Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:07, курсовая работа
В современном мире между людьми возникают довольно частые споры различного характера, разрешить которые можно только посредством суда. Однако, не всегда понятно, какому суду подведомственны те или иные дела.
Разграничение подведомственности дел между различными ветвями судебной власти — один из ключевых процессуальных вопросов. От того, насколько четко данный вопрос регламентирован в законодательстве, во многом зависит слаженность деятельности судебной системы в целом и, как следствие, доступность и своевременность правосудия.
Введение
1.Основные подходы к проблеме подведомственности дел судам
2.Подведомственность дел арбитражному суду и суду общей юрисдикции
Заключение
Список используемой литературы
Характер спорного правоотношения
как критерий подведомственности дел
арбитражному суду подчеркивает, что
арбитражному суду подведомственны
дела из гражданских правоотношений
(ст. 28 АПК). Однако характер правоотношения
является оценочной категорией, и
его выяснение связано с
Внешним признаком отраслевой
принадлежности правоотношения является
местоположение регулирующих их правовых
норм. Однако нередко источники той
или иной отрасли права содержат
правовые нормы, регулирующие отношения
различной отраслевой принадлежности.
Так, многие законодательные акты последних
лет, например Федеральные законы "Об
акционерных обществах", "Об обществах
с ограниченной ответственностью",
"О рынке ценных бумаг", носят
межотраслевой характер и содержат
в себе нормы как гражданского,
так и административного, финансового,
процессуального и иного права.
Некоторые источники права
Таким образом, экономический характер спора отражает содержание спорного правоотношения и характеризует суть взаимоотношений спорящих сторон - спор возник из предпринимательской или иной экономической деятельности.
В отличие от ст. 22 АПК 1995 г. новый АПК не содержит примерного перечня экономических споров из гражданских правоотношений, подведомственных арбитражных судам. Это связано, на наш взгляд, с иным пониманием подведомственности дел арбитражным судам, поскольку он не рассматривается как специализированный. Однако, исходя из сложившейся на данный момент практики можно дать такой примерный перечень. К экономическим относятся следующие споры.
- О разногласиях по
договору, заключение которого
- Об изменении условий
или о расторжении договоров.
Здесь речь идет о требованиях,
- О неисполнении или
ненадлежащем исполнении
Арбитражные суды разрешают
дела не только в порядке гражданского,
но и административного
К ведению арбитражных
судов отнесены различные экономические
споры, возникающие из административных
и иных публичных правоотношений
(публично-правового характера)
Критерии подведомственности дел в сфере административного судопроизводства заключаются в следующем. Во-первых, спор должен возникнуть из административных либо иных публично-правовых отношений (например, налоговых, таможенных). Во-вторых, содержание спора связано с предпринимательской либо иной экономической деятельностью, либо доступом к ней, либо оценкой законности ненормативного или нормативного акта в данной сфере. В-третьих, в отличие от дел гражданского судопроизводства в административном судопроизводстве другие требования к правовому статусу сторон. Здесь статус юридического лица либо гражданина-предпринимателя имеет, как правило, только истец. Кроме того, в качестве истца может выступать прокурор и государственные органы, органы местного самоуправления. Что касается ответчика, то в этом качестве могут выступать Президент РФ, Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, другие государственные органы, муниципальные образования, должностные лица, включая судебных приставов-исполнителей. При этом соответствующие органы как субъекты публично-правовых отношений могут, как иметь статус юридического лица, так и не быть наделенными им.
Осуществление нормоконтроля арбитражными судами возможно только в случаях, предусмотренных в федеральных законах (п. 1 комментируемой статьи, ч. 1 ст. 191 АПК). К их числу относится, например, ст. 138 НК, согласно которой организации и индивидуальные предприниматели вправе обжаловать в арбитражные суды нормативные акты налоговых органов.
Перечень дел
Условия подведомственности арбитражным судам дел об установлении юридических фактов сформулированы в гл. 27 АПК. В отличие от АПК 1995 г. в новом Кодексе относительно подробно урегулированы вопросы подведомственности и рассмотрения данной категории дел особого производства (ст.30).
В аспекте подведомственности по данному вопросу имеется не утратившее своего значения постановление Пленума ВАС РФ от 31 октября 1996 г. N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции". В п. 2 постановления определены четыре условия, при наличии которых в совокупности арбитражные суды принимают к своему производству и рассматривают заявления об установлении юридических фактов:
- если согласно закону
факт порождает юридические
- если установление
- если заявитель не
имеет другой возможности
- если действующим
В статье 31 речь идет как о новой категории дел, подведомственных арбитражным судам (оспаривание решений третейских судов), так и о делах, которые ранее разрешались ими (выдача исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов).
Возникает вопрос о понятии
третейского суда, поскольку данный
термин используется в российском законодательстве
в самых разных значениях. Под
ним понимается как третейский суд,
образованный в соответствии с Федеральным
законом "О третейских судах в
Российской Федерации" (ранее - в
соответствии с Временным положением
о третейском суде), так и третейский
суд, выполняющий функции
Оспаривание решений третейских
судов по спорам, возникающим при
осуществлении
Во-первых, арбитражные суды вправе рассматривать заявления об оспаривании решений третейских судов, вынесенные в соответствии с Федеральным законом "О третейских судах в Российской Федерации", если дело, рассмотренное третейским судом, подведомственно арбитражному суду.
Во-вторых, возникает вопрос
о компетентном суде при оспаривании
решений международных
Выдача исполнительных
листов на принудительное исполнение
решений третейских судов по спорам,
возникающим при осуществлении
предпринимательской и иной экономической
деятельности, ранее относилась к
подведомственности арбитражных судов.
Однако по новому процессуальному
Во-первых, арбитражные суды компетентны на выдачу исполнительных листов по решениям третейских судов, образованных в соответствии с Федеральным законом "О третейских судах в Российской Федерации", по делам, которые им подведомственны. Ранее подобные полномочия они осуществляли в соответствии с разд. V Временного положения о третейском суде для разрешения экономических споров.
Во-вторых, на наш взгляд,
в соответствии с п. 2 комментируемой
статьи арбитражным судам
В статье 32 разрешен вопрос
о компетентном суде по вопросам признания
и приведения в исполнение решений
иностранных судов и
Так, можно сформулировать
следующее правило
По вопросу о суде, которому подведомственно разрешение вопросов о признании и приведении в исполнение решений международных коммерческих арбитражей, до принятия нового АПК была большая дискуссия в литературе среди специалистов.
Здесь сложились разные концепции, одна из которых сводилась к тому, что компетентными являлись суды общей юрисдикции[5]. Такая позиция разделялась и ранее, исходя из критерия компетенции каждого из звеньев российской судебной системы и смежности критериев ст. 25 ГПК и ст. 22 АПК 1995 г. в части разрешения споров с иностранными лицами. Поэтому АПК относит вопросы экзекватуры по решениям международных коммерческих арбитражей, вынесенным за рубежом, к исключительной подведомственности арбитражных судов, что является оправданным для исключения разноречий в судебной практике.
В доктрине и законодательстве
различаются два вида решений - о
признании и присуждении. В отношении
решений о признании
Хотя статья 33 называется
"специальная
Информация о работе Подведомственность споров арбитражному суду и суду общей юрисдикции