Англия

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 18:23, реферат

Краткое описание

Период истории стран Западной Европы XVII в. ознаменовался кризисом, охватившим большинство стран региона и оказавшим влияние практически на все стороны общественной жизни. Экономика переживала депрессию. Многие европейские страны в XVII в. были охвачены социально-политическими массовыми движениями, причиной которых был глубокий кризис существующих общественно-политических систем. В этих условиях английская буржуазная революция XVII в. стала началом новой эпохи. Она провозгласила принципы нового, буржуазного общества, сделала необратимым процесс становления буржуазных общественно-политических порядков не только в Англии, но и в Европе в целом.

Оглавление

Возникновение буржуазного государства
Расстановка социальных сил накануне революции
Пуританизм – идеология революции
Предпосылки революции
Короткий парламент
Долгий парламент
Гражданская война
Конфликт между парламентом и армией
Индепендентская республика
Протекторат Кромвеля
Реставрация Стюартов
«Славная революция» и ее последствия
Билль о правах
Акт об устроении
Развитие конституционной монархии в XVIII в.
Парламент
Кабинет министров
Избирательные реформы
Классовая структура общества
Политическая система в начале XIX в.
Борьба за избирательную реформу
Избирательная реформа 1832 г. и ее значение
Чартистское движение
Борьба за новую избирательную реформу
Новое избирательное право
Изменения в политической системе в конце XIX – начале XX в.
Политические партии
Избирательные реформы XIX в.
Реформы местного самоуправления и суда
Возвышение исполнительной власти
Новое положение палаты лордов. Реформа 1911 г.
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

анг.rtf

— 259.74 Кб (Скачать)

    Палата общин твердила Великую ремонстрацию большинством всего в 11 голосов. Обсуждение этого документа в парламенте показало, насколько были глубоки расхождения в самой палате общин в вопросах, не касающихся непосредственного существования самого парламента.

    Все принятые Долгим парламентом документы ограничивали королевскую власть и содействовали утверждению конституционной монархии.

    Карл I одобрил все конституционные акты, что объяснялось его страхом перед толпой вооруженных лондонцев. Угрожающее поведение толпы было решающим аргументом палаты общин при проведении в жизнь важнейших актов конституционного периода революции. Конституционный конфликт не был разрешен, но к осени 1642 г. перерос в вооруженный конфликт.

    Гражданская война. В ходе гражданской войны можно выделить два этапа:

  1. Когда военное руководство находилось в руках пресвитериан;
  2. Когда это руководство перешло к индепендентам.

    На первом этапе войны преимущество оказывается на стороне королевской армии, лучше обученной  и вооруженной. Неудачи парламентской армии вынудили осуществить ее реорганизацию по плану, предложенному генералом О. Кромвелем (1599-1658). В результате реформы была создана армия, названная «новой моделью». Солдат стали набирать из людей ратного происхождения, армия была подчинена единому командованию, на командные должности выдвигались способные выходцы из народа. Кромвель, будучи индепендентом, обеспечил руководящую роль в армии членам индепендентских общин. Для устранения аристократов от военного руководства был принят «Билль о самоотречении», согласно которому члены парламента не могли занимать командные должности в армии. Исключение было сделано для Кромвеля.

    В 1645 г. королевские войска потерпели поражение, а король бежал в Шотландию, где и был выдан парламенту.

    Конфликт между парламентом и армией. К этому времени все отчетливее становились расхождения между парламентом и армией. Для заседавших в парламенте пресвитериан революция, по сути, была завершена. Их вполне устраивала идея верховенства парламента, который осуществляет власть в стране вместе с королем, т.е. идея политического строя по типу конституционной монархии. Индепенденты и особенно левеллеры требовали более радикальных реформ.

    Борьба между индепендентами и пресвитерианами обострилась весной 1648 г. - вспыхнула вторая гражданская война, развязанная королем и пресвитерианским парламентом. Только поддержка левеллеров обеспечила победу индепендентской армии, внутри которой произошел раскол между командующей верхушкой (грандами) и рядовым составом.

    После победы Кромвель удалил из парламента активных членов, принадлежавших к пресвитерианам (чистка Прайда). Оставшиеся члены парламента образовали послушное индепендентам «парламентское охвостье».

    Индепендентская  республика. После казни короля в 1649 г. парламент объявил Англию республикой. Палата лордов была упразднена, а палата общин объявила себя верховной властью. Высшим исполнительным органом стал Государственный совет. В его задачи входило: противодействие восстановлению монархии, управление вооруженными силами страны, установление налогов, управление торговлей и внешней политикой страны.

