Понятие механизма правового воздействия на общественные отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование механизма правового регулирования общественных отношений и его основных элементов.
Указанная цель обусловливает постановку следующих задач:
- анализ существующих в юриспруденции подходов к определению правового регулирования;
- изучение соотношения понятия правового регулирования с понятиями регулирования правом, действия права и правового воздействия;
- исследование основных подходов к определению понятия механизма правового регулирования общественных отношений;
- изучение системы элементов механизма правового регулирования.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………2
1 Понятие механизма правового воздействия на общественные отношения..4
2 Стадии, элементы правового регулирования………………………………13
3 Правовые стимулы и ограничения в механизме правового воздействия...18
4 Эффективность правового регулирования………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………...22
Приложения…………………………………………………………………….24
Список использованной литературы…………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

3. Заключительная стадия (результат правового регулирования) - это последствия, достигнутые в процессе регулирования. Она, как правило, закрепляется в актах реализации и проявляется как реализованные гражданами субъективные права и обязанности, выполненные органами государства задачи; реализованная юридическая ответственность и т.д.

Результат - это конечный момент в правовом регулировании, но он не прекращает регулирование вообще. Оно продолжает осуществляться в отношении субъектов, которые непрерывно включаются в сферу регулирования[10].

В ходе исследования данного вопроса следует иметь в виду, что в теории права его принято рассматривать в неразрывной связи с такими социальными явлениями, как действие права и правовое воздействие.

Если правовое регулирование обычно определяют как осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения в целях их упорядочения, то правовое воздействие - как взятый в единстве и многообразии весь процесс влияния права на общественную жизнь, сознание и поведение людей[11] (см. приложение 1).

В. К. Бабаев и В. М. Баранов, понимая под правовым регулированием «действие права, отражающее процесс социально-юридического воздействия на человеческую личность, коллективы людей с целью вызвать у них соответствующее общественно необходимое или желательное государству поведение»[12], одновременно считают, что правовое воздействие – это более широкое понятие, характеризующее «специально-юридическое и общеидеологическое (информационное и ценностно-ориентационное) влияние права на поведение людей в целях установления правового режима их функционирования, обеспечения правомерного характера осуществляемой ими деятельности, связанной с удовлетворением как частных, так и общественных интересов»[13].

Ряд авторов считает, что правовое регулирование и правовое воздействие имеют между собой теснейшую связь и обусловленность, но не совпадают полностью, а соотносятся как часть и целое[14].

Полагаем, что в последнем случае налицо логическая ошибка, так как явление, не полностью совпадающее с другим, не может быть включённым в него, быть его частью.

В настоящее время в теории права актуальным является утверждение Т. Н. Радько о том, что правовое регулирование – это только один из многих аспектов действия права в обществе. Он считает, что следует различать собственно регулирование (регламентацию), воздействие в процессе регулирования и воздействие вне регулирования, т.е. интеллектуально-волевую и воспитательную стороны действия права. При этом он справедливо отмечает, что влияние права на участников общественных отношений нельзя рассматривать как критерий разграничения правового регулирования и правового воздействия[15].

Различные компоненты сущности права (регулятивный, охранительный и идеологический потенциалы) проявляясь вовне посредством соответствующих его функций взаимодействуют с объектом действия права (включающим в себя как правовое регулирование, так и правовое воздействие) на нескольких взаимосвязанных уровнях.

Как регулятивный, так и охранительный потенциал права как отрасли, проявляясь в соответствующих правовых отношениях, оказывает одновременно воспитательное, предупредительное воздействие в форме общей или специальной превенции.

В литературе иногда предлагается различать понятия «правовое регулирование» и «регулирование правом».

Правовое регулирование, по мнению Д. А. Керимова, осуществляется всеми юридическими средствами в их совокупном влиянии на общественные отношения, а регулирование правом состоит в нормативности и общеобязательности воздействия в интересах господствующего класса и поэтому обеспеченного государственным принуждением[16].

В данном случае следует признать правильным утверждение Т. Н. Радько о том, что правовое регулирование в том смысле, в каком его понимает Д. А. Керимов, правильнее именовать правовым воздействием. Он считает, что разграничение правового регулирования и регулирования правом является следствием того, что до настоящего времени глубоко не изучены до конца такие правовые явления, как правовое воздействие и правовое регулирование, а без этого трудно охарактеризовать истинный процесс действия права в обществе[17].

