Процессуальная самостоятельность следователя при принятии решения (согласно законодательству Республики Казахстан)

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 17:59, реферат

Краткое описание

Тема работы является весьма и весьма актуальной, так как процессуальная деятельность следователя затрагивает права и свободы всех участников уголовного судопроизводства. С одной стороны процессуальные акты, выносимые следователем ограничивают права подозреваемого и обвиняемого, с другой стороны следователь своей деятельностью должен осуществлять защиту прав и свобод граждан, на которые посягал преступник. Для этого с одной стороны Закон должен давать следователю определённые полномочия, с другой стороны, следователь должен обладать определённой квалификацией и определёнными моральными качествами для реализации этих полномочий.

Оглавление

Введение
1 Процессуальная самостоятельность следователя при принятии решения
1.1 Понятие, сущность и принцип процессуальной самостоятельности следователя
1.2 Процессуальная самостоятельность следователя при возбуждении уголовного дела
1.3 Процессуальная самостоятельность следователя при избрании, изменении и отмене меры пресечения
2 Процессуальная самостоятельность следователя при производстве следственных действий
2.1 Понятие, система, классификация следственных действий
2.2 Процессуальная самостоятельность следователя при производстве допроса, очной ставки, опознания, проверки показаний
2.3 Процессуальная самостоятельность следователя при производстве обыска и выемки
3 Мероприятия по совершенствованию процессуальной самостоятельности следователя
3.1 Проблемные вопросы обеспечения надлежащего ведомственного контроля деятельности следователя
3.2 Влияние взаимодействия следователя с оперативно-розыскными органами на его процессуальную самостоятельность
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (5).doc

— 424.50 Кб (Скачать)

Согласно ст. 63 УПК РК важным средством  не только устранения допущенных следственных ошибок, но и их предупреждения является дача письменных указаний. Содержащаяся в п. 2 ст. 63 УПК РК норма об указаниях начальника следственного отдела обусловливает важность данного процессуального момента и ответственность начальника за процессуальное руководство расследованием. Письменная форма указаний дает возможность проверить их выполнение, что, безусловно, повышает ответственность следователя за точное и своевременное выполнение полученных указаний.

Согласно этой же норме закона начальник следственного отдела в предусмотренных законом случаях отстраняет следователя от производства по делу. Однако законодатель не уточняет, в каких случаях, об этом не говорится и в ведомственных нормативных актах. Представляется, что при установлении грубого нарушения закона или личной прямой или косвенной заинтересованности следователя в исходе дела, начальник отдела обязан отстранить следователя от производства по делу и передать его другому следователю с указанием оснований для принятия им такого решения.

Таким образом, с введением института  суда присяжных и передачей санкционирования суду необходимо повысить качество и  эффективность работы следственного  аппарата органов внутренних дел.

В современных условиях требования к качеству предварительного расследования возрастают, вследствие чего возрастает роль и ответственность руководителей следственных подразделений в обеспечении соблюдения принципов уголовного процесса.

Все сказанное позволяет сделать  вывод, что прежде всего, в целях  устранения недостатков ведомственного контроля необходимо разрешить все накопившиеся проблемы следствия: организационные, материальные, правовые и социальные, что будет способствовать закреплению на следственной работе специалистов высокой квалификации, и исключить из практики назначение на руководящие должности профессионально и нравственно не подготовленных сотрудников. Эти и другие актуальные проблемы можно решить только при реформировании следственного аппарата органов внутренних дел.

Выходом из создавшегося положения  является дальнейшее совершенствование уголовно-процессуального законодательства и разработка ведомственного нормативного акта, который бы детально регламентировал работу начальника следственного подразделения в системе органов внутренних дел в современных условиях.

В заключение отметим, что все это  достигнет своей цели лишь тогда, когда ведомственный контроль будет  осуществляться повседневно, на протяжении всего хода расследования уголовного дела или допроцессуальной проверки материалов, а не после получения  законченного производства по делу или материалу.

3.2 Влияние взаимодействия следователя  с оперативно-розыскными органами  на его процессуальную самостоятельность

В юридической и криминалистической литературе традиционные формы взаимодействия следователей и оперативно-розыскных органов при расследовании преступлений освещались достаточно подробно, поэтому нет необходимости на них еще раз останавливаться. Причем большинство ученых дифференцируют такие формы на процессуальные и организационно-тактические. Представляется, однако, что подобное деление чисто условно, ибо между этими формами существует диалектическая связь,, они дополняют друг друга, выполняют функции согласования и координации взаимодействия и в конечном счете являются прежде всего организационными.

