Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 23:32, реферат
Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам постановлений суда, вступивших в законную силу, нельзя в полной мере раскрыть, если не обратиться к основаниям этого пересмотра. Они существенно отличаются от оснований проверки законности и обоснованности решений в порядке апелляционного, кассационного и надзорного производства. Именно они главным образом образуют те специфические особенности, которые придают своеобразие этой стадии процесса и особый, только ей присущий, колорит, не позволяющий ни в какой мере смешивать со стадией надзорного производства.
По гражданскому процессуальному праву преюдициальная взаимозависимость возможна между судебными актами по гражданским делам, между актами правосудия по гражданским делам и судебными актами по уголовным делам, между актами правосудия по гражданским делам и актами государственных органов или органов местного самоуправления. При этом общепризнанным считается, что содержащиеся во вступившем в законную силу приговоре, постановлении суда или акте государственного органа или органа местного самоуправления выводы о наличии или отсутствии юридических фактов являются обязательными (бесспорными) для суда, разрешающего дело в порядке гражданского судопроизводства, если эти выводы сделаны относительно тех же фактов, правоотношений и субъектов этих правоотношений. С другой стороны, вступившие в законную силу акты правосудия или постановления иного органа, могут иметь действительную силу только в том случае, если они вынесены компетентными органами. Определение суда или постановление государственного органа или органа местного самоуправления, вынесенное с нарушением компетенции, подлежит отмене как незаконное. Поэтому, например, неподведомственное судебным органам гражданское дело подлежит прекращению в любой стадии процесса (п. 1 ст. 220, п. 4 ст. 361, п. 3 ч. 1 ст. 390 ГПК РФ).
Таковы
особенности отдельных групп
вновь открывшихся
Представляется, что признание Конституционным Судом Российской Федерации неконституционным нормативного правового акта или его части, положенных (положенной) судом в основу решения или постановления по конкретному делу, обладает в данном случае признаками вновь открывшегося обстоятельства и по своей правовой природе весьма схоже с основанием, изложенным в ч. 4 ч. 2 ст. 392 ГПК РФ.
Нельзя не упомянуть и новую редакцию статьи 392 ГПК РФ, которая вступает в силу 01.01.2012. Вот она:
"Статья
392. Основания для пересмотра
1.
Судебные постановления,
2.
Основаниями для пересмотра
1)
вновь открывшиеся
2)
новые обстоятельства - указанные
в части четвертой настоящей
статьи, возникшие после принятия
судебного постановления и
3.
К вновь открывшимся
1)
существенные для дела
2)
заведомо ложные показания
3)
преступления сторон, других лиц,
участвующих в деле, их представителей,
преступления судей,
4.
К новым обстоятельствам
1)
отмена судебного
2)
признание вступившим в
3)
признание Конституционным
4)
установление Европейским
5)
определение (изменение) в
Отмечая изменения в данной статье, можно выделать четкую классификацию оснований в ч.2 и их дальнейшее раскрытие в части.3. Законодатель, очевидно принял пожелания ученых и практиков и дополнил статью несколькими новыми основаниями. В частности пункты 3-5. Это безусловный отголосок того множества процессов в Европейскому суде по правам человека и большой роли Высших судебных органов в разъяснении правовых норм.
Исчисление срока подачи заявления о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения, определения суда, постановления президиума суда надзорной инстанции
Срок подачи заявления
о пересмотре по вновь открывшимся
обстоятельствам решения, определения
суда, постановления президиума суда
надзорной инстанции
пунктом 1 части второй статьи 392 настоящего Кодекса, - со дня открытия существенных для дела обстоятельств;
пунктами 2 и 3 части второй статьи 392 настоящего Кодекса, - со дня вступления в законную силу приговора по уголовному делу;
пунктом 4 части второй статьи 392 настоящего Кодекса, - со дня вступления в законную силу решения, приговора, определения суда, постановления президиума суда надзорной инстанции, которые отменяют ранее вынесенные решение, приговор, определение суда, постановление президиума суда надзорной инстанции либо постановление государственного органа или органа местного самоуправления, на которых было основано пересматриваемое решение, определение суда, постановление президиума суда надзорной инстанции; либо со дня принятия государственным органом или органом местного самоуправления нового постановления, на котором было основано пересматриваемое решение, определение суда, постановление президиума суда надзорной инстанции;
пунктом 5 части второй статьи 392 настоящего Кодекса, - со дня вступления в силу соответствующего решения Конституционного Суда Российской Федерации.
Хотя в названии комментируемой статьи
и указано, что она регулирует исчисление
срока подачи заявления о пересмотре судебного
акта по вновь открывшимся обстоятельствам,
фактически данная статья указывает лишь
дату или событие, с которых определяется
начало течения срока на подачу такого
заявления. В остальном при исчислении
сроков на подачу заявления должны применяться
правила, установленные ст. ст. 107, 394 ГПК.
В соответствии со ст. 394 ГПК срок на подачу
заявления (представления) о пересмотре
судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам
равен трем месяцам. Течение его начинается
на следующий день после даты или наступления
события, которыми определено его начало
(ч. 3 ст. 107 ГПК).
В
зависимости от основания для пересмотра
судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам
дата или событие, с которых начинается
течение срока на подачу заявления (представления)
о пересмотре, определяется следующим
образом.
Когда основанием для пересмотра являются
существенные для дела обстоятельства,
которые не были и не могли быть известны
заявителю (п. 1 ч. 2 ст. 392 ГПК), начало течения
срока определяется днем открытия существенных
для дела обстоятельств. Днем открытия
следует считать день, когда заявителю
стали или могли стать известными данные
обстоятельства.
