Производство стекла в Забайкалье

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 09:28, дипломная работа

Краткое описание

Каждый год страна выпускает сотни миллионов квадратных метров оконного стекла. Мало того, из стекла научились делать прочные трубы, стекловолокно, стеклопластик, бронестекло, пустотельные строительные блоки, сложную, термостойкую лабораторную посуду. Стекло успешно конкурирует с металлом. Это очень перспективный материал в самых различных отраслях народного хозяйства.
Стекло, без которого в настоящее время нельзя обойтись почти ни в одной области человеческой жизни и деятельности, было получено свыше пяти тысяч лет назад. Древнейшие образцы изделий из стекла, дошедшие до нас - египетского происхождения. На Руси производство художественных изделий из стекла (мозаики, посуды, браслетов) существовало с начала XI столетия.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретический аспект получения стекла и историческое происхождение понятия «стекло».
1.1.Производство и типы стекла…………………………………………………11
1.2.Химические и физические свойства стекла…………………………………14
1.3. Производство стекла в Забайкалье…………………………………………19
1.3.1.Запуск стекольного завода в Забайкальском крае………………………...19
1.3.2.Кварцевый песок – основное сырье Первомайского стекольного
Завода………………………………………………………………………………22
1.4.Эксперимент «Получение стекла». Выводы………………………………...24
Глава II Организационные формы процесса обучения в современной
Школе.
2.1. Характеристика основных организационных форм обучения в
современной России………………………………………………………………32
2.2. Внеклассная работа учащихся при изучении школьного курса
химии………………………………………………………………………………37
Заключение………………………………………………………………………...60
Литература…………………………………………………………………………62

Файлы: 1 файл

стекло.изм.docx

— 1.18 Мб (Скачать)

Многие  педагоги  осознавали эти недостатки  классического  урока и пытались противопоставить ей идеи  индивидуализированного  обучения  и  другие нововведения, направленные на активизацию познавательной деятельности учащихся. Например, в России в 20-е годы прошедшего века проводились так называемые "безурочные занятия". Однако в 1932 г. классно-урочная система обучения была восстановлена в структуре народного образования.

В 60-х гг. урок перестает  быть единственной формой организации  учебной деятельности. В общеобразовательной  школе широкое применение находят  различные виды производственной практики, экскурсии, занятия в кружках, практикумы и другие формы обучения. В 80-е  гг. были предложены новые типы школ (например, профильного обучения или  углубленного изучения отдельных предметов), другие педагогические технологии (в  том числе концентрированного обучения), альтернативные учебные планы (в  числе которых так называемые "классы выравнивания" ) и другие, что позволило значительно расширить как само понятие урока, так и его структуру. В связи с этим в теории и практике отечественной дидактики был поставлен вопрос о необходимости разработки проблемы так называемого "современного урока", в котором находят широкое применение технические средства обучения, элементы проблемности, принцип оптимизации учебного процесса и другие. В последующем, в связи с активным развитием основных идей "педагогики сотрудничества", урок в отличие от существовавшего "воздействия", уже рассматривается как "взаимодействие" обучающих и обучаемых.

В настоящее время в  дидактической структуре урока  выделяют несколько взаимосвязанных  элементов (этапов):

    • актуализация прежних знаний и способов действий учащихся (не только их воспроизведение, но и использование в новой ситуации);
    • формирование новых понятий и способов действий посредством доведения нового учебного материала;

применение учебного материала  с целью формирования новых знаний, а также первичных навыков  и умений их применения.

Для современного урока характерна взаимосвязь всех его элементов. С этой целью на разных уровнях  усвоения используются различные методы, приемы и средства, изменяется соотношение  между его отдельными этапами - они  могут расширяться, сокращаться  или вовсе исключаться. Изменяются место и функции реализуемых  на уроках методов обучения. Так, беседа, с которой, как правило, начинается изучение нового материала, может обобщать итоги самостоятельной (внеурочной) работы учащихся. Лабораторная работа, завершавшая ранее изучение темы, становится методом, с помощью которого начинается изучение нового учебного вопроса и т.д.

В тоже время в педагогической практике средней образовательной  школы последних лет выделяются и другие подходы. В педагогической литературе они обозначаются понятием "нестандартные уроки". Уже  само их название дает достаточное  представление о целях и методике их проведения. Например, "деловые  игры" предполагают совместное решение  комплексной учебной задачи, включающей несколько тем ли учебный раздел. "Пресс-конференции" предусматривают  вопросно- ответный подход к уроку, на котором и вопросы, и ответы подготовлены самими учащимися. Аналогичный нетрадиционный подход предполагают уроки "конкурсы", "ученические консультации", "концерты", "олимпиады" и р. Это позволяет снять некоторую напряженность учащихся, стимулировать их творчество и активность в обучении, сформировать интерес к учебной дисциплине и другие.

