Анализ и сопоставление Законов Хаммурапи и Законов Ману

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 16:04, реферат

Краткое описание

Правление царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.) ознаменовано созданием сборников законов. Памятник насчитывает 282 статьи. При составлении сборника в его основу были положены старое обычное право, шумерийские судебники, новое законодательство. Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства, господствующей силой в котором должны были стать мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освящавший рабовладельческий строй, частную собственность. Законы содержат пережитки родового строя, что проявляется в суровости наказания, сохранении принципа талиона, применении ордалия.
В Древней Индии повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в нормах, по своему характеру скорее этических, чем правовых. Данные нормы носили ярко выраженный религиозный характер. Нормы, определяющие поведение людей в их повседневной жизни (дхармы), содержались в сборниках — дхарма-шастрах. Наиболее известной дхармашастрой являются законы Ману (2685 статей) Предполагается, что они появились в период между II в. до н. э. и II в. н. э.Главное в законах Ману — закрепление существующего варнового устройства. Здесь подробно описывается происхождение варн согласно религиозному учению, указывается на наследственно-профессиональный их характер, определяются назначение каждой варны, привилегии высших варн.

Оглавление

Содержание:
Общая характеристика Законов Хаммурапи
Обязательственное право
Семейно-брачное право
Наследственное право
Судебный процесс
Общая характеристика Законов Ману
Обязательственное право
Семейно-брачное право
Наследственное право
Судебный процесс
Список литературы

Файлы: 1 файл

Законы Хаммурапи и ЗАконы Ману.docx

— 29.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Творческая  работа

по

Истории государства и права зарубежных стран

На тему

«Анализ и сопоставление Законов Хаммурапи и Законов Ману» 
 
 
 
 
 
 

Автор: студентка ЮВ-101 

Преподаватель:  
 

Содержание:

  1. Общая характеристика Законов Хаммурапи
    1. Обязательственное право
    2. Семейно-брачное право
    3. Наследственное право
    4. Судебный процесс
  2. Общая характеристика Законов Ману
    1. Обязательственное право
    2. Семейно-брачное право
    3. Наследственное право
    4. Судебный процесс
  3. Список литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    1. Общая характеристика Закона Хаммурапи
 

Правление царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.) ознаменовано созданием сборников законов. Памятник насчитывает 282 статьи. При составлении сборника в его основу были положены старое обычное право, шумерийские судебники, новое законодательство. Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства, господствующей силой в котором должны были стать мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освящавший рабовладельческий строй, частную собственность. Законы содержат пережитки родового строя, что проявляется в суровости наказания, сохранении принципа талиона, применении ордалия. 

    1. Обязательственное право

Законы Хаммурапи  предусматривают обязательства  из причинения вреда. Ответственность  несет тот, кто причинит смерть рабу (хозяину следует отдать раба за раба); корабельщик, потопивший корабль  вместе с вверенным ему для  перевозки имуществом, обязан возместить стоимость всего погибшего.

  1. Аренда земли. Плата за арендованное поле равнялась обычно 1/3 урожая. При аренде на условиях отдачи половины урожая арендодатель обязывался участвовать в расходах или в работе по обработке поля. Сад, который давал больше дохода, сдавали за 2/3 урожая. Аренда была краткосрочной (на один или два года). На более длительный срок в аренду сдавалась еще не освоенная земля. Законодательство, определяющее отношения между хозяином земли и арендатором, способствовало развитию хозяйства. Если арендатор не обрабатывал взятую землю, то он должен был уплатить хозяину поля исходя из- объема урожая, выращенного соседями. Кроме аренды поля, сада, законы Хаммурапи упоминают о различных видах имущественного найма помещения, домашних животных, судов, повозок, рабов. Законы устанавливали не только плату за наем вещей, но и ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества.
  2. Договор личного найма. Кроме сельскохозяйственных рабочих, нанимали врачей, ветеринаров, строителей. Законы определяли порядок оплаты труда этих лиц, а также ответственность за результаты труда (например, врача в случае смерти больного).
  3. Договор займа. Характерной чертой законодательства в этом вопросе является стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Об этом свидетельствуют положения о максимальном сроке отработки долга (три года), ограничении процентов, взимаемых ростовщиком как с денежного, так и с натурального займа, ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.
  4. Договор купли-продажи. Продажа наиболее ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме (на глиняных табличках) при свидетелях. Продавцом мог быть только собственник вещи. Продажа имущества, изъятого из оборота (например, имущество «илку»), считалась недействительной.

