Александр второй

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 09:18, реферат

Краткое описание

Родившийся в 1818 году сын князя Николая Павловича Александр с самых первых дней своей жизни почитался как будущий монарх,по-тому что ни у императора Александра I,ни у цесаревича Константина не было сыновей,а в своем поколении он был старшим князем.Соот-ветственно его образование и воспитание было прекрасно поставле-но,и направлено на то,чтобы подготовить его к высокой миссии.
Первым воспитателем Александра II был капитан Мердер,а в де-вять лет его обучением занялся В.А.Жуковский.Программа,по которой учился будущий император была тщательно проработана и направлена на то,чтобы сделать,чтобы сделать его человеком образованным и всесторонне просвещенным,сохранив его от преждевременного увлече-ния мелочами военного дела.Программу Александр успешно освоил,но уберечься от военной "муштры" того времени не смог.В двадцать три года цесаревич женился на Марии Александров-не,принцессе Гессен-Дармштадтской.С этого времени Александр начи-нает свою служебную деятельность.На протяжении десяти лет от яв-лялся правой рукой своего отца.Судя по свидетельствам истори-ков,Александр II находился под сильным влиянием отца и перенимал некоторые его качества.Однако его отличали от железного характера Николая врожденная мягкость и великодушие.Именно поэтому личность Александра нельзя оценить однозначно - в разные моменты жизни он производит разное впечатление.

Файлы: 1 файл

Александр II и его реформы.docx

— 30.05 Кб (Скачать)

    По  новому  закону,призываются  все  молодые люди,достигшие 21 года, но правительство  каждый год определяет необходимое число но-вобранцев,и  по  жребию  берет  из  призывников  только это число (обычно на службу призывалось не более 20-25% призывников).Призы-ву не подлежали единственный сын у родителей,единственный  корми-лец в семье,а также если старший брат призывника отбывает или от-был службу.Взятые на службу числятся в ней:в  сухопутных  войсках 15  лет:6  лет в строю и 9 лет в запасе,во флоте - 7 лет действи-тельной службы и 3 года в запасе.Для получивших начальное образо-вание  срок действительной службы сокращается до 4-х лет,окончив-ших городскую школу - до 3-х лет,гимназию  -  до  полутора  лет,а имевших высшее образование - до полугода.

    Таким образом,мы можем сделать вывод,что  новая система  предпола-гала не только военное обучение солдат,но в то же время проводил-ся ряд мероприятий с целью просвещения (особенно это  заметно  во время управления военным министерством графом Д.А.Милютиным).

    Военные расходы,вызванные  Восточной войной,а  также выкупная операция,затеянная  в это время заставило правительство  выйти  из рамок бюджета.Правительство брало кредиты за границей,прибегало к внутренним займам,выпускало кредитные билеты.Все  это  привело  к тому,что встала реальная проблема упорядочивания государственного хозяйства.

    Для увеличения   государственных   доходов  был  принят  ряд мер,одна из которых - отмена винных откупов.

    При Екатерине  II частные лица "откупали" право продажи вина в определенном округе за некоторую сумму.По новому  порядку  вино могло продавать  любое лицо,но все вино,поступавшее в продажу облагалось "акцизом" (налогом в пользу государства).Таким же  акцизом были обложены соль,сахар,табак.Были увеличены некоторые таможенные пошлины.Главным же средством  поднять  экономическую  мощь страны считалось  постройка  сети  железных  дорог.В  связи с ней иностранный отпуск вырос в 10 раз,и почти также  увеличился  ввоз товаров в Россию.Число торговых и промышленных предприятий замет-но увеличилось,а также число фабрик и заводов.Появились кредитные учреждения -  банки,во  главе  которых стоял Государственный банк (1860 год).

    Россия  начала  терять характер патриархального  землевладель-ческого государства.Освобожденный  от  крепостной  зависимости  и других стеснений  народный  труд находил себе применение в разных отраслях промышленности,созданных новыми  условиями  общественной жизни.

    Еще в  начале своего царствования Александр II отменил некоторые стеснительные  меры в отношении  учебных  заведений,принятых императором  Николаем I. Преподавание  в  университетах  получило больше свободы,они стали доступны для  вольнослушателей,как  мужчин,так и  женщин.Однако  новизна положения привела в 1861 году к некоторым беспорядкам,после чего свободу  университетов  пришлось несколько ограничить.В 1863 году был издан устав,согласно которому профессорская  корпорация  получила самоуправление.Студенты же не получили права влиять каким-либо образом на порядок в  университете,что являлось  поводом  для  частых "студенческих беспорядков".Под влиянием таких настроений граф  Д.А.Толстой  решил  осуществить реформу  средней  школы.В начале царствования императора (при министре А.В.Головине) доступ в гимназии был открыт для  детей всех сословий.Гимназии же были двух типов:классические,с изучением древних языков и реальные,соответственно без них,но с преобладанием естествознания.Граф  Толстой,поддерживаемый М.Н.Катко-вым в 1871 году составил новый устав гимназии,одобренный  госуда-рем.Классическая гимназия была сделана единственным типом общеоб-разовательной и  всесословной  средней  школы,выпускники  которой имели право  поступления в университет.Реальные гимназии заменили "реальными училищами";цель их была в том,чтобы давать образование людям всех  сословий,но приспособленное к практическим потребнос-тям и к приобретению  практических  познаний.Этой  реформой  было создано полное  преобладание  классической  школы.Но граф Толстой упустил из вида несколько моментов,а именно:из-за отсутствия дос-таточного количества  преподавателей  латыни  и  греческого  язы-ка,пришлось выписывать специалистов из-за  границы.Естественно,их преподавание не  нравилось  студентам,так  как первые не знали ни русского языка,ни русской литературы.

    Таким образом,несмотря на то,что реформа  графа Толстого имела в основе правильную идею о значении классицизма,она  не вошла в нравы нашего общества.

    Одновременно  с  реформой  мужской средней  школы,реформирова-лась и женская.До правления  Александра  II  существовали  только институты и  частные пансионы,в которых обучались в основном дворянки. С конца 50-х появляются женские гимназии  для  всех  сословий. Параллельно  стали открываться  женские епархиальные училища. Через некоторое время успешно разрешился вопрос о высшем женском образовании.Также были  сделаны большие успехи в плане начального или народного образования.

    Но,несмотря на  усилия,народная  грамотность  в эпоху реформ стояла еще на низком уровне.

    Последствия реформ Александра II.

      Основная реформа царствования  Александра II.   - осво-бождение  крестьян  -  в  корне изменила  порядок,существовавший до этого и повлекла за собой все остальные реформы.

    С отменой крепостного права "воскресла" торгово-промышленная деятельность,в  города хлынул поток  рабочих  рук,открылись  новые сферы для  предпринимательства.Между  городами и уездами восстано-вились былые связи и создались новые.

    Падение крепостной  зависимости,выравнивание  всех перед су-дом,создание новых  либеральных форм общественной жизни привели  к свободе личности.А чувство этой свободы пробудило желание развить ее.Создавались мечты об установлении новых форм  семейной  и  общественной жизни.

    Слова А.А.Кизеветтера о  правлении Александра II:

    "Если  искусство править состоит в   умении  верно  определять назревшие   потребности эпохи, открывать свободный выход таящимся в обществе жизнеспособным и плодотворным стремлениям, с высоты беспристрастия  умиротворить взаимно враждебные партии силой разумных соглашений, - то нельзя не признать, что император Александр  Николаевич  верно  понял  сущность  своего  призвания в достопамятные 1855-1861 годы своего царствования."

Информация о работе Александр второй