Понятие семейного права как отрасли права

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 20:22, контрольная работа

Краткое описание

Семейное право, будучи отдельной отраслью права, имеет определенные функциональные особенности, позволяющие выделить его в правовой системе страны. Семейное право как регулятор общественных отношений осуществляет ряд функций общего характера, свойственных всем отраслям права. Это функции воспитательного характера, функции предупреждения правонарушений, стимулирования нужного обществу поведения граждан.

Оглавление

1.Понятие семейного права как отрасли права…………………….. 2
2.Источники и принципы семейного права……………………….…3
3.Задача 1 …………………………………………………….……….14
4.Задача 2………………………………………………………

Файлы: 1 файл

СЕМЕЙНОЕ ПРАВО.doc

— 109.00 Кб (Скачать)

За нарушение требований ряда норм семейного права установлена административная и уголовная ответственность, предусмотренная нормами КоАП РФ и УК РФ.

Законами субъектов РФ в соответствии с п. 2 ст. 3 СК могут регулироваться семейные отношения лишь в пределах, установленных СК. Во-первых, законы субъектов РФ регулируют семейные отношения по вопросам, непосредственно отнесенным СК к ведению субъектов РФ: установление порядка и условий, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено в виде исключения до достижения возраста шестнадцати лет (п. 2 ст. 13); выбор супругами двойной фамилии при заключении брака (п. 1 ст. 32); присвоение фамилии и отчества ребенку (п. 2 и 3 ст. 58); организация и деятельность органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 2 ст. 121); определение дополнительных по сравнению с СК форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1 ст. 123); установление размера оплаты труда приемных родителей и льгот, предоставляемых приемной семье (п. 1 ст. 152).

Во-вторых, законы субъектов РФ в области семейных отношений могут приниматься по вопросам, непосредственно СК не урегулированным. Это согласуется с принципом единства семейной политики на федеральном и региональном уровнях, что предполагает, в частности, дополнение и развитие субъектами РФ и органами местного самоуправления предоставленных семье федеральным законодательством минимальных социальных гарантий и льгот. Однако в любом случае законы субъектов РФ, регулирующие семейные отношения, не должны противоречить как СК (п. 2 ст. 3), так и иным федеральным законам. При наличии противоречий между ними применению подлежит СК или федеральный закон4.

К источникам семейного права относятся не только Конституция РФ, Семейный кодекс и принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы и законы субъектов Федерации, но и иные нормативные правовые акты, регулирующие семейные отношения, включая, в первую очередь, указы Президента РФ, которые, согласно ч. 2 ст. 90 Конституции РФ, обязательны для исполнения на всей территории России. Как правило, указы Президента по вопросам регулирования семейных отношений носят нормативный характер, то есть содержат общие правила, рассчитанные на многократное применение.

В основном, указами Президента утверждаются мероприятия общегосударственного уровня, имеющие комплексный характер (например, федеральные целевые программы по различным вопросам защиты семьи, материнства и детства), или определяются концептуальные подходы к решению проблем в данной сфере.

Как следует из п. 3 ст. 3 СК, Правительство РФ также вправе принимать нормативные правовые акты на основании и во исполнение Семейного кодекса, других федеральных законов и указов Президента РФ. Однако в отличие от законов субъектов Федерации это возможно, согласно ч. 1 ст. 115 Конституции РФ и п. 3 ст. 3 СК, лишь в случаях, непосредственно предусмотренных СК, другими, федеральными законами, а также указами Президента РФ.

Представляется, что ведомственные нормативные акты, затрагивающие отношения, регулируемые семейным правом, могут издаваться только на основании, по поручению и во исполнение постановлений Правительства РФ (в свою очередь принятых в рамках компетенции Правительства по регулированию семейных отношений). В противном случае их издание и применение на практике будет противоречить требованиям Кодекса.

