Производство стекла в Забайкалье

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 09:28, дипломная работа

Краткое описание

Каждый год страна выпускает сотни миллионов квадратных метров оконного стекла. Мало того, из стекла научились делать прочные трубы, стекловолокно, стеклопластик, бронестекло, пустотельные строительные блоки, сложную, термостойкую лабораторную посуду. Стекло успешно конкурирует с металлом. Это очень перспективный материал в самых различных отраслях народного хозяйства.
Стекло, без которого в настоящее время нельзя обойтись почти ни в одной области человеческой жизни и деятельности, было получено свыше пяти тысяч лет назад. Древнейшие образцы изделий из стекла, дошедшие до нас - египетского происхождения. На Руси производство художественных изделий из стекла (мозаики, посуды, браслетов) существовало с начала XI столетия.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретический аспект получения стекла и историческое происхождение понятия «стекло».
1.1.Производство и типы стекла…………………………………………………11
1.2.Химические и физические свойства стекла…………………………………14
1.3. Производство стекла в Забайкалье…………………………………………19
1.3.1.Запуск стекольного завода в Забайкальском крае………………………...19
1.3.2.Кварцевый песок – основное сырье Первомайского стекольного
Завода………………………………………………………………………………22
1.4.Эксперимент «Получение стекла». Выводы………………………………...24
Глава II Организационные формы процесса обучения в современной
Школе.
2.1. Характеристика основных организационных форм обучения в
современной России………………………………………………………………32
2.2. Внеклассная работа учащихся при изучении школьного курса
химии………………………………………………………………………………37
Заключение………………………………………………………………………...60
Литература…………………………………………………………………………62

Файлы: 1 файл

стекло.изм.docx

— 1.18 Мб (Скачать)

Надо внимательно продумать  форму химического вечера. Это  может быть демонстрация опытов с  объяснениями, поставленный сценарий, включающий отдельные сцены, стихотворения, рассказы - задачи, викторину. Но главное, чего не следует упускать из виду, между отдельными выступлениями должна существовать внутренняя смысловая связь, иначе программа будет тематической лишь формально. Оформление вечера дополнительно раскрывает тему. На любом тематическом вечере нужно отводить место искусству, и во внешнем оформлении, и в самой программе. Когда материал собран программа с учетом времени на различные ее части. Общая продолжительность вечера может быть от 1 до 2 часов. Если программа занимает около 2 часов, рекомендуется предусмотреть антракт.

Важно, чтобы начало вечера было живым, интересным. Это позволяет  завоевать внимание зрителей.

Тематика школьных химических вечеров может быть самой разнообразной. Важно, чтобы их подготовка и проведение способствовали тому, чтобы учащиеся познакомились с интересным внепрограммным материалом, чтобы они более глубоко заинтересовались химией.

По содержанию вечера можно  классифицировать следующим образом:

1) по итогам изучения  программных тем курса химии

2) на различные общехимические  темы (например, "Химия вокруг  нас", "Химия и природа", "Наши друзья полимеры")

3) вечера по истории  химии, посвященные жизни и  деятельности выдающихся ученых - химиков, знаменитыми датами "химического  календаря"

4) межпредметные вечера ( физико- химических, химико- биологические).

Естественно, что характеристика вечеров отнюдь не исчерпывается их содержанием. Важнейшее значение имеют способы подачи материала, их дифференциация в соответствии с уровнем подготовки, педагогическими целями, которым должно быть подчинено проведение химического вечера. Все это составляет подготовки и проведения вечеров. Основные цели любого химического вечера в школе следующие:

1) привлечь внимание и  возбудить интерес к химии  у возможно большего числа  учащихся

2) стимулировать любознательность  учащихся в некоторых сравнительно  узких направлениях химической  науки

3) расширить кругозор  учащихся.

Содержание химического  вечера должно быть подчинено какой- то определенной теме. Это необходимо для того, чтобы учащиеся, уходя с химического вечера, унесли с собой ясно очередную сумму новых знаний и понятий в области химии. Беспорядочное нагромождение занимательных опытов, не связанных воедино, не запоминаются, и, следовательно, педагогическая задача вечера не будет выполнена. Для того, чтобы вечер имел большую познавательную ценность, желательно, чтобы тема его согласовывалась с учебным планом, расширяла и углубляла знания, полученные на уроке, связывала их с окружающей жизнью. Во время беседы на уроке, учитель выясняет, какие вопросы интересуют учащихся, и предлагает им устроить вечер, на котором можно познакомиться с этими вопросами более подробно. Далее учитель вместе с активистами окончательно формулирует тему вечера, намечает план и дату его проведения.

