Письменные и вещественные доказательства в гражданском процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 21:47, курсовая работа

Краткое описание

Ранее, мной уже излагалась примерная концепция судебной системы России, которую следовало бы создать после демонтажа существующего политического режима. Однако необходимо учесть, что изложенная ранее концепция рассчитана на политическое устройство страны, примерно соответствующее нынешнему, т. е., фактически, унитарному государству. Вместе с тем, построение в России реальной федерации, потребует всё же иной системы судебных органов.

Оглавление

Введение................................................................................ ...... 3

1.Устройство судебной системы России. Роль правосудия по гражданским делам в реализации концепции правового государства и конституционного права на судебную защиту. ....................................................... 4
2. Участие прокурора в гражданском процессе........................8
Задача: Суд удовлетворил иск Цыганкова Н.В. к Балашову О.А. о взыскании 48 тыс. руб. После того, как решение вступило в законную силу, ответчик обратился в тот же суд с заявление об отсрочке исполнения решения сроком на 4 года, ссылаясь на свое тяжелое материальное положение. Суд постановил определение, указав: «Рассрочить уплату присужденных с Балашова О.А. сумм на четыре года, взыскивая с него ежемесячно по 1 тыс. руб. в пользу ответчика» Правильно ли поступил суд?...............................................................................................26
Заключение..................................................................................27
Список использованной литературы.........................................28

Файлы: 1 файл

гражданский процесс.docx

— 42.89 Кб (Скачать)

     При этом  бесплатно оказываются юридические  услуги только:

   1) истцам - по рассматриваемым  судами первой инстанции делам  о взыскании алиментов, возмещении  вреда, причиненного смертью кормильца, 

17

увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;

     2) ветеранам  Великой Отечественной войны  - по вопросам, не связанным с  предпринимательской деятельностью;

    3) гражданам Российской  Федерации - при составлении заявлений  о назначении пенсий и пособий;

     4) гражданам  Российской Федерации, пострадавшим  от политических репрессий, - по  вопросам, связанным с реабилитацией.

Конечно, такой правовой поддержки государства недостаточно. Поэтому одной из задач, которую  Уполномоченный ставит перед собой, является организация работы по бесплатному  консультированию граждан, по оказанию им правовой помощи при подготовке исковых заявлений, кассационных и  надзорных жалоб.

     В 2007 году  гражданам было оказана помощь  по составлению более 50 процессуальных  документов. Практически в каждом  ответе гражданину даются разъяснения  действующего законодательства, а  также указываются меры, которые  он должен предпринять для  защиты или восстановления своего  нарушенного права.

     Активную помощь  Уполномоченному оказывают члены  молодежного парламентского центра  правовой помощи - активисты Молодежной  общественной палаты при Законодательной  Думе Хабаровского края. Создание  этого центра, а также его тесная  работа с Уполномоченным позволили  существенным образом сдвинуть  с мертвой точки проблему оказания  населению края бесплатной юридической  помощи. А молодым людям это  дает возможность проявлять свою  жизненную позицию, 

 

18

приобрести опыт юридической  работы, научиться слушать и понимать проблемы каждого гражданина.

     Отдельно следует  остановиться на проблеме неисполнения  судебных решений. Статья 13 Гражданского  процессуального кодекса Российской  Федерации определяет, что вступившие  в законную силу судебные постановления  являются обязательными для всех  без исключения органов государственной  власти и местного самоуправления, общественных объединений, должностных  лиц, граждан, организаций и  подлежат неукоснительному исполнению  на всей территории Российской  Федерации.

     Однако поступающие  в адрес Уполномоченного жалобы  свидетельствуют о том, что  данное положение федерального  законодательства в полном объеме  не обеспечивается государством. При этом, неисполнение судебных решений существенно подрывает доверие граждан к судебной власти.

    Федеральный закон  «Об исполнительном производстве»  возлагает обязанности по выполнению  решений судов на судебных  приставов, которые обязаны принимать  меры по своевременному, полному  и правильному исполнению судебных  решений. В связи с этим, именно  от их эффективной деятельности  во многом зависит авторитет  судебных органов, практическое  восстановление нарушенных прав  и свобод граждан.

