Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 12:31, курсовая работа
Целью моей работы является: на основе военных действий на территории Афганистана проанализировать сложившуюся ситуацию в 1979-1989 годах, в контексте того, как афганская война повлияла на страну .
Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Причины Советско-афганской войны……………………………...….6
1.1 История отношений России и Афганистана………………………………..6
1.2 Советско-афганские отношения в 1978-1979 годах……………………….14
1.3 Ввод советских войск в Афганистан………………………………….……22
1.4Реакция мирового сообщества на ввод советских войск в Афганистан……………………………………………………………………….27
Глава 2. Ход войны……………………………………………………………....29
2.1 Характеристика исламской оппозиции Афганистана……………………..29
2.2 Характеристика Ограниченного контингента советских войск (ОКСВ)...38
2.3 Боевые действия……………………………………………………………..40
Глава 3. Вывод советских войск из Афганистана. Итоги, значение
и последствия Советско-афганской войны……………………………………48
Заключение…………………………………………………………….…………52
Список источников и литературы………………………………………………56
Ввод советских войск был воспринят мирными жителями вначале вполне доброжелательно. Однако были и эксцессы – некоторые из отставших машин подвергались обстрелам.
Операция по вводу советских войск в Афганистан – блеск советского стратегического планирования и управления. Она наглядно продемонстрировала, что в локальных войнах четкое планирование и быстрота действий – залог успеха.
1.4 Реакция мирового сообщества на ввод советских войск в Афганистан
Какова же была реакция на ввод советских войск в Афганистан других государств?
6 января президент США Картер, выступая по телевидению, заявил, что оккупация Афганистана представляет собой «угрозу миру во всем мире», и озвучил санкции, вводимые против СССР.
В том числе:
- ограничение продажи зерна (8 млн. тонн, уже проданных — вместо 25 млн. тонн, предусмотренных соглашением, впрочем, эта санкция сильнее ударила по американским фермерам, чем по СССР, что способствовало падению авторитета Картера в США);
- прекращение продажи высокоразвитой технологии; сокращение советской квоты вылова рыбы в американских водах с 350 до 75 тысяч тонн;
- сокращение посадочных прав самолетам «Аэрофлота» на аэродромах США;
- отказ от открытия американского консульства в Киеве и запрещение открытия советского консульства в Нью-Йорке;
- двустороннее сокращение дипломатического персонала в американском посольстве в Москве и советском в Вашингтоне;
- отмена различных советско-американских переговоров и мероприятий, в том числе: взаимные консультации по вопросам сельского хозяйства и здравоохранения, переговоры о торговых организациях и гражданской авиации, культурный обмен.
Сенат США отказался ратифицировать договор об ограничении стратегических ядерных вооружений (ОСВ-2), подписанный предыдущей весной советским лидером Л.И. Брежневым и американским президентом Дж. Картером.
Американские спортсмены (и ряда других государств) отказались участвовать в летних Олимпийских играх 1980 года в Москве.
10 января премьер-министр Австралии Фрезер объявил о санкциях против Советского Союза, в частности, об отмене двухсторонних визитов, отмене программ в области культуры, отказе от совместных научных проектов и от организации прямого воздушного сообщения Австралия — СССР.
15 января австралийское правительство предложило Соединенным Штатам свои военно-морские силы для охраны морских путей в Индийском океане и в западной части Тихого океана, а также использование своих военно-морских баз в районе Перта и на Кокосовых островах.
18 января британское правительство приняло решение о приостановке кредитов в сумме 950 млн. фунтов, предоставленных в свое время Советскому Союзу.
Ввод советских войск, так или иначе, осудили Индия, Пакистан, Япония, Франция, Иран, Ирак, Китай, Судан, Саудовская Аравия, Марокко, Малайзия, Египет, Югославия, другие страны и некоторые зарубежные коммунистические партии. В поддержку Советского Союза выступили 18 стран, его явные союзники: Болгария, Монголия, Куба, сам Афганистан, Украина, Белоруссия и другие.[33]
Глава 2. Ход войны
2.1 Характеристика исламской оппозиции Афганистана
В Афганистане была создана организация «Мусульманская молодежь». Она проповедовала исламское фундаменталистское течение, которое восприняло у арабских «Братьев-мусульман» не только их идеи, но и формы идеологической и политической борьбы, вплоть до политического террора.
Но было бы неправильно утверждать, что исламское фундаменталистское течение в Афганистане ограничивалось деятельностью «Мусульманской молодежи». В стране были и другие центры притяжения последователей исламского фундаментализма.
В короткое время было создано два основных центра фундаменталистских организаций — Исламская партия Афганистана (ИПА) под руководством Г. Хекматьяра и Исламское общество Афганистана (ИОА) под руководством Б. Раббани. Эти организации фактически поглотили организацию «Мусульманская молодежь», которая прекратила свое существование в 1975 г.
