Аудитория и средства привлечения внимания. Возможность работы по связями с общественностью и телевидением

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 16:42, реферат

Краткое описание

По многим определениям ораторство – это сильнейший рычаг воздействия на слушателей. Можно наблюдать истоки ораторского искусства еще в V в. до н.э., когда возникла «риторика». Риторику относят к древнейшим искусствам, которое появилось как ответ на практическую потребность общества. Вопросы общества решались на собраниях, публично слушался суд, достаточно многолюдны были празднества. Риторика становилась необходимыми для каждого человека. Ее создателями называют Платона и Аристотеля; а их предшественники, создавшие первые труды по риторике – это Лисий, Георгий.

Оглавление

Вступление
1 Зрительный контакт с аудиторией
2 Речевые приемы поддержания внимания аудитории
3 Поза и мимика оратора
4 Жесты оратора
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Аудитория и привлечение внимания.doc

— 87.00 Кб (Скачать)

Кроме этого, если усвоена привычка к правильной и удобной манере стоять во время выступления, затраченный оратором труд даст многое и для позы, и для чувства уверенности. Стоит поупражняться в стиле правильно стоять, пока не появится привычное ощущение устойчивости, равновесия, легкости и подвижности всей позы: ноги расставлены на пять-шесть дюймов в зависимости от роста; носки слегка раздвинуты; одна нога выставлена чуть вперед; упор неодинаков на обе ноги. В наиболее выразительных местах речи упор делается сильнее на носок, чем на пятку. Колени гибки и податливы; в плечах и руках нет напряжения; руки не прижаты плотно к грудной клетке; голова и шея несколько выдвинуты вперед по отношению к грудной клетке; грудь выставлена, живот подтянут, но не настолько, чтобы это мешало свободе дыхания.

Если чувствуется скованность  в ногах, следует согнуть их несколько раз в колене; если напряжена шея или связаны плечи, нужно сделать головой несколько свободных медленных кругообразных движений, несколько свободных взмахов руками и кругообразных движений плечами. Если дыхание затрудненное и поверхностное, необходимы поясные упражнения. Для правильной координации движений и течения мыслей движение скорее должно предшествовать или как бы слегка предвосхищать ход мысли, а не отставать от него. Необходимо следить за тем, чтобы более выразительные места речи подчеркивались движением на шаг вперед или выносом ноги вперед; паузы и передышки – подходящие моменты, чтобы отступить на короткий шаг.

В целом, в правильной позе оратора сочетаются непринужденность осанки и легкость движений.

Основным показателем  чувств оратора является выражение его лица. Мимика стимулирует эмоции аудитории, способна передать гамму переживаний. Выражение лица оратора должно соответствовать характеру речи.

У хорошего оратора, как замечал А.Ф. Кони, "лицо говорит вместе с языком". Лицо и весь внешний облик выступающего должны выражать доброжелательное и даже дружественное отношение. Аудитория не любит сердитых или безучастных. Если слушатели действительно заинтересованы, они будут смотреть на лицо оратора.

Чтобы иметь представление  о своей мимике во время речи, крайне необходимо практиковаться перед зеркалом и изучать свое лицо.

Что происходит с бровями, со лбом? Может быть, лицо во время речи совершенно ничего не выражает? Если на нем «застывшее» выражение, стоит поупражняться в ослаблении и напряжении лицевой мускулатуры. Можно также произносить фразы, насыщенные различными эмоциями — печалью, радостью и т.д., наблюдая за тем, чтобы мимика тоже принимала в этом участие.

4. ЖЕСТЫ ОРАТОРА

        Жест есть не движение тела, а движение души

Ф.И. Шаляпин

Жесты – это любые  движения, усиливающие впечатление  от высказываемых идей оратора. Они представляют собой проявления его настроения и мыслей. Обычно считается, что жесты заключаются в движениях рук и кистей, и действительно, это самые выразительные и бросающиеся в глаза жесты. Но жестом считается любое телодвижение с целью подчеркнуть значение произносимых слов. Почти невозможно говорить с увлечением и убежденно без сочетания движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Таким образом, жестикуляция свойственна абсолютно всем, не только одним профессиональным ораторам. Мастерство оратора проявляется в усилении воздействия жестом, мимикой. Излишняя виртуозность не украшает говорящего и вызывает иронию, неприязнь, раздражение. От жестов значимых, которые способствуют успеху речи, необходимо отличать бессмысленные, механические (встряхивание головой, поправление волос, одежды, верчение ручки и др.). Утверждают, что лучший и самый совершенный жест тот, который не замечают слушатели, т.е. тот, который органично сливается с содержанием речи. О важности жестикуляции, говорит тот факт, что в работах по риторике, начиная с античных времен, ей посвящались специальные главы.

В ораторском искусстве  используются:

1. Ритмические жесты. Они подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз.

2. Эмоциональные. Они передают оттенки чувств (сжатый кулак, овальное движение руки и др.).