     Наиболее часто  в крае не исполняются решения  судов по взысканию алиментов,  заработной платы с предприятий  - банкротов, предоставлению органами  местного самоуправления благоустроенных  жилых помещений, проведению текущего  и капитального ремонтов жилых  домов.

     Причем, как  показывает деятельность Уполномоченного,  далеко не всегда проблема  неисполнения судебных решений  кроется в неэффективной работе  судебных приставов. Нередко неисполнение  судебных решений вызвано арестом  налоговыми органами счетов предприятий,  отсутствием финансовых 

19

средств и ликвидного имущества  у предприятий - банкротов, ведением гражданином - должником антисоциального  образа жизни, в результате чего у  него отсутствуют источники дохода, квартира либо иное имущество, на которое  можно наложить взыскание.

     Все это  приводит к фактической безнаказанности  данных лиц, так как нет реальных  возможностей по исполнению судебного  решения, а также правовых оснований  для их привлечения к административной  или уголовной ответственности.  В итоге происходит девальвация  судебного решения, вынесенного  от имени Российской Федерации.

режде чем рассматривать непосредственно структуру органов исполнительной власти необходимо рассмотреть понятие исполнительной власти.

История возникновения термина "исполнительная власть" за рубежом  имеет сравнительно давнюю историю  как принцип разделения единой по природе государственной власти по предметам ведения и в объеме ее полномочий. Основной смысл такого разделения власти сводится в целом  к повышению эффективности ее функционирования, однако при этом любая практическая возможность  увеличения объема полномочий какой-либо ветви государственной власти должна быть строго адекватна реальному способу обеспечения контроля со стороны другой ветви государственной власти.

В нашей стране исполнительная власть впервые была законодательно закреплена как самостоятельная  ветвь государственной власти в  ст.10, 11 и 110 Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 г. В связи с чем, на практике, да и в теории, управленческий аспект в деятельности органов исполнительной власти практически повсеместно  стал необоснованно быстро сокращаться, и в итоге бывшие функции управления трансформировались в функции правового регулирования, что далеко не одно и то же Четвериков

20

 

В.С. Органы исполнительной власти: понятие, правовые основы образования 

и признаки/В.С. Четвериков// История становления и современное  состояние исполнительной власти в  России. Вып.5. М.: Новая Правовая культура. 2003.С.58..

В ст.10 Конституции РФ закреплено: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны"2Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12.12.1993 г. // СПС Гарант. ст.10..

Рассмотрим основные признаки (черты) образования и организации  деятельности государственных органов  исполнительной власти, государственного управления.

Первый признак органа исполнительной власти РФ состоит в  том, что его высшим звеном (управляющей  подсистемой) является Правительство  РФ, коллегиальный орган, осуществляющий свои исполнительно-распорядительные функции в основном в форме  принятия постановлений, которые являются нормативно-правовыми актами по предметам  ведения РФ и совместному ведению  с субъектами РФ и обязательны  для исполнения на всей территории Российской Федерации.

В ст.113 Конституции РФ, кроме  этого, закреплен принцип единоначалия, касающийся основных направлений деятельности Правительства РФ как исполнительного  органа государственной власти, определяемых Председателем Правительства РФ, который организует работу Правительства  РФ. Однако способы и пути решения  проблем по определяемым им направлениям принимаются коллегиально в форме  постановлений 

21

Правительства РФ. Аналогично в целом реализуется принцип  единоначалия

и коллегиальности органами исполнительной власти субъектов РФ, при одном отличии: там глава  субъекта РФ является одновременно и  высшим должностным лицом исполнительной власти субъекта РФ, что более эффективно влияет на реализацию принципа целостности  системы исполнительной власти в  субъекте РФ, нежели на уровне Российской Федерации.

Второй признак органов  исполнительной власти касается предмета ведения, его границ и порядка  принятия актов управления федеральными государственными органами исполнительной власти и государственными органами исполнительной власти субъектов РФ по предметам ведения РФ и предметам  совместного ведения РФ и субъектов  РФ, т.е. в этой правовой ситуации образуется единая система исполнительной власти в РФ, что еще не является признаком  целостного единства системы, а может качественно характеризовать приближение к этому состоянию. Однако в соответствии с частью 2 ст.85 Конституции РФ Президент РФ «вправе приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом» Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12.12.1993 г. // СПС Гарант. ч.2 ст.85..

