Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 07:55, реферат
С распадом Советского Союза все союзные республики стали суверенными, отдельными государствами, но суверенитет в свою очередь принес и разрыв производственно-хозяйственных связей некогда единого производственного комплекса Союза. Это привело к остановке заводов, фабрик и тому следствие безработица, недостаток товаров народного потребления, отдельных продуктов питания, все это подтолкнуло население к стихийному миграционному движению.
С
распадом Советского Союза все союзные
республики стали суверенными, отдельными
государствами, но суверенитет в
свою очередь принес и разрыв производственно-хозяйственных
связей некогда единого
За
годы независимости Казахстана, участниками
миграционных процессов оказались
около четверти населения, т.е. это население
практически не участвовало в производстве
материальных благ, а только потребляло.
Как видите, масштабы миграционных процессов
в Казахстане огромные и их влияние на
политическую и социально-экономическую
ситуацию в стране ощутимое, притом, что
республика уже сейчас испытывает давление
иммиграционных потоков.
В этой связи, с первых лет независимости,
вопросы регулирования миграционных процессов
оказались одним из важных направлений
государственной политики.
Основу миграционной политики Казахстана составляют:
-
Конституция Республики
-
ряд нормативных правовых
- Закон "О миграции населения", принятый в 1997 году;
-
Концепции миграционной
С
момента принятия в 1997 году действующий
Закон "О миграции населения" трижды
претерпел законодательные поправки,
– сообщил во вступительном слове председатель
Консультативного совета по вопросам
миграции и связям с соотечественниками
при Мажилисе Уалихан Калижанов. – О необходимости
принятия нового Закона говорил и Глава
государства. 28 августа 2007 года его Указом
утверждена Концепция миграционной политики
на 2007 – 2015 годы, в целях реализации которой
разработан обсуждаемый законопроект.
Свои предложения в проект внес и руководитель
депутатской группы "Жаңа Қазақстан"
Кайрат Садвакасов, которые были выработаны
еще в мае 2009 года в Мажилисе по итогам
круглого стола "Современные задачи
миграционной политики". Депутат считает,
что предлагаемые им поправки найдут свое
отражение в новом проекте Закона.
Касаются они присвоения статуса оралмана, выделения дополнительных льгот и компенсаций для этнических казахов, прибывающих не по квоте, а самостоятельно, предусмотрев для них перемещение их имущества через границу без взимания таможенных платежей, а также государственной поддержки частных предпринимателей из числа этнических казахов, прибывающих с целью постоянного проживания в республике.
Благодаря
проводимой целенаправленной миграционной
политике, миграционные процессы к
началу нынешнего столетия стабилизировались.
В рамках реализации Концепции миграционной
политики Республики Казахстан на 2001-2007
годы было достигнуто, ежегодное увеличение
этнических иммигрантов в рамках квоты
иммиграции оралманов, утверждаемой Указом
Президента Республики Казахстан.
Рисунок
1. Количество прибывших этнических казахов
По состоянию на 1 января 2011 года в Казахстане проживают 240 709 семей или 789 339 этнических казахов. Все переселившиеся получили соответственную государственную помощь, установленную законодательством Республики Казахстан.
Начиная с 1993 года, переселение этнических мигрантов регулируется установлением квоты иммиграции. В демографическом отношении более половины (54,1 %) прибывших оралманов – лица трудоспособного возраста. На долю детей до 18 лет приходится 41,2 % и пенсионеров – около 5% от общей численности оралманов. В основном семьи оралманов многодетные, что оказало позитивное влияние на демографическую ситуацию страны, способствовало росту численности населения, пополнению трудовых ресурсов. В соответствии с данными переписи населения в 2009 году на 1 января 2010 года численность населения Казахстана составила 16 миллионов 196,8 тысяч человек. За межпереписной период с 1999 года численность населения увеличилась на 1 миллион 22,9 тысяч человек, где соответствующая часть прироста обеспечена прибытием оралманов.
В
период с 1991 по 2009 год республика приняла
более 1 млн. этнических иммигрантов, которые
в первоочередном порядке получили
разрешение на постоянное проживание
и приобретение гражданства Республики
Казахстан.
Им оказывается финансовая поддержка
за счет государственного бюджета в виде
выплаты единовременного пособия, возмещения
транспортных расходов за проезд и провоз
имущества, выделения средств на приобретение
жилья, первоочередная поддержка в трудоустройстве.