3. Указательные. Их рекомендуется использовать в очень редких случаях, когда есть предмет, наглядное пособие, на которые можно указать.

4. Изобразительные. Они наглядно представляют предмет, показывают его (например, винтовую лестницу).

5. Символические. Они несут определенную информацию. К этой группе относятся жест категоричности , жест противопоставления, жест разъединения, жест обобщения, жест объединения.

 Конечно же оратору необходимо соблюдать определенные правила жестикуляции, ведь одно неправильное движение или неправильно понятый аудиторией жест, может навредить оратору.

1. Жесты должны быть непроизвольны. Оратор должен прибегать к жесту по мере ощущения потребности в нем.

2. Жестикуляция не должна быть непрерывной. Не следует жестикулировать руками на протяжении всей речи. Не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом.

3. Нужно научиться управлять жестами. Необходимо помнить, что жестикуляция – элемент равновесия всей позы. Никогда жест не должен отставать от подкрепляемого им слова.

4. Внесение разнообразие в жестикуляцию. Нельзя пользоваться без разбора одним и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать словам выразительность.

5. Жесты должны отвечать своему назначению. Их количество и интенсивность должны соответствовать характеру речи и аудитории.

Таким образом, лучшая черта во внешнем облике оратора — корректность. В правильной позе сочетаются непринужденность осанки и легкость движений. Жесты — это любые движения, усиливающие впечатление от высказываемых идей. Жестикуляция руками, хотя ее можно классифицировать в соответствии с назначением (выразительная, описательная, указующая, подражательная), на самом деле может оказаться разнообразной до бесконечности. При надлежащем применении жесты, всегда непроизвольно возникающие, но поддающиеся контролю, представляют собой проявления настроений и мыслей оратора.

 

Заключение

 

Умение владеть ораторским искусством становится неотъемлемой частью для специалистов любого уровня. Ораторское искусство необходимо в университет при ответе на устном экзамене или при научном докладе (ораторское искусство сыграло большую роль в популяризации науки). При этом ораторское искусство – это, в первую очередь, работа над собой.

Говорят, Демосфен, великий  оратор, свою первую речь не сумел произнести до конца. Его освистали, люди не захотели его слушать. Это его жестоко уязвило. Тогда он сбрил с головы половину волос и бороды – так он не мог показаться среди людей, и заперся в доме. Он набрал камней в рот, делал и упражнения. Для развития дыхания он поднимался в гору, декламируя стихи.

Цицерон также в совершенстве овладел ораторским искусством. К  нему прислушивалась не только толпы людей, но и правители. Ораторское мастерство помогло Цицерону реализовать свои амбиции, и добиться высот в карьере. Цицерон, будучи превосходным оратором, написал несколько трудов, в которых он описал основные тезисы ораторского искусства. Речи Цицерона основывались на глубоком исследовании теоретических вопросов риторики, изложенном, в частности, в диалоге «Об ораторе», перечисляются основные требования к оратору. Техника ораторского мастерства Цицерона в основном позаимствована у греков. Один раздел в теории красноречия затрагивает ритм речи и рекомендует точность, сдержанность и изящество, избегая при этом многословия. Кроме того, Цицерон устанавливает пять основных критериев удачной речи: inventio – нахождение подходящего материала; dispositio – его расположение; dictio – стиль; actio – исполнение; memoria – запоминание. Именно ему принадлежит высказывание: «Оратор есть тот, кто любой вопрос изложит со знанием дела, стройно, изящно, с достоинством при исполнении».

С первого до последнего слова оратор должен бороться за внимание и интерес аудитории, за готовность воспринять, что он говорит, за желание согласиться с ним и последовать его предложениям. Для этого оратор постоянно поддерживает психологический контакт со слушателями, непрерывно заостряет их интерес, добивается их расположения, преодолевает безразличие, критические или просто недоброжелательные установки аудитории и, в конечном счете, развлекает, удовлетворяет любознательность, воодушевляет, убеждает и призывает к действию – в зависимости от мотивов выступления.

Ораторство – не менее  трудное искусство, чем любое  другое. Над этим необходимо много работать и, конечно же, выступать публично. Ведь знать просто теорию успешного ораторского выступления, приемы установления и поддержания контакта с аудиторией недостаточно, нужна практика, чтобы показать знания теории на деле.

 

перечень источников

 

1. Сопер Поль Л. Основы искусства речи. М.: 2005.

2. Гандапас Р. История  ораторского исскуства. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005.

3.Баева О. А. Ораторское искусство и деловое общение. М., 2003.

4.Кони А. Ф. Советы лекторам. Об ораторском искусстве. М., 1973.

5.Савкова З.В. Искусство оратора. – [Электронный ресурс]: http://www.ritorika.igro.ru

6.Публичное выступление: поза оратора. – [Электронный ресурс]: http://www.personal-trening.com/node/1352

1 Сопер Поль Л. Основы искусства речи. Стр.25


Информация о работе Аудитория и средства привлечения внимания. Возможность работы по связями с общественностью и телевидением