Кроме названных законодательство Хаммурапи знает договоры хранения (поклажи), товарищества, мены, поручения. 

    1. Семейно-брачное  право

Брак был действительным только при наличии письменного  договора, заключенного между будущим  мужем и отцом невесты. В семье  главным был муж, жена же за неверность подвергалась суровому наказанию. Если жена была бесплодна, у мужа могла  быть побочная жена. Однако замужняя женщина  не была бесправна: она могла иметь  свое имущество, сохраняла право  на приданое, имела право на развод, могла вместе с детьми наследовать  имущество после мужа. Отец мог  продавать своих детей, отдавать в качестве заложников за долги, отрезать язык за злословие на родителей. Законы Хаммурапи признавали усыновление детей.

    1. Наследственное право
 

Было наследование по закону и по завещанию.

  1. По закону: имущество делилось между сыновьями, дочери получали приданное, которое по цене было равно наследству сыновей. Но если тот совершал тяжелый грех относительно семьи, то он мог лишить его наследства (вопрос решался в суде)
  2. По завещанию:  находилось в зачаточном состоянии. Отец мог подарить сыну определенное имущество, составлялся договор дарения. «Вдовья доля» - наследство жене (1/7 имущества)
 
    1. Судебный  процесс

Процесс был  одинаков как по уголовным, так и  по гражданским делам. Дело начиналось с заявления потерпевшей стороны. В качестве средств доказывания  служили свидетельские показания, клятвы, ордалии (законы упоминают испытание  водой). Ордалии применялись, когда нельзя было доказать. Смертная казнь, членовредительство приводились в действие публично и немедленно. Нормы процессуального права требовали от судей лично «исследовать дело». Судья не мог изменить свое решение. Если он это делал, то платил штраф в 12-кратном размере суммы иска и лишался своего места без права судить когда-либо. Была формальная оценка доказательств. Решение- письменно, суд- устно, обжаловать – нельзя, только царю. 

    1. Общая характеристика Законов  Ману

В Древней Индии  повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в нормах, по своему характеру скорее этических, чем правовых. Данные нормы носили ярко выраженный религиозный характер. Нормы, определяющие поведение людей в их повседневной жизни (дхармы), содержались в сборниках — дхарма-шастрах. Наиболее известной дхармашастрой являются законы Ману (2685 статей) Предполагается, что они появились в период между II в. до н. э. и II в. н. э.Главное в законах Ману — закрепление существующего варнового устройства. Здесь подробно описывается происхождение варн согласно религиозному учению, указывается на наследственно-профессиональный их характер, определяются назначение каждой варны, привилегии высших варн.

    1. Обязательственное право

Законы указывают  семь возможных способов возникновения  права собственности: наследование, получение в виде дара или находка, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение  милостыни (ст.115 гл. X). Если первые три способа были доступны для всех каст, то четвертый – только для кшатриев, пятый и шестой – для вайшьев, а седьмой рассматривался как исключительная привилегия брахманов. Древней Индии был известен и такой способ приобретения права собственности, как давность владения (10 лет). При этом подчеркивалось, что только при законном подтверждении человек из владельца превращался в собственника. Приобретать вещь можно было только у собственника. Запрещалось доказывать право собственности ссылкой на добросовестное владение. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику (ст.147 гл.VIII).

