Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:31, доклад
Объединение земель и образование русского единого государства значительно отличалось от аналогичных процессов, протекающих в странах Западной Европы. Если на Западе в основании объединения лежало развитие товарно-денежных отношений и установление экономических связей между отдельными областями, то в России преобладающее влияние имели социально-политические и духовные факторы. Воздействовали и социально-экономические процессы, но иные, чем в Западной Европе.
1. Политика московских князей по объединению русских земель в XIV – XV в.в. ..........................................................................................................................3
2. Битва за Москву.....................................................................................................13
3. Развитие пожарной охраны в ведомстве МВД Российской империи в первой половине XIX века.....................................................................................................21
Список литературы....................................................................................................26
М Ч С РОССИИ
УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ИСТОРИИ
Вариант – 8
Разработчик:
Моисеев Андрей Сергеевич
Преподаватель:
к.н. доцент Скипский Г. А.
Екатеринбург
2012
Содержание
1. Политика московских князей
по объединению русских земель
в XIV – XV в.в. ..............................
2. Битва за Москву...............
3. Развитие пожарной охраны в ведомстве
МВД Российской империи в первой половине
XIX века..........................
Список литературы.............
1. Политика московских князей по объединению русских земель в XIV – XV в.в.
Объединение земель и образование русского единого государства значительно отличалось от аналогичных процессов, протекающих в странах Западной Европы. Если на Западе в основании объединения лежало развитие товарно-денежных отношений и установление экономических связей между отдельными областями, то в России преобладающее влияние имели социально-политические и духовные факторы. Воздействовали и социально-экономические процессы, но иные, чем в Западной Европе.
Одним из главных социально-
Находясь в вассальной зависимости от Золотой Орды и ведя непрерывную борьбу за независимость, Русь сохранила свою государственность. Еще до ордынского нашествия Киевское княжество потеряло свое значение как политический, хозяйственный и религиозный центр Русской земли.
В то же время усилиями Юрия Долгорукого и его преемников на далекой северо-восточной окраине Руси возник новый центр — Москва, собиравший воедино русские силы и земли и дававший надежду на обретение независимости. Другим таким центром была и оставалась Новгородская земля. Постепенно именно на этой обширной территории начала складываться великорусская народность.
Во Владимиро-Суздальской земле при потомках Мономаха стали утверждаться постоянные династии, и на смену «генеалогической федерации», существовавшей ранее на Руси, пришла система княжеств с правителями-монархами во главе. Несмотря на удельное дробление, междоусобицы, на взаимные княжеские распри и разорения, которые процветали в русских пределах в условиях иноземного ига, в этом раздоре и бесчинствах начали зарождаться основы нового государственного порядка.
Прежде русские князья лишь временно владели уделами, беспрестанно сменяя их и доводя до обнищания взаимной враждой. Во времена Владимиро-Суздальской Руси на смену уделу пришла вотчина, отныне князья были заинтересованы в развитии своей родовой земли и украшении ее городов. Отличительной чертой того периода стала эволюция феодального землевладения. В основе его лежали владения, принадлежавшие хозяину на правах наследственного пользования. Вотчинник — будь то князь, боярин или монастырь — был заинтересован в сохранении родового гнезда и работавшего для его блага населения.
Страдая от набегов кочевников и вторжения литовских князей, часть жителей бывшей Киевской Руси стремилась к более спокойной жизни и заселяла земли между Волгой и Окой, осваивая плодородные пашни. В годы монголо-татарского ига мирные селяне, переждав в лесах нашествие кочевников, возвращались на родные пепелища и строили новые поселения — «починки».
Русь жила за счет земледелия, в котором широко применялись разные методы: «подсека», когда участок леса выжигали и, удобряя золой почву, получали неплохой урожай в течение нескольких лет, а потом надел оставляли; «перелог», когда поле засевали в течение двух-трех лет подряд, а затем переходили на другой участок; «трехполье» с яровыми, озимыми и паром, что давало возможность чередовать участки и иметь высокие урожаи. В это же время на русских землях развивалось скотоводство, рыболовство и охота. Более совершенной стала обработка земли, когда землепашцы начали применять соху с железным наконечником и плуг. Для получения хороших урожаев почву удобряли навозом.
