Содержание:
1.Понятие семейного права
как отрасли права…………………….. 2
2.Источники и принципы семейного
права……………………….…3
3.Задача 1 …………………………………………………….……….14
4.Задача 2………………………………………………………………19
1. Понятие семейного права как
отрасли права
Семейное право,
будучи отдельной отраслью права, имеет
определенные функциональные особенности,
позволяющие выделить его в правовой системе
страны. Семейное право как регулятор
общественных отношений осуществляет
ряд функций общего характера, свойственных
всем отраслям права. Это функции воспитательного
характера, функции предупреждения правонарушений,
стимулирования нужного обществу поведения
граждан.
При разграничении
отраслей права по функциональному признаку
особое внимание уделяется тому, выполняет
ли данная отрасль права регулятивную
и охранительную функции. Для семейного
права преобладающей является регулятивная
функция, и в меньшей степени оно выполняет
охранительные функции.
Осуществляя вышеуказанные
функции, семейное право взаимодействует
с другими отраслями права. Как и любая
отрасль права, семейное право неразрывно
связано с конституционным правом, которое
закрепило основополагающие начала регулирования
семейных отношений в нашей стране. Велико
взаимодействие семейного и гражданского
права, особенно в регулировании отношений
собственности в семье. Отдельные вопросы
в семейных отношениях решаются путем
обращения в органы опеки и попечительства,
которые по своей сути являются административными
органами. Таким образом, происходит взаимодействие
семейного и административного права.
Отдельные правонарушения в области семейных
отношений могут привести к уголовной
ответственности, поэтому можно говорить
о взаимодействии семейного и уголовного
права.
Особенностью семейного
права является также то, что имущественные
и неимущественные отношения тесно переплелись
и то, что часть споров решается в административном
порядке (например, если один из родителей
препятствует другому видеться с ребенком
после расторжения брака, то спор рассматривается
органом опеки и попечительств).
2.Источники и принципы семейного
права.
Принципы семейного права – руководящие положения,
определяющие сущность данной отрасли
права и имеющие общеобязательное значение
в силу их правового закрепления. К принципам
семейного права ст. 1 СК относит:
1) принцип признания
брака, заключенного только в органах
ЗАГСа. Браки, заключенные иным способом
(религиозные, церковные и иные обряды),
не признаются и не порождают никаких
правовых последствий. Не признается браком
и фактическое сожительство без государственной
регистрации независимо от длительности;
2) принцип добровольности
брачного союза мужчины и женщины означает право каждого мужчины
и женщины выбрать себе жену или мужа по
собственному усмотрению и недопустимость
какого-либо стороннего вмешательства
при решении вопроса о заключении брака.
Обязательное условие заключения брака
– добровольное согласие мужчины и женщины.
Данный принцип предполагает и возможность
расторжения брака как по желанию обоих
супругов, так и по заявлению одного из
них;
3) принцип единобрачия
(моногамия). Одним из обстоятельств,
препятствующих заключению брака, является
нахождение одного из лиц в другом зарегистрированном
браке. Нарушение этого принципа рассматривается
как нарушение моральных правил, распущенность,
влечет признание брака недействительным;
4) равноправие женщины
и мужчины в решении всех вопросов семьи
как личного, так и имущественного характера. Женщина и мужчина имеют равные
права при вступлении в брак, после чего
они приобретают равные личные права,
равные права и обязанности в вопросах
материнства, отцовства, воспитания, образования
детей и других вопросах;
5) разрешение внутрисемейных
вопросов по взаимному согласию. Действие данного принципа
распространяется на решение любого вопроса
жизни семьи (расходование общих средств
супругов, владение, пользование и распоряжение
общим имуществом, заключение брачного
договора и др.);
6) приоритет семейного
воспитания детей, заботы об их благосостоянии
и развитии, обеспечения приоритетной
защиты их прав и законных интересов. Данный принцип вытекает
из содержания Конвенции о правах ребенка.
В СК РФ закреплен комплекс прав несовершеннолетних
детей, а также прав и обязанностей родителей
по воспитанию, содержанию и образованию
детей. Право ребенка жить и воспитываться
в семье, насколько это возможно, закреплено
в ст. 54 СК РФ;
7) обеспечение приоритетной
защиты прав и интересов нетрудоспособных
членов семьи. Закон обязывает трудоспособных
совершеннолетних детей содержать своих
нетрудоспособных, нуждающихся в помощи
родителей. Аналогично трудоспособные
совершеннолетние внуки обязаны содержать
своих нетрудоспособных, нуждающихся
в помощи бабушек и дедушек. Если обязанные
лица добровольно материальную помощь
не оказывают – они могут быть понуждены
к исполнению данной обязанности в судебном
порядке;
8) защиту семьи государством. Охрана и поощрение материнства
находится под защитой государства. Государство
проявляет заботу о семье путем создания
и развития широкой сети родильных домов,
детских садов и яслей, школ-интернатов
и других детских учреждений, выплаты
пособий по случаю рождения ребенка, предоставления
пособий одиноким матерям и многодетным
семьям, а также других пособий и помощи
семье.
