Агностицизм. Виды агностицизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 14:36, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы: рассмотреть понятие агностицизма и определить основные виды агностицизма.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
1. Агностицизм……………………………………………………… ………….4
2. Виды агностицизма…………………………………………………………..5
Заключение………………………………………………………………………7
Список использованной литературы…………………………………………8

Файлы: 1 файл

ПАРЛАМЕНТ.doc

— 230.00 Кб (Скачать)

На вопрос о возможности получения достоверного знания о сущности предметов

(или о главном в этой сущности) агностики отвечают отрицательно, хотя и по-

разному, в зависимости от того, признают ли они вообще существование сущности

или нет, а если признают, то какую видят связь сущности с явлением.

С точки зрения диалектической философии мир материальных систем не

ограничивается чувственно воспринимаемыми свойствами и отношениями. За ними

находятся, за ними скрываются и в них проявляются (нередко искаженно)

сущностные связи и отношения.

Специфика агностицизма – в отрицании возможности достоверного  познания

сущности материальных систем. Это и есть главный признак агностицизма, и он

должен быть отражен в исходном определении понятия «агностицизм».

Таким образом, в качестве исходного может быть предложено следующее

определение: агностицизм – это учение (или убеждение, установка),

отрицающее возможность  достоверного познания сущности материальных систем,

закономерностей природы и общества.

Коснемся еще одного момента, связанного с пониманием специфики агностицизма –

его отношения к идеализму.

В статье И.В.Сталина «О диалектическом и историческом материализме»

заявлялось, что идеализм оспаривает возможность познания мира и его

закономерностей, не верит в достоверность наших знаний, не признает

объективной истины и считает, что мир полон «вещей в себе», которые не могут

быть никогда познаны наукой. В этом утверждении идеализм отождествлялся с

агностицизмом; получалось, что всякий агностицизм есть идеализм, и наоборот.

В условиях догматического отношения к текстам И.В.Сталина такое понимание

агностицизма на долгие годы было укоренено в нашей философской литературе.

Впоследствии это понимание справедливо было квалифицированно как упрощенное.

Действительно, философские концепции Лейбница, Гегеля, многих других

идеалистов по своим теоретико-познавательным установкам не являлись

агностическими. Но в идеализме есть течения агностического толка. Здесь

выделяются прежде всего сенсуалистические школы субъективного идеализма,

абсолютизирующие ощущения и контролирующие представление о мире как

бесконечном множестве комплексов ощущений субъекта. Философия Дж.Беркли

–типичный тому пример. С другой стороны, не всякий материализм есть

антиагностицизм. Достаточно ярко проступает агностицизм у многих

естественнонаучных материалистов (пример – Т.Гексли). Все это говорит о том,

что однозначной связи между агностицизмом и идеализмом не.

У материализма и идеализма, с одной стороны, познавательного реализма и

агностицизма – с другой, - разные основания   деления.  Первые выделяются по

ответу на вопрос: что первично – дух или природа, вторые – познаваема ли

сущность материальных систем (и в этом смысле – «познаваем ли мир»)? Оба эти

вопроса составляют разные аспекты одной и той же проблемы, а не один и тот же

аспект.

Агностические концепции подразделяются по многим основаниям. Существуют

материалистический и идеалистический агностицизм, сенсуалистический и

рационалистический, юмовский, кантовский и т.д. агностицизм (если брать имена

создателей соответствующих школ), агностицизм этический, иероглифический,

физиологический, кибернетический и т.п. (по средствам, характеру

аргументации.

Существенное различие между материализмом и идеализмом, с одной стороны, и

познавательным реализмом и агностицизмом – с другой, не снимает вместе с тем

и некоторых их общих моментов. Последовательный  материализм (именно

«последовательный») не может быть агностическим, а последовательный

агностицизм, в сою очередь, имеет тенденцию к субъективному идеализму. Но

тенденцию, конечно, не следует выдавать за действительность развернутой

системы идеализма. Как и всякая возможность, тенденция может быть реализована

в разных формах.

Отождествлять агностицизм с идеализмом значит не видеть двух относительно

самостоятельных релятивных подсистем в общей системе философии – материальной

и духовной. В результате практического применения такой схемы искажались

подлинные позиции философов и естествоиспытателей, нарушались принципы

объективности и справедливости в оценках их мировоззрения.