Сельскохозяйственный труд пахаря обеспечивал жизнь господ всех уровней. Земля превратилась в предмет пожалования, дарения или торговли. Великие и удельные князья, бояре и дети боярские, монастыри - все богатели землями, на которых жили и работали земледельцы, попавшие к господам в крепостную зависимость. В разных областях Руси этих зависимых землепашцев именовали по-разному, но все чаще стало встречаться название «христиане». Затем это слово трансформировалось в слово «крестьяне». Крестьяне на Руси несли всевозможные повинности перед великим князем и собственным господином. Они выходили на барщинные работы, платили оброк продуктами своего труда. Согласно Судебнику 1497 г., один раз в году — «на Юрьев день» — они имели право уйти от одного господина к другому, чтобы облегчить свое положение. Однако в реальной жизни препятствий для этих переходов существовало так много, что преодолеть их было почти невозможно.
Большая часть земледельцев жила на землях, составлявших великокняжескую собственность. Крестьяне платили оброк и исполняли государственные работы, но считали себя вольными. Особенностью крестьянской жизни была община, которая связывала селян круговой порукой, позволяя сообща решать многие вопросы их жизни.
В господских вотчинах и поместьях жили и другие зависимые люди -«холопы», которые занимались разными ремеслами и работами. Несвободными от власти господина были и его помощники по управлению: тиуны, ключники и прочие подданные, хотя они в имущественном отношении находились в более выгодном положении, чем остальные.
Города на Руси были центрами княжеских отчин, но они же играли важную роль в объединении страны, так как через торговые пути связывали различные земли между собой. В XIV веке сложилась сеть мелких торгов во всех концах Руси, а городские рынки в Великом Новгороде, Нижнем Новгороде, Пскове, Твери, Рязани, Москве являлись средоточием общерусских торговых интересов. В городах быстро росло число ремесленников и купцов, превращавших небольшие поселения, прежде имевшие лишь стратегическое значение, в мощные центры развития экономики Руси, осуществляя и направляя внешнюю и внутреннюю торговлю. Помехи, которые чинили торговле ордынские набеги и иноземные вторжения, заставляли жителей Руси помышлять об объединении своих усилий, о создании могущественного государства.
Несмотря на продолжавшийся гнет Золотой Орды, русские города отстраивались и хорошели. Развивались всевозможные виды художественных ремесел: ювелирное дело, чеканка, литье колоколов, резьба по камню. Переписка книг ради их тиражирования стала обычным делом, для чего освоено было изготовление пергамента — тщательно обработанной телячьей кожи, из которой делались страницы фолиантов.
Внешняя опасность с Востока и Запада, стремление обрести национальную независимость ускоряли процесс политической централизации Руси, который занял примерно два с половиной столетия. Сначала между Тверью, Москвой и другими княжескими землями развернулась борьба за великое владимирское княжение. Затем началось объединение русских земель вокруг Москвы. Возвышению Московского княжества способствовало не только выгодное его положение на пересечении важных торговых путей и вместе с тем в лесном, труднопроходимом для татар месте, но и целенаправленная политика московских князей.
Благодаря объединению
русских земель вокруг Москвы складывалась
единая система управления страной.
Уже Иоанн III принял на себя титул: «Божией
милостью государя Всея Руси великого
князя Владимирского и
Московские князья, привлекая к себе на службу местную знать, назначали «корм» — плату за службу. Порядок назначения «кормленщиков» получил название «местничества»: при занятии боярином должности великий князь учитывал знатность его предков. Практиковавшийся ранее «отъезд» князей на службу к иноземным правителям стал расцениваться как измена.
В XV веке активно начал складываться государственный аппарат Московского княжества. Государственное управление сосредоточивалось теперь в «приказах». Первоначально было два приказа — Дворцовый, ведавший землями великого князя, и Казны, ведавший финансами, государственной печатью и архивом. Позже приказная система стала более разветвленной. На местах из бояр или князей назначались наместники. При великом князе появилась Боярская дума, которая состояла из бояр и окольничьих, относившихся к высшим чинам в государстве. Со временем право заседать в Боярской думе получили и удельные князья, признавшие первенство московского князя.