2.2. Внеклассная работа  учащихся при изучении школьного  курса химии.

Внеклассной работе всегда уделялось пристальное внимание со стороны многих учителей, методистов и ученых. В методической литературе существует много определений внеклассной  работы. Большинство авторов считают, что внеклассная работа - учебно воспитательный процесс, реализуемый во внеурочное время сверх учебного плана и обязательной программы коллективом учителей и учеников или работников и учащихся учреждений дополнительного образования на добровольных началах, обязательно с учетом интересов всех ее участников, являясь неотъемлемой составной частью воспитательного процесса. (13).

Суть внеклассной работы определяется деятельностью школьников во внеурочное время при организующей и направляющей роли учителя. Но эта  организация проводится таким образом, что творчество и инициатива учащихся должны всегда выходить на первый план. Л.М.Панчешникова (15) считает, что вне сомнений тот факт, что внеклассная работа по предмету играет огромную роль для современной школы. В условиях перестройки социальной и экономической жизни общества сильно возрастает роль внеклассной работы в воспитании нового облика личности. Эта работа вносит вклад в такие качества личности, как инициативность, активность, творчество, способность к саморазвитию, самовоспитанию, самообразованию. Внеклассная работа - это, с одной стороны, педагогическая система, обладающая целостными свойствами и закономерностями функционирования, а с другой - неотъемлемая часть отечественной системы образования. По этой причине оной из центральных проблем методики внеурочных занятий как частный случай фундаментальной педагогической проблемы целостности учебно - воспитательного процесса.

Основные задачи внеклассной  работы:

1. Привитие интереса к  химии 

2. Развитие и усовершенствование  навыков по химическому эксперименту

3. Развитие творческой  активности, инициативы и самодеятельности  учащихся

4. Подготовка учащихся  к практической деятельности

5.Организация отдыха учащихся  с сочетании с их эстетическим  и нравственным воспитанием.

Важной задачей внеклассных работ по химии (14) является развитие учащихся умения самостоятельно работать с литературой и навыков экспериментальной работы в лаборатории. Наконец, существенный воспитательный элемент внеклассной работы - выполнение общественно полезных заданий, в ходе которого у учащихся вырабатывается чувство ответственности, бережное отношение к материальным ценностям, уважение к труду.

Следует подчеркнуть еще  одну весьма важную сторону внеклассной  работы. В.А. Сухомлинский писал: "Логика учебного процесса таит в себе опасность  замкнутости и обособленности, потому что в школе на каждом шагу подчеркивается: достигай успеха собственными усилиями, не надейся на кого-то и - результаты умственного труда оцениваются  индивидуально. Чтобы школьная жизнь  была проникнута духом коллективизма, она не должна исчерпываться уроками". Внеклассная работа объединяет учащихся в дружные коллективы, связанные  общими интересами и увлечениями. Она  помогает преодолевать такие отрицательные  черты характерами, как замкнутость, эгоизм, недисциплинированность. Работа в коллективах юных  химиков - кружках, обществах, секциях - воспитывает  учащихся в духе товарищества, целеустремленности, глубокого и активного и активного  интереса к науке.

Внеклассные работы  в  большей  степени, чем урок и факультатив, приспособлены для развития  у  учащихся  самостоятельности   в  работе, творческой  самостоятельности  и  изобретательности , они позволяют глуюже и конкретнее  познакомить учащихся  со  многими вопросами химического производства, установить более тесную связь изучаемого  теоретического материала с практикой его использования в производственных  условиях,  привить и развить многие  ценные  практические  навыки и умения. Внеклассные занятия имеют отличные от  урока  формы  организации, методы  и  содержание. В настоящее время  уже нельзя  удовлетвориться проведением эпизодических  внеурочных  мероприятий, хотя  бы и с  массовым  охватом  учащихся. Необходимо  стремиться  к  организации  хорошо продуманной,  увязанной с  программой и календарным  планом, учитывающей  возможности  школы, склонность учащихся  и, по  предмету. Внеклассная работа по химии  должна быть  частью  общешкольной  системы внеурочных  мероприятий ,  гармонично  считается с аналогичной работой по другим, и прежде  всего смежным, предметами. Внеклассная  работа по химии   опирается  на помощь со стороны руководства и общественных организаций школы. Следует учитывать и большие возможности в организации внеурочной работы в школе, возникающие в связи с различными мероприятиями, выходящими за рамки школьной работы, как таковой: участие в олимпиадах по химии, конкурсах, выставках технического творчества, смотрах химических кабинетов.

Внеклассную работу по химии  необходимо планировать: перспективно на учебный год и более детально на полугодие и четверть. Необходимость эта определяется не только тем, чтобы связать внеурочные занятия с учебными планами по химии, но и тем, чтобы избежать перегрузки учащихся.

