Английское Возрождение XVI в

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 22:51, курсовая работа

Краткое описание

С начала XVI столетия в Европе снова просыпается интерес к классической культуре Древней Греции и Рима. В рамках этого процесса - пробуждения или "возрождения", как его называют (отсюда и "Ренессанс") - английские ученые вновь открыли для себя труды древних авторов. Позднее, когда в стране возникнут школы латинской грамматики, с этими трудами познакомятся и учащиеся.

Оглавление

Ведение
Томас Мор – основоположник утопии в литературе
Английское Возрождение и деятельность Елизаветы I
Английский театр эпохи Возрождения
Развитие английской драмы до Шекспира
Предшественники Шекспира
Вильям Шекспир: литературная деятельность, творческая эволюция, «шекспировский вопрос»
«Шекспировский вопрос».
Эволюция творчества
Шекспир-комедиограф
Хроники Шекспира
Вклад Шекспира в развитие ренессансного реализма
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.docx

— 59.56 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ УЗБЕКИСТАНА ИМЕНИ  МИРЗО УЛУГБЕКА

ИСТОРИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по  предмету: НОВАЯ ИСТОРИЯ

 

на  тему: «Английское Возрождение XVI в.»

 

 

 

 

 

 

 

                                                          

                                                           

 

 

 

 

 

 

Ташкент – 2012г.

 

 

ПЛАН:

 

Ведение

  1. Томас Мор – основоположник утопии в литературе
  2. Английское Возрождение и деятельность Елизаветы I
  3. Английский театр эпохи Возрождения
  4. Развитие английской драмы до Шекспира
    1. Предшественники Шекспира
  5. Вильям Шекспир: литературная деятельность, творческая эволюция, «шекспировский вопрос»
    1. «Шекспировский вопрос».
    2. Эволюция творчества
    3. Шекспир-комедиограф
    4. Хроники Шекспира
    5. Вклад Шекспира в развитие ренессансного реализма

Заключение

Библиографический список

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

С начала XVI столетия в Европе снова  просыпается интерес к классической культуре Древней Греции и Рима. В рамках этого процесса - пробуждения  или "возрождения", как его называют (отсюда и "Ренессанс") - английские ученые вновь открыли для себя труды древних авторов. Позднее, когда в стране возникнут школы  латинской грамматики, с этими  трудами познакомятся и учащиеся.

Возрождение в Англии хронологически совпадает с периодом правления  Тюдоров, от вступления на престол Генриха VII и до смерти королевы Елизаветы.

При Тюдорах Англия пережила полный переворот во всех областях экономической  и социальной жизни, превративший её из страны феодальной в классическую. На этот период и приходится Англии необычайный расцвет во всех областях мысли и творчества. Процесс развития этой новой культуры, протекал в Англии в специфических условиях, придававших ей особый характер, на протяжении всего 16 столетия. Пришедшего к власти Генриха VIII называли "королем Ренессанса", имея в виду, что он сочетал в себе воинские добродетели и спортивные навыки (Генрих был отличным игроком в теннис) с глубоким интересом к музыке, богословию и другим наукам. Начиная с Генриха VIII, все Тюдоры знали латынь и древнегреческий. Но именно эпоха царствования Елизаветы считается порой подлинного расцвета английского Ренессанса.

Это период новых открытий и славных  военных побед (вспомним хотя бы уничтожение  Непобедимой армады), но прежде всего - это время мира и процветания, которые способствовали подъему  искусства. Образ самой Елизаветы  вдохновил Эдмунда Спенсера (1552-1599 гг.) на создание поэмы "Королева фей". Появляется великое множество портретов Елизаветы как символа нации. Придворная знать покровительствует искусствам, заказывая собственные портреты известным живописцам - Гансу Гольбейну (1497-1543) и Николасу Хилларду (1547-1619). Подъем наблюдается также и в музыке: такие композиторы как Уильям Бэрд (1543-1623) и Орландо Гиббоне (1583-1625) выходят за рамки традиционной средневековой музыки и создают свои произведения с использованием новых принципов композиции. Теперь в сценических представлениях появляются вокальные эпизоды.

Стремление разбогатевших аристократов возводить новые роскошные дворцы дает импульс развитию архитектуры. В 1520-х годах начинается строительство  дворца Хэмптон-Корт для Томаса Уолси. В нем были заложены первые черты нового стиля, который потом воплотился в величественной постройке елизаветинской эпохи - Лонглит-Хаусе в Уилтшире. Здесь впервые появляются большие окна, которые потом будут охотно копировать во многих зданиях - например, их можно увидеть в Хардвик-Холле, построенном в 1591-1597 годах в Дербишире. Но в то же время в начале 1600-х годов появлялись и менее величественные постройки - с небольшими окнами, из кирпича, а не из цельных камней. Наиболее известное из них - Хэтфилд-Хаус в Хартфордшире. После перестройки, произведенной Робертом Сесилом, оно стало таким просторным, что при надобности могло вместить целый королевский двор.

