Адаптация этнических казахов

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 07:55, реферат

Краткое описание

С распадом Советского Союза все союзные республики стали суверенными, отдельными государствами, но суверенитет в свою очередь принес и разрыв производственно-хозяйственных связей некогда единого производственного комплекса Союза. Это привело к остановке заводов, фабрик и тому следствие безработица, недостаток товаров народного потребления, отдельных продуктов питания, все это подтолкнуло население к стихийному миграционному движению.

Файлы: 1 файл

адаптация этнических казахов.doc

— 46.00 Кб (Скачать)

     С распадом Советского Союза все союзные  республики стали суверенными, отдельными государствами, но суверенитет в  свою очередь принес и разрыв производственно-хозяйственных  связей некогда единого производственного  комплекса Союза. Это привело  к остановке заводов, фабрик и тому следствие безработица, недостаток товаров народного потребления, отдельных продуктов питания, все это подтолкнуло население к стихийному миграционному движению. Каждый искал свой путь выживания, одни подались на историческую родину, другие в поисках работы переселялись в другие области, в другие государства началось великое перемещение народов во всем постсоветском пространстве.

     За  годы независимости Казахстана, участниками  миграционных процессов оказались  около четверти населения, т.е. это население практически не участвовало в производстве материальных благ, а только потребляло. Как видите, масштабы миграционных процессов в Казахстане огромные и их влияние на политическую и социально-экономическую ситуацию в стране ощутимое, притом, что республика уже сейчас испытывает давление иммиграционных потоков. 
В этой связи, с первых лет независимости, вопросы регулирования миграционных процессов оказались одним из важных направлений государственной политики.

     Основу  миграционной политики Казахстана составляют:

     - Конституция Республики Казахстан,  закрепившая право граждан на  свободное передвижение и выбор  места жительства, права и обязанности  иностранных граждан и лиц  без гражданства;

     - ряд нормативных правовых актов  по регулированию миграционных  процессов, принятые в 1993-1995 годы;

     - Закон "О миграции населения", принятый в 1997 году;

     - Концепции миграционной политики  Республики Казахстан на 2001-2007 и  2007-2015 годы.

     С момента принятия в 1997 году действующий  Закон "О миграции населения" трижды претерпел законодательные поправки, – сообщил во вступительном слове председатель Консультативного совета по вопросам миграции и связям с соотечественниками при Мажилисе Уалихан Калижанов. – О необходимости принятия нового Закона говорил и Глава государства. 28 августа 2007 года его Указом утверждена Концепция миграционной политики на 2007 – 2015 годы, в целях реализации которой разработан обсуждаемый законопроект. 
Свои предложения в проект внес и руководитель депутатской группы "Жаңа Қазақстан" Кайрат Садвакасов, которые были выработаны еще в мае 2009 года в Мажилисе по итогам круглого стола "Современные задачи миграционной политики". Депутат считает, что предлагаемые им поправки найдут свое отражение в новом проекте Закона.

     Касаются  они присвоения статуса оралмана, выделения дополнительных льгот и компенсаций для этнических казахов, прибывающих не по квоте, а самостоятельно, предусмотрев для них перемещение их имущества через границу без взимания таможенных платежей, а также государственной поддержки частных предпринимателей из числа этнических казахов, прибывающих с целью постоянного проживания в республике.

     Благодаря проводимой целенаправленной миграционной политике, миграционные процессы к  началу нынешнего столетия стабилизировались. 
В рамках реализации Концепции миграционной политики Республики Казахстан на 2001-2007 годы было достигнуто, ежегодное увеличение этнических иммигрантов в рамках квоты иммиграции оралманов, утверждаемой Указом Президента Республики Казахстан.
 
 

       

     Рисунок 1. Количество прибывших этнических казахов  

     По  состоянию на 1 января 2011 года в Казахстане проживают 240 709 семей или 789 339 этнических казахов. Все переселившиеся получили соответственную государственную помощь, установленную законодательством Республики Казахстан.

     Начиная с 1993 года, переселение этнических мигрантов регулируется установлением квоты иммиграции. В демографическом отношении более половины (54,1 %) прибывших оралманов – лица трудоспособного возраста. На долю детей до 18 лет приходится 41,2 % и пенсионеров – около 5% от общей численности оралманов. В основном семьи оралманов многодетные, что оказало позитивное влияние на демографическую ситуацию страны, способствовало росту численности населения, пополнению трудовых ресурсов. В соответствии с данными переписи населения в 2009 году на 1 января 2010 года численность населения Казахстана составила 16 миллионов 196,8 тысяч человек. За межпереписной период с 1999 года численность населения увеличилась на 1 миллион 22,9 тысяч человек, где соответствующая часть прироста обеспечена прибытием оралманов.

     В период с 1991 по 2009 год республика приняла  более 1 млн. этнических иммигрантов, которые  в первоочередном порядке получили разрешение на постоянное проживание и приобретение гражданства Республики Казахстан. 
Им оказывается финансовая поддержка за счет государственного бюджета в виде выплаты единовременного пособия, возмещения транспортных расходов за проезд и провоз имущества, выделения средств на приобретение жилья, первоочередная поддержка в трудоустройстве. На оказание социальной помощи оралманам за счет средств республиканского бюджета ежегодно предусматривается в среднем свыше 17 млрд. тенге.