    Обязанная своим установлением народным массам, республика, тем не менее, ничего для них не сделала. В этом главная причина ее слабости, и это предопределило ее гибель.

    Протекторат Кромвеля. Власть Кромвеля все более приобретала характер личной диктатуры. Не получив опоры в парламенте, Кромвель в 1653 г. разогнал его.

    В конце 1653 г. была введена конституция, получившая название «Орудие управления» и закрепившая военную диктатуру Кромвеля.

    Согласно новой конституции, высшая законодательная власть была сосредоточена в руках лорда-протектора и парламента. Парламент был однопалатным. Участие в выборах ограничивалось довольно высоким имущественным цензом, который был в 100 раз больше существовавшего до революции.

    Высшая исполнительная власть вручалась лорду-протектору и Государственному совету, состоявшему не менее чем из 13 и не более чем из 21 члена. Назначение членов совета зависело от лорда-протектора.

    В перерывах между сессиями парламента лорд-протектор командовал вооруженными силами, осуществлял дипломатические сношения с другими государствами, назначал высших должностных лиц.

    Конституция прямо объявляла пожизненно лордом-протектором Кромвеля, таким образом, закрепив его личную диктатуру.

    Вскоре Кромвель перестал созывать парламент, членов Государственного совета он назначал по своему усмотрению. В 1677 г. была восстановлена верхняя палата. Местное управление было сосредоточено в руках генералов кромвелевской армии.

    Итак, «Орудие управления» содержало монархические начала, хотя этот конституционный акт отражал классовые интересы буржуазии, нового дворянства, заинтересованных в том, чтобы не допустить реставрации монархии. «Орудие управления» закрепило режим единоличной власти, по широте полномочий соответствующей монархической. С этого времени начинается движение вспять - от республики к монархии.

    Реставрация Стюартов

 

    Смерть Кромвеля в 1658 г. изменила ход событий. На некоторое время власть перешла в руки его сына - Ричарда Кромвеля, не пользовавшегося ни авторитетом, ни влиянием в обществе. В 1659 г. остаток Долгого парламента объявил себя учредительной властью и возвел в 1660 г. на престол Карла II (1630-1685) - сына казненного короля. В Бредской декларации новый король пообещал сохранить за дворянами и буржуазией их революционные завоевания и не преследовать тех, кто в годы революции боролся против короля. Но данные обещания были нарушены. Восстановление монархии сопровождалось возрождением старых порядков.

    В эти годы в Англии возникают две политические партии. Одна из них - тори - объединяла приверженцев короля, сторонников усиления его власти. Вторая партия - виги - представляла интересы буржуазии и среднего дворянства, оппозиционно настроенных по отношению к короне.

    Длительное время в парламенте Англии господствовали представители тори. Виги, находясь в оппозиции и подвергаясь преследованиям, пытались провести через парламент закон о гарантиях неприкосновенности граждан. Это удалось им сделать лишь в 1679 г., когда виги имели большинство в парламенте.

    Новый закон назывался Хабеас корпус акт, или «Акт для лучшего обеспечения свободы подданных и для предупреждения заточений за морем». В соответствии с этим законом любой арестованный мог лично либо через родственников и знакомых обратиться в один из высших  судов Англии с требованием выдать приказ о Хабеас корпус. Согласно этому приказу, лицо, в ведении которого находился арестованный, под страхом уплаты крупного штрафа в пользу потерпевшего, а в случае повторного неповиновения - увольнения от должности должно было в суточный срок доставить арестованного  в суд с указанием причины ареста. Суд, рассмотрев основания ареста, выносил решение либо отпустить под залог арестованного, либо оставить под арестом, либо освободить полностью. Лицо, освобожденное на основании приказа о Хабеас корпус, не могло быть арестовано вторично по тому же поводу, под страхом штрафа в 500 фунтов стерлингов, налагаемого на виновника повторного ареста. Штрафу в 500 фунтов стерлингов подвергался и судья, отказавшийся выдать приказ о Хабеас корпус.

    Процедура освобождения до суда под денежный залог была известна в Англии и ранее. Однако впервые устанавливалась ответственность лиц, виновных в неисполнении предусмотренных в Акте предписаний.

    Действия Акта не распространялись на лиц, арестованных за государственную измену или тяжкое уголовное преступление, а также лиц, арестованных по гражданским делам.