В науке теории государства
и права принято обращать внимание на
многозначность термина “источники права”.
Если исходить из общераспространенного
термина “источник”, то в сфере
права под ним нужно понимать силу, созидающую
право. Такой силой, прежде всего, является
власть государства, которая реагирует
на потребности общества, развитие общественных
отношений и принимает соответствующие
правовые решения.
Наряду с этим источником права следует
также признать форму выражения государственной
воли, форму, в которой содержится правовое
решение государства. С помощью формы
право обретает свои неотъемлемые черты
и признаки: общеобязательность, общеизвестность
и т.д. Это понятие источника имеет значение
емкости, в которую заключены юридические
нормы.
Форму, в которой выражена
государственная воля, устанавливающая
правила поведения, принято именовать
источником права в юридическом смысле.
В этом случае понятие “источник права” применяется
как специальный юридический термин.
В советском правоведении
выдвигается предложение, чтобы термин
“источник права” применялся в его общеупотребляемом
филологическом смысле. Понятие, которое
вкладывается в термин “источник права” в юридическом смысле предлагалось
определить как “форму права”.
Однако предложенная формулировка
в нашей юридической литературе после
длительных дискуссий была практически
отвергнута. В настоящее время общепризнано,
что “источник права” как специальный
юридический термин, означающий определенное
правовое понятие, имеет право на существование.
Он является достаточно емким и комплексным,
поскольку включает в себя не только указания
на форму выражения правовой нормы, но
и отражает специфику понятия, а именно
то, что форма служит основанием признания
данного правила поведения юридической
нормой1.
Общетеоретичекие положения
об источниках права вполне применимы
к проблеме источников семейного права,
являющегося составной частью или отраслью
общей системы Российского права.
Если право в целом представляет
систему юридических норм, регулирующих
общественные отношения, то его источники
есть форма юридического и формального
выражения содержания правовых норм. Те
формы (законы, подзаконные нормативные
акты и т.д.), в которых выражаются (излагаются)
письменно правовые нормы являются и фактическим
источником в правопознавательной деятельности.
Применительно к семейному
праву следует признать, что источниками
семейного права являются те официально
установленные юридические формы, в которых выражается
содержание правовых норм, регулирующих
семейные отношения.
Обычно в теории права называют
четыре вида источников права: договор,
санкционированный обычай, судебный прецедент
и нормативный акт.
Правовой обычай - наиболее
древняя форма права, т.е. источник
права. Это правило, вошедшее в привычку
людей и соблюдение которого обеспечивается
государственным принуждением. В современном
законодательстве обычай упоминается
отсылкой к нему в тексте закона. Так, в
ст. 5 Гражданского кодекса РФ говорится
о возможности применения обычая делового
оборота в сфере предпринимательской
деятельности.
Договор является источником
права, если в нем содержатся общие правила,
регулирующие отношения на будущее время
и длительного характера. Его именуют
нормативным договором. Нормативный
договор, как правило, является источником
международного права. Однако и во внутреннем
праве не исключается возможность установления
нормативных отношений в договорной форме,
особенно в сфере коммерческих отношений,
а также семейных отношений.
Судебный прецедент – как
источник права. Его сущность заключается
в придании нормативного характера решению
суда по конкретному делу. Судебный прецедент
получил значение источника права еще
в Древнем Риме. Придание нормативной
силы решению суда широко применялось
и в средние века. Особенно распространение
судебный прецедент получил в Англии и
в странах, заимствовавших англосаксонское
“общее” право.В нашей юридической литературе
отношение к судебному прецеденту как
источнику права традиционно негативное,
хотя тон критических замечаний несколько
смягчился.
Нормативный акт - доминирующий
источник права во всех правовых системах
мира. Нормативный акт – это официальный
документ, созданный (принятый, утвержденный
и т.д.) компетентными органами государства и содержащий
общеобязательные юридические нормы (правила
поведения), охраняемый и обеспечиваемый
мерами государственного принуждения.
