Анализ исторических событий

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 19:41, контрольная работа

Краткое описание

Иван III появился на свет 22 января 1440 года в семье великого московского князя Василия Васильевича, внука Дмитрия Донского, и его жены Марии Ярославны, дочери Боровского князя и внучки Владимира Андреевича Серпуховского, героя Куликовской битвы. Иван был вторым сыном - первый их сын, Юрий, родился осенью 1437 года и прожил не многим более 3 лет. Именно второму сыну суждено было стать наследником престола. Но этого в то время никто не знал.
Тому не приходится удивляться: уже много лет между двумя линиями потомков Дмитрия Донского шла междоусобная борьба за московский престол. Дмитрий Донской много сделал для укрепления великокняжеской власти.

Оглавление

Иван III (биография) 3
Таблица: войны России в 18 веке 6
Итоги второй мировой войны (ответ на вопрос) 7
Анализ документа 8
Литература 12

Файлы: 1 файл

ист. к.р..docx

— 45.51 Кб (Скачать)

1. К какому периоду (веку, векам)  российской истории относятся  события, описываемые в отрывке?  Что имел в виду историк,  говоря о пресечении династии  и выборном царе?

2. На основании текста документа  и знаний по курс истории  назовите основные причины Смуты.

3. Какое событие, по мнению  автора, положило конец Смуте?  Каким образом были урегулированы  внешнеполитические вопросы с  Польшей и Швецией? Каковы были  последствия Смуты и интервенции  для России?

Ответы:

  1. В исторической литературе Смутой (Смутным временем) принято называть драматические события конца XVI – начала XVII веков, начавшиеся со смертью в 1598 году царя Федора Ивановича и пресечением династии Рюриковичей. Вопрос о власти после смерти Фёдора был решён почти безболезненно: патриарх Иов, пользовавшийся большим авторитетом, предложил на царство кандидатуру Бориса Годунова, шурина умершего царя. Так началось новое царствование.
  2. Причины Смуты: Ливонская война (1558-1583) – разорение экономики, рост социального напряжения; крестьянская война, городские восстания, бунты; церковный раскол; пресечение династии Рюриковичей, вмешательство сопредельных государств, а в последствие самозванство; борьба аристократии за власть.
  3. Конец Смуте, по мнению В. О. Ключевского, был положен вступлением на престол Михаила Романова (1613-1645), ставшего родоначальником новой династии.

В 1617 г. заключается Столбовский  мир, по которому Швеция возвращает России новгородские земли, но удерживает побережье  Финского залива с городами Ям, Копорье, Ивангород. В 1618 г. подписывается Деулинское перемирие с Польшей, согласно которому Россия лишилась Смоленска и Чернигово-Северских земель.

Прямым следствием смуты  стало расстройство местничества, ослабившее старое аристократическое боярство и усилившее позиции служилого  дворянства. Последствием Смуты была и экономическая разруха в  стране, обнищание народа. Она ухудшила международное положение государства.

 

Документ № 1

Из труда историка В.Н. Балязина:

«Это столетие вошло в мировую  историю под именем «века России». Два блестящих царствования символизировали  этот век: он начался правлением Петра 1, Великого и завершился деятельностью Екатерины II, также именуемой Великой. По словам А.С. Пушкина, в этом веке «Россия вошла в Европу, как спущенный со стапелей корабль – при стуке топора и громе пушек».

В начале века был заложен Санкт-Петербург, а в середине него был основан  Московский университет. В этом столетии Россия стала европейской державой, прочно заняв место в альянсе  других государств и громко заявив о себе как о великой и могущественной стране.

Век закончился победоносным итальянским  и швейцарским походами А.В. Суворова, когда «русский штык прорвался сквозь Альпы». Это столетие передало эстафету славы и подвигов векам последующим»

1. О каком столетии идет речь  в документе? Что имел в виду  историк, говоря о том, что  в этом веке Россия стала  европейской державой?

2. Что Вы можете сказать об  итогах развития России в этом  веке на основе текста документа  и знания истории?

3. В чем преемственность царствований Петра 1 и Екатерины II?