Английская литература и драматургия  того времени в основном освещала события отечественной истории. В 1574 году было основано первое сообщество актеров, а в 1567 году открылся первый театр. К концу века уже функционировали по меньшей мере шесть театров, в том числе знаменитый "Глобус", основанный в сентябре 1599 года. Появляются новые произведения, например, такие как "Трагическая история доктора Фауста" известного в то время автора Кристофера Марло (1564-1593). Но, конечно же, самым выдающимся является драматург всех времен - Уильям Шекспир.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

  1. Томас Мор – основоположник утопии в литературе.

 

Великий мыслитель-гуманист родился  в семье ученого-юриста, получившего  от короля рыцарское звание. После  окончания мальчиком школы Св. Антония отец отдал Томаса на воспитание в дом к архиепископу и лорду-канцлеру королевства Мортону. В 1492 г. лорд-канцлер определил своего питомца в Оксфордский университет. Отец Мора не поддержал его занятий греческой философией и литературой и отказал сыну в помощи. Лишения студенческой жизни закалили характер Мора и выработали в нем почти аскетическую нетребовательность, которой он никогда не изменял, даже и достигнув положения одного из первых лиц в государстве.

Томас Мор, будучи канцлером Генриха VIII, был свидетелем всех тех ужасов, которые несла с собой эпоха  первоначального накопления в Англии; он видел народные бедствия, вызванные  огораживаниями.

В первой части романа-трактата «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства  и о новом острове Утопии»  Мор мрачными штрихами изображал  Англию XVI в., критикуя политику огораживаний и кровавое законодательство. «Ваши овцы, обычно такие кроткие... теперь стали такими неукротимыми, что поедают даже людей...» — писал Томас Мор в своей «Утопии».

«Утопия» - слово, изобретенное Мором, составлено им из греческих слов и  обозначает «несуществующее, небывалое  место». Мор рассказывает в своей  книге, что в Антверпене он будто  бы встретился с путешественником, португальцем Рафаилом Гитлодеем, который был одним из спутников флорентийского мореплавателя Америго Веспуччи, несколько раз посетившего Новый Свет и давшего его описание (1507). Расставшись с Веспуччи, Гитлодей объездил много дотоле неизвестных стран, в том числе и находившийся на далеком Западе остров Утопию. Книга Мора и состоит из бесед с Гитлодеем, причем многие свои мысли их осторожности Мор вкладывает в уста своего собеседника.

Дав резкую критику современного социального  порядка в первой части книги, Гитлодей во второй части в качестве примера «наилучшего состояния государства» дает описание общественного устройства на острове Утопии, где он провел пять лет. Устами Гитлодея, Мор в первой части подробно описывает Англию с ее «жадными и ненасытными обжорами», уничтожающими межи полей, соединяющими в своих руках тысячи акров земли, изгоняющими крестьян, насилиями и притеснениями, обращающими их в бесприютных бродяг-скитальцев. Иными словами, Мор подробно характеризует аграрный кризис и совершавшийся на его глазах процесс зарождения в Англии капиталистического сельского хозяйства и промышленности.

Основную причину охватившего  Англию бедствия Мор усматривает  в частной собственности, при  существовании которой не может  быть ни справедливости, ни общественного  благополучия. «По-моему, - говорит он, - где только есть частная собственность, где все меряют на деньги, там  вряд ли когда либо возможно правильное и успешное течение государственных дел».  Поэтому в Утопии вся земля составляет общее достояние и возделывается свободным трудом. Все жители острова трудятся, занимаясь ремеслом, а поочередно и сельским хозяйством. Благодаря труду всех членов общества продукты производятся в таком большом количестве, что можно распределить их по потребностям каждого. Образование доступно всем членам общества, оно основано на соединении теоретического обучения с трудовым воспитанием. Обществом руководят избираемые на один год должностные лица; не переизбирается лишь князь, чье звание и должность остаются пожизненными. Дела важные и значительные решаются на народном собрании всех утопийцев. Но Мор идет и дальше: он считает, что из всех форм частной собственности самая могущественная и наиболее уродующая природу человека – деньги, не приносящие счастья ни их обладателям, ни тем, кто вовсе лишен их. Поэтому в Утопии он проповедует презрение к золоту и драгоценностям, в Утопии, и к ним отношение презрительное: из золота делают цепи для преступников.

