Александр Невский

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 16:17, реферат

Краткое описание

Князь Александр Невский оставил яркий след и русской истории как историческая личность, полководец и дипломат. Однако далеко не все подробности его биографии известны. Историки больше касались его военных свершений, в то время, как все стороны его жизни и дипломатической деятельности ёще не выяснены до конца.

Оглавление

Введение 3
Основная часть 4
1. Исторические условия. 4
2. Задачи деятельности. 7
3. Личностные качества Александра Невского. 12
4. Оценка результатов деятельности. 13
Заключение 17
Библиография 18

Файлы: 1 файл

Личность_Невский.docx

— 37.74 Кб (Скачать)

    Новгород  успокоился, но поднялись волнения во Владимирской земле. Здесь в 1262 году народ был выведен из терпения насилиями татарских откупщиков дани, каковыми тогда были, главным  образом, хивинские купцы. Способ сбора  дани был очень отяготителен. В  случае недоимок откупщики насчитывали  большие проценты, а присовершенной невозможности платить брали  людей в неволю. В Ростове, Владимире, Суздале, Переяславле и Ярославле  поднялись веча, откупщиков выгнали  отовсюду, а в Ярославле убили  откупщика Изосиму, который принял магометанство в угоду татарским  баскакам и хуже иноплеменников угнетал  своих прежних сограждан.

    Берке был в гневе и стал собирать полки, чтобы идти новым походом  на Русь. Александр, желая отмолить людей от беды, отправился в очередной  раз в Орду и, встречаясь с Берке, сумел отговорить его от похода на Русь. Берке оказался более милостивым к русским., чем можно было ожидать. Он простил избиение откупщиков, а  также освободил русских от обязанности  высылать свои контингенты в татарское  войско. Возможно, Александр успел  в своем деле и благодаря персидской войне, которая сильно занимала хана. Но это было уже последним делом  Александра. Больной поехал он из Орды и по дороге, в Городце Волжском, умер 14 ноября 1263 года. 
 
 
 

 

  1. Личностные  качества Александра Невского.
 

    Жизнь Александра Невского оборвалась рано. Ему даже не исполнилось сорока трех лет. Но эта жизнь с подросткового  возраста была наполнена крупными событиями, сложными дипломатическими переговорами, смелыми походами, решительными битвами. Как полководец Александр Невский  едва ли имеет себе равных среди  других князей средневековой Руси. Но он был человеком своей эпохи, в характере которого причудливо сочетались жестокость к изменникам и ослушникам с отрицанием усобной  княжеской борьбы и стремлением  облегчить положение покоренного  чужеземными завоевателями народа. Особенно следует подчеркнуть то обстоятельство, что Александр, в  отличие от деда, отца, родных братьев, даже собственных детей, ни разу не участвовал в кровавых междоусобных схватках- Внутренние конфликты были, чтобы решить их Александр собирал  войска, однако до открытых действий дело не доходило, решала угроза применения силы, а не собственно сила. Вполне очевидно, что это была сознательная политика Александра Невского, прекрасно понимавшего, что в условиях послебатыева погрома  русских земель и чужеземного  господства внутренние войны, даже в  случае полной победы одной из сторон, могут привести только к общему ослаблению Руси и уничтожению ее трудового  и военноспособного населения. Биограф  Александра Невского, написавший его  Житие, бывший не только «самовидцем» взросления князя, но и очевидцем  по меньшей мере последствий монгольского завоевания, специально обратил внимание на то, что Невский, став великим  князем Владимирским, «церкви въздвигну, грады испольни, люди распу-женыа  събра в домы своя»3. Обеспечение границ, сохранение целостности территории, заботы о ее населении — вот главные черты деятельности князя Александра в этот критический период русской истории.

  1. Оценка  результатов деятельности.
 

    Можно отметить, что в целом эпоха  была насыщена политическими событиями  большого значения. 

