Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 00:22, доклад
Заглянем ненадолго в каменный дом богатого бюргера. Таких домов в городе еще сравнительно немного. Перед нами трехэтажная постройка с высоко приподнятой черепичной кровлей,
Потолок, он же и пол
верхнего этажа, часто оставался
необработанным, однако в XIII веке уже
стали пытаться украшать его балками и
кессонами, создавая при этом геометрические
узоры, геральдические фризы или же витиеватый
орнамент с изображением животных. Иногда
так же расписывались и стены, но чаще
их просто красили в какой-нибудь определенный
цвет (предпочтение отдавалось красной
и желтой охре) или покрывали рисунком,
имитировавшим вид тесаного камня или
шахматной доски. В княжеских домах уже
появляются фрески с изображением аллегорических
и исторических сцен, заимствованных из
легенд, Библии или литературных произведений.
Известно, например, что король Англии
Генрих III любил спать в комнате, стены
которой украшали эпизоды из жизни Александра
Македонского, героя, вызывавшего в Средние
века особое восхищение. Однако подобная
роскошь оставалась доступной лишь суверену.
Обычному вассалу, обитателю деревянного
донжона, приходилось довольствоваться
грубой голой стеной, облагороженной лишь
его собственными копьем и щитом.
Вместо настенных
росписей использовали гобелены с геометрическими,
растительными или
Мебель в XIII веке
существовала только деревянная. Ее постоянно
передвигали ( Слово «мебель» и происходит
от слова mobile (фр.) — подвижный. (Примеч.
пер.)), поскольку, за исключением кровати,
остальные предметы меблировки не имели
единого предназначения. Так, сундук, основной
вид мебели, служил одновременно шкафом,
столом и сиденьем. Для выполнения последней
функции он мог обладать спинкой и даже
ручками. Однако сундук — это только дополнительное
сиденье. В основном сидели на общих скамьях,
иногда разделенных на отдельные сиденья,
на небольших деревянных скамеечках, на
маленьких табуретках без спинки. Кресло
предназначалось хозяину дома или почетному
гостю. Оруженосцы и женщины сидели на
охапках соломы, порой накрытых вышитой
тканью, или же просто на полу, как слуги
и лакеи. Несколько досок, положенных на
козлы, составляли стол, на время трапезы
его устраивали в центре зала. Он получался
длинным, узким и несколько выше современных
столов. Сотрапезники садились с одной
стороны, оставляя другую свободной для
подачи блюд.
Мебели было немного:
кроме сундуков, в которые как
попало пихали посуду, домашнюю утварь,
одежду, деньги и грамоты, иногда имелись
шкаф или буфет, реже — сервант, куда самые
богатые помещали драгоценную посуду
или ювелирные изделия. Часто подобную
мебель заменяли ниши в стене, завешиваемые
драпировкой или закрываемые створками.
Одежду обычно не складывали, а свертывали
и ароматизировали. Также свертывали грамоты,
написанные на пергаменте, перед тем как
положить их в полотняную сумку, служившую
чем-то вроде сейфа, где, кроме того, сохранялись
один или несколько кожаных кошельков.
Для получения более
полного представления о мебели
и декоре главного зала донжона, нужно
еще добавить несколько шкатулок,
кое-какие безделушки и некоторые
культовые принадлежности (реликварии,
кропильницы). Как мы видим, в этом отношении
весьма далеко до изобилия. В спальнях
стояло еще меньше мебели: у мужчин — кровать
и сундук, у женщин — кровать и что-то вроде
туалетного столика. Никаких скамей и
кресел, сидели на соломе, покрытой тканью,
на полу или на кровати. Огромная квадратная
кровать выглядела скорее широкой, чем
длинной. По одному обычно не спали. Даже
если хозяин замка и его жена имели отдельные
спальни, у них все равно была одна общая
кровать. В комнатах детей, слуг или гостей
кровати также являлись общими. На них
спали вдвоем, вчетвером или вшестером.
Кровать сеньора
обычно стояла на возвышении, головой
— к стене, ногами — к камину.
Из деревянного каркаса создавали
некое подобие свода, куда навешивали
полог, чтобы отгородить спящих от внешнего
мира. Постельные принадлежности почти
ничем не отличались от современных. На
соломенный тюфяк или матрас укладывали
перину, поверх нее стелили нижнюю простыню.
Ее покрывали верхней простыней, которую
не заправляли. Сверху лежало пуховое
или ватное одеяло, простеганное наподобие
современных. Валик и подушки в наволочках
также похожи на те, какими мы пользуемся
сегодня. Белые вышитые простыни делали
изо льна или шелка, шерстяные покрывала
подбивали мехом горностая или белки.
У людей менее зажиточных вместо шелка
использовалась мешковина, а вместо шерсти
— саржа.
В этой мягкой и просторной
кровати (настолько широкой, что
застелить ее можно было, лишь помогая
себе палкой) обычно спали совершенно
обнаженными, но с колпаком на голове.
Перед тем как лечь спать, одежду вешали
на вбитый в стену стержень вроде вешалки,
выступавший почти до середины комнаты
параллельно кровати, на себе оставляли
только рубашку, но и ее снимали уже в кровати
и, свернув, клали под подушку, чтобы вновь
надеть ранним утром, перед тем как встать.
Камин в спальне топили не весь день. Его разводили лишь вечером во время семейного бдения, проходившего здесь в более интимной обстановке, чем в большом зале. В зале же был поистине гигантский камин, рассчитанный на крупные поленья; перед ним стояло несколько лавок, на которых могли расположиться десять, пятнадцать или даже двадцать человек. Вытяжной колпак конической формы с выступающими стойками образовывал нечто вроде домика внутри зала. Камин ничем не украшали, обычай помещать на нем семейный герб появился лишь в начале XIV века. В некоторых, более просторных залах иногда сооружали два-три камина, но не у противоположных стен, а все вместе в центре помещения; для их очага использовали цельный плоский камень огромных размеров, а вытяжной колпак возводили в виде пирамиды из кирпича и дерева.