С большим интересом проходят вечера в восьмых классах на тему "Химия в нашем быту". Разделившись на три звена, учащиеся подбирают материал и продумывают оформление своих выступлений на следующие темы: "Наш дом", "Наша пища", "Наша одежда". На сборе учащиеся первого звена рассказывают о материалах, с помощью которых строят дома, о масляных красках, обоях и пластиках. Учащиеся второго звена рассказывают о том, как делают различные материалы, искусственную шерсть, синтетический шелк, обрабатывают кожу. При этом показывают соответствующие образцы, вытягивают капроновые нити. Учащиеся из третьего звена рассказывают о том, как изготовляют наиболее важную для людей пищу: хлеб, молочные и мясные продукты, как консервируют. Вечер на эту тему может быть показан и родителям. На таком вечере его участники рассказывают о том, как и чем лучше вывести те или иные пятна, вычистить предметы домашнего обихода, как ухаживать за комнатными растениями, чем их надо подкармливать. Сообщения сопровождаются демонстрациями. К такому вечеру необходимо сделать стенды, посвященные отдельным вопросам бытовой химии, например, различные ткани, их распознавание и уход за ними, моющие средства, растворители и различные составы для выведения пятен, клеи и замазки, химические вещества, применяемые в пищевой промышленности.

Старшеклассники (9-10 классы) могут подготовить вечера из истории  химии на темы "От тьмы к свету", "История открытия элементов".

План вечера можно построить  соответственно этапам развития химической науки (11): открытия алхимиков, химия газов, электрохимия, спектральный анализ, периодический закон и радиохимия. Соответственно указанным этапам подбираются инсценировки и связывающий текст, для ведущих.

Если на химическом вечере предполагается проводить опыты  с веществами малоизвестными или  совсем не известными учащимся, то в  объявлении, которое сообщает о предстоящей  викторине, следует предложить познакомиться  со свойствами таких веществ и  дать список литературы. Опыт показывает, что в таких случаях учащиеся охотно разыскивают нужную книгу  и с интересом ждут на вечере вопросов, при ответах на которые они  сумеют проявить эрудицию.

Вечера, посвященные итогам изучения программных тем курса  химии, организуют, как правило, после  изучения определенной темы курса химии  в данном классе. На такие вечера приглашаются учащиеся только классов  работающих по одной программе.

Вечера, посвященные химии  и деятельности выдающихся ученых- химиков, знакомят учащихся с историей науки, помогают обобщить их знания, способствуют воспитанию патриотизма, на примере  замечательных людей помогает воспитать  такие важные черты, как трудолюбие, целеустремленность и другие качества, отличающие настоящего ученого.

Обычно такие вечера приурочены к юбилейным датам. Они открывают  простор для инициативы и выдумки  учащихся. Составной частью такого вечера является доклад или лекция о жизни и деятельности ученого. Однако такие лекции и доклады  не всегда пользуются успехом, и это  определяется разумеется не темой лекции, а способом подачи материала. Поэтому в лекцию можно включить не только элементы научно- содержательные, требующие от слушателей внимания, заставляющие их активно мыслить, но и элементы, оживляющие повествование. Такими моментами могут бытьмузыкальные фрагменты, отрывки из любимых литературных произведений этого ученого или фрагменты из произведений, современных данному ученому. При их исполнении, конечно достаточно квалифицированном, учащиеся не только получают эстетическое удовольствие, но и знакомятся ближе с внутренним миром ученого, получают представление о богатстве его духовной жизни. Фрагменты помогают также более живо представить себе эпоху. По сути дела, это будетуже не просто доклад или лекция, а лекция- концерт.

Как готовить лекции- концерты для юбилейных химических вечеров? Прежде всего, необходимо подобрать  учащихся, способных исполнить музыкальные  номера, читать отрывки из художественных произведений, выступать с хореографическими  номерами. Если поблизости есть музыкальная  школа или училище, то целесообразно  совместно с руководством этих детских  учреждений отобрать учащихся для исполнения самостоятельных номеров.

Подготовка художественной части отнимает много времени, но естественно, важнейшее значение имеет  содержательность его научной части. Учитель тщательно продумывает  текст лекции, в которой раскрывается творческая научная работа ученого- химика. Например, на вечере, посвященном  жизни и деятельности Д.И. Менделеева, надо показать разносторонность деятельности ученого, кроме открытия периодического закона, его вклад в развитие теории растворов, работы с газами, по применению минеральных удобрений, переработке  нефти, подземной газификации угля. Такой вечер можно закончить  выдержками из его "Заветных мыслей".

К вечеру хорошо сделать "Элементарий" в виде башни с ячейками, в которых, кроме химического символа, помещают по возможности образцы соответствующего элементу простого вещества, его руды и материалов, в получении которых  он используется. В плакате- объявлении о прелстоящем вечере можно задать такие вопросы: есть ли предел числу элементов? Просто получить чистое вещество? Какова биография бериллия? Каким способом удается довольно точно определить возраст найденных при раскопках предметов? Можно ли ожидать открытие новых элементов на других планетах?