Течение срока в случае, если основанием
для пересмотра явились заведомо ложные
показания свидетеля, заведомо ложное
заключение эксперта, заведомо неправильный
перевод, фальсификация доказательств,
повлекшие за собой принятие незаконного
или необоснованного решения, определения
суда, постановления президиума суда надзорной
инстанции и установленные вступившим
в законную силу приговором суда (п. 2 ч.
2 ст. 392 ГПК), начинает исчисляться с момента
вступления в законную силу приговора
суда по уголовному делу. Момент вступления
в законную силу приговора суда по уголовному
делу определяется по правилам, установленным
ст. 390 УПК. Аналогичное правило применяется
и в случае, если вновь открывшимися обстоятельствами
являются преступления сторон, других
лиц, участвующих в деле, их представителей,
преступления судей, совершенные при рассмотрении
и разрешении данного дела (п. 3 ч. 2 ст. 392
ГПК), поскольку данные обстоятельства
также должны быть установлены вступившим
в законную силу приговором суда.
Когда основанием для пересмотра является
отмена решения, приговора, определения
суда или постановления президиума суда
надзорной инстанции, послуживших основанием
для принятия решения, определения суда
или постановления президиума суда надзорной
инстанции (п. 4 ч. 2 ст. 392 ГПК), срок для подачи
заявления (представления) начинает течь
со дня вступления в законную силу решения,
приговора, определения суда, постановления
президиума суда надзорной инстанции,
отменяющих ранее вынесенные решение,
приговор, определение суда, постановление
президиума суда надзорной инстанции,
на которых было основано пересматриваемое
решение, определение суда, постановление
президиума суда надзорной инстанции.
Правила вступления в законную силу постановлений,
выносимых судами общей юрисдикции в порядке
гражданского судопроизводства, регламентированы
ГПК (ст. ст. 209, 329, 335, 367, 375, 391 ГПК).
В случае отмены постановления государственного
органа или органа местного самоуправления,
послужившего основанием для принятия
решения, определения суда или постановления
президиума суда надзорной инстанции
(п. 4 ч. 2 ст. 392 ГПК), срок начинает исчисляться
со дня вступления в законную силу решения,
приговора, определения суда, постановления
президиума суда надзорной инстанции,
которые отменяют постановление государственного
органа или органа местного самоуправления,
на которых было основано пересматриваемое
решение, определение суда, постановление
президиума суда надзорной инстанции.
Указанные судебные постановления вступают
в законную силу по вышеописанным правилам.
Также постановление государственного
органа или органа местного самоуправления
может быть отменено самим органом, его
принявшим. В этом случае течение срока
начинается со дня принятия государственным
органом или органом местного самоуправления
нового постановления, на котором было
основано пересматриваемое решение, определение
суда, постановление президиума суда надзорной
инстанции. Полагаем, что в данном случае
речь идет о принятии постановления государственного
органа или органа местного самоуправления,
противоположного по своему содержанию
тому постановлению, на котором было основано
пересматриваемое судебное постановление.
Однако не совсем верно говорить, что течение
срока начинается, как это определено
в ст. 395 ГПК, со дня принятия нового постановления.
Например, в соответствии с ч. 1 ст. 47 Федерального
закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих
принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации" <1> муниципальные
правовые акты вступают в силу в порядке,
установленном уставом муниципального
образования.
Таким
образом, дата начала течения срока на
подачу заявления о пересмотре по вновь
открывшимся обстоятельствам в этом случае
должна каждый раз определяться индивидуально
в зависимости от уровня принятого постановления
органа государственной власти или органа
местного самоуправления и нормативного
правового акта, регулирующего порядок
вступления принятых этими органами постановлений
в законную силу.
В том случае, когда основанием для пересмотра
является признание Конституционным Судом
РФ не соответствующим Конституции РФ
закона, примененного в конкретном деле,
в связи с принятием решения, по которому
заявитель обращался в Конституционный
Суд РФ (п. 5 ч. 2 ст. 392 ГПК), дату следует
исчислять со дня вступления в силу соответствующего
решения Конституционного Суда РФ. В соответствии
со ст. 79 Федерального конституционного
закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном
Суде Российской Федерации" решение
Конституционного Суда РФ окончательно,
не подлежит обжалованию и вступает в
силу немедленно после его провозглашения.
Решение Конституционного Суда РФ провозглашается
в полном объеме в открытом заседании
Конституционного Суда РФ немедленно
после его подписания (ст. 77 названного
Закона).
Новая редакция:
Статья 395. Исчисление срока подачи заявления, представления о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам
Срок подачи заявления, представления о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам исчисляется в случаях, предусмотренных:
1)
пунктом 1 части третьей статьи
392 настоящего Кодекса, - со дня
открытия существенных для
2) пунктами 2 и 3 части третьей статьи 392 настоящего Кодекса, - со дня вступления в законную силу приговора по уголовному делу;
3)
пунктом 1 части четвертой статьи
392 настоящего Кодекса, - со дня
вступления в законную силу
судебного постановления,
4) пунктом 2 части четвертой статьи 392 настоящего Кодекса, - со дня вступления в законную силу судебного постановления;
5)
пунктом 3 части четвертой статьи
392 настоящего Кодекса, - со дня
вступления в силу
6)
пунктом 4 части четвертой статьи
392 настоящего Кодекса, - со дня
вступления в силу
7)
пунктом 5 части четвертой статьи
392 настоящего Кодекса, - со дня
вступления в законную силу
постановления Президиума
Информация о работе Пересмотр постановлений суда по вновь открывшимся обстоятельства