Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 13:55, доклад
Пока человек не прикоснется к истории – он пребывает во младенчестве, ибо существует днем сегодняшним. Каждое поколение оставляет плоды своего труда и умственной деятельности, но много ли это наследие значит, если прервется связь времен, и потомкам нашим мы не сумеем передать исторической памяти?
В статье 44, пункта 3 Конституции РФ сказано: "Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия". Заботиться – это знать, беречь, передавать это наследие. Таково требование Конституции к каждому гражданину России. Но беречь, сохранять можно только то, что знаешь, ценишь и передаешь детям и внукам, чтобы они тоже это сберегли.
Введение…………………………………………………………………………3
Как возник Аксел……………………………………………………………….4
Аксёл в 16- 20 веках…………………………………………………………….4
Чем славился Аксёл…………………………………………………………….5
Современная инфраструктура села……………………………………………6
Аксёл– родина известных людей………………………………………………7
Заключение………………………………………………………………………7
Список использованных источников………………………………………….8
ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «САРАНСКИЙ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ЗАОЧНЫЙ КОНКУРС
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
Номинация Моя малая Родина (краеведческие зарисовки)
«АКСЁЛ– А ЧТО Я ЗНАЮ О СВОЕМ РОДНОМ СЕЛЕ?»
Автор: Игушкина Ирина Викторовна, группа 2-1 Земельно-имущественные отношения |
Руководитель: Ушмайкина Ольга Викторовна, преподаватель ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «СЭМК» |
Саранск
2013
Содержание
С
Введение…………………………………………………………
Как возник Аксел……………………………………………………………….
Аксёл в 16- 20 веках…………………………………………………………….4
Чем славился Аксёл…………………………………………………………….5
Современная инфраструктура села……………………………………………6
Аксёл– родина известных людей………………………………………………7
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………………….8
Введение.
Наше малое Отечество – удивительная земля с удивительной историей.
Пока человек не прикоснется к истории – он пребывает во младенчестве, ибо существует днем сегодняшним. Каждое поколение оставляет плоды своего труда и умственной деятельности, но много ли это наследие значит, если прервется связь времен, и потомкам нашим мы не сумеем передать исторической памяти?
В статье 44, пункта 3 Конституции РФ сказано: "Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия". Заботиться – это знать, беречь, передавать это наследие. Таково требование Конституции к каждому гражданину России. Но беречь, сохранять можно только то, что знаешь, ценишь и передаешь детям и внукам, чтобы они тоже это сберегли. Это послужило предпосылкой выбора темы моего исследования «Аксел – что я знаю о своем селе?», а много ли я как уроженка этого села знаю о нём?
Возможно, что для специалистов-
Христорождественская церковь в с. Аксел.
Славится своей богатой
Большое базарное село Аксёл (в 20 километрах к юго-востоку от Темникова и 70 км от железнодорожной станции Торбеево), именовавшееся по документам межевого департамента Сената с 1798 года «Рождественское, Аксел, тож»1. |
Под таким названием в 1800 г. село было занесено и в генеральный план Краснослободского уезда, восстановленный после генерального межевания Нижегородской губернии. В описании к плану указывалось, что с. Рождественское (Аксёл) расположено по обе стороны реки Большой Аксёл и безымянного ручья.
Село расположен на реке Аксел (название-гидроним: тюркский ак — «чистый», сел (сул) — «водный объект», буквально — «чистая вода»). Аксёл основан в 16 в. служилыми татарами на Темниковской засечной черте. Впервые упоминается в 1606 г. |
В «Списке населенных мест Пензенской губернии» (1869) Аксел — село казенное и владельческое из 355 дворов Краснослободского уезда и 1938 жителей.
Самым поздним в архиве документом из истории с. Аксёл является ведомость школьной сети Краснослободского уезда за 1910 год. Из ведомости видно, что на 6823 жителя Аксельской волости приходилось 2 земские начальные школы.
В селе было две церкви, первая во имя Рождества Христова, вторая чудотворца Дмитрия Ростовского. Земля и крестьяне здесь находились во владении 15 различных помещиков. По 18 дворов принадлежало Князьям Максютовым и Тенишевым. |
| |
128 дворов считалось удельными. В Акселе стоял деревянный господский дом княжны Анны Князевой. В Акселе с древних времен еженедельно был торг, на который съезжались купцы из городов Темникова и Краснослободска с товарищами. |
Село Аксёл было в свое время чуть не на всю Россию знаменито огурцами. Аксельские огурцы издавна вывозились в Нижегородскую, Тамбовскую губернии, расходились по Пензенской.
