Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 10:38, курсовая работа
Цель исследования всесторонне изучить судебные расходы.
Для достижения поставленной цели, мы выделили следующие задачи:
- изучить понятие и назначение судебных расходов;
- рассмотреть понятие и виды государственной пошлины;
- выявить порядок распределения судебных расходов;
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Понятие, функции и виды судебных расходов в гражданском судопроизводстве
1.1 Понятие и основные функции судебных расходов
1.2 Виды судебных расходов гражданском судопроизводстве
Глава 2. Характеристика видов судебных расходов и порядок их распределения
1.3 Понятие и виды государственной пошлины
1.4 Издержки, связанные с рассмотрением дела
1.5 Основные правила распределения судебных расходов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Не подлежит возврату уплаченная госпошлина при добровольном удовлетворении ответчиком требований истца после обращения последнего в арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления к производству, а также при утверждении мирового соглашения судом общей юрисдикции.
Государственная пошлина уплачивается в наличной или безналичной форме. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, которым производилась оплата, по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Так, например, обращения в Конституционный Суд Российской Федерации оплачиваются государственной пошлиной:
Конституционный Суд Российской Федерации своим решением может освободить гражданина, с учетом его материального положения, от уплаты государственной пошлины либо уменьшить ее размер.
С 30 января 2009 г. вступили в силу изменения в ст. 333.37 НК РФ, касающиеся уплаты органами власти государственной пошлины, оговоренные Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Отныне от уплаты госпошлины освобождаются государственные органы и органы местного самоуправления, выступающие истцами или ответчиками по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
В соответствии с Налоговым Кодексом РФ выделяются 5 групп льгот по уплате государственной пошлины:
1) льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций (ст. 333. 35 НК РФ);
2) льготы при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям (333. 36 НК РФ);
3) льготы при обращении в арбитражные суды (333. 37 НК РФ);
4) льготы при обращении за совершением нотариальных действий (333. 38 НК РФ);
5) льготы при государственной
регистрации актов
Госпошлину платят как фирмы, так и граждане. Как правило, это делают перед обращением в государственные органы, к местным властям и в другие инстанции.
Госпошлину платят в федеральный бюджет. Обычно уплатить ее должен тот, кто обращается за совершением юридически значимых действий. Если это нужно одновременно нескольким плательщикам без льгот, то они платят госпошлину в равных долях.
В случае, когда кто-то из плательщиков имеет льготу, остальные уплачивают госпошлину в той сумме, как если бы платили все. То есть размер госпошлины для плательщиков не возрастает.
Ее можно заплатить наличными (например, государственному нотариусу) или через банк. Факт оплаты подтверждается квитанцией установленной формы или платежным поручением с отметкой банка.
Пошлину за судебные разбирательства, а также за государственную регистрацию фирм (изменения в учредительных документах) платят до подачи заявления, жалобы, ходатайства и т.д.
В суд нужно представить
платежное поручение или
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по заявлению К.А.Е. к С.П.Г. о взыскании судебных расходов по надзорной жалобе К.А.Е. на определение Орловского районного суда Ростовской области от 24 марта 2009г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 4 мая 2009 г.
В марте 2009г. К.А.Е. обратился в Орловский районный суд Ростовской области с заявлением о взыскании с С.П.Г. 11500 рублей - судебных расходов на оплату услуг представителя, участвовавшего в судебных заседаниях суда первой и кассационной инстанций.
21 сентября 2009г. судья
Верховного Суда Российской
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции сослался на статьи 94, 98, 201 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и исходил из того, что поскольку решение Орловского районного суда Ростовской области от 15 января 2009г. вступило в законную силу, вынесение дополнительного решения по вопросу о взыскании судебных расходов невозможно.Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения определение суда от 24 марта 2009 г., с указанными в нём выводами согласился, указав также, что заявитель не лишен возможности обратиться в суд в исковом порядке с требованием о возмещении убытков, понесённых в связи с оплатой услуг представителя.
Допущенные нарушения норм процессуального права являются существенными, повлиявшими на вынесение судом определения об отказе в удовлетворении заявления. На основании изложенного состоявшиеся судебные постановления нельзя признать законными и они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Пунктом 3 статьи 333.40 НК РФ установлен особый режим возврата государственной пошлины.
А именно: возврат излишне
уплаченной (взысканной) суммы государственной
пошлины осуществляется по заявлению
плательщика государственной
Госпошлина может быть возвращена в следующих случаях:
1) внесения пошлины в большем размере, чем предусмотрено законом;
2) отказа в
принятии заявления о
3) прекращения
производства по делу или
Возврат госпошлины производится налоговыми органами по определению суда.
Основными направлениями
совершенствования
К указанным юридически значимым действиям отнесены, в частности:
Таким образом из выше сказанного можно сделать вывод, что государственная пошлина – сбор, взимаемый с лиц, при обращении их в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации
Плательщиками государственной пошлины признаются:
1) организации;
2) физические лица.
Выделяют три вида государственной пошлины:
1) простая - установленная
законом государственная
2) пропорциональная
- установленная законом
3) смешанная (комбинированная) - сочетание в размере государственной пошлины твердой денежной суммы и процентов от какой-либо суммы.
Цена иска - это денежное выражение стоимости спорного имущества. Исходя из цены иска определяется размер государственной пошлины.
Возврат госпошлины осуществляется налоговыми органами по определению суда.
Новый ГПК значительно расширил перечень судебных издержек, существовавший в ГПК РСФСР. В частности, впервые к судебным издержкам отнесены: расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд; суммы, подлежащие выплате специалистам, расходы на оплату услуг переводчика, представителя; компенсация за фактическую потерю времени в соответствии со ст. 99 ГПК; связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами. Кроме того, ГПК оставил на усмотрение суда отнесение к судебным издержкам иных расходов, признанных судом необходимыми.
Издержки, связанные с рассмотрением дела - это денежные суммы, подлежащие взысканию при рассмотрении конкретного дела для выплаты вознаграждения лицам, оказывающим содействие в осуществлении правосудия (экспертам, свидетелям), возмещения затрат суду по совершению перечисленных в законе отдельных процессуальных действий.
Можно назвать следующие критерии отнесения денежных затрат к судебным издержкам: 1) необходимость оплаты определенных процессуальных действий; 2) направленность понесенных расходов на правильное и своевременное рассмотрение дела судом.
К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся:
В отличие от ГПК РСФСР современная редакция ст. 94 ГПК оставляет указанный перечень открытым, предоставляя суду право относить к издержкам, связанным с рассмотрением дела, другие необходимые расходы. Критерием отнесения денежных затрат к судебным издержкам выступают два признака:
- необходимость
оплаты определенных
- понесенные
расходы должны быть
Судебными издержками однозначно не являются:
- канцелярские расходы;
- почтовые расходы (в арбитражных судах);
- расходы на
организацию и проведение