Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 16:55, реферат
Биология оформилась как самостоятельная научная дисциплина об общих свойствах живого только в течение XIX века. Это было связано с проблематикой понятия жизни и установлением фундаментального различия между живыми и неживыми природными телами. Вместе с тем, знания о живой природе начали складываться задолго до этого.
Упадок Римской империи в средние века сопровождался исчезновением или деградацией прежнего знания, хотя врачи включили многие из достижений античности в свою практику. Завоевание значительной части территорий империи арабами привело к тому, что труды Аристотеля и других античных авторов сохранились в переводе на арабский язык.
животные. Так, сведения о Льве — символе мужества, надо было искать на слово «мужество».
Источниками сведений не только о химических, но и о биологических знаниях могут служить алхимические трактаты. Алхимики оперировали не только с объектами минерального царства, но и с растительными и животными объектами, «Книга растений» знаменитого алхимика XV столетия Иоанна Исаака Голланда представляет значительный интерес как своеобразный алхимический свод биологических знаний. Изучая процессы гниения, брожения, алхимики знакомились с химическим составом растительного вещества.
В связи
с врачеванием к изучению животных
и растений допускалось иное, порой
чисто практическое отношение. Лечебные
действия трав и минеральных веществ
становились предметом
Вопрос об инстинктах и поведении животных и человека рассматривал Роджер Бэкон. Сравнивая поведение животных с сознательной деятельностью человека, он считал, что животным свойственны только восприятия, возникающие независимо от опыта, тогда как человек обладает разумом.
В «Учении о перспективе» он пытался подойти к объяснению душевных явлений, исходя из оптико-геометрических представлений. «Перспектива», в понимании Р. Бэкона, имела широкое толкование, оно включало объяснение зрительных ощущений. Но и Р. Бэкон при всей оригинальности оставался в своих оптико-геометрических изысканиях в пределах традиции арабской физики (Вителло, Альгазен).
Венцит де Бове также довольно широко пользовался античной и арабской литературой. Арабо-язычная литература X—XII вв. стояла на более высоком уровне, чем западноевропейская литература того же времени. Сочинения Ибн-Рошда (Аверроэса), «Канон медицины» Ибн-Сины (Авиценны) — ярчайшие тому подтверждения.
Субстратом любых жизненных и психических явлений Ибн-Сйна считал нневшу — летучую субстанцию, зарождающуюся из четырех парообразных соков организма. Пяевма, согласно Ибн-Сине, может быть носителем различных, в том числе и душевных сил, но они не присущи ей изначально. Развивая эту точку зрения, Ибн-Рошд в противоположность учению Фомы Аквинского.
«Канон медицины», «Книга исцелений» Ибн-Сины наряду с изложением и комментированием античных авторов, содержали оригинальные данные и мысли в области медицины и биологии. Особенно обширны и интересны в них сведения по физиологии.
Назовем еще три сочинения, посвященные частным областям практической описательной биологии: «Травник из Гланстобери» (первая половина X в.), содержавший подробное описание лекарственных растений, труд лондонского врача и натуралиста Эдварда Уоттона «О различии животных» (первая половина XVI в.) и, наконец, один из первых трудов по описательной энтомологии (XVI в.) лондонского врача Моуфета. Эти сочинения не содержат существенных теоретических обобщений.
В пору
зрелого средневековья
Изучение
истории биологических знаний в
средние века убеждает в том, что
и в этой области продвижение
вперед достигалось в напряженной
борьбе между рациональным и теолого-мистическим
взглядами на природу. Господство феодальных
отношений, раздробленность и изоляция,
низкий уровень техники и всесилие
церкви, характерные для феодализма,
задержали прогресс человеческих знаний,
но не смогли его остановить. Рост городов,
ремесленного производства и товарных
отношений подточили устои
Заключение
Средневековая
наука становилась средством
решения чисто практических задач.
Чисто прагматическое отношение к средневековой
науке привело к тому, что она утратила
одно из самых ценных качеств античной
науки, в которой научное знание рассматривалось
как самоцель, познание истины осуществлялось
ради самой истины, а не ради практических
результатов.
Сохраняются остатки того конгломерата
научных знаний, которым обладала античность,
изложенные в сочинениях тех античных
авторов, которые признавались христианской
церковью. Пересмотру эти знания не подлежали,
их можно было только комментировать –
этим и занимались средневековые мыслители.
Стремление найти для каждой вещи подходящее место в иерархии бытия четко прослеживается и в тенденции к систематизации и классификации знания - занятии, которое считали своим долгом ученые-схоласты. Очень популярным жанром в научной литературе были сочинения типа энциклопедий.
В положительную
сторону ситуация в средневековой
науке стала меняться в XII веке, когда
в научном обиходе стало
В это же время были сделаны первые шаги
к механистическому объяснению мира. Появляются
понятия пустоты, бесконечного пространства
и движения по прямой линии, требование
устранить из объяснения телеологический
принцип и ограничиться действующими
причинами. Конечно, эти понятия еще нельзя
считать четко сформулированными и осознанными.
Это только подходы, которые дадут свои
плоды через триста лет.
Средневековое мировоззрение постепенно начинает ограничивать и сдерживать развитие науки. Поэтому, прежде чем появилась наука Нового времени, необходима была смена мировоззрения, которая произошла в эпоху Возрождения.
Использованная
литература
1. Г. Эйкен «История и система средневекового миросозерцания», СПб., 1907.
2. А. Азимов «Краткая история биологии», М., 1967.
3. Е.Д. Смирнова, Л.П. Сушкевич, В.А. Федосик «Средневековый мир в терминах, именах, названиях», Минск, 2001.
4. Самыгин С. И. "Концепция современного естествознания", Ростов-на-Дону, 2001г
5. Бернал
Дж. «Наука в истории общества», М., 1956