Развитие организационных форм взаимодействия органов следствия и розыска носит эволюционный характер. Возникновение новых форм, как правило, не зачеркивает старых, уже известных, а пополняет их арсенал, обеспечивая тем самым их дальнейшее совершенствование.

Следователю, на которого возложена обязанность провести расследование по конкретному делу, необходимо использовать все предусмотренные законом возможности, чтобы каждое преступление было быстро раскрыто, а в ходе расследования были установлены все подлежащие доказыванию обстоятельства.

Под взаимодействием следователя  и органов дознания при расследовании  различных преступлений понимается их согласованная деятельность, направленная на выполнение стоящей перед ними общей задачи - быстро и полно  раскрыть и расследовать преступление.

Содержание такого взаимодействия было сформулировано Б.А. Викторовым: "Сущность взаимодействия следователя и оперативного работника выражается, прежде всего: в соединении их усилий в раскрытии  преступлений, в согласованности  действий при строжайшем соблюдении законности и самостоятельном выполнении каждым из них своих обязанностей при руководящей роли следователя"[11].

Основой взаимодействия следственных и оперативных работников должно быть установленное законом разграничение  их компетенции, чтобы деловой контакт в работе не подменялся производством совместного расследования, когда оперативные работники без поручения следователя, вне единого плана расследования выполняли бы наряду с ним следственные действия.

Так по изученным уголовным делам в 85% случаев в деле имелись письменные отдельные поручения органам дознания, при этом лишь 45% отдельных поручений выполнены в полном объеме, в 15% ответов органов дознания на отдельные поручения следователей содержится явная отписка - какого-либо вразумительного ответа на отдельное получение не дано. Кроме того, в ходе изучения дел установлено, что ряд следственных действий выполнялся органами дознания без соответствующего поручения следователя. Так в 25% случаев производился допрос свидетелей без поручения следователя, в 11% случаев выемка произведена без поручения следователя.

На основании оперативно-розыскных  мероприятий орган дознания может  получить данные, интересующие следствие  и необходимые для установления истины по делу. Следователь, принимая во внимание эти данные, имеет возможность более целеустремленно проводить расследование, так как с помощью оперативно-розыскных мероприятий можно получить такую подробную информацию о расследуемом событии, которую подчас не удается получить путем проведения следственный действий.

Взаимный обмен информацией  между следователем и оперативным  работником является непременным условием взаимодействия. Содержанием взаимодействия в такой форме является предоставление друг другу информации, полученной в процессе оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, представляющей обоюдный интерес.

Взаимодействие следователя с  органами дознания осуществляется в  различных формах. Причем эти формы  зависят от того, какой орган возбудил уголовного дело и приступил к  расследованию (орган дознания или следователь), с кем осуществляет контакт следователь (с оперативными работниками или с сотрудниками других служб милиции), на каком этапе расследования осуществляется это взаимодействие и т. д.

При расследовании преступлений взаимодействие следователя с органами дознания чаще всего происходит в следующих формах:

-           рассмотрение органом дознания заявлений или сообщений о преступлениях, уведомление следователя о происшедшем и передача ему полученных материалов;

-           принятие мер по охране места происшествия и задержанию преступника;

-           выполнение органом дознания поручений следователя - орган дознания оказывает помощь следователю при осуществлении последним следственных действий;

-           взаимная информация о данных, полученных в ходе расследования и проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также других действий;

-           согласование работы следователя и органа дознания при планировании расследования.

Наиболее важным является первоначальный этап расследования преступления – на этой стадии знакомятся с обстоятельствами происшедшего события, о котором получено сообщение; выясняется, имеются ли в полученных сведениях достаточные данные, указывающие на признаки преступления и дающие основание возбудить уголовное дело; намечается круг обстоятельств, подлежащих доказыванию; принимаются меры по собиранию, фиксации следов преступления, проводится работа по розыску и задержанию преступника по горячим следам.

Эти задачи стоят как перед следователем, так и перед оперативным работником, которые должны действовать в тесном контакте. При этом каждый из них обязан выполнять только свои функции.

Практика расследования тяжких преступлений совершенных лицами молодого возраста свидетельствует, что если преступника не смогли установить в первые дни расследования, то в последующем его установить бывает трудно. Анализ изученных нами уголовных дел свидетельствует, что в 3-хдневный срок после возбуждения уголовного дела преступник установлен в 55% случаев, в 10-тидневный срок - в 35% случаев и только 10% лиц совершивших грабеж или разбой установлено в срок свыше 10 суток.