Планы внеклассной работы, как по отдельным предметам, так  и школы в целом, обсуждаются  с ученическим активом, утверждаются директором школы и доводится  затем до сведения всей школы в  специальных графиках, афишах, объявлениях. Причем информировать учащихся об отдельных  мероприятиях массового характера  необходимо заблаговременно.

Классификация внеклассной  работы по химии

Внеклассную работу по химии  удобно подразделить на массовую, групповую и индивидуальную (15). Все эти виды внеклассной работы различаются между собой не только количеством участников, но и имеют свои организационные формы, методы и содержание.

Массовая внеклассная  работа по химии включает мероприятия, охватывающие не только учащихся, интересующихся химией, но и всех остальных. К таким мероприятиям относятся химические вечера, научно- практические и читательские конференции, химические олимпиады, дни, недели, месячники химии, экскурсии на химические предприятия, пропагандах химических знаний через стенную печать, работа по профориентации учащихся путем встреч с работниками химических предприятий и учреждений. К массовой работе относится также организации внеурочного чтения по химии. В организации массовых мероприятий учитель опирается, прежде всего, на свой актив. С ними вместе он составляет план работы. Эти планы составляются перспективно на учебный го и более детально на полугодие и четверти. Эти планы должны быть согласованы с планами работы в школе. При их составлении необходимо учитывать межпредметные связи химии с физикой, биологией, географией, историей, литературой.

Выбор отдельных мероприятий, методика их проведения и содержание должно соответствовать подготовке учащихся и их возрастным психологическим  особенностям. Следует подчеркнуть, что в массовой работе, в которую вовлекаются также и учащиеся без четко определившегося интереса к той или иной области знания, большое значение имеет занимательность проводимых мероприятий, элементы игры и театрализации. Особенно это относится к работе с учащимися младших классов. В восьмых классах учащиеся с увлечением готовят вечера занимательной химии на тему "От кремния до спички", "Чудеса алхимии", "Малахитовая шкатулка", "Химия в нашем быту". Девятиклассников больше привлекают производственные вопросы, хотя в проводимых мероприятиях они все еще предпочитают видеть больше занимательности. Например, учащиеся активно участвуют в подготовке вечера на тему: "Из истории открытия элементов", "Фтор и его родственники" или конференции "Фтор созидающий и разрушающий". В связи с изучением периодической системы и строения вещества хорошо проводят конференции, требующие более серьезной подготовки, например: "Периодическая система вчера и сегодня", "Заветные мысли Д.И. Менделеева и их претворение в жизнь", "Инертные газы и их применение".

Формы работы в десятых  классах непосредственно определяются тем, что интересы большинства учащихся становятся серьезнее, глубже и охватывают более широкий круг вопросов.

В одиннадцатых классах усиливается  интерес учащихся к выбору будущей  профессии. Для них устраиваются встречи с учеными и производственниками  химических и смежных с ними специальностей. Типичной формой работы для одиннадцатых классов являются научно - практические конференции. Они могут быть посвящены крупным вопросам естествознания, например: "Происхождение жизни на Земле", "Физика и химия живого", или отдельными областями химии, особенно имеющим практическое значение, например: "Химия красителей". Конференцией с привлечением желающих может заканчиваться деятельностью химического общества в учебном году.

Дни, недели, декады химии  проводятся в школе с целью  пропаганды химических знаний среди  учащихся. Это не только и не столько  популярные лекции, занимательные беседы. Это своеобразный праздник науки, подводящий итоги всей внеурочной работы по химии  за продолжительный период. Проводятся эти мероприятия один раз в  год, и готовится к этому событию следует не менее трех месяцев. Штаб или совет по проведению дня (недели, декады) химии разрабатывает программу, в которой четко определяет, что будет делать каждый класс, кому поручить то или иное задание, какие лекции или беседы будут подготовлены и прослушаны, о чем будет идти речь на вечерах.

В период проведения недели химии проводят конкурсы на лучшую газету, рассказ и школьную химическую олимпиаду. Информировать учащихся о проведении дня или недели химии  в школе следует заранее. За несколько дней о праздника науки вывешивают на самом видном месте красочную афишу с подробной программой.

В педагогической литературе химическим вечерам в средней  школе уделяется значительное внимание. Тематические вечера, вечера вопросов и ответов, устные журналы и другие аналогичные мероприятия пользуются успехом у учащихся, способствуют расширению их кругозора, являются средством  пропаганды химических знаний.

Химические вечера в школе  должны быть тесно связаны с программой. Важно учитывать возрастные особенности  учащихся.

Успех вечера зависит от ряда причин: разработки темы, качества отбора материала, оформления помещения  и конечно, от самих исполнителей. С чего начинать подготовку к вечеру? Ответственный за его проведение намечает состав участников, знакомит их с темой, совместно с ними отбирает нужный материал и составляет подробный  план подготовки к вечеру. Подбор материала - работа трудоемкая, и начинать ее надо задолго до репетиций.

Информация о работе Производство стекла в Забайкалье