Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 21:21, курсовая работа
Каждый народ вправе гордиться своей историей. Но история русского народа — неповторимая, особенная, самобытная. Ее тысячелетиями создавали наши предки, они формировали государственность, по крупицам соби¬рали земли, оттачивали русский язык, приумножали культуру, выковывали русский характер. То, что нам досталось от прошлых поколений, добыто трудом и кровью миллионов людей. Поэтому мы с благодарностью должны помнить о делах дней минувших, изучать и знать историю своего Отечества и своего народа.
Без прошлого нет будущего. Эти временные пояса связывает живу-щий ныне человек, он сам творец своего будущего и своей истории.
Тридцать одно поколение создавало русскую историю; с 862 года — года образования Русского государства, до 1917 года — года крушения Россий¬ской империи. Каждое из этих поколений внесло свой вклад в общее дело.
Были у России и взлеты, и падения. Порой наступали критические периоды, грозящие исчезновением нашего государства. Но нет, страна боролась, выживала и крепла!
С современных позиций мы смотрим на роль личности в истории. Опасно переоценивать, но нельзя и недооценивать значение того или иного государственного деятеля в развитии страны. Интересно и окружение правителей. Немало никчемных людей толпились у трона, но были и великие люди, государственные мужи, талантливые полководцы. Они, как бы сменяя друг друга, проходят через всю многовековую историю страны.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1. ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ АЛЕКСАНДРА I (1801—1805).
1.1. Формирование личности Александра I……………………………………..6
1.2. Реформаторская деятельность Александра I……………………………...12
ГЛАВА 2. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА I.
2.1. Реформа высших органов управления……………………………………..19
2.2. Попытки решения крестьянского вопроса………………………………...21
ГЛАВА 3. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА.
3.1. Александр I и Наполеон Бонапарт: противоборство……………………..23
3.2. Отечественная война 1812 г………………………………………………..27
ГЛАВА 4. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА В 1815 — 1825 ГГ.
4.1. Изменения в политике. Рост пра¬вительственной реакции……………….29
4.2. Аракчеев и Александр I…………………………………………………….32
4.3. Тайные общества декабристов……………………………………………..36
ГЛАВА 5. НЕУДАЧА ПРЕОБРАЗОВАНИЙ АЛЕКСАНДРА I………………..38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..43
Поразителен и его почти аскетический образ жизни: ранний подъем, нелегкая работа с бумагами и людьми, очень ограниченное окружение, одинокие пешие или верховые прогулки, удовольствие от посещения приятных ему людей, стремление избегнуть лести, мягкое ровное обращение со слугами. И все это оставалось доминантой жизни в течение многих лет, хотя положение требовало выхода в свет, частых отъездов; сохранились и увлечение армией и парадомания, ставшая страстью едва ли не с детства.
Даже
бесконечные путешествия
Его биографы отмечают, что в дороге ему приходилось сталкиваться с изрядными трудностями: скудно питаться, испытывать различные неудобства, попадать в неприятные дорожные происшествия, долго идти пешком. Зато у него складывалось личное представление о том, как жила Россия. И глубокие разочарования, которые постигли его в конце жизни, вероятно, в известной мере были вызваны этой весьма тяжелой информацией, развеивавшей у него последние остатки иллюзий относительно своих усилий на пользу Отечества.
Почему-то остаются без внимания многочисленные случаи проявленного им сострадания к людям, человеколюбия, помощи. Так, на берегу Немана император увидел зашибленного лопнувшим канатом бурлака. Александр вышел из коляски, помог поднять беднягу, послал за лекарем и, лишь убедившись, что все возможное для него сделано, продолжал путь.
История
сохранила немало подобных примеров
из жизни Александра, говорящих о его непоказном
интересе к людям, человеколюбии, терпимости
и смирении5. В то же время известны
случаи жестоких распоряжений Александра
I относительно восставших солдат Семеновского
полка, военнопоселенцев6. Везде,
где он выказывал себя как личность, Александр
выступал человеком весьма гуманным, там
же, где он проявлял себя как представитель
и лидер системы, он выступал порой в духе
принципов неограниченного самодержавия.
Две основные задачи составляли содержание внутренней политики России с начала XIX столетия: это уравнение сословий перед законом и введение их в совместную дружную государственную деятельность. Это были главные задачи эпохи, однако они осложнялись другими стремлениями, которые были необходимой подготовкой к их разрешению либо вытекали из их разрешения. Уравнение сословий перед законом, конечно, меняло само основания законодательства; таким образом, возникала необходимость в кодификации с целью привести в согласие различные узаконения, старые и новые.