  1. Договор займа. Закон твердо устанавливает нерушимость и преемственность долговых обязательств. Если должник не мог уплатить долг в срок, он должен был его отработать. При этом кредитор, принадлежавший к низшей касте, не мог заставить отрабатывать долг должника, принадлежащего к высшей касте. Лицо более высокого происхождения, чем кредитор, отдавало долг постепенно. Допускалось получение долга с помощью силы, хитрости, принуждения. После уплаты долга с процентами должник становился свободным. В случае смерти должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего.
  2. Договор найма работника. Условия заключения договора зависели от работодателей. Неисполнение договора влекло штраф, и жалованье виновному не выплачивалось. Если же невыполнение работы было вызвано болезнью и, выздоровев, нанявшийся исполнял работу, он мог получить жалованье даже спустя долгое время.
  3. Договор аренды земли. Этот договор получил распространение в связи с проникновением в общину процесса имущественной дифференциации. Разоряющиеся общинники, лишившиеся земли, были вынуждены арендовать ее.
  4. Договор купли-продажи. Договор считался действительным, если совершался в присутствии свидетелей, а в качестве продавца выступал собственник вещи. Закон устанавливал определенные требования к предмету договора и запрещал продавать товар плохого качества, недостаточного по весу. В течение не более чем 10 дней после совершения купли-продажи сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин. Особенность этого договора для Индии заключалась в том, что здесь существовало ограничение торговлей людьми и торговля рассматривалась как занятие, недостойное высших каст.
  5. Договор дарения.  Договор являлся недействительным, если был заключен пьяным, безумным, ребенком, старым рабом, неуполномоченным. Недействительными являлись сделки, совершенная с обманом, с принуждением, а также соглашение, заключенное в нарушение дхармы, принятой в деловых отношениях. Устанавливалось также, что сделка расторгается таким же образом, как и заключалась.

Законам Ману известны были и обязательства из причинения вреда. В качестве основания для возникновения такого обязательства указывались порча имущества (потрава посевов скотом на огороженном участке, потеря пастухом животного), вред, причиненный движением повозки по городу. При этом виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю.  

    1. Семейно-брачное  право

Для Древней  Индии характерна большая патриархальная семья. Глава семьи — муж. Ему принадлежало право наказывать членов семьи своей властью. «Жена, сын, раб, ученик и родной брат, совершившие проступок, могут быть биты веревкой или бамбуковой палкой» (ст. 299 гл. VIII). Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей. Брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену и она становилась его собственностью. Законы Ману определяют положение женщины следующим образом: в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости — мужа, после смерти мужа — под властью сыновей, ибо «женщина никогда непригодна для самостоятельности». Законы Ману прямо требуют от жены почитать своего мужа как бога, даже если он лишен добродетели. Хотя законы Ману как высшую дхарму между мужем и женой провозглашают «взаимную верность до смерти», муж мог иметь несколько жен, развестись с женой. Жена же не могла покинуть семью, даже если муж ее продал и оставил. Она продолжала считаться его женой. За измену жена подвергалась страшным карам, вплоть до смертной казни. Согласно традиции, жена должна была принадлежать той же варне, что и муж. Мужчинам разрешалось в исключительных случаях вступать в брак с женщинами из низшей варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей группы запрещалось. Особенно серьезным грехом считалась женитьба шудры на брахманке. Также всесильной была власть отца над своими детьми.

    1. Наследственное право.

Все имущество  семьи было общим, но управлялось главой семьи. После смерти родителей имущество либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, который становился опекуном живших в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить им по 1/4 своей доли для приданого. Наследования по завещанию не было.

    1. Судебный процесс.

Отделения суда от администрации не существовало. Верховный суд вершил царь с брахманами. Не было различия между уголовным и гражданским процессом. Судебные дела возбуждались не по инициативе органов государства, а заинтересованными лицами. Процесс носил состязательный характер. Существовало 18 поводов судебного разбирательства: неуплата долга, заклад, продажа чужого, соучастие в объединении, неотдача данного, неуплата жалованья, нарушение соглашения, отмена договора купли-продажи, спор хозяина с пастухом, спор о границе, клевета и оскорбление, кража, насилие, прелюбодеяние, раздел наследства, игра в кости и битье об заклад. Дела тяжущихся сторон рассматривались, следуя порядку варн.

Информация о работе Анализ и сопоставление Законов Хаммурапи и Законов Ману