    Парламент сохранил за собой право в случае народных волнений и военных действий приостановить Хабеас корпус акт.

    Непосредственное значение этого Акта во время его издания заключалось в создании гарантии неприкосновенности для членов вигского парламента и их приверженцев от  преследования королевской власти. Позднее Акт стал одним из важнейших конституционных документов Англии.

    Хабеас корпус акт был утвержден Карлом II при условии, что виги не будут противиться занятию престола Яковом II. Это был первый конституционный компромисс в послереволюционной Англии, история которой развивалась под влиянием таких компромиссов. 

    «Славная революция» и ее последствия. 

    Новый король Яков II (1633-1701) взошел на престол в 1685 г. Он открыто проводил антибуржуазную политику, и парламент, хотя и состоял преимущественно из тори, не стал его поддерживать. В этих условиях тори и виги пошли на компромисс и, объединив свои силы, совершили «Славную революцию». В результате этого события в 1689 г. на английский престол был  возведен штатгальтер Нидерландов Вильгельм Оранский (1650-16702). С этого момента в Англии окончательно утвердилась конституционная монархия.

    Сущность нового компромисса заключалась в том, что политическая власть как в центре, так и на местах оставалась в руках землевладельцев, обязующихся соблюдать интересы буржуазии.

    Билль о правах. Новый король при вступлении на престол подписал Декларацию о праве, получившую впоследствии название «Билль о правах». Главное значение Билля - в утверждении верховенства парламента в области законодательства.

    Как и названные выше документы конституционного характера, Билль о правах начинается с перечисления нарушений законов, допущенных Яковом II.

    Далее указывается, что король не вправе без согласия парламента приостанавливать действие законов, освобождать кого бы то ни было из-под их действия, разрешать какие-либо изъятия из законов. Король не может взимать сборов в свою пользу без согласия парламента. Набор и содержание войска возможно лишь с согласия парламента.

    Выборы в парламент должны быть свободными. В парламенте обеспечивается свобода слова, прений; преследование за выступление в парламенте запрещается.

    Подданные короля имеют право обращаться к нему с ходатайствами, и никого нельзя преследовать за такие ходатайства.

    Запрещается требовать чрезмерных залогов, штрафов, не применять наказания, не предусмотренные законом.

    Итак, Билль о правах определил положение парламента в системе органов власти и, вручая ему широкие полномочия в области законодательства, провел, правда, не очень четко границу между исполнительной и законодательной ветвями власти. Король наряду с парламентом участвует в законодательной деятельности, ему принадлежит право абсолютного вето. Кроме того, у короля остается значительная исполнительная и судебная власти.

    Акт об устроении. В 1701 г. был принят еще один важнейший конституционный закон Англии - Акт об устроении, или Закон о престолонаследии. Важное место в этом законе занял вопрос о порядке престолонаследия после бездетных Вильгельма Оранского и его жены. Кроме того, закон подтвердил ограничение королевской власти в пользу парламента.

    Для развития конституционного строя Англии наиболее важное значение имели следующие два положения. Одно из них устанавливало так называемый принцип контрассигнатуры, согласно которому акты, издаваемые королем, действительны только при условии наличия подписи соответствующего министра.

    Второе важное положение заключалось в установлении принципа несменяемости судей. До этого времени судьи занимали свои должности, пока это было «угодно королю». В соответствии в Актом они выполняют свои обязанности до тех пор, пока «ведут себя хорошо». Отстранить их от должности можно только по решению парламента. Это правило имело большое значение для развития  английской конституции, так как провозглашало отделение судебной власти от исполнительной.

    Таким образом, можно сказать, что английская конституция построена на идее разделения властей, хотя и проводит ее недостаточно последовательно.

    Развитие конституционной монархии в XVIII в.

    Итак, к началу XVIII в. в Англии были приняты три важных конституционных закона (Хабеас корпус акт, Билль о правах, Акт об устроении), составивших писаную часть английской конституции. Особенность ее заключается в том, что она не представляет собой единого законодательного акта. Наряду с отдельными писаными законами важную часть английской конституции составляют неписаные, условные правила, которые утвердились в практике и стали конституционным прецедентом. Именно установление этих правил и определяет развитие английской конституции в XVIII в. К основным из них относятся: непосещение королем заседаний кабинета министров; формирование правительства из членов партии, победившей на выборах; коллегиальная ответственность кабинета министров; отказ короля от права вето.

Информация о работе Англия