На широкий рынок эти огурцы были введены в 70-х годах XIX века фирмой «Иммер и сын». Но известно по преданиям и церковной летописи, что огуречный промысел существовал в Акселе более двухсот лет назад. |
Вот как качества аксельских огурцов
описывала в своих
Со временем аксельские огурцы, «засоряясь» другими сортами, стали терять свои качества, а в настоящее время их былая слава, к сожалению, совсем заглохла.
Аксёл и до сих пор славится замечательным солением огурцов.
Говоря об аксельских огурцах, необходимо напомнить и о яблони «Акаевская красавица». Старожил рабочего поселка Ермишь И. Ф. писал, что сорт выведен в 1903 году уроженцем села Акаева Темниковского уезда Тамбовской |
|
губернии (теперь Ермишинского района Рязанской области) А.А. Остроумовым. Кстати, сообщим, что из этой семьи вышли два брата: Б. А. Остроумов (доктор технических наук) и Г. А. Остроумов (доктор физико-математических наук). Как сообщил Б. А. Остроумов, по совету главного садовода Пензенского училища садоводства А. И. Журавского директор Пензенской учительской семинарии А. А. Остроумов впервые описал этот сорт в журнале «Плодоводство».
|
«Акаевская красавица» отличается зимостойкостью, урожайностью и красивой внешностью плодов кисло-сладкого вкуса. В начале 20 в. в селе было 618 дворов (3260 чел.); 13 общин, писчебумажная фабрика, 3 мельницы, 9 кузниц, |
шерсточесалка, 8 пекарен, базар, школа, церковь. В 1929 г. создан колхоз «Путь Ленина», с 1997 г. — СХПК «Аксельский».
Население современного Аксёла 603 чел (2010г), в основном русские.
В современной инфраструктуре села — средняя школа, ДК, филиал темниковского Дома быта, библиотека, медпункт, отделение связи, магазины, столовая, каменная Христорождественская церковь с приделами. Сооружен обелиск землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.
Христорождественский храм ведёт свою историю ещё с начала XIX века, строила его крещёная татарка, барыня Давлет-Гиреева. Строительство было завершено в год победы над Наполеоном, в 1812. Более века простоял
величественный храм на темниковской земле, пока в 1927 году не уничтожил его великий пожар. Более 500 дворов тогда погорело в Аксёле, не устояла и церковь. Восстановлен храм был в 1991, а в 2011 году – отреставрирован вновь. Деньги на строительство и ремонт собирали всем миром. |
||
Аксел — родина заслуженного деятеля науки РСФСР П.И. Гришаева, ученого-биолога Л.П. Антошиной, историка-краеведа Д.И. Батманова. В Аксельскую сельскую администрацию входят деревни Агеево (87 чел.), Русское Адаево (66) и Татарское Адаево (87 чел.). |
Заключение
Заканчивая исследование о селе Аксёл, необходимо вспомнить и тех, кто внес вклад в дело изучения местного края. Начало этому положил Н. С. Рейтаров, опубликовавший в книге-календаре Тамбовской губернии на 1876 год очерк о Темникове и его уезде.
Большой материал собран в «Сборнике статистических сведений Тамбовской губернии», том IV, Темниковский уезд. Тамбов, 1883 год.
Яркие зарисовки быта Темникова 30-х, 40-х и 50-х годов XIX века дал И. И. Лавров в книге своих воспоминаний «Сцена и жизнь в провинции и столице». Москва, 1889.
Интересные данные о темниковском крае опубликованы в книге В. и Г. Холмогоровых «Материалы для истории, статистики и археологии города Темникова и его уезда в XVII и XVIII столетиях». Тамбов, 1890 год.
Для меня в свою очередь проведенное исследование открыло факты, до этого момента мне неизвестные. Для меня стало открытием, что в селе было оказывается две церкви: Христорождественская, которая работает и по сей день и церковь Дмитрия Ростовского. Я знала, что в селе престольным праздником является 4 октября Дмитрий Ростовский, теперь стало понятно почему.
Список использованных источников
|
|
1 Двойное название села встречается в документах до середины XIX века.
В. Ф. Смирнов. Сорта плодовых деревьев для колхозных и приусадебных садов средней полосы СССР. М., 1972, стр. 13—14.