Алхимия Средневековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 19:25, реферат

Краткое описание

Алхимия осталась феноменом Средневековья, тупиковой ветвью познания. Её долго обвиняли в том, что она – лженаука, но во многом благодаря ей появилась истинная наука – химия. В алхимиках же видели в лучшем случае фантазёров, в худшем – мошенников.
Алхимию никогда не преподавали в университетах.

Файлы: 1 файл

История науки и техники.docx

— 18.00 Кб (Скачать)

     Алхимия Средневековья

     Алхимия осталась феноменом Средневековья, тупиковой ветвью познания. Её долго  обвиняли в том, что она – лженаука, но во многом благодаря ей появилась истинная наука – химия. В алхимиках же видели в лучшем случае фантазёров, в худшем – мошенников.

     Алхимию никогда не преподавали в университетах.

     В алхимической деятельности всё было слито и нераздельно. Приготовление  сыпучих и жидких смесей, растениеводство  и техника составления ядовитых настоев, литье металлов и изготовление сплавов, тысячелетние попытки превратить «несовершенные» металлы в «совершенные», занятия чёрной магией и жреческое  искусство, схоластическое философствование и магический ритуал, мифотворчество и высокое искусство… Мир алхимиков  – едва ли не вся природа.

     В истории алхимии различают несколько  этапов, каждый из которых характеризуется  своим мировосприятием и своим  влиянием на неё.

  1. Александрийская алхимия II-VI вв.

     В Лейденском и Стокгольмском папирусах  описывается практика не только «превращения»  металлов в золото и серебро посредством  окрашивания, лакирования и изготовления похожих на золото и серебро сплавов, но и способы изготовления фальшивых драгоценных камней из стекол, технологии окрашивания тканей. Используются разнообразные вещества: сода, купорос, уксус, свинцовые белила, киноварь, сажа, окиси железа, меди, сульфиды мышьяка. Алхимики знают свойства металлов и умеют применять их по назначению. Получение искусственного «золота» – главное достижение алхимического ремесла Александрийской эпохи.

  1. алхимия средних веков, физикомистика, началом которой послужила арабская алхимия.

     Джабир ибн Гайан (VIII-IX вв.), которого традиционно отождествляют с Гебером, в своих книгах «Сумма совершенства», «Книга о ядах» и др. подробно описывает получение и свойства металлов и сплавов, технологию изготовления стекла. Ар-Рази (IX век) вслед за Джабиром (Гебером) привносит в алхимию рациональность, классифицирует вещества, разделяя их на три группы – землистые (минеральные), растительные и животные. К двум вещественным началам: ртути и сере, добавляется еще одно – соль [2]. Таким образом, алхимия расширила круг используемых веществ, усовершенствовались приборы. Характерной чертой алхимии явился её практический характер. Она послужила источником, из которого черпали западноевропейские доктора.

     Алхимия европейского средневековья или алхимия христианских докторов – пора наибольшего развития этой деятельности. Поиски, предпринимаемые алхимиками, убежденными в возможности найти путем химических превращений философский камень, широко распространились. Из числа выдающихся личностей этого периода можно указать на Альберта Великого (ХIII в.), Роджера Бэкона (ХIII в.), Джорджа Рипли (ХV в.). На этом этапе алхимия умножила сведения о многих химических соединениях, найдя лучшие способы получения одних и впервые открыв другие, сделан главный практический вклад алхимии.

  1. Заключительный этап: начался с конца ХVI в. и продолжался до конца XVIII в. Это период заката алхимии. Рядом идет становление науки нового времени.

     В основе принципов алхимии лежит  поиск поиск изначальной первоматерии, из которой «всё было рождено». В зависимости от состояния первоматерия может быть представлена четырьмя первоэлементами – воздухом, водой, землёй или огнём. В алхимической теории эти понятия обозначают не стихии, а именно состояние и свойство материи. Вещества имеют четыре состояния – сухое, влажное, тёплое и холодное. Так, «воздух» обозначает холодное газообразное вещество, «вода» – любую жидкость, «земля» – твердое вещество, а «огонь» – тёплый газ, природный жар. Кроме воздуха, алхимия признавала и пятый элемент, названный квинтэссенцией (от лат. quinta essentia – пятая сущность) – эфир, небесная сущность, Божественный дух, основа.

     Фундаментом алхимии является учение великого философа античности Аристотеля. В переводе на алхимический язык четыре аристотелевых начала предстают в виде трех алхимических начал, из которых состоят все вещества, в том числе и семь известных в то время металлов. Начала эти такие: сера (отец металлов), олицетворяющая горючесть и хрупкость, ртуть (мать металлов), олицетворяющая металличность и влажность. Позднее, в конце XIV века, вводится третий элемент – соль, олицетворяющий твердость.

     Алхимики  считали, что можно добиться очищения и облагораживания любой материи, постепенно переводя одно вещество в  другое. Единая природа вещества и  всеобщая его превращаемость – один из основных теоретических постулатов алхимии. Алхимия рассматривает металлы как живые организмы на основании того, что сама планета Земля – Мыслящее Существо, наделённое бессмертной душой. Работая с металлами, алхимики старались выделить первоматерию, разложить её на элементы, а затем из этих элементов создать новые «смеси». В частности, металлы «вылечиваются», превращаясь в золото, иными словами - достигая совершенства. Золото считалось совершенным, потому что этот металл не подвергается коррозии и не растворим в кислотах. Золото – самый «здоровый метал», тогда как остальные металлы ещё не достигли «выздоровления», то есть не превратились в золото, не достигли совершенства.

     Процесс постижения внутренней природы Космоса  и человека, а также получения  Философского Камня алхимики называли Великим Деланием (или Великим Магистрием). Весь процесс, в свою очередь, делился на три основных стадии: «Делание в чёрном – вещество чёрного цвета. «Делание в белом – вещество белого цвета. «Делание в красном – непосредственно сам Философский Камень.

     Главный алхимический принцип Великого Делания  – возрождение, возможное только через смерть, понимаемую как трансмутация. Итогом Великого Делания должно было стать получение Философского Камня – Великого Эликсира, Красной Тинктуры, Красного Льва, – что и есть познание Божественной Сущности, достижение Истины, трансмутация низшей живой природы человека в высшую, а в материальном плане – вещество, способное превращать в золото. Философский Камень – это не камень в обычном смысле этого слова, но аллегорическое выражение, означающее принцип Мудрости.

     Большинство алхимических трактатов описывает  Философский Камень как красноватый  порошок, которому приписывали свойства излечивать болезни, возвращать молодость  и силу. Многие считали также, что  Философский Камень может даровать бессмертие. Но бессмертие он отнюдь не гарантировал – только избавление от всех болезней, что, разумеется, существенно  продлевало срок человеческой жизни. «Всему отмерен свой срок существования  на земле… Для избавления от всех болезней Философский Камень следовало определённым образом растворить, чтобы получить «золотой напиток».

     Если  Философский Камень и был кем-либо когда-то открыт, то секрет его изготовления каждый раз терялся. В этом, несомненно, есть определённый смысл – мир не готов к этим вещам».

     Тем не менее, называть алхимию лженаукой  было бы несправедливо. Она никогда  не была наукой, но сама себя именовала  искусством. 
 
 

Информация о работе Алхимия Средневековья