Весь образ жизни утопийцев, их быт и нравы коренным образом отличаются от конкретных условий жизни любой европейской страны XVI в., в первую очередь Англии. Кое-где в описании острова Утопии отчетливо проступают архаические черты: так, например, население Утопии, оторванное от земельной собственности и периодически каждые два года переезжающее из деревни в город и обратно, тесно прикреплено к семье и семейному союзу. Народ организован по семьям, состоящим не менее чем 40 человек, и по филам – из 30 семейств, над которыми начальствует филарх; во главе же 10 филархов стоит протофиларх. Организация ремесла представлялась Мору в семейной форме со включением посторонних, желавших заниматься этим ремеслом. В обществе Томаса Мора существует рабство, но рабами временно становились только осужденные за преступления. Рабы выполняли самую грязную и тяжелую работу. Рабочий день в Утопии длился шесть часов, после чего все утопийцы занимались науками. Гениальность произведения Мора в том, что он проводит принципы обязательного для всех труда и решает по-своему сложные проблемы уничтожения противоположности между городом и деревней, между физическим и умственным трудом. Коммунистический идеал Томаса Мора был фактическим предвосхищением будущего.

 По смелости мысли, по отчетливости  решения поставленной им задачи  – показать на конкретном примере,  как может быть организовано  общество на началах всеобщего  равенства без частной собственности, - «Утопия» занимает совершенно исключительное место в мировой литературе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Английское Возрождение и деятельность Елизаветы I.

 

Наибольший расцвет идей Возрождения  приходится в Англии на период царствования королевы Елизаветы (1558—1603), знаменитой королевы английской, владевшей множеством языков, любившей музицировать, танцевать  и смотреть театральные представления. Ее правление ознаменовалось решающими  для английской истории событиями. Вслед за Генрихом VIII (1509-1547), который  отказался подчиняться Ватикану и объявил себя главой английской церкви (1534), Елизавета ревностно  оберегала независимость Англии от притязаний римских пап. При ней  в 1588 г. было нанесено сокрушительное поражение снаряженной испанским королем Филиппом II "Непобедимой армаде", огромному флоту, направлявшемуся к берегам Англии, чтобы восстановить в стране католицизм. После открытия Колумбом Америки (1492) Испания стала самой могущественной колониальной и торговой державой в Европе. С разгромом "Непобедимой армады" торговое первенство перешло к Англии. На этот период приходится также пора наибольшего равновесия сил дворянства и буржуазии, национального объединения, высокого патриотического подъема. Англия жадно вбирает в себя все богатства европейской гуманистической культуры.

Проникновение в страну ренессансных идей о раскрепощении личности совпало  с эпохой первоначального накопления капитала, которое проходило в  Англии куда интенсивнее, чем в прочих европейских государствах. Предпринимательский  дух охватил все слои общества. Современник Шекспира Харрисон книге "Описание Англии" сетовал, что джентльмены стали торговать овцами, рыцари превратились в горнопромышленников, люди, пользовавшиеся большим уважением и владевшие большим состоянием, сделались скотоводами, мясниками и кожевниками.

Центром гуманистической культуры Англии был Оксфордский кружок гуманистов. В конце XV в. в Оксфордском университете образовался тесный дружеский кружок молодых ученых, объединенный общими запросами, с увлечением изучавших классическую древность. Это были первое английские филологи, для которых, однако, общественные задачи и моральные стремления тесно сплетались с научными целями. Виднейшими членами кружка были Вильям Гросин, Томас Линэкр и Джон Колет. Именно этот кружок оказал дружеский прием Эразму Роттердамскому во время нескольких его приездов в Англию. К этому же кружку впоследствии примкнул и Томас Мор. Все они учились в Италии и связаны были с Оксфордским университетом. Научные склонности их были во многом различны, но всех их объединял общий интерес к классическому миру и новой науке Гросин интересовался филологией и философией, Линэкр – классическими языками и медициной, Джон Колет в классических занятиях видел средство обновления религиозных вопросов. Новое движение, однако, не ограничивалось стенами Оксфорда. «Оксфордские реформаторы», как иногда называют кружок Гросина, имели многочисленных друзей и в других городах Англии, например в Кембридже и Лондоне. Немногочисленная при Генрихе VII группа английских гуманистов значительно расширилась при Генрихе VIII. Самое выдающееся место среди них занял Томас Мор. Ему принадлежит знаменитое сочинение «Утопия», в котором он разработал модель идеального государства. Это произведение оказало огромное влияние на мировую литературу и общественно-политическую мысль.

Крупнейшим ученым и философом  эпохи Возрождения был Френсис  Бэкон. Ему принадлежит фундаментальный  труд «Новый Органон» и сочинение  «Новая Атлантида», в котором он прославляет науку, рассматривая прогресс научной техники как основу будущей  счастливой жизни человечества. Но в этом произведении-утопии Бэкон  не только не высказывает таких смелых мыслей о социальных преобразованиях, как Томас Мор, но даже вступает с  ним в полемику по ряду вопросов. Причиной этого является то, что  в 20-х годах XVII в. гуманистическая мысль Англии была уже на спаде.

Информация о работе Английское Возрождение XVI в