Рассмотрение агностицизма, его специфических черт как мировоззренческой

позиции отчетливее характеризует  исходную проблемную ситуацию в гносеологии,

нередко выражаемую вопросом «Познаваем ли мир?». Представители агностицизма

уловили реальную сложность проблемы «Что я могу знать?». Обращение к

трактовке агностиками познания, его возможностей, средств и условий нисколько

не умаляет  значимости учений о познании, сложившихся  в истории философии на

позициях гносеологического оптимизма

                               Литература:                              

1.     Алексеев П. В., Панин А.В. Философия. Учебник. М., 2000.

2.     Философский словарь. / Под ред. И. Т. Фролова. М., 1991.

3.     Фролов И. Т. Введение в философию. Учебник для вузов. В 2 ч. Ч. 1. М.,

1990.

             4.     Радугин А. А. Философия. Курс лекций. М., 1995.            

     1.Конституционный этап (3 ноября 1640 г. –22 августа 1642 г.)

Осознав, что без парламента не удастся разрешить военный и политический кризис, король в ноябре 1640 г. созвал новый парламент, оказавшийся Долгим: он просуществовал до 1653 г.

Долгий парламент.

С деятельности Долгого парламента начинается первый этап революции – конституционный.

В целом, историю английской буржуазной революции принято делить на четыре этапа:

1. Конституционный этап (3 ноября 1640 г. –22 августа 1642 г.) ;

2. Первая гражданская война (1642 – 1646) ;

3. Борьба за углубление демократического содержания революции (1646-1649) ;

4. Индепендентская республика (1649-1653) .

Выборы в Долгий парламент не дали благоприятного для короля состав парламента. Чтобы обезопасить себя от неожиданного роспуска, Долгий парламент принял два важных акта: трехгодичный акт, предусматривающий созыв парламента каждые три года независимо от воли короля, а также акт, согласно которому данный парламент не может быть распущен иначе, как по его собственному решению.

Специальным актом были ликвидированы такие важные инструменты королевского абсолютизма, как Звездная палата и Высокая комиссия.

Парламент 1 декабря 1641 г. принял Великую ремонстрацию, в которой была изложена программа классов-союзников в революции, как она виделась им на данном этапе. Ремонстрация начиналась с указания на опасность, нависшую над королевством, источником которой была «злонамеренная партия» в своем стремлении изменить религию и государственный строй Англии. Действиями этой «партии» объяснялись и войны с Шотландией, и восстание в Ирландии, и конституционный конфликт между королем и парламентом. В Ремонстрации выдвигались требования удалить епископов из палаты лордов и уменьшить их власть над подданными. С этой целью предлагалось произвести полную реформацию церкви. Многие статьи Ремонстрации посвящены вопросам неприкосновенности собственности как движимой, так и недвижимой. Отмечалась также незаконность огораживания общинных земель, о разорении суконной промышленности. Ряд статей указывал на уничтожение и невозможность впредь произвола во взимании налогов со стороны королевской власти и беспарламентского правления.

Палата общин твердила Великую ремонстрацию большинством всего в 11 голосов. Обсуждение этого документа в парламенте показало, насколько были глубоки расхождения в самой палате общин в вопросах, не касающихся непосредственного существования самого парламента.

Все принятые Долгим парламентом документы ограничивали королевскую власть и содействовали утверждению конституционной монархии.

Карл I одобрил все конституционные акты, что объяснялось его страхом перед толпой вооруженных лондонцев. Угрожающее поведение толпы было решающим аргументом палаты общин при проведении в жизнь важнейших актов конституционного периода революции. Конституционный конфликт не был разрешен, но к осени 1642 г. перерос в вооруженный конфликт.

В Долгом парламенте подавляющее большинство депутатов составляли дворяне. Из 511 членов палаты общин 91 депутат был послан графствами, 4 — университетами, остальные депутаты представляли города. Но в своем преобладающем большинстве и депутатами от городов были сельские джентльмены а сквайры, тесно связанные с буржуазией всей своей повседневной деятельностью в графствах то в качестве мировых судей, то в качестве королевских комиссаров, выступавших как своего рода доверенные лица буржуазии. Это новое дворянство, представлявшее интересы капиталистического развития Англии, было вполне подготовлено к тому, чтобы возглавить парламентскую борьбу против абсолютизма и захватить в свои руки бразды правления в интересах новых имущих классов.