Объединение исламской оппозиции
Была предпринята попытка объединения этих организаций в единый альянс — Движение исламской революции Афганистана, который, однако, быстро распался, в частности, из-за фанатичной приверженности к групповщине и противоречий между ними. Позднее вся пятерка объединилась в Союз исламского единства Афганистана. Но и этот альянс вскоре прекратил свое существование[34].
Накануне планировавшейся в связи с вводом в Афганистан советских войск встречи министров иностранных дел стран — членов Организации исламской конференции руководители организации афганской оппозиции понимали, что как рядовые участники их отрядов, так и союзники, в частности Пакистан, ожидают от них шагов по сплочению или хотя бы внешнему объединению.
В декабре того же года альянс окончательно распался. К июню 1981 г. эти переговоры завершились созданием Исламского союза моджахедов Афганистана (ИСМА). В него вошли все шесть организаций. 25 июня 1981 г. были выполнены все формальности, закрепляющие создание союза: богослужение в мечети Махабат в Пешаваре, клятва на Коране, принятие Хартии единства союза, устава союза. Но сборище в мечети было первой и последней встречей лидеров шести организаций. В августе 1981 г. на заседание союза не явился С. А. Гилани, вслед за ним без объяснений причин «выехал за границу» М. Наби Махаммади, а затем вышел из союза (опять-таки без каких-либо публичных объяснений) С. Моджаддиди, т. е. все три лидера традиционалистских НИФА, ДИРА и НФСА.[35]
Лидеры ИПА, ИОА и ИПА (Ю. Халеса) совершили сложный организационный трюк: во-первых, они согласились на создание еще одной фундаменталистской организации — Исламского союза освобождения Афганистана (ИСОА) во главе с бывшим своим коллегой по «Исламской молодежи» Абдуррасулом Сайяфом, во-вторых, сумели отколоть от вышедших из союза ДИРА и НФСА часть их членов и на этой основе создать новые три организации. В марте 1982 г. было объявлено, что ИСМА состоит теперь из семи организаций:
1. Исламская партия Афганистана (ИПА), амир Г. Хекматьяр.
2. Исламская партия Афганистана (ИПА), лидер Ю. Халес.
3. Исламское общество Афганистана (ИОА), амир Б. Раббани.
4. Движение исламской революции Афганистана (ДИРА), лидер Мансур.
5. Движение исламской революции Афганистана (ДИРА), лидер Музин.
6. Национальным фронт спасения Афганистана (НФСА) во главе с М. Миром.
7. Исламский союз освобождения Афганистана (ИСОА) во главе с А. Сайяфом.[36]
Так возник первый вариант «союза семи», или ИСМА-7.
Состав исламской вооруженной оппозиции
Религиозный, политический, социальный, национально-этнический состав вооруженной оппозиции был разнороден, что отражало сложившуюся к концу 1970-х годов структуру афганского общества. Для нее были характерны низкий уровень производительных сил, неравномерность социального и экономического развития, сильное влияние исламской религии, национально-этническая рознь, живучесть остатков феодальных и даже дофеодальных общественных отношений, сохранение влияния традиционных лидеров — помещиков, ханов, маликов, сардаров, улемов, хазратов, пиров, мулл. Этим и объясняется, почему оппозиция национально-демократическому строю не составляла единого потока, не отражала идентичные или хотя бы близкие социальные и политические интересы.
Суннитская и шиитская исламская оппозиция
В зависимости от того, к какому из двух основных течений в исламе — суннизму или шиизму принадлежит афганская исламская оппозиция, она распадается на два отряда: оппозицию суннитскую и шиитскую. Суннитское направление в Афганистане преобладающее (из 98% населения, исповедующего ислам, примерно 84% сунниты и 15% —шииты). Ислам суннитского направления ханифитского толка до Апрельской революции был государственной религией страны. Его исповедуют пуштуны, узбеки, туркмены, белуджи, большая часть таджиков и другие народности. На руководящих государственных постах могли находиться только сунниты, чиновничество и офицерский состав были суннитскими, высшее образование в стране могли получить, за редкими исключениями, только сунниты. Даже богословский факультет Кабульского университета готовил кадры теологов только суннитского направления.[37]
Шиизм, который исповедуют хазарейцы, горные таджики и кизылбаши, находился на положении второстепенного, чуть ли не еретического направления в исламе. Были запрещены некоторые шиитские обряды, шииты всячески третировались и подвергались религиозной и иной дискриминации со стороны государственных властей, суннитских улемов и мулл, со стороны рядовой массы суннитов. Если сопоставить отряды суннитской оппозиции с оппозицией шиитской, то можно выделить ряд характерных для каждого из этих отрядов особенностей.[38]
Оппозиция, обосновавшаяся в Пакистане, полностью суннитская, все оппозиционные организации с центрами в Иране — шиитские. Декларативные заявления различных отрядов исламской оппозиции об их якобы общеисламском характере движения или отдельных организаций не имеют под собой каких-либо оснований. Лидеры суннитской оппозиции, как правило, получали религиозную подготовку в Египте, иногда — в Саудовской Аравии или Пакистане. Большая их часть в той или иной степени восприняла реформаторские идеи арабских «Братьев-мусульман». Руководители же шиитской оппозиции ориентировались на иранские (Кум, Мешхед) или иракские (Кербела, Неджеф) шиитские религиозные центры.