На оказание социальной помощи оралманам
за счет средств республиканского бюджета
ежегодно предусматривается в среднем
свыше 17 млрд. тенге.
Для выявления реального уровня адаптации и с целью получения адекватной информации, проводился опрос представителей населения тех территорий, где сегодня проживают оралманы, всего приняли участие в опросе 50 респондента.
На вопрос анкеты: как вы относитесь к оралманам, были получены ответы, представленные на рисунке 2. Следует отметить неоднозначное отношение к оралманам жителей города Рудного. Именно здесь получился наибольший разброс во мнениях и число респондентов, относящихся хорошо или терпимо к данным представителям примерно равно количеству тех, кто относится с безразличием или плохо .
Рисунок
2. Отношение населения к этническим казахам
(оралманам)
На
вопрос, с какими проблемами сталкиваются,
по Вашему мнению, этнические казахи
Этнические
иммигранты до получения статуса
иммигранта для проживания могут
воспользоваться услугами центров временного
размещения и центров адаптации и интеграции,
где они получают бесплатные адаптационные
услуги (изучение казахского и русского
языков, правовые консультации, обучение
восстребованным профессиям, повышение
квалификации и переобучение).
В 2009 году Центры адаптации и интеграции
оралманов в гг.Караганда, Шымкент и с.Аксукент
Южно-Казахстанской области посетили
230 семей в составе 645 человек. Из них 363
человека получили правовую консультацию,
341 человек обучались языкам, профессиональную
подготовку прошли 159, переподготовку
– 83 и трудоустроены 44 человек.
В
целях проведения дальнейшей политики
по успешной адаптации оралманов, в
марте 2010 года завершено строительство
типового Центра адаптации в г. Актау
Мангистауской области, который отвечает
всем современным требованиям по организации
представления адаптационных услуг.
Для создания благоприятных условий переселения
с одновременным учетом интересов государства
в регулировании миграционных процессов,
реализуется разработанная и принятая
в соответствии с поручением Главы государства
Программа "Нұрлы көш". Главной задачей
Программы является рациональное расселение
на добровольной основе этнических казахов,
соотечественников, проживающих за рубежом,
и граждан Казахстана, проживающих в неблагоприятных
регионах страны в интересах демографического
и социально-экономического развития
регионов и реализации потенциала участников
Проекта.
Данная Программа предусматривает определение
зон расселения в соответствии с действующими
программными документами, принятие комплекса
социально-экономических и организационных
мер, стимулирующих расселение и обеспечивающих
адаптацию и интеграцию участников Программы
"Нұрлы көш" в соответствующих зонах
расселения, разработку механизмов кредитования
строительства или покупку жилья, дифференцированных
по составу участников Программы и зон
расселения.
Решение об участии, выбор места проживания и работы в зонах расселения участником Программы осуществляется на добровольной основе. При этом численность этнических казахов, привлекаемых в качестве участников Программы, будет определяться в рамках ежегодной квоты оралманов. Численность соотечественников – участников Программы – будет включена в квоту привлечения иностранной рабочей силы.
Численность граждан Казахстана, проживающих в неблагополучных территориях страны, будет определяться на основе квоты для внутренних мигрантов, которая будет формироваться исходя из потребностей зон расселения на основе спроса работодателей на конкретные виды специальностей и с учетом реализации прорывных проектов.
В
принятой Программе для каждой из
вышеуказанных категорий
В отличие от существовавшей социальной
поддержки оралманов, участники Программы
и члены их семей получат право на социальную
поддержку, дифференцированную по категориям
участников Программы и зонам расселения.
Социальная поддержка включает для:
1) этнических иммигрантов:
-
приоритетное включение в
-
бесплатное предоставление
-
выплату единовременного
Для
определения размеров единовременного
пособия будут установлены
2)
граждан Казахстана, проживающих в
неблагополучных районах страны:
профессиональную подготовку и переподготовку
(за счет средств местных бюджетов);
3)
бывших граждан Казахстана –
соотечественников:
- предоставление права на постоянное
проживание и приобретение гражданства
Республики Казахстан.
Для
всех участников Программы предусматриваются
равные условия по обеспечению жильем.
Строительство жилья
Для
обеспечения своевременности
Также, предусмотрены обучения и повышения квалификации оралманов в рамках проектов "Дорожной карты".
Принятые
меры позволят улучшить социально-психологическое
состояние наших