Вечер заканчивается викториной.

Химические викторины, как  и другие виды игровых соревнований, имеют целью закрепить и углублять  знания учащихся по химии. Они в основном построены на программном материале  школьного курса химии. Однако их задача не повторять вопросов, задаваемых учителем в классе, а показать знакомый материал с новой, подчас неожиданной  стороны, вызывая этим повышенный интерес  к отдельным вопросам химии и  ко всему предмету в целом. Конечно, в викторину включают и вопросы, несколько выходящие за рамки  школьной программы. Такие вопросы, поставленные в занимательной форме, привлекают внимание учащихся, заставляют их читать дополнительную литературу. Теоретические вопросы викторины  чередуют с демонстрацией опытов. После каждого опыта ведущий  ставит перед аудиторией вопросы. Ответы на эти вопросы представляют собой  развернутый анализ каждого опыта. Чтобы такая викторина проходила  успешно, о ее содержании необходимо заранее предупредить участников. Для  этого вывешивают яркое объявление о том, когда будет проводиться  вечер с викторинами. Можно предложить разные способы проведения викторины. В маленькой аудитории викторину  удобно проводить с помощью заранее  приготовленных карточек, в каждой из которых записан один вопрос. если ученик вызвался отвечать на вопросы, ему дают первую карточку. При правильно ответе на вопрос ему предоставляется право достать вторую карточку и так далее до тех пор не окажется не по силам.

В большой аудитории такой  метод не годится, поскольку фактически ответ на вопросы викторины обдумывает только один учащийся. В этом случае предоставляется право ответить первому, поднявшему руку.

В отдельных случаях, например при проведении месячника химии  в школе, можно провести письменную викторину.

Научно- практические конференции  учащихся по химии.

Конференции учащихся как  особая форма внеурочных массовых мероприятий  имеют свои особенности, наиболее отчетливо  выступающие при сопоставлении  их с химическими вечерами. Основной элемент конференции- доклады и  сообщения учащихся. Они могут  сопровождаться демонстративным экспериментом. В отличие от вечеров конференции  проводят в строго академической  обстановке. Доклады составляют таким  образом, чтобы они могли стимулировать  дискуссию. Задача учителя- помочь докладчикам  таким образом подобрать материал и найти такую форму его  изложения, которая максимально  активизирует восприятие докладов всеми  присутствующими.

Научно-практическая конференция  учащихся - важная составная часть  в системе внеурочной работы. Содержание своих сообщений на конференции  учащиеся черпают в значительной мере из научно-популярной литературы. Для участия в конференции  целесообразно пригласить работников химических вузов.

конференции могут быть посвящены  или отдельным темам школьного  курса химии или вопросам, выходящим  за пределы школьной программы, но представляющим достаточно широкий интерес. Темой  конференции может быть история  какого-либо открытия и его дальнейшее развитие, промышленное получение какого-либо вещества и его использование  в народном хозяйстве, жизнь и  деятельность ученого.

 Возможная тематика конференции "Периодический закон и его научное значение": 1) история открытия периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева; 2) свойства химических элементов в зависимости от их положения в периодической системе; 3) принципы построения периодической системы; 4) развитие периодического закона в наши дни; 5)экспериментальные доказательства сложной структуры атома; 6) заряд ядра и порядковый номер элемента; 7) геохимия и периодический закон; 8) распространение химических элементов вне Земли.

Некоторые конференции целесообразно  проводить совместно с учителями  других дисциплин. Например, совместно  с учителем физики можно подготовить  конференции на темы: "Атомная  энергия и ее использование в  мирных целях", "Электрохимические  процессы в технике", "Использование  высоких и низких температур и  давлений в химической промышленности", "Химия и физика живого". В  подготовке последней конференции  должен принять участие и учитель  биологии. С особым успехом проходят конференции на научно-производственные темы "Химия полимеров", "Материалы  настоящего и будущего", "Развитие цветной металлургии".

Основной элемент научно-практической конференции - доклады и сообщения  учащихся. Они могут сопровождаться демонстрацией опытов и экспонатов (5).

Внеклассная  работа

"Стекло"

Цель: Создать условия  для осознания и осмысления  блока новой учебной  информации.

Задачи:

Образовательные:  формирование  знаний о составе и свойствах  стекла,  представлений о зависимости  свойств веществ  от их состава  и  строения.

Развивающие: развития  сравнивать, делать выводы о  наличии взаимосвязей  между  составом и  свойствами веществ.

Воспитательные: воспитание культуры  межличностного  общения  при  работе в  группе,  чувства  патриотизма  при  ознакомления с достижениями   российских   учёных.

Ход мероприятия

Неправо о  вещах те думают, Шувалов,

Которые Стекло чтут ниже минералов,

Приманчивым  лучом  блистающих в глаза:

Информация о работе Производство стекла в Забайкалье