут. Входил в гелиопольскую
эннеаду Богов Древнего Египта. Специальных
храмов в честь Шу не зафиксировано, известны
лишь места почитания его в Гелиополе.
Эннеада — девять первых богов в теогонической
системе г. Гелиополя: Атум, Шу, Тефнут,
Геб, Нут, Оси рис, Исида, Сет, Нефтида. Позднее
подобные эннеа-ды (или октады) возникли
и в других городах Древнего Египта.
6. Причины религозного переворота
(заключение)
Политической причиной этого переворота была борьба фараона с фиванским жречеством, начавшаяся при Аменхотепе III. Однако, как указывают исследователи, "религиозный переворот Аменхотепа IV был, в сущности, чисто мировоззренческим, он не имел глубоких социальных корней. Иногда приходится слышать или даже читать, что Аменхотеп IV задумал свою "реформу" как орудие ослабления влияния жречества в стране. Такое толкование противоречит фактам. И до и после Аменхотепа IV фараоны нередко конфликтовали со жречеством, но никто из них никогда и не помышлял о подобных мерах. Неугодных жрецов просто устраняли. Рассматривать переворот Аменхотепа IV как направленный в основном против влияния жречества - вульгарная социологизация истории".
Египетская религия отличалась необычайным консерватизмом. Однако и в ней по мере изменения исторических условий не всё оставалось неизменным. Общая линия развития состояла, во-первых, в постоянном слияние местных культах и объединении в общественный и общенародный культ с общеегипетскими богами и организованным жречеством; но народу с этим до самого конца сохранялись и обособленные местные культы с их локальными божками, святилищами, обычаями и верованиями. Во-вторых, общая линия развития состояла в том, что по мере роста социальных противоречий всё более заострялась классовая, угнетательская роль религии, усиливалось жречество, превращавщееся в замкнутую касту, как часть господствующего класса. В-третьих, постепенно сказывалось тенденция, хотя и слабая, к преодолению национальной замкнутости египетской религии: в этом отражалось расширение международных политических и культурных связей Египта.
В самом деле, ещё с эпохи Среднего царства по мере экспансии Египта, соприкосновения его с соседними народа в египетском пантеоне появляются боги чужеземного происхождения таковы, например, нубийские божества Дедун, Бес, ливитская богиня Нейт. В эпоху великих завоеваний 18 династии в Египте появились боги Семитических народов Азии: Ваал, Астарта и др.
При Саисской (26 династии, проводившей политику нациальной реставрации, чужеземные культы подверглись преследованию и правительство стремилось восстановить почитание чисто египетских богов. Это, однако, не надолго приостановило процесс интернационального смешения богов и культов. Наряду с проникновением чужих богов в Египет имело место и обратное – распространение почитания египетских богов в других странах: Амона, Осириса, Исиду и д.р. чтили в Финикии, Сирии, даже в Греции.
Это явление, ведшее к религиозному синкретизму, с особой силой сказалось в эллинистическую и римскую эпохи. В нём отразились начало кризиса рабовладельческих обществ и замкнутых государств Средиземноморья.
7. Список использованной литературы
1. Энциклопедия « Мифы народов мира» Главный редактор С. А. Токарев. Москва, 1991г.
2. Дьяконов И. М. « Архаические мифы Востока и Запада »
3. Дьяконов И.М. « История древнего Востока », 1983 г..
4. Бонгард - Левин Г. М. « Древние цивилизации », 1989 г.
5. Кузнецов С. В. « Религия Древнего Египта »
6. Уоллис Бадж « Египетская религия »
7. Коростовцев М. А. « Религия Древнего Египта »
8. Пьер Монте « Египет Рамсесов », Смоленск, 2000 год
9. Египетская "Книга мертвых" "Книга Амдуат" (в изложении Е. Лазарева)
10. Древние цивилизации. Под редакцией Бонгард-Левина Г.М. М:. 89г.
11. История Древнего Востока. Под ред. В.И. Кузимнинкова. М:. 79г.