Постановления Правительства РФ в области семейного права: «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей» (№ 841 от 18 июля 1996 г.); «О перечне заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять на воспитание в приемную семью» (№ 542 от 1 мая 1996 г.); «О приемной семье» (№ 829 от 17 июля 1996 г.) и ряд других постановлений, необходимость принятия которых установлена в СК РФ.

При решении вопроса об отнесении того или иного нормативного правового акта к источникам семейного права важно учитывать требование принципиального характера о том, что нормативные акты любого государственного или иного органа, в том числе указы нормативного характера Президента, постановления палат Федерального Собрания, постановления и распоряжения Правительства и др., должны соответствовать положениям Семейного кодекса и других федеральных законов5.

В соответствии со ст. 15 Конституции РФ составной частью правовой системы Российской Федерации являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России. Принципы и нормы международного права содержатся в Уставе ООН, во Всеобщей декларации прав человека 1998 г., в Декларации прав ребенка 1959 г., в Конвенции ООН «О правах ребенка» 1989 г., в Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г., в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и Международном пакте о гражданских и политических правах 1996 г.

В судебной практике применяются двусторонние международные договоры о правовой помощи по семейным делам

Законы и подзаконные акты, как бы подробно они ни регулировали семейные отношения, не могут предусмотреть всего разнообразия жизненных ситуаций. Поэтому большое значение для правильного понимания и применения норм семейного права имеют руководящие разъяснения Верховного Суда РФ. В настоящее время по вопросам применения семейно-правовых норм действуют следующие пог7г7шеор89439гшшеор89439гш8888888888888888888888888888888888888888шшрстановления Пленума Верховного Суда РФ:

Постановление № 9 от 25 октября 1996 г. «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и взыскании алиментов»;

Постановление № 9 от 4 июля 1997 г. «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления»;

Постановление № 15 от 5 ноября 1998 г. «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака»;

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Задача 1

 

Органами ЗАГСа был назначен день государственной регистрации заключения брака Н.М. Прокофьева и А.М. Вольской, которые подали в установленном порядке заявление о вступлении в брак. Через неделю в этот же орган ЗАГСа поступило заявление без подписи о том, что Н.М. Прокофьев женат, брак между ним и гражданской Никитиной в 1992 году был зарегистрирован в г. Саратове и до сих пор не расторгнут. Это сообщение первоначально не было принято во внимание, как анонимное и государственная регистрация заключения брака отложена не была. Однако через некоторое время заведующий органом ЗАГСа все же направил в соответствующий орган ЗАГСа г. Саратова запрос, по результатам которого выяснил, что изложенные в анонимном заявлении сведения соответствуют действительности. В связи с этим заведующий органом ЗАГСа по своей инициативе провел дальнейшую проверку. В ходе, которой Н.М. Прокофьев пояснил, что он действительно состоял в браке с Никитиной, однако затем этот брак в 1994 году был расторгнут решением суда, копия которого у него имеется. Посчитав дальнейшее оформление регистрации расторжения брака ненужным, Н.М. Прокофьев не обращался по этому поводу в орган ЗАГСа. Не сделал этого и бывшая жена. Через некоторое время в связи с утратой паспорта, Н.М. Прокофьеву по его просьбе и на основании предоставленного решения суда был выдан новый паспорт, в котором запись (штамп) о регистрации брака с Никитиной отсутствует. Поэтому Н.М. Прокофьев считал, что брак между ним и Никитиной прекращен.

Посчитав объяснения Н.М. Прокофьева и предоставленные им документы убедительными, заведующий органом ЗАГса принял решение о производстве государственной регистрации заключения  брака с Вольской на общих основаниях.

 

Соответствуют ли действия руководителя органа загса требованиям семейного законодательства?

Какую ошибку допустил заведующий органом загса? Как следовало действовать при данных обстоятельствах? Каковы правовые основания проведения органом загса проверок с целью выявления препятствий к заключению брака? С какого момента брак Прокофьева и Никитиной считается прекращенным?