Ответы:

  1. XVII- XVIII вв. – «Эпоха абсолютизма» - правление Петра I (1689-1725г.) и Екатерины II (1762-1796 г.). Завоевание выхода к Балтике, строительство новой столицы – Санкт-Петербурга, активное вмешательство в Европейскую политику – стало «окном в Европу». Деятельность Петра создала все условия для более широкого знакомства России с культурой, образом жизни, технологиями европейской цивилизации. Екатерина II, будучи по происхождению немкой, стремилась использовать европейский опыт для реформирования страны, где не было ни частной собственности, ни буржуазного гражданского общества.
  2. Пётр I и его реформы: военные преобразования, развитие промышленности, реформирование сфер государственной жизни. Внешняя политика: южное направление, борьба за выход к Балтике.

Внутренняя и внешняя политика Екатерины II: пугачёвское восстание, геополитические достижения России.

  1. И Екатерина, и Петр были реформаторами, преобразователями. Они стремились к завоеванию новых земель, проведению внутренних реформ в стране.

 

Документ № 3

Фрагмент выступления Н. И. Рыжкова  на сессии Верховного Совета СССР в  мае 1990 г.

«Преобразования, которые нам предстоит  осуществить, предопределять жизненный  уклад и судьбу не только нынешнего, но и будущих поколений. К этому  шагу страна приближалась все пять лет перестройки. Мы продвигались к  нему через радикальные перемены и глубокое, далеко не безболезненное переосмысление всех наших взглядов на социализм. Через переоценку существа таких понятий, как демократизация, собственность, рынок, предпринимательство…».

1. Какие шаги в области демократизации  были предприняты в период  перестройки?

2. Какие экономические преобразования  обсуждались в СССР в 1987-1990 гг.?

Ответы:

    1. Шаги демократизации:

- Освобождение общества от наиболее жестоких форм административно-командной системы.

- Разоблачение культа личности Сталина.

- Во второй половине 50-х годов было разработано и утверждено новое уголовное законодательство, а также было принято Положение о прокурорском надзоре.

- Реабилитация депортированных народов, но многих советских и государственных деятелей (И. А. Рыков, Н. И. Бухарин) это не коснулось.

- Переход от митинговой демократизации к длительной практической реализации программы реформ (1957-1958) – построение коммунизма.

2. С 1987 г. по инициативе Горбачева начинается разработка научной концепции экономической реформы в СССР. Разработанный проект программы преобразований предусматривал: расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования; постепенное возрождение частного сектора экономики (первоначально - путем развития кооперативного движения, опираясь на ленинское определение социализма как строя цивилизованных кооператоров); отказ от монополии внешней торговли; более глубокая интеграция в мировой рынок; сокращение числа отраслевых министерств и ведомств; развитие арендных отношений на селе.

13 января 1987 г. Совет Министров  СССР принял Постановление №  48, разрешившее создание совместных  предприятий с участием советских  организаций и фирм капиталистических  и развивающихся стран. 11 июня 1987 г. было принято Постановление  ЦК КПСС и Совета Министров  СССР № 665 «О переводе предприятий  и организаций отраслей народного  хозяйства на полный хозрасчёт  и самофинансирование».[32] 30 июня 1987 г. был принят Закон СССР  «О государственном предприятии  (объединении)». В феврале 1987 Совет Министров СССР издал постановление «О создании кооперативов по производству товаров народного потребления», 26 мая 1988 г. был принят Закон СССР «О кооперации в СССР», разрешивший кооперативам заниматься любыми не запрещёнными законом видами деятельности, в том числе торговлей. В 1990 г. было принято постановление нового ВС СССР о концепции перехода к регулируемой рыночной экономике и соответствующее этой концепции законодательство.

 

Литература

  1. Зуев М.Н. История России: Учебник  для вузов.- М.: Издательство ПРИОР, 2005.- 687с.
  2. История России: Учебник ( А.А.Чернобаев, И.Е.Горелов, М.Н.Зуев и др.) Под ред. М.Н.Зуева, А.А.Чернобаева.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Высш.шк., 2005.- 614с.
  3. История России: Учебник для студ. вузов( А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина; МГУ им. М.В. Ломоносова, Ист. фак-т.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Проспект, 2006.- 525с.
  4. Мунчаев Ш.М. История России: Учебник для студ. вузов( Ш.М.Мунчаев, В.М.Устинов.- 4-е изд.. перераб. и доп.- М.: Норма, 2006.- 777с.
  5. Отечественная история: Конспект лекций.( Л.И.Семенникова, Н.Л.Головкина, Т.В.Сдобнина, Н.Н.Черкесова.- 2-е изд.- М.: Айрис- пресс, 2006.- 320с.



 


Информация о работе Анализ исторических событий