Как видно из сказанного,
основным источником права в России являются
нормативно-правовые акты государства2.
В соответствии с Конституцией
РФ в состав Семейного законодательства
включаются Семейный кодекс РФ, другие
федеральные законы, а также законы субъектов
РФ.
В соответствии со ст. 72 Конституции
РФ семейное законодательство находится
в совместном ведении Российской Федерации
и ее субъектов, что закреплено и в п. 1
ст. 3 СК РФ.
Конституция РФ в ст. 7 установила, что: «Российская
Федерация — социальное государство,
политика которого направлена на создание
условий, обеспечивающих достойную жизнь
и свободное развитие человека. В Российской
Федерации обеспечивается государственная
поддержка семьи, материнства, отцовства
и детства, инвалидов и пожилых граждан,
развивается система социальных служб,
устанавливаются государственные пенсии,
пособия и иные гарантии социальной защиты».
Предметом особой заботы
государства является забота о семье
. В ст. 38 Конституции РФ провозглашено,
что: «...материнство и детство, семья находятся
под защитой государства. Забота о детях,
их воспитании — равное право и обязанность
родителей. Трудоспособные дети, достигшие
18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных
родителях». Эта конституционная норма
нашла свое полное отражение в Семейном
кодексе РФ: в ст. 1 говорится, что семья,
материнство, отцовство и детство в Российской
Федерации находятся под защитой государства.
В своем значительном большинстве
и другие статьи Семейного кодекса получили
свое развитие из конституционных норм.
Например, в соответствии со ст. 54, каждый
ребенок имеет право: жить и воспитываться
в семье, знать своих родителей, на их заботу,
на совместное проживание с ними. Данная
конституционная норма напрямую связана
с семейным законодательством.
Семейный кодекс РФ — основной источник семейного
права. Он был принят Государственной
Думой РФ 8 декабря 1995 г. и введен в действие
1 марта 1996 г.
Семейный кодекс РФ (состоит
из восьми разделов) является основополагающим
федеральным законодательным актом, определяющим
всю систему семейного законодательства.
В соответствии с ним могут приниматься
другие федеральные законы и законы субъектов
РФ. Нормы семейного права, содержащиеся
в законах субъектов РФ, должны соответствовать
Семейному кодексу РФ.
В отдельных случаях для регулирования
семейных отношений применяются нормы Гражданского кодекса РФ:
определение понятий семейной
правоспособности и дееспособности (ст.ст.
17 и 21);
применение исковой давности
к семейным отношениям (ст.ст. 198—200 и 202—205);
изменение и расторжение
брачного договора (ст.ст. 450—453);
признание брачного договора
недействительным (ст.ст. 169, 176—179);
установление опеки и попечительства
над несовершеннолетними детьми (ст.ст.
31—40) и др.
Субсидиарным (дополнительным)
источником семейного права являются
нормы ГК РФ, применяемые для регулирования
тех семейных отношений, которые не урегулированы
семейным законодательством. При этом
нормы ГК РФ применяются к семейным отношениям
постольку, поскольку они не противоречат
существу семейных отношений (ст. 4 СК РФ).
Если же и они отсутствуют, используется
аналогия закона или права (ст. 5 СК РФ)
– как семейного, так и гражданского3.
Ряд норм, касающихся регулирования
семейных отношений, содержится в Жилищном,
Трудовом, Земельном, Налоговом, Гражданском
процессуальном и других кодексах.
В соответствии с Конституцией
РФ (ст. 72) семейное законодательство находится
в совместном ведении Российской Федерации
и субъектов Российской Федерации. Семейное
законодательство состоит из Семейного
кодекса РФ и принимаемых в соответствии
с ним других федеральных законов субъектов
РФ (ст. 2 Семейного кодекса РФ). Законы
субъектов РФ регулируют семейные отношения,
указанные в ст. 2 Семейного кодекса РФ,
по вопросам, относящимся к ведению субъектов
РФ Семейным кодексом РФ и по вопросам
непосредственно этим кодексом неурегулированным.
В состав источников семейного
права входят и принимаемые в соответствии
с СК другие федеральные законы. Например,
в развитие установленных в разделе VI
СК «Формы воспитания детей, оставшихся
без попечения родителей» норм принят
Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. №
159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной
защите детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей». Этим Законом
определены принципы, содержание и меры
государственной защиты детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей.
Кроме того, он регулирует отношения, возникающие
в связи с предоставлением и обеспечением
органами государственной власти дополнительных
гарантий по социальной защите прав детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей.