Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2015 в 17:36, курсовая работа
Гражданско-процессуальный институт «подсудность» нуждается в правильном понимании и применении т.к. именно через данный институт заинтересованное лицо имеет возможность реализовать свое конституционное право на судебную защиту.
Актуальность выбранной мной темы обусловлена тем, что в связи с проводимой в стране Федеральной целевой программой «Развитие судебной системы России» на 2013-2020 года и серьезными изменениями в российском процессуальном законодательстве понятие подсудности требует дополнительного всестороннего исследования. Более того, законодательная регламентация подсудности имеет конституционно-правовое значение.
Введение
Гражданско-процессуальный институт «подсудность» нуждается в правильном понимании и применении т.к. именно через данный институт заинтересованное лицо имеет возможность реализовать свое конституционное право на судебную защиту.
Актуальность выбранной мной темы обусловлена тем, что в связи с проводимой в стране Федеральной целевой программой «Развитие судебной системы России» на 2013-2020 года и серьезными изменениями в российском процессуальном законодательстве понятие подсудности требует дополнительного всестороннего исследования. Более того, законодательная регламентация подсудности имеет конституционно-правовое значение.
Сегодняшняя система судов общей юрисдикции состоит из: мировых судей; федеральных районных судов; судов субъектов РФ: верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области, судов автономных округов; военных судов и специализированных судов; Верховного Суда Российской Федерации. Поэтому разрешение вопроса о том, какой суд будет рассматривать гражданское дело по первой инстанции, представляет определенную сложность. Это во-первых, связано с инстанционностью судов по вертикали от низшего звена - мировых судей до высшего - Верховного Суда РФ. Во-вторых, подсудность зависит от территории, пространства, где расположены суды того или иного звена. В этой связи в науке гражданского процессуального права различаются несколько видов подсудности.
Под подсудностью в гражданском процессе понимается распределение всех подведомственных суду дел между различными судами данной судебной системы. В этом состоит отличие подсудности от подведомственности. Последняя регулирует относимость юридических дел к различным правоохранительным органам, в компетенцию которых входит их разрешение.
Подсудность является очень важным институтом в гражданском процессе, так как, принимая исковое заявление и определяя, что гражданское дело подведомственно судам общей юрисдикции, судья должен решить, какому из судов судебной системы оно подсудно.
Цель работы – исследование понятия подсудности гражданских дел при рассмотрении видов подсудности в гражданском судопроизводстве и разграничения подсудности от подведомственности.
Задача работы – дать конкретную
характеристику понятия подсудности,
рассмотреть отдельные виды подсудности.
1. Понятие подсудности в гражданском процессе
1.1. Подведомственность
и подсудность дел в
Защита гражданских прав осуществляется как судами, так и иными юрисдикционными (компетентными) органами. Для определения, к компетенции какого органа относится рассмотрение и разрешение того или иного дела, устанавливаются правила подведомственности.
Каждому государственному органу присуща своя прерогатива - исключительное право. Конституция Российской Федерации наделяет исключительным правом осуществлять правосудие только судом. Вся судебная система устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом.
Подведомственность — это разграничение компетенции, ведения (сфере действия) определенного юрисдикционного органа споров о праве и иных вопросов как личного, так и общественного значения1.
Понятие подсудности отличается от понятия подведомственности. Нормы о подсудности определяют компетенцию конкретных судов внутри судебной системы по рассмотрению и разрешению гражданских дел.
Нормы же о подведомственности разграничивают компетенцию судов общей юрисдикции от иных судов (арбитражных, третейских), а также других государственных органов и организаций, имеющих право рассматривать и разрешать те или иные вопросы права.
Существует точка зрения, что различие между подсудностью и подведомственностью имеет скорее количественный, нежели качественный характер и что подсудность есть понятие, производное от подведомственности, разновидность подведомственности применительно к судебным делам2.
При возбуждении гражданских
дел важно правильно определять как подведомственность
дела, так и его подсудность. Условием
возникновения гражданского процесса
по конкретному спору является решение
судьей двусторонней задачи:
а) относится ли
разрешение конкретного спора к ведению
суда (подведомственность) ;
б) какой конкретно
суд обязан рассматривать данное дело
(подсудность).
Необходимость определения конкретного суда существует и в тех случаях, когда лицо имеет намерение обжаловать судебный акт, обратиться с заявлением о его пересмотре и т.п. Разрешение этих вопросов происходит в рамках института подсудности.
Подсудность - это институт (совокупность правовых норм), регулирующий относимость подведомственных судам дел к ведению конкретного суда судебной системы для их рассмотрения по первой инстанции3.
В соответствии с ФЗ "О судебной системе Российской Федерации" систему судов общей юрисдикции образуют федеральные суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации (ст. 4).
Система федеральных судов общей юрисдикции в настоящее время состоит из трех уровней:
а) районные суды;
б) верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, суд автономной области (Еврейской), суды автономных округов;
в) Верховный Суд Российской Федерации.
