Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 17:38, сочинение
Из сохранившихся до наших дней древних источников известно, что родиной Александра Невского был город Переславль - Залесский. Точную же дату его рождения установить, пока не удается. Ученые предполагают, что она, скорее всего, выпадает на 1219 - 1220 годы. А историк XVIII столетия В.Н. Татищев, пользовавшийся не сохранившимися до наших дней летописями, сообщает, что будущий герой увидел свет в субботу, 30 мая 1220 года.
Институт экономики и культуры
Эссе по истории
Александр Невский. Ледовое побоище.
Работу выполнила
Абросимова Анна Алексеевна
Связи с общественностью
110149
Работу принял
Газетов.В.И.
Москва
2011
Из сохранившихся до наших дней древних источников известно, что родиной Александра Невского был город Переславль - Залесский. Точную же дату его рождения установить, пока не удается. Ученые предполагают, что она, скорее всего, выпадает на 1219 - 1220 годы. А историк XVIII столетия В.Н. Татищев, пользовавшийся не сохранившимися до наших дней летописями, сообщает, что будущий герой увидел свет в субботу, 30 мая 1220 года.
Наречен младенец был, по обычаю того времени, в честь святого, подвиги которого церковь вспоминала близко ко дню его рождения (9 июня). Небесным покровителем его стал святой мученик Александр.
Имя Александр было редким для XIII века в княжеской среде и напоминало имя героя языческой древности Александра Македонского.
“Отцом Александра был деятельный и властный князь Ярослав Всеволодович. В момент рождения второго сына ему было 30 лет.”
Матерью Александра, остальных семи сыновей и двух дочерей Ярослава, вероятно, была дочь московского князя Мстислава Удалого Ростислава. Это был второй брак Ярослава после супружеского союза с дочерью половецкого хана Юрия Кончаковича.
В этом случае дедом
Александра был Мстислав Удалой, прославивший
Русь своими многочисленными подвигами.
Образ этого смелого и
Александр, как и другие княжичи на Руси, с малолетства, слушая старинные песни и былины о киевских и могучих князьях и чудо-богатырях, знал, что когда-нибудь ему может представиться возможность престол древнего Киева. Когда он чуть порос и вместо няни получил в воспитатели опытного воина- дядьку, то лучше понял цели, с которыми и его предки ни раз пытались взойти на киевский престол.
Помимо богатств города удачливый завоеватель мог рассчитывать на тяготевшие к нему изрядные земли, на плодородном Правобережье Днепра спускавшиеся в южные степи до рек Орели и Самары. Там, на юге славянских земледельцев сменяли черные клобуки-подвластные русским князьям остатки торков печенегов и берендеев. Славная своим прошлым и все еще киевское княжество оставалось церковным центром Руси, а главное-символическим «златым столом» старшего великого князя из нескольких великих князей, возглавлявших родовые кланы крупнейших землям Руси.
От князей, которые могли стать его главными соперниками в борьбе за старшинство Руси, земли рода Александра отделяла река Ока, а за ней река Москва с сильной крепостью, много позже ставшей столицей русского государства. Это были знамениты князья черниговские и северские, правевшие на левой стороне Днепра из спокон веков соперничавшие с правобережным Киевом.
Сегодня, благодаря стараниям древних книжников и почти трехсот летним усилиям ученым мы очень хорошо понимаем, что юному Александру Ярославичу было что слушать и читать. Один лишь научный словарь книжников и книжности, доступная на Руси в его время насчитывает пятьсот страниц, но очень долго считалось, что эта огромная в сумме литература эти обширнейшие знания как-бы ничего не значили, не давали понимание мира в современном значении этого слова. Ведь основу мировоззрения и книжности тогда составляла вера!
Действительно, прежде чем учится читать и даже слушать чтение книг, юный Александр начинал обучение с домашней молитвы и посещение храма, где фрески и скульптура « исчезнувшие со стен православных церквей позже» знакомили его с христианским взглядом на мир и его Священную историю. И читать ребенок «в то время еще не зависимое от сословия» учился по служебной Библии: переведенным на славянский язык первыми апракосам (недельным, включавшим тексты в отрывках для чтения за один церковный день): Евангелию, Апостолу ( «деяния» и «послания» Апостолов), Паримийнику (из книг Ветхого Завета) и наиболее важней для богослужения псалтири. Последние стало со временем главной учебной книгой, не только потому, что имелось в каждом храме: изучать буквы и слоги было удобней по хорошо знакомым текстам.
Конечно, в XIII век княжичу на Руси были доступны и четьи книги библии : Четвероевангелие и полной Апостола., и толковые с внятным разъяснением текста Нового и отчасти Ветхого Завета они, прямо или через толковые пересказы пресвященных переяславских монахов создавали у ребенка связную картину мира от его Сотворения до будущего торжества Царствия Небесного на земле.