Постановления и распоряжения Правительства РФ, принятые по предметам  ведения и в объеме полномочий, могут быть отменены указом Президента РФ в случае противоречия их не только Конституции РФ, федеральным конституционным  законам, федеральным законам, но и  указам Президента РФ.

22

В другом случае органы исполнительной власти субъектов РФ по предметам  ведения субъекта РФ в соответствии со ст.73 Конституции РФ обладают всей полнотой государственной власти и  принимают свои решения на основании  статей конституций республик в  составе России и статей уставов  субъектов РФ, а также иных законов  субъектов РФ. При этом в соответствии частью 6 ст.76 Конституции РФ если существуют противоречия (правовая коллизия) между  федеральным законом и законом  субъекта РФ, то вне пределов ведения  РФ действует нормативно-правовой акт  субъекта РФ, что не способствует укреплению целостности системы исполнительной власти в РФ.

Третий признак касается нормотворческой деятельности федеральных  органов исполнительной власти. Их решения (акты управления) всегда принимаются  на основании Конституции РФ, федеральных  конституционных законов, федеральных  законов, указов Президента РФ и постановлений  Правительства РФ, т.е. акты федеральных  органов исполнительной власти являются не только подзаконными актами в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, но по иерархии актов управления они не должны противоречить нормативным указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.

Исключение составляют решения (акты управления) органов исполнительной власти субъектов РФ, принятые в  соответствии со ст.73 Конституции РФ вне пределов ведения РФ и совместного  ведения РФ и субъектов РФ. Их акты управления в этом случае обладают всей полнотой государственной власти. Они только не должны на своем уровне противоречить конституции (уставу), закону и правовому акту главы  субъекта (высшего должностного лица) РФ. Этот признак также не способствует укреплению целостного единства исполнительной власти в РФ.

23

Четвертый признак касается также единства системы органов  исполнительной системы по предметам  ведения и в объеме полномочий. К решениям органов власти (в том  числе и к решениям исполнительной власти - Правительства РФ), принятым им по предметам ведения и в  объеме полномочий, Президент РФ в  соответствии с частью 2 ст.80 Конституции  РФ "обеспечивает согласованное  функционирование и взаимодействие органов государственной власти..." Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12.12.1993 г. // СПС Гарант. ч.2 ст.80, а в соответствии с частью 1 ст.85 "может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ..." Там же. ч.1 ст.85. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. Однако Президент РФ, руководствуясь частью 3 ст.115, отменяет постановления и распоряжения Правительства РФ, что вступает в правовую коллизию со ст.10 и 110 Конституции РФ, так как исполнительная власть самостоятельна. При этом, как говорилось выше, в соответствии с частью 2 ст.85 Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ.

В соответствии с частью 2 ст.77 Конституции РФ по предметам  ведения РФ и предметам совместного  ведения РФ и субъектов РФ образована единая система исполнительной власти РФ, однако управляющая подсистема (Правительство РФ) подчинена непосредственно  Президенту РФ, так как он назначает  Председателя Правительства РФ, его  заместителей и министров, но главное - отменяет постановления Правительства  РФ и решает другие административно-правовые вопросы. По отношению к управляемой подсистеме государственной исполнительной власти субъектов РФ, их \

24

неправомерные управленческие решения Президент РФ может только приостановить до окончательного решения  этого вопроса соответствующим  судом. Это существенно не только отражается на целостном единстве системы  исполнительной власти как юридической  декларации, к которой следует  стремиться, но и в целом ставит под вопрос существование единства системы исполнительной власти в  Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25

     Задача: Суд удовлетворил иск Цыганкова  Н.В. к Балашову О.А. о взыскании  48 тыс. руб. После того, как решение  вступило в законную силу, ответчик  обратился в тот же суд с  заявление об отсрочке исполнения  решения сроком на 4 года, ссылаясь  на свое тяжелое материальное положение. Суд постановил определение, указав: «Рассрочить уплату присужденных с Балашова О.А. сумм на четыре года, взыскивая с него ежемесячно по 1 тыс. руб. в пользу ответчика»  Правильно ли поступил суд?

Информация о работе Письменные и вещественные доказательства в гражданском процессе