Перестройка государственного порядка на уравнительных началах требовала подъема уровня образования народа, а между тем осторожное, частичное ведение данной перестройки вызывало двойное недовольство в обществе: первые были недовольны тем, что разрушается старое; вторые были недовольны тем, что слишком медленно новое вводится. Отсюда представлялась правительству необходимость руководить общественным мнением, сдерживать его и справа и слева, направлять, воспитывать умы.
Наконец, череда войн и внутренних реформ, изменяя вместе с внешним и международное положение государства и внутренний, социальный склад общества, колебал госхозяйство, расстраивал финансы, заставлял напрягать платежные силы народа и поднимать государственное благоустройство, понижал народное благосостояние.
Император Александр I сделал ставку на очередь и смело приступил к разрешению всех задач. Александр, являясь преемником императора Павла, вступил на престол с более широкой программой и осуществлял ее более обдуманно и последовательно предшественника.
В приемах этого разрешения принимали большое участие политические идеи, которые были им усвоены, и практические соображения, политические взгляды на положение России, которые сформировались в нем из личных наблюдений.
Александр I вступил на престол 12 марта 1801 г. Его вступление на престол возбудило в русском, преимущественно дворянском, обществе шумный восторг; предшествующее царствование для дворянского общества было строгим постом. Карамзин говорит, что слух о воцарении нового императора был принят как весть искупления. Продолжительное напряжение нервов от страха разрешалось обильными слезами умиления: люди на улицах и в домах плакали от радости; при встрече знакомые и незнакомые поздравляли друг друга и обнимались, точно в день Светлого воскресения7.
Александр взошел на престол на 24-м году жизни в 1801 году. От своей бабушки новый император перенял тягу к роскоши, от деда — увлечение военными делами, от отца — скрытность. Император любил пофилософствовать, помечтать, порассуждать. Его фразы были звонкими, но пустыми. Александр говорил: «Даровать России свободу и предохранить ее от поползновений, деспотизма и тирании — вот мое единственное желание»8. Александр вовсе не был неопытным, не установившимся в воззрениях молодым человеком. Он умел не столько выбирать людей, сколько использовать их способности. В реализации поставленной цели он проявлял упорство, как никто другой.
Нужно признать, что положение Александра в начале правления было далеко не из легких, однако он сумел удержаться на престоле и проявил немало такта, ловкости и лукавства в отношениях ко многим людям, которые окружали его. А.С.Пушкин заметил в своих записках, что император «был окружен убийцами своего отца» и что он должен был терпеть их и прощать им.
Александр I решил перестроить, как он выражался, «безобразное здание Российской империи»9. В 1801 г., один за другим, вышел ряд указов, которые отменяли стеснительные, реакционные и карательные меры Павла. Было восстановлено действие жалованных грамот дворянству и городам. Были возвращены на службу исключенные без суда чиновники и офицеры. Были освобождены из тюрем и возвращены из ссылок арестованные и сосланные «тайной экспедицией», и сама тайная экспедиция была упразднена, ибо, как гласил царский указ, «в благоустроенном государстве все преступления должны быть объемлемы, судимы и наказуемы общею силою закона». Было запрещено применение пытки «под страхом неминуемого и строгого наказания». Разрешено было открыть частные типографии; был отменен запрет на ввоз иностранных книг из-за границы и разрешен свободный выезд русских подданных за границу10.
Как в указах, так и в частных беседах, император выражал основное правило, которым он будет руководиться: на место личного произвола водворять строгую законность. Император каждый раз отмечал главный недостаток, которым страдал русский государственный порядок; этот недостаток он называл «произволом нашего правления»11.
Для того, чтобы устранить этот недостаток он указывал на необходимость коренных, основных законов, которых практически не было в России.
В данном направлении велись преобразования первых лет. С первых дней нового царствования императора окружили люди, которых он сам призвал помочь ему в преобразовательных работах. Это были люди, воспитанные в самых передовых идеях XVIII в. и хорошо знающие государственные порядки Запада; они принадлежали к поколению, непосредственно следовавшему екатерининскому времени. Это были граф Кочубей, племянник екатерининского дельца Безбородка Новосильцев, граф Строганов, родственник Новосильцева, и поляк князь Адам Чарторыйский.
Эти люди составили неофициальный комитет. Задачей комитета являлась помощь императору «в систематической работе над реформою бесформенного здания управления империей» — так выражена была эта задача в одной записи. Необходимо было предварительно изучить настоящее положение империи, затем преобразовать отдельные части администрации и эти отдельные реформы завершить «уложением установленным на основании истинного народного духа»12. Начали с центрального управления.