Но чисто религиозно образованием в древней Руси отнюдь не кончалось. Многочисленные книжные сборники такие как «пчела» и другие были своими домашними библиотеками, хранившими накопленные с Античностью знаниями. В них входили и развлекательные притчи и ценные изречении, и вошедшие в историю шутки, и труды по философии, риторики, математики и врачеванию, лишь трудности чтения и понимания старинных текстов мешали ученым уяснить, что на самом деле древне русская книжность открывала читателю огромный мир науки и культуры среди Земноморья.
Нередко этот мир был фантастичен, например отдельные исторические отрывки об Александре Македонском накладывались в сознание князя Александра на сюжет романа III века «Александрия», где подвиги древнего тески были описаны весьма вольно.
Земля, скорее всего, представлялась княжичу Александру плоской, так как выкладки древних греков о ее шарообразности было не легко найти среди массы бытовавших тогда вымыслов важный, но географию Руси соседних стран и святой земли ,куда ходили русские путешественники описавшие свои впечатления в хождениях «он представлял не плохо»важной для князя наукой было умение пользоваться словом: не даром грамматика ,риторика и диалектика составляли тривиум – основу «всеохватывающего» обучения правильно понимать слова символы и притчи правильно и «красно» говорить ,а лучше того –убедительно спорить, побеждая соперника силой словом и логикой, такова была задача книжного обучения .
Великое княжение.
После смерти отца, в 1247 году Александр поехал в Орду к Батыю. Оттуда вместе с ранее прибывшим братом Андреем он был отправлен к великому хану в Монголию. Два года потребовалось им на это путешествие. В их отсутствие брат их, Михаил Хоробрит Московский (четвёртый сын великого князя Ярослава), отнял у дяди Святослава Всеволодовича владимирское великое княжение в 1248 году, но в том же году погиб в бою с литовцами в битве на реке Протве. Святославу удалось разбить литовцев у Зубцова. Батый планировал отдать владимирское княжение Александру, но согласно завещанию Ярослава владимирским князем должен был стать Андрей, а новгородским и киевским — Александр. И летописец отмечает, что у них была «пря велия о великом княжении». В итоге правителями Монгольской империи, несмотря на смерть Гуюка во время похода на Батыя в 1248 году, был реализован второй вариант. Современные историки расходятся в оценке того, кому из братьев принадлежало формальное старшинство. Киев после татарского разорения потерял доминирующее значение; поэтому Александр в него не поехал, а поселился в Новгороде (По данным В. Н. Татищева, князь всё же собирался уехать в Киев, но новгородцы «удержали его татар ради», однако достоверность этой информации находится под вопросом).
Есть сведения[6] о двух посланиях папы римского Иннокентия IV Александру Невскому. В первом папа предлагает Александру последовать примеру отца, согласившегося) перед смертью подчиниться римскому престолу, а также предлагает координацию действий с тевтонцами в случае нападения татар на Русь. Во втором послании папа упоминает о согласии Александра креститься в католическую веру и построить католический храм во Пскове, а также просит принять его посла — архиепископа Прусского. В 1251 году к Александру Невскому в Новгород приехали два кардинала с буллой. Почти одновременно во Владимире Андрея Ярославича с Устиньей Даниловной венчал митрополит Кирилл — сподвижник Даниила Галицкого, которому папа предлагал королевскую корону ещё в 1246-1247 годах. В том же году литовский князь Миндовг принял католическую веру, тем самым обезопасив свои земли от тевтонцев. По рассказу летописца, Невский, посоветовавшись с мудрыми людьми, изложил всю историю Руси и в заключение сказал: «си вся съведаем добре, а от вас учения не приимаем»
. В 1251 году при участии войск Золотой Орды победу в борьбе за верховную власть в Монгольской империи одержал союзник Батыя Мунке, и уже в 1252 году против Андрея были двинуты татарские полчища под предводительством Неврюя. Андрей, в союзе с братом Ярославом Тверским выступил против татар, но был разбит и через Новгород бежал в Швецию, Ярослав закрепился в Пскове. Это была первая попытка открытого противодействия монголо-татарам в Северо-Восточной Руси, и она закончилась неудачей. После бегства Андрея великое княжение владимирское перешло к Александру. В том же году из монгольского плена был отпущен в Рязань захваченный в 1237 году раненым князь Олег Ингваревич Красный. За вокняжением Александра во Владимире последовала многолетняя междоусобная война на Руси и новая война с западными соседями.