Суннитская оппозиция пыталась действовать на территории всей страны, ставя перед собой задачу захвата власти и создания в Афганистане исламского государства во главе со своими лидерами. Шиитская действовала в районах с шиитским населением: в основном в Герате и Гератской провинции, в Хазараджате, отчасти — в провинциях Балх, Фарах и Нимруз. Отдельные шиитские организации действовали в Кабуле. Она не претендовала на единоличный захват власти в стране, понимая нереальность этого и рассчитывая на долю участия в будущем предполагаемом дележе власти в Афганистане или на создание там каких-либо шиитских автономных образований, районов. Шиитская оппозиция находилась в подчинении и на содержании шиитского Ирана, следует его доктрине экспорта исламской революции в Афганистан, признает Хомейни своим религиозным и политическим вождем.[39]
Фундаменталистская и традиционалистская исламская оппозиция
Исламская оппозиция, если подходить к ней с точки зрения трактовки положений Корана и сунны, состоит из двух отрядов: фундаменталистского и традиционалистского.
В рядах традиционалистов объединились представители правящей элиты времен монархии, высших эшелонов прежних госаппаратов, крупной феодальной буржуазии, бывшего генералитета, пуштунской родоплеменной знати, видные улемы, шейхи, пиры и хазраты. Традиционалисты активно использовали исламскую риторику, декларируя необходимость создания исламского государства, но вкладывали в это понятие иной, нежели фундаменталисты смысл. В исламском государстве традиционалистские лидеры отводят исламу и мусульманским богословам ведущую роль в идейно-политическом обеспечении деятельности в принципе светского режима, который обязан руководствоваться положениями ислама при наставнической роли традиционной мусульманской элиты. Традиционалистская оппозиция в силу своей обращенности в прошлое, своих социальных корней не выдвинула никаких сколько-нибудь новых или оригинальных, светских или религиозных концепций государства, отвечающих происшедшим в афганском обществе изменениям.[40]
Фундаменталистские организации
Появление конкурентов заставило фундаменталистов, и в первую очередь ИПА и ИОА, начать борьбу против политических нуворишей. В результате фундаменталистам удалось утвердить свое влияние среди афганской эмиграции в качестве основной ударной силы оппозиции. ИПА и ИОА – самые влиятельные партии в оппозиции.[41]
1. Исламская партия Афганистана (ИПА)
Партия возникла на базе организации «Мусульманская молодежь» — единственная оппозиционная организация, именующая себя партией (все остальные называли себя обществами, фронтами, движениями). ИПА, имея черты политической партии, строила свою деятельность на принципах военной организации.
Основной целью партии и «единственным путем разрешения всех проблем и трудностей человечества» являлось «установление спасительного исламского строя», содействие «распространению во всем мире учения ислама и Аллаха». Так говорилось в её программе. Она изобиловала радужными обещаниями практически всем афганцам: борьбу со взяточничеством, «неисламским обогащением» чиновников, за улучшение обращения с «несчастными и беззащитными» заключенными в тюрьмах.
Программа ИПА была пронизана духом воинствующего ислама.
Организационные принципы ИПА в целом были идентичны структуре других исламских фундаменталистских организаций (афганское ИОА, пакистанское «Джамаат-и-Ислами», арабские «Братья-мусульмане»). Высшим руководящим органом организации являлся Центральный совет (шура), который возглавлял лидер партии (амир).
Исполнительный комитет ИПА состоял из руководителей функциональных комитетов, основными из которых являлись: военный, финансовый, административный, юридический, плановый, по вопросам культуры, образования, здравоохранения, беженцев. Через эти комитеты исполком руководил деятельностью соответствующих исламских провинциальных комитетов на территории ДРА, а через провинциальные комитеты — деятельностью уездных, волостных и деревенских исламских комитетов. Военный комитет руководил военными действиями на территории Афганистана.[42]
2. Исламское общество Афганистана (ИОА)
Данная организация возникла, как и ИПА, на основе «Мусульманской молодежи». Программа и устав ИОА аналогичны, а в некоторых частях идентичны соответствующим документам ИПА.
Вооруженные действия отряды ИОА вели главным образом в северных провинциях: Герате, Бадгисе, Фарьябе, Джаузджане, Балхе, Самангане, Кундузе, Тахаре, Баглане, Бадахшане, а также Панджшерской долине. Массовой базой вооруженных отрядов ИОА в сельских местностях являлось крестьянство. Структура ИОА идентична с ИПА.[43]