      Первое - это договор с монголами. С  одной стороны - защита от западных агрессоров, с другой порабощение  на 300 лет. С точки зрения Гумилева: этот союз положил начало формированию новых этнических традиций в отношениях с народами Евразии. Впрочем, существует и противоположная оценка действий князя: “На период пребывания Александра на великом княжении Владимирском приходится упорядочение системы монгольского владычества над Русью (перепись 1257 -1259 гг.) Исходя из этого факта,  нередко изображают Александра чуть ли не главным виновником установления ига, задушевным другом Батыя и Сартака. Так, по мнению современного американского  историка, Д.Феннела, книга которого издана в нашей стране, получение  Александром Великого княжения “знаменовало... начало новой эпохи подчинения Руси татарскому государству... Так называемое, татарское иго началось не столько во время нашествия Батыя на Русь, сколько с того момента, как Александр предал своих братьев””4 Точки зрения историков, как мы видим, диаметрально противоположны. Почему? Безусловно, их определяет субъективная позиция авторов, которая, в свою очередь зависит от культурно-исторической и религиозной специфики данного общества в данный исторический период. Как мне кажется не стоит, столь однозначно рассматривать события минувших лет, особенно, если подтверждение историческими источниками затруднено? Представленные точки зрения - крайние подходы к рассмотрению вопроса. Но скорее, всего в каждой из них есть доля истины.

      Практически все значимые события того периода  так или иначе связаны с  религией и отстаиванием идей христианства. Утверждение церкви имело, как позитивный, так негативный смысл, так или иначе влияло на политику  и экономику страны. Причиной этого было нежелание населения страны сразу же расстаться с языческими традициями предков. Ко времени правления Александра новые церковные порядки не имели еще твердой почвы под  ногами. Церковь  была полна решимости наделить все победы, свершенные во имя защиты ее интересов, высокими мотивами. Это мы видим в описаниях современниками событий Невской битвы и Ледового побоища. Здесь некоторые факты преувеличены, превозносится фигура Александра, его роль в этих событиях.

      Учитывая  терпимость монголов к  альтернативным верованиям, церковь благосклонно смотрела и на союз с “погаными”, оправдывая его тем, что иго чужеземцев - это  кара Всевышнего за земные грехи, и  надо смириться и пройти через  эти страдания, во искуплении грехов, как только Русь очистится - гнет татар  закончится.

      Следующий отличительный момент деятельности русских князей - неукротимое стремление к власти. Александр ощутил на себе правила жестокой игры после смерти своего отца.

      Изменились  и методы борьбы за власть. “...борьба приняла невиданно жестокий, низменный  характер. И если раньше главным  средством решения княжеских  споров было сражение “в чистом поле”, то теперь все чаще применялось новое, страшное оружие - донос Батыю или  самому Великому хану на своего недруга.”5

      Договор с Батыем способствовал слиянию  этносов, а, следовательно, и слиянию характерных черт  монгольского и русского народов.

      Прижизненные  заслуги - далеко не все, чем славен образ Великого князя. “Князю Александру суждено  было обрести вторую, посмертную жизнь. Его имя стало символом боевой доблести. Окружавший князя  ореол святости, созданный митрополитом Кириллом, позволял ждать от Невского и небесного заступничества. Там, где люди истово просили чуда,- оно непременно случалось. Князь - святой вставал из гробницы и ободрял соотечественников  накануне Куликовской битвы и во время страшного набега крымских татар в 1571 г. В 1547 г. он был включен в число святых, память  которых отмечалась во всех без исключения храмах русской церкви.

     В условиях страшных испытаний, обрушившихся на русские земли, Александр Невский  сумел найти силы для противостояния западным завоевателям, снискав славу  великого русского полководца, а также  заложил основы взаимоотношений  с Золотой Ордой. В условиях разорения  Руси монголо-татарами он умелой политикой  ослабил тяготы ига, спас Русь от полного  уничтожения.

     Уже в 1280-х годах во Владимире начинается почитание Александра Невского как  святого, позднее он был официально канонизирован Русской православной церковью. Александр Невский был  единственным православным светским правителем не только на Руси, но и во всей Европе, который не пошел на компромисс с  католической церковью ради сохранения власти.