 

В силу ч. 1 ст. 38 Конституции РФ6 семья находится под защитой государства. На основании п. «а» ч. 1 ст. 72 Основного закона государства семейное право находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

Согласно ст. 2 Семейного кодекса РФ от 29 декабря 1995 года № 223-ФЗ7 условия и порядок вступления в брак, прекращения брака устанавливает семейное законодательство.

По правилу ст. 10 Семейного кодекса РФ брак заключается в органах записи актов гражданского состояния, а права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.

Государственная регистрация заключения брака производится в порядке, установленном Федеральным законом от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»8 для государственной регистрации актов гражданского состояния.

На основании ст. 24, 26 указанного Федерального закона основанием для государственной регистрации заключения брака является совместное заявление лиц, вступающих в брак, которое подается в письменной форме в орган записи актов гражданского состояния и содержит подтверждение отсутствия обстоятельств, препятствующих заключению брака. Кроме данного Закона условия заключения брака определены в ст. 12 Семейного кодекса РФ, согласно которой для заключения брака необходимы:

- взаимное добровольное  согласие мужчины и женщины, вступающих  в брак, и достижение ими брачного  возраста;

- отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака.

Обстоятельства, препятствующие заключению брака, регламентированы в ст. 14 Семейного кодекса РФ. Так, не допускается заключение брака между:

- лицами, из которых  хотя бы одно лицо уже состоит  в другом зарегистрированном  браке;

- близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей  и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами);

- усыновителями и усыновленными;

- лицами, из которых  хотя бы одно лицо признано  судом недееспособным вследствие  психического расстройства.

Отметим, что в силу п. 1 ст. 27 Семейного кодекса РФ наличие при заключении брака обстоятельств, препятствующих его заключению, в том числе наличие у одного из желающих вступить в брак другого зарегистрированного брака, является основанием для признания брака недействительным. Данный вывод подтвержден п. 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 года № 15 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака».9

По правилам п. 2 ст. 16, 18 Семейного кодекса РФ брак может быть прекращен путем его расторжения, которое производится в органах записи актов гражданского состояния или в судебном порядке.

По правилам п. 1 ст. 25 Семейного кодекса РФ брак, расторгаемый в суде прекращается со дня вступления решения суда в законную силу. Однако, как указано в п. 3 ст. 169 Семейного кодекса РФ данная норма, устанавливающая момент прекращения брака при его расторжении в суде со дня вступления решения суда о расторжении брака в законную силу, применяется при расторжении брака в суде после 1 мая 1996 года.

Брак, расторгнутый в судебном порядке до 1 мая 1996 года, считается прекращенным со дня государственной регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния, которая производилась при обращении в органы ЗАГС за регистрацией развода. Данное положение было закреплено в ст. 40 ранее действовавшего Кодекса о браке и семье РСФСР.10

На основании ч. 9 ст. 27 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» руководитель органа записи актов гражданского состояния может отказать в государственной регистрации заключения брака, если располагает доказательствами, подтверждающими наличие обстоятельств, препятствующих заключению брака.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином РФ закрепленного за ним Конституцией РФ права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления регулируются  Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».11 Указанный закон, устанавливая порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами в ст.11 закрепляет, что в случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.

Ввиду изложенного, ответим на поставленные в задаче вопросы.

1. Действия руководителя  органа загса в части регистрации  брака между Н.М. Прокофьевым и  Вольской неправомерны.

В данном случае во исполнение ч. 3 ст. 27 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» руководитель загса должен был отказать в заключение брака.

2. В данном случае  Н.М. Прокофьеву необходимо обратиться  в орган загса за государственной  регистрацией расторжения первого брака в книге регистрации актов гражданского состояния.

3. Брак Прокофьева и  Никитиной будет считаться прекращенным  со дня государственной регистрации  расторжения брака в книге  регистрации актов гражданского  состояния.

4. Условия и препятствия заключения брака названы в решении задачи.

Информация о работе Понятие семейного права как отрасли права