Противоречивое понимание правового регулирования объясняется тем, что многие авторы связывают с регулированием любое влияние права на его субъектов. Но важно найти специфику именно регулирования, а не любого влияния права на поведение людей. Нужно различать в сложном механизме социального регулирования особый вид регулирования, подчеркивающий его индивидуальную характеристику, специфику права как регулятора общественных отношений. Правовому регулированию присуще и воспитательное воздействие, но воздействовать на сознание людей право может и вне процесса регулирования их действий.

Вместе с тем, при существующем в юриспруденции множестве подходов к определению правового регулирования большинство ученых придерживается мнения, что оно осуществляется при помощи специального механизма (взятой в единстве системы правовых средств), который будет рассмотрен далее.


2. Стадии, элементы правового регулирования

 

   Первоначально идею механизма воздействия права на общественные отношения выдвинул Н.Г. Александров. Определенные теоретические обобщения по данной проблеме были проведены Явичем,[18] а несколько позднее В.М. Горшеневым.[19]

   По мнению Н.Г. Александрова, звеньями механизма правового регулирования являются: 

1) установление правового статуса лица;

2) придание известным видам жизненных фактов значения юридических фактов;

3) установление моделей правоотношений;

4) установление мер правовой охраны и юридической ответственности.

   Определенный вклад в разработку вопросов механизма правового регулирования внесли П.Е. Недбайло, А.С. Пиголкин, М.П. Лебедев, Н.И. Матузов и ряд других ученых-юристов.

   Но свое развернутое обоснование данная идея приобрела  в работах профессора С.С. Алексеева. Предложенная им конструкция в последующем не претерпела существенных изменений.

   В соответствии со стадиями правового регулирования С.С. Алексеев выделяет три основных элемента (звена) в механизме правового регулирования:

1) юридические нормы;

2) правовые отношения;

3) акты реализации прав и обязанностей. Факультативным элементом являются акты применения права[20].

   Такое представление о структуре механизма правового регулирования широко распространено, но не является единственным, существуют иные точки зрения. Так, А.В. Малько выделяет следующие основные стадии и элементы правового регулирования:

1) норма права;

2) юридический факт или фактический состав с таким решающим фактом, как организационно- исполнительный правоприменительный акт;

3) правоотношение;

4) акты реализации прав и обязанностей;

5) охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент).[21]

              На первой стадии формируется правило поведения, которое направлено на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере права и требующих их справедливого упорядочивания. Здесь не только определяется круг интересов и соответственно правоотношений, в рамках которых их осуществление будет правомерным, но и прогнозируются препятствия этому процессу, а так же возможные правовые средства их преодоления.

На второй стадии происходит определение специальных условий, при наступлении которых «включается» действие общих программ и которые позволяют прейти от общих правил к более детальным. Элементом, обозначающим данную стадию, является юридический факт, который используется в качестве «спускового крючка» для движения конкретных интересов по юридическому «каналу».

Однако зачастую для этого необходима целая система юридических фактов (фактический состав), где один из них должен быть обязательно решающим. Отсутствие подобного решающего юридического факта выступает в роли препятствия, которое необходимо рассматривать с двух точек зрения: с содержательной (социальной, материальной) и с формальной (правовой). С точки зрения содержания препятствием будут выступать неудовлетворение собственных интересов субъектом, а также общественных интересов. В формально же правовом смысле препятствие выражается в отсутствии решающего юридического факта. Причем преодолевается данное препятствие только на уровне правоприменительной деятельности в результате принятия соответствующего акта применения права.

Акт применения права представляет собой основной элемент совокупности юридических фактов, без которого не может реализоваться конкретная норма права. Он всегда носит решающий характер, ибо требуется в самый «последний момент», когда уже есть в наличии другие элементы фактического состава. Так, для осуществления права на поступление в вуз акт применения (приказ ректора о зачисления в студенты) необходим тогда, когда абитуриент представил в приемную комиссию требуемые документы, сдал вступительные экзамены и прошел по конкурсу, т.е. когда уже имеются три других юридических факта. Акт применения скрепляет их в единый юридический состав, придает им достоверность и влечет возникновение субъективных персональных прав и обязанностей, преодолевая тем самым препятствия и создавая возможность для удовлетворения интересов граждан.