Екатерина оставила незавершенным создание центрального управления; создав сложный и стройный порядок местной администрации и суда, она не дала правильных центральных учреждений с точно распределенными ведомствами. Внук продолжил работу бабки, но выведенная им вершина правительственного здания по духу и строю своему вышла непохожей на корпус, не соответствовала своему фундаменту.
Собиравшийся по личному усмотрению императрицы Екатерины Государственный совет 30 марта 1801 г. был заменен постоянным учреждением, получившим название «Непременного совета», который рассматривал и обсуждал государственные дела и постановления. Он был организован на скорую руку, состоял из 12 высших сановников без разделения на департаменты.
Далее были преобразованы петровские коллегии, уже при Екатерине утратившие свой первоначальный характер. Манифестом 8 сентября 1802 г. их преобразовали в восемь министерств. Это были министерство иностранных дел, военно-сухопутных сил, морских сил, внутренних дел, финансов, юстиции, коммерции и народного просвещения с комитетом министров для обсуждения дел, требующих общих соображений. Прежние коллегии были подчинены министерствам или вошли в новые министерства, как их департаменты; главным отличием новых органов центрального управления являлась их единоличная власть: каждое ведомство управлялось министром вместо прежнего коллегиального присутствия; каждый министр отчитывался перед Сенатом.
Это была первая попытка перестройки центрального управления, которую предпринял новый император. Наряду с административными реформами, были затронуты и общественные отношения. Здесь также резко заявлено было направление, в каком предполагалось действовать; направление это состояло в уравнении всех общественных состояний перед законом.
В числе первых мер нового императора было восстановление жалованных сословных грамот, отмененных прежним императором в их главных частях. Но в неофициальном комитете император признался, что он не по своей воле восстановил жалованную грамоту дворянству, так как исключительность дарованных ею сословных прав была ему всегда противна.
Был затронут щекотливый вопрос о крепостном праве. Рядом мер с начала царствования заявлено было намерение правительства постепенно подготовиться к упразднению этого права. Так, в правительственных периодических изданиях запрещалось печатать публикации о продаже крестьян без земли.
С 1801 г. была запрещена раздача населенных имений в частную собственность. 12 декабря 1801 г., в день рождения императора, был обнародован еще более важный указ, предоставлявший лицам всех свободных состояний приобретать вне городов в собственность недвижимые имущества без крестьян; этим правом могли воспользоваться купцы, мещане, казенные крестьяне. Закон 12 декабря разрушил землевладельческую монополию дворянства, которое одно пользовалось правом приобретать землю в личную собственность.
Взбодренные этим первым начинанием, некоторые помещики возымели желание, вступая в соглашение со своими крепостными крестьянами, освобождать их целыми селениями. До этих пор не существовало закона о таком массовом освобождении крестьян.
Сын екатерининского фельдмаршала граф Сергей Румянцев задумал отпустить на волю 199 душ своих крестьян с землей по добровольному соглашению с ними, но при этом он представил правительству проект общего закона о сделках помещиков с крепостными крестьянами. Правительство приняло этот проект, и 20 февраля 1803 г. издан был указ о свободных хлебопашцах: помещики могли вступать в соглашение со своими крестьянами, освобождая их непременно с землей целыми селениями или отдельными семьями. Эти освобожденные крестьяне, не записываясь в другие состояния, образовали особый класс «свободных хлебопашцев»13.
Закон 20 февраля явился первым решительным выражением правительственного намерения отменить крепостное право.
Но меры по улучшению положения крепостных крестьян были предприняты в эти годы только в Прибалтийском крае. «Положениями», изданными для крестьян Лифляндской и Эстляндской губерний в 1804 и 1805 гг., запрещалась продажа крестьян без земли, крестьянам предоставлялись гражданские права, вводились крестьянские суды и крестьянское самоуправление; крестьяне становились наследственными владельцами своих участков, размеры их повинностей и платежей в пользу господ должны были определяться специальными комиссиями.
Более заметных успехов достигло в эти годы правительство в области народного просвещения. Новоучрежденное министерство народного просвещения с состоящим при нем «главным правлением училищ» не только выработало, но и осуществило план достаточно широкого развития среднего и высшего образования. Этот план был изложен в указе 26-го января 1803 г. и устанавливал четыре рода училищ: сельские приходские, уездные, губернские училища или гимназии (с очень широкой программой преподавания), университеты.