Чтобы успешно провести расследование, в первую очередь рекомендуется  планировать осмотр места происшествия, допросы заявителей, очевидцев, потерпевших. Одновременно с вышеперечисленными следственными действиями на начальном этапе расследования нужно запланировать проведение таких мероприятий как применение служебно-розыскной собаки, выявление свидетелей, проверка мест возможного сбыта похищенного.

Выделенные для участия в раскрытии преступления работники оперативных и криминалистических подразделений должны активно использовать свои специфические средства и методы для полного и быстрого раскрытия преступлений, четко и своевременно выполнять поручения и указания следователя.

Если преступник, совершивший грабеж или разбой, не задержан с поличным на месте происшествия или по горячим  следам, то после проведения осмотра  места происшествия, допроса свидетелей, и проведения необходимых оперативно-розыскных  мероприятий работниками органов дознания следователь, используя всю полученную информацию, планирует дальнейшую работу по установлению и розыску преступника.

При расследовании грабежей и разбоев  очень важно установить граждан, могущих сообщить следователю о  лицах, которые совершили преступление. Такие граждане должны быть допрошены в качестве свидетелей. Большую помощь в деле выявления таких лиц могут оказать оперативные работники и другие работники органов дознания. Поэтому следователь должен давать им конкретные поручения по установлению свидетелей.

К моменту задержания преступника  оперативный работник и следователь  уже имеют определенную информацию о лице, совершившем преступление. Эта информация бывает получена в  процессе проведения проверочных оперативных  мероприятий и следственных действий.

Задержанию может предшествовать наблюдение за подозреваемым, которое  осуществляется сотрудником уголовного розыска. Работники наружной службы привлекаются для оцепления места  задержания, для конвоирования задержанного и т.д.

При задержании подозреваемого, проводимом по поручению следователя сотрудниками органа дознания, желательно, чтобы  присутствовал следователь, так  как иногда возникает необходимость  провести осмотр места задержания и  обыск помещения.

Последующий этап расследования тяжких преступлений характеризуется тем, что в ходе его продолжается сбор доказательственного материала и осуществляется проверка и оценка полученных доказательств с целью установления всех обстоятельств дела. Эту задачу решить одному следователю с помощью только следственных и розыскных действий весьма трудно, а иногда и невозможно. Дело в том, что на этом этапе нередко приходится проводить работу по установлению других участников преступления: лиц, которым заранее было известно о готовящемся преступлении или стало известно о том, кто ее совершил; граждан, располагающих какими-либо другими сведениями о расследуемом событии или лицах, к нему причастных, а также по розыску похищенного имущества, орудий преступления и иных вещественных доказательств.

Практика показывает, что обойтись при розыске похищенного имущества  своими силами, следователю, как правило, не удается. Успех приходит лишь при  условии умело организованного  взаимодействия с органами дознания. Так, иногда преступники, чтобы их не задержали в момент продажи похищенного имущества, сбывают различные вещи скупщикам краденного. При наличии таких данных, следователю нужно поручить органу дознания работу по установлению такого лица и изъятию у него этих вещей.

Оперативные работники нередко  на этом этапе расследования привлекаются следователем для проведения некоторых следственных действий.

Так по изученным уголовным делам  о грабежах и разбоях установлено, что в 70% случаев обыск был произведен оперативными работниками, выемка была произведена работниками органов дознания в 15% случаев, допрос свидетелей производился работниками органов дознания в 40% изученных дел, иные следственные действия производились работниками органов дознания в 30% случаев.

При расследовании подобных преступлений обязательно должен производиться обыск помещения, в котором проживает подозреваемый и других принадлежащих ему построек.

"Используя оперативные данные, следователь бывает хорошо осведомлен  об объекте обыска, местах хранения  орудий преступления и похищенного  имущества, местонахождении тайников, поведении преступника перед его задержанием и т. д. Все это дает ему возможность лучше подготовить необходимые следственные действия, проводить их быстро, эффективно и неожиданно для преступника"[12].

Обычно преступники, учитывая, что у них может быть произведен обыск, очень тщательно прячут предметы, уличающие их в совершении преступления. Большую роль при этом играют хорошее знание тактики обыска, умение правильно использовать специальные поисковые средства, изучение личности молодого преступника.

Информация о работе Процессуальная самостоятельность следователя при принятии решения (согласно законодательству Республики Казахстан)