Уже в 1253 году, вскоре
после начала великого княжения Александра,
его старший сын Василий с
новгородцами был вынужден отражать литовцев
от Торопца, в том же году псковичи отбили
тевтонское вторжение, затем вместе с
новгородцами и карелой вторглись в Прибалтику
и разбили тевтонцев на их земле, после
чего был заключён мир на всей воле новгородской
и псковской. В 1256 году на Нарову пришли
шведы, емь, сумь и начали ставить город
(вероятно речь идёт о уже заложенной в
1223 году крепости Нарва). Новгородцы просили
помощи у Александра, который и провёл
с суздальскими и новгородскими полками
удачный поход на емь. В 1258 году литовцы
вторглись в Смоленское княжество и подступали
к Торжку.
В 1255 году новгородцы
изгнали от себя старшего сына Александра
Василия и призвали Ярослава Ярославича
из Пскова. Невский же заставил их снова
принять Василия, а неугодного ему
посадника Ананию, поборника новгородской
вольности, заменил услужливым Михалкой
Степановичем. В 1257 году монгольская перепись
прошла во Владимирской, Муромской и Рязанской
землях, но была сорвана в Новгороде, который
не был разорён в ходе нашествия. Большие
люди, с посадником Михалкой, уговаривали
новгородцев покориться воле хана, но
меньшие и слышать о том не хотели. Михалко
был убит. Князь Василий, разделяя чувства
меньших, но не желая ссориться с отцом,
ушёл во Псков. В Новгород явился сам Александр
Невский с татарскими послами, сослал
сына в «Низ», то есть Суздальскую землю,
советчиков его схватил и наказал («овому
носа урезаша, а иному очи выимаша») и посадил
князем к ним второго своего сына, Дмитрия.
В 1258 году Невский ездил в Орду «чтить»
ханского наместника Улавчия, а в 1259 году,
угрожая татарским погромом, добился от
новгородцев согласия на перепись и дань
(«тамги и десятины»).
Принявший в 1253 году королевскую корону Даниил Галицкий( князь галицкий и волынский, сын князя Романа Мстиславича.) своими силами (без союзников из Северо-Восточной Руси, без католизации подвластных земель и без сил крестоносцев) смог нанести ордынцам серьёзное поражение, что повлекло разрыв с Римом и Литвой. Даниил предпринял поход на киевскую землю — владение Александра — причём план установления контроля над Киевом великий русский историк Карамзин Н. М. называет «освобождением». Литовцы были отбиты от Луцка, после чего последовали галицко-ордынские походы на Литву и Польшу, разрыв Миндовга с Польшей, Орденом и союз с Новгородом. В 1262 году Дмитрий Александрович с новгородскими, тверскими и союзными литовскими полками предпринял поход в Ливонию и взял город Юрьев, захваченный в 1224 году крестоносцами.
Ледовое побоище.
Битва “Ледовое побоище”- одно из самых интересных сражений. На первый взгляд кажется, что это сражение достаточно хорошо изучено, но это не так. Много тайн хранит история. Битва произошла 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера, что рыцари построили свои войска в форме клина «свиньи», что одеты они были в тяжелые металлические доспехи, что битву выиграли войска под руководством Александра Невского. Сражение на Чудском озере считается самым значимым событием в военной истории Древней Руси. И вместе с тем, как ни странно, мы не имеем достоверного ответа на четыре ключевых вопроса, связанных с каждым крупным боестолкновением , определившим исход той или иной кампании или даже войны в целом: где произошло сражение, каковы были силы сторон, как складывалось противоборство и кто внес решающий вклад в победу? В своей работе я попыталась отыскать факты, которые бы помогли ответить на эти вопросы.
Князь Александр Невский хорошо разбиравшейся в делах Западной Европы, был свидетелем поражения и развала великой империи в борьбе с папством. И даже бояре Пскова убедились, сколь опасным было искать союзников в лице папских епископов.
Если Александр Невский был врагом папы, то на деле выступал ,как союзник императора священно Римской империи германской нации короля Германии Конрада, его сына, собиравшего войска против татар. Александр был естественным союзником рыцарей и против орды, которая грозила уничтожить их метрополию. Словом, у не привычных к размышлением братьев-рыцарей голова шла кругом…
К весне 1240года крестоносцы в Пскове в конец приуныли. Многочисленное и воинственное население негодовало , воинские пополнения из Германии с ужасом ожидающей нашествия татар, перестали поступать, пославший их в крестовый поход папа римский пал(говорили, что умер от злости в осажденном Риме) в войне с их собственном императором, а нового папы вообще не было. НЕ удивительно, что весть о выступлении против них войск «короля Александра» повергло завоевателей в трепет.