     Для выявления реального уровня адаптации  и с целью получения адекватной информации, проводился опрос представителей населения тех территорий, где сегодня проживают оралманы, всего приняли участие в опросе 50 респондента.

     На  вопрос анкеты: как вы относитесь к  оралманам, были получены ответы, представленные на рисунке 2. Следует отметить неоднозначное отношение к оралманам жителей города Рудного. Именно здесь получился наибольший разброс во мнениях и число респондентов, относящихся хорошо или терпимо к данным представителям примерно равно количеству тех, кто относится с безразличием или плохо .

       

     Рисунок 2. Отношение населения к этническим казахам (оралманам) 

     На  вопрос, с какими проблемами сталкиваются, по Вашему мнению, этнические казахи 
 
 
 
 

     Этнические  иммигранты до получения статуса  иммигранта для проживания могут  воспользоваться услугами центров временного размещения и центров адаптации и интеграции, где они получают бесплатные адаптационные услуги (изучение казахского и русского языков, правовые консультации, обучение восстребованным профессиям, повышение квалификации и переобучение). 
В 2009 году Центры адаптации и интеграции оралманов в гг.Караганда, Шымкент и с.Аксукент Южно-Казахстанской области посетили 230 семей в составе 645 человек. Из них 363 человека получили правовую консультацию, 341 человек обучались языкам, профессиональную подготовку прошли 159, переподготовку – 83 и трудоустроены 44 человек.

     В целях проведения дальнейшей политики по успешной адаптации оралманов, в  марте 2010 года завершено строительство  типового Центра адаптации в г. Актау  Мангистауской области, который отвечает всем современным требованиям по организации представления адаптационных услуг. 
Для создания благоприятных условий переселения с одновременным учетом интересов государства в регулировании миграционных процессов, реализуется разработанная и принятая в соответствии с поручением Главы государства Программа "Нұрлы көш". Главной задачей Программы является рациональное расселение на добровольной основе этнических казахов, соотечественников, проживающих за рубежом, и граждан Казахстана, проживающих в неблагоприятных регионах страны в интересах демографического и социально-экономического развития регионов и реализации потенциала участников Проекта. 
Данная Программа предусматривает определение зон расселения в соответствии с действующими программными документами, принятие комплекса социально-экономических и организационных мер, стимулирующих расселение и обеспечивающих адаптацию и интеграцию участников Программы "Нұрлы көш" в соответствующих зонах расселения, разработку механизмов кредитования строительства или покупку жилья, дифференцированных по составу участников Программы и зон расселения.

     Решение об участии, выбор места проживания и работы в зонах расселения участником Программы осуществляется на добровольной основе. При этом численность этнических казахов, привлекаемых в качестве участников Программы, будет определяться в рамках ежегодной квоты оралманов. Численность соотечественников – участников Программы – будет включена в квоту привлечения иностранной рабочей силы.

     Численность граждан Казахстана, проживающих в неблагополучных территориях страны, будет определяться на основе квоты для внутренних мигрантов, которая будет формироваться исходя из потребностей зон расселения на основе спроса работодателей на конкретные виды специальностей и с учетом реализации прорывных проектов.

     В принятой Программе для каждой из вышеуказанных категорий предусматривается  определенная социальная поддержка. 
В отличие от существовавшей социальной поддержки оралманов, участники Программы и члены их семей получат право на социальную поддержку, дифференцированную по категориям участников Программы и зонам расселения. 
Социальная поддержка включает для:

     1) этнических иммигрантов:

     - приоритетное включение в квоту  иммиграции оралманов, имеющих  соответствующее образование, квалификацию и опыт работы в том или ином секторе экономики;

     - бесплатное предоставление адаптационных  услуг (за счет средств республиканского  бюджета);

     - выплату единовременного пособия,  возмещение расходов по проезду  и провозу имущества (за счет  средств республиканского бюджета) дифференцированного по осям расселения.

     Для определения размеров единовременного  пособия будут установлены поправочные  коэффициенты (для макрозон Северной оси – 2,0; Центральной – 1,0; Южной  – 1,7);

     2) граждан Казахстана, проживающих в неблагополучных районах страны: 
профессиональную подготовку и переподготовку (за счет средств местных бюджетов);

     3) бывших граждан Казахстана –  соотечественников: 
- предоставление права на постоянное проживание и приобретение гражданства Республики Казахстан.

     Для всех участников Программы предусматриваются  равные условия по обеспечению жильем. Строительство жилья осуществляется на средства республиканского бюджета, которое дается местным исполнительным органам и СПК. Через АО "ЖССБК" предоставляется оралманам кредит на приобретения жилья в размере 4,5% годовых. При строительстве жилья используются трудовые ресурсы самих оралманов, которое, в конечном итоге дает снизить кв.м жилья до 350 долларов США.

     Для обеспечения своевременности погашения  кредита, оралманы будут трудоустроены. В необходимых случаях выделяются кредиты по низким процентным ставкам на введения личного хозяйства, на открытия коммерческих дел.

     Также, предусмотрены обучения и повышения  квалификации оралманов в рамках проектов "Дорожной карты".

     Принятые  меры позволят улучшить социально-психологическое  состояние наших соотечественников  и их быстрейшую адаптацию и интеграцию в казахстанское общество.

Информация о работе Адаптация этнических казахов