Военные суды приравниваются либо к районным судам, либо к верховным судам республик, краевым, областным судам (ст. 26 ГПК РФ).
Гарнизонные военные суды приравниваются к районным судам, а окружные (флотские) - к областным и соответствующим им судам. Подсудность дел военным судам определена ст. ст. 7, 14, 22 ФКЗ "О военных судах в Российской Федерации".
Подсудность - относимость подведомственного судам дела к ведению определенного суда4.
В Конституции РФ термин "подсудность" используется в двояком значении. В ч. 1 ст. 47 Конституции РФ данный термин употребляется в его традиционном доктринальном значении. Однако ст. 126 Конституции РФ, указывая на подсудность, в действительности имеет в виду подведомственность ("Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики"). Указанная терминологическая путаница не ведет к отождествлению понятий подведомственности и подсудности: в рамках института подведомственности разрешается вопрос о юрисдикционном органе, уполномоченном рассматривать дело (суд общей юрисдикции, арбитражный суд, уставный суд и т.д.), нормы же о подсудности определяют, к ведению какого конкретного суда общей юрисдикции (арбитражного суда и т.п.) отнесено данное дело.
1.2. Классификация подсудности
Общие принципы подсудности заключаются в следующем:
- Учреждение, наделённое
судебной властью, не должно принимать
к своему рассмотрению
- Решение, постановленное некомпетентным учреждением, считается недействительным.
- Стороны вправе просить об устранении некомпетентного учреждения от решения данного дела: он имеет право возражения или отвода.
- Подсудность определяется
положением, в котором находятся
обстоятельства дела ко
- Подсудность, как правило,
имеет территориальный
2. Виды подсудности
Подсудность можно классифицировать по следующим видам:
1) функциональная подсудность - распределение компетенции между судами общей юрисдикции, рассматривающими дела по первой инстанции, в апелляционном, кассационном, надзорном порядке и при пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам;
2) родовая (предметная) подсудность - распределение компетенции по рассмотрению дела по первой инстанции между судами, относящимися к различным звеньям системы судов общей юрисдикции;
2) территориальная (пространственная,
местная) подсудность - распределение
компетенции по рассмотрению дела по первой
инстанции между судами общей юрисдикции,
относящимися к одному
звену.
2.1. Функциональная подсудность
Функциональная подсудность — распределение компетенции между судами общей юрисдикции, рассматривающими дела по первой инстанции, в апелляционном, кассационном, надзорном порядке и при пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам.
Функциональная подсудность представляет собой подсудность, которая определяется в зависимости от функции, которую выполняет суд5.
Традиционно выделяют следующие судебные функции:
ГПК РФ в действующей редакции о функциональной подсудности не упоминает. Систематическое толкование норм ст.23-33 ГПК РФ позволяет предположить, что под подсудностью понимается компетенция судебных органов как судов первой инстанции. Однако, в статье 379 ГПК РФ указано, что надзорная жалоба или представление, поданные с нарушением правил подсудности, установленных в ст. 377 ГПК РФ, подлежат возврату. Тем временем, ст. 377 ГПК РФ перечисляет суды надзорной, а не первой инстанции.
Конституционный Суд РФ вместо "функциональной подсудности" оперирует термином «инстанционная подсудность».
2.2. Родовая подсудность гражданских дел
Родовая подсудность – это подсудность дел судам различного уровня судебной системы, устанавливающая пределы их полномочий в качестве суда первой инстанции.
Действующее процессуальное законодательство позволяет выделить четыре звена, составляющие систему судов общей юрисдикции:
1) мировые судьи, компетенция которых определена в ч. 1 ст. 23 ГПК. Частью 2 ст. 23 ГПК установлено, что федеральными законами к подсудности мировых судей могут быть отнесены и другие дела. Таким образом, законодатель допускает расширение компетенции мировых судей, однако очевидно, что такое расширение не может происходить за счет включения в компетенцию мировых судей дел, которые ч. 2 ст. 23 ГПК прямо из нее исключены;
2) районные суды, компетенция которых определена по остаточному принципу: в соответствии со ст. 24 ГПК им подсудны все гражданские дела, подведомственные судам общей юрисдикции, за исключением дел, предусмотренных ст. 23, 25, 26 и 27 ГПК.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Саратов
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ЗАО АКБ «Э» к Рудницкой И.Н. о расторжении кредитного договора и взыскании задолженности по кредитному договору,
УСТАНОВИЛ:
ЗАО АКБ «Э»
обратилось в суд с исковым заявлением
к Рудницкой И.Н. о расторжении кредитного
договора и взыскании задолженности по
кредитному договору, в иске истец просил
расторгнуть кредитный договор № №
от 01.06.2012 г. и взыскать с ответчицы в свою
пользу задолженность по кредитному договору
по состоянию на 30.03.2015 г. в размере 218793,88
рублей, плату за кредит в размере 0,08 %
в день, начисленных на сумму остатка основного
долга, начиная с 30.03.2015 г. и по дату вступления
решения суда в законную силу, расходы
по оплате госпошлины в размере 5387,94 рублей.