Это является лишь функцией специальных компетентных органов, субъектов управления, а не граждан, которые не обладают правомочиями применять нормы права, не выступают правоприменителями, а следовательно, в данной ситуации не смогут собственными силами обеспечить удовлетворение своих интересов. Только правоприменительный орган сможет обеспечить выполнение правовой нормы, принять акт, который станет посредующим звеном между нормой и результатом её действия, составит фундамент для нового ряда правовых и социальных последствий, а значит, для дальнейшего развития общественного отношения, облеченного в правовую форму. Подобный вид правоприменения называют опреративно-исполнительным, ибо он основан на позитивном регулировании и призван развивать социальные связи. Именно в нем в наибольшей мере воплощаются правостимулирующие факторы, что характерно для актов о поощрении, присвоении персональных званий, об установлении выплат, пособий, о регистрации брака, об устройстве на работу и т.п[22].

Третья стадия – установление конкретной юридической связи с весьма определенным разделением субъектов на управомоченных и обязанных. Иначе говоря, здесь выявляется, какая из сторон имеет интерес и соответствующее субъективное право призванное его удовлетворять, а какая – обязана либо не препятствовать этому удовлетворению (запрет), либо осуществлять известные активные действия в интересах именно управомоченного.

В любом случае речь идет о правоотношении, которое возникает на основе норм права и при наличии юридических фактов и где абстрактная программа трансформируется в конкретное правило поведения для соответствующих субъектов. Оно конкретизируется в той степени, в какой индивидуализируются интересы сторон, а точнее, основной интерес управомоченного лица, выступающий критерием распределения прав и обязанностей между противостоящими в правоотношении лицами.

Четвертая стадия – реализация субъективных прав и юридических обязанностей, при которой правовое регулирование достигает своих целей – позволяет интересу субъекта удовлетвориться. Акты реализации субъективных прав и обязанностей  - это основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь – осуществляются в поведении конкретных субъектов. Эти акты могут выражаться в трех формах:

1.       соблюдении;

2.       исполнении;

3.       использовании.

При соблюдении субъект воздерживается от совершения действий, запрещенных нормами права. Он не реализует при этом  свои собственные интересы, отличные от интересов контрсубъектов, а так же от общественных интересов в охране и защите, и тем самым не ставит препятствий их удовлетворению[23].

При исполнении обязанностей лицо должно активными действиями удовлетворять интересы контрсубъекта и общественные интересы в охране и защите и не ставит им препятствий в какой либо форме (не выполнение, частичное не выполнение обязанностей, удовлетворение своих интересов, противоречащих интересам контрагента и т.п.

При использовании субъект получает благо, ценность удовлетворяет личные интересы. При этом он не должен препятствовать удовлетворению интересов других лиц, а так же общественных интересов в охране и защите.

Анализ перечисленных форм реализации позволяет выделить общую закономерность: во всех формах субъект не должен препятствовать удовлетворению интересов в охране и защите, составляющих основу правопорядка, а также интересов контрсубъектов.

Пятая стадия – является факультативной. Она вступает в действие тогда, когда беспрепятственная форма реализации права не удается и когда на помощь неудовлетворенному интересу должна прийти соответствующая правоприменительная деятельность. Возникновение правоприменения в этом случае уже связывается с обстоятельствами негативного характера, выражающимися в наличии либо реальной опасности, правонарушения либо прямого правонарушения[24].

 

3. Правовые стимулы и ограничения в механизме правового воздействия

Регулированию не должно подлежать всё, пускай даже правовому, пределы такого регулирования должны быть чётко обозначены. Если этого не происходит, то возможны следующие ситуации:

Существует концепция "государства - ночного сторожа", такое государство регулирует лишь наиболее важные общественные отношения, вследствие чего сфера правового регулирования оказывается сильно зауженной, отсюда хаос и произвол в нерегулируемых сферах жизни.

Если же ситуация складывается наоборот, т.е. сфера правового регулирования слишком расширена, то уже ничто иное, как тоталитарное государство (которое контролирует каждый шаг своих граждан), отсюда социальная пассивность граждан.

Информация о работе Понятие механизма правового воздействия на общественные отношения