              Три первоочередные задачи стояли перед парламентом в момент его открытия: 1) наказать главных советников короля — вдохновителей политики произвола и насилия; 2) сделать невозможным повторение подобной политики в будущем; 3) довести до конца реформацию соответственно требованиям пуритан. Пока речь шла о достижении первых двух целей, в парламенте царило полное единодушие, и ликвидация ряда учреждений феодально-абсолютистского режима была проведена с поразительной быстротой и решительностью.

              На первых же заседаниях палата общин возбудила судебное преследование против лорда Страффорда, главного вдохновителя королевского деспотизма. Через месяц вслед за Страффордом в Тауэр был заключен и архиепископ Лод. Орудия королевского произвола — судебная Звездная палата и административные советы по делам Севера и Уэльса — были уничтожены. Вместе с ними перестала функционировать и церковная Высокая комиссия. Из тюрем вышли политические заключенные, в их числе Джон Лильберн. Палата отменила патенты на монополии, а их обладателей исключила из парламента, объявила противозаконным приговор по делу Гемпдена и впредь запретила взимание какого бы то ни было налога без разрешения парламента. Наконец, 10 мая 1641 г. король был вынужден подписать закон, согласно которому парламент не мог быть распущен иначе, как по своему собственному постановлению. Таким образом, основы абсолютизма были подорваны.

              Всех этих завоеваний парламент добился только благодаря неуклонно возраставшей активности народа и прежде всего плебейских масс Лондона. Лондонские подмастерья и ученики, мелкие ремесленники, портовые рабочие и матросы своими решительными выступлениями на улицах столицы придавали смелость ораторам парламента. Не пуританское красноречие парламентских юристов, а восставший с оружием в руках народ каждый раз вынуждал короля идти на уступки парламенту. Так, в частности, случилось и с биллем об опале Страффорда, обвиненного в государственной измене и других преступлениях. Только угроза штурма королевского дворца народом вырвала у Карла согласие на этот билль. 12 мая 1641 г. при огромном стечении народа Страффорд был казнен. Этим событием завершился первый этап революции.

              Казнь Страффорда положила конец единодушию в парламенте. Для всех его членов было очевидно, что этот успех достигнут в результате выступления народных масс. Часть членов парламента насторожилась, другие резко поправели, решительно сопротивляясь дальнейшим революционным преобразованиям: развязывание революционной инициативы народных низов отнюдь не входило в их расчеты. Это наглядно обнаружилось при обсуждении билля о епископате, составленного на основе петиции 15 тыс. лондонцев об уничтожении «древа прелатства с его корнями и ветвями». Билль этот был внесен в парламент в январе 1641 г. Одним из его авторов являлся член парламента от графства Кембридж сквайр Оливер Кромвель (1599— 1658), который, как и все владельцы бывших церковных земель, был непосредственно заинтересован в доведении реформации до конца.

              Однако группа умеренных членов палаты общин резко воспротивилась биллю. «Если мы введем равенство в делах церкви, нам придется ввести равенство в делах государства», — заявил сквайр Стрейнджуэйс. Другой член палаты — Эдмунд Уоллер выразился еще яснее: «Церковь и государство смешаны как вода и вино. Если путем поднятия рук и подачи в парламент петиции они добьются равенства в церковных делах, то ближайшим их требованием будет аграрный закон (т. е. раздел земель. — Ред.)». В нерушимости церковного строя он усматривал «защитный вал» собственности. Билль был отклонен. Ирландское восстание. «Великая ремонстрация»

              В октябре 1641 г. в Ирландии вспыхнуло широкое народное восстание. Оно явилось результатом колонизаторской политики, проводившейся в Ирландии английскими лендлордами в течение столетий.

              Захват земель ирландских кланов, национальное, политическое и религиозное угнетение ирландцев приняли особенно жестокие формы в 30-х годах XVII в., во время наместничества Страффорда. Даже убийство ирландца англичанином каралось лишь незначительным штрафом. Из революционных событий 1640—1641 гг. происходивших в Англии, ирландцы сделали свои выводы. Организовав под руководством клановой знати и католического духовенства конфедерацию, они добивались полного изгнания чужеземцев и превращения Ирландии в независимую страну.

Информация о работе Агностицизм. Виды агностицизма