     При участии его сына Дмитрия Александровича и митрополита Кирилла была написана житийная повесть, получившая широкое  распространение в более позднее  время широко известной (сохранилось 15 редакций). За подвиг терпения и выдержки в 1549 году Александр Невский был  причислен к лику святых, в честь  его в 1710 году основана Александро-Невская  лавра (Санкт-Петербург). В 1724г. Петр I повелел  перевезти туда останки князя. Он же постановил отмечать память Александра Невского 30 августа в день заключения победоносного Ништадского мира со Швецией. В 1725 императрица Екатерина I учредила орден Александра Невского — одну из высших наград России, существовавших до 1917 года. Во время Великой Отечественной  войны в 1942г. был учрежден советский  орден Александра Невского, которым  награждались командиры от взводов  до дивизий включительно, проявившие личную отвагу и обеспечившие успешные действия своих частей.

 

Заключение

 

    Соблюдение  Русской земли от беды на востоке, знаменательные подвиги за веру и  землю на западе доставили Александру славную память на Руси, сделали  его самым видным историческим лицом  в нашей древней истории - от Мономаха до Донского.

    Оценивая  деятельность Александра Невского, полную борьбы, смелости, риска и компромиссов, следует признать, что вряд ли другой человек на его месте в той  катастрофической обстановке мог бы сделать большее. В этом отношении  Руси повезло с одним из ее правителей, действовавшим в период, когда  под вопрос было поставлено само выживание  народа. Александр Ярославич не смог уберечь Северную Русь от ордынской  зависимости, но своими действиями наметил  трудные пути грядущего освобождения страны и превращения ее в могуществе государство.

    Память  о Невской битве, о деяниях  Александра Ярославича переходит от поколения к поколению, меняя  формы, но сохраняя свою нетленную суть. Сущность её проста: исполнение ума, решительности  и точного расчёта, самоотверженное  и отважное служение Отечеству, особенно нужное ему в трудные переломные времена. Таков непреходящий завет, достигший нашего времени и уже  протянувшийся нитью в будущее. 

  

Библиография

 
  1. Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства: (Легенда  о “Государствек пресвитера Иоанна”).- М.: Наука, 1970.
  2. Дегтярев А.Я. Заступник Отечества.- Л.: Худож. лит., 1990.
  3. Карамзин Н.М. Предания веков: Сказания, легенды, рассказы из “Истории государства Российского”/ Сост. и вступ. ст. Г.П.Макогоненко; Коммент. Г.П.Макогоненко и М.В. Иванова.- М.: Правда, 1988.
  4. Лурье Я. С. Обобщение летописи XIV-XV вв./ Отв. ред. Д.С.Лихачев.- Наука , 1976.
  5. Пашуто В.Т. Александр Невский. М., “Молодая гвардия”, 1974.
  6. Соловьев С.М. История России с древнейших времен: Т. 3.-М,: 19 88., с. 146-155.
  7. Феннел Д. Кризис средневековой Руси, 1200 - 1304: Пер. с англ./ Вступ. ст. и общ. ред. А.Л. Хорошкевича и А.И.Плигузова.- М.: Прогресс, 1989.
  8. Гумилев Л.Н. От Руси до России: Очерки этнической истории. - Спб: Юна, 1992.
  9. Борисов Н.С. Русские полководцы XIII - XVI веков: Кн. для учащихся ст. классов.- М.: Просвещение, 1993.
  10. Хрестоматия по древнерусской литературе: Житие Александра Невского/ Сост. М.Е. Федорова, Т.А. Сумникова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.:Высш.шк., 1985.
  11. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и великая степь.  - М. Мысль, 1989.
  12. История СССР с древнейших времен до наших дней в 12 Т., Т2.,-М; Наука 1966
  13. Лютых А.А., Скобелкин О.В., Тонких В.А., ИСТОРИЯ РОССИИ (курс лекций) - Воронеж: Центрально - Черноземное кн. изд-во, кооп. “Информатор”, 1993 г.
  14. http://bibliotekar.ru/rusNevskiy/1.htm

Информация о работе Александр Невский