В 14-15 в.в. Москва стала основой объединения Руси в единое государство, центром образующей русской народности. Уже московские князья Юрий Данилович и Иван Калита получили от ханов ярлыки на княжение, которое с этого времени прочно удерживалось московскими князьями. При Иване Калите митрополиты перенесли свое местопребывание из Владимира в Москву, и она стала политическим и духовным центром тогдашней Руси. Во второй половине 14 в. Москва возглавила борьбу против монголо-татарского ига. Московское ополчение составляло основное ядро русских войск, разгромивших под руководством Димитрия Донского на Куликовом поле (1380г) монголо-татарские полчища Мамая. Население Москвы героически обороняло город от татарских ханов Тохтамыша в 1382г и Едигея в 1408г. В 1480г оно требовало от Ивана 3 решительной борьбы против полчищ хана Ахмата, укрепило город и готовилось к осаде. Москва была центром развитого ремесла, в особенности производили металлические изделия и оружия. Высокого развития достигли также строительное мастерство, иконное и книжное дело и т.д. Москва являлась крупнейшим торговым городом Восточной Европы, так как была связана водными путями (Москва-река, Ока, Волга и др.) с Поволжьем, Средней Азией, Закавказьем и Персией. С верховьев Дона начинался путь по Дону, Азовскому и Черному морям в Константинополь. Купцы, торговавшие с итальянскими колониями в Крыму, в частности с г. Сурож (Судак), назывались в Москве «гостями-сурожанами». Через город Дмитров Москва была связана с верхним течением Волги – с водными путями на Белоозеро и далее на Сурож. Сухопутные дороги соединяли Москву с Новгородом и Смоленском. По своим размерам Москва принадлежала к числу крупнейших европейских городов. Главную массу московского населения составляли ремесленники, мелкие торговцы, холопы и крепостные феодалов. Незначительной по численности, но наиболее экономически и политически мощной группой населения являлись феодалы во главе с великим князем, а также примыкавшие к ним крупные купцы. Для Москвы 14 - 15 в.в. характерна большая имущественная дифференциация населения, резкие классовые конфликты.
В 14-15 в.в. значительно увеличилась городская территория и изменился внешний вид города. При Иване Калите территория Кремля была расширена и обнесена дубовыми стенами; в нем были построены каменные церкви, образовавшие Соборную площадь. Первой каменной постройкой был Успенский собор. В 1367, при Дмитрии Донском, были возведены каменные стены, предопределившие в основном расположение стен современного Кремля, кроме великокняжеского двора, находились дворы ближних бояр, монастыри и т. д. В 1404г в Кремле была установлена «часозвоня» (башня с часами). Вокруг Кремля разрастался торгово-ремесленный посад. Подступы к Москве охраняли монастыри-сторожи – Данилов, Симонов, Андроников. Наиболее населенную часть Москвы составлял «великий посад» между Москвой-рекой и Неглинной. К Западу от Неглинной располагалось менее заселенное Занеглименье. Район Замоскворечья назывался Зареяьем. Поселения продолжались и за Яузой. К Москве-реке здесь примыкали слободы котельников и кузнецов.
Ко времени правления Ивана 1 Калиты относися расширение территории Московского княжества и усиление значения Москвы, которая стала основой объединения Разрозненной Руси в единое государство с единым правительством, с единым руководством. Ведя осторожную политику в отношении Золотой Орды и используя ханов как орудие для выполнения своих замыслов, Иван Калита ослабил Тверское княжество, соперничавшее с Московским. Современники отмечают, что при Калите установилась «тишина великая» на 40 лет, прекратились татарские набеги. Он диктовал свои условия Новгороду, Пскову, посылал своих данников на печору, его влияние распространялось на всю Северо-Восточную Русь. Иван Данилович считал себя великим князем «всея Руси».
Внутренняя политика Ивана Калиты, способствовавшая расширению московских пасадов и слобод, привела к тому, что Москва во времена его княжества стала крупным ремесленным центром. Калита добился переноса русских митрополитов из Владимира в Москву и усиления тем самым церковно – идеологического влияния московских митрополитов, поддерживавших московских князей.
Кремль при Иване 1 Калите был значительно расширен и обнесен прочной дубовой стеной, в нем были построены первые каменные церкви, в том числе Успенский собор, сделавшийся усыпальницей митрополитов, и Архангельский собор, где хоронили московских князей. Каменные постройки, возведенные при Иване 1 Калите до нас не сохранились, так как были заменены новыми при Иване 3. Богатство московского князя подчеркивается его прозвищем «Калита», что означает «денежная сумка».
По завещанию Ивана 1 Калиты Московское княжество было разделено между его сыновьями Семёном, Иваном и Андреем; наследником Калиты был его старший сын Семён Гордый.