Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 09:56, курсовая работа
Необходимость в защите субъективных прав и интересов возникает не только в тех случаях, когда эти интересы и права нарушаются или оспариваются. Иногда возникает необходимость в установлении таких обстоятельств, которые служат основанием для осуществления субъективных прав. Лицо, имеющее какое-либо право, не может его осуществить ввиду того, что факты, подтверждающие это право, не являются очевидными и требуют проверки и подтверждения соответствующими доказательствами. Поэтому в гражданском процессе имеется такой вид судопроизводства, который позволяет заинтересованному лицу устанавливать в судебном порядке юридические факты, которые могут служить основанием осуществления соответствующих субъективных прав заинтересованного лица.
1. Юридическая природа особого производства 6
1.1. Историко-правовой очерк особого производства 6
1.2. Понятие и сущность особого производства 7
2. Особое производство в системе гражданского процесса 11
2.1. Дела рассматриваемые в порядке особого производства 11
2.2. Порядок рассмотрения и разрешения дел, рассматриваемых судом в порядке особого производства 13
3. Иные дела рассматриваемые в порядке особого производства 18
3.1. Установление фактов, имеющих юридическое значение 18
3.2. Усыновление (удочерение) ребенка 20
3.3. Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим 22
3.4. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) 24
3.5. Признание движимой вещи бесхозяйной и признание права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь 25
3.6. Восстановление прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство) 29
3.7. Принудительная госпитализация гражданина в психиатрический стационар и принудительное психиатрическое освидетельствование 31
3.8. Рассмотрение дел о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния 33
3.9. Рассмотрение заявлений о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении 35
3.10. Восстановление утраченного судебного производства 38
Заключение 41
Список использованной литературы 43
Безвестное отсутствие в течение пяти и более лет служит законным основанием для объявления гражданина умершим. Исчезновение при экстремальных обстоятельствах, угрожающих жизни, дает право на объявление гражданина умершим по истечении шести месяцев.
Безвестное отсутствие в связи с военными действиями позволяет объявить гражданина умершим только по истечении двух лет со дня окончания войны. Предварительного признания безвестно отсутствующим не требуется. Возможность объявления гражданина умершим не препятствует признанию его безвестно отсутствующим, право выбора между тем и другим в силу принципа диспозитивности принадлежит заявителю.
Объявление гражданина умершим влечет те же правовые последствия, что и физическая смерть, то есть прекращение брака, открытие наследства, право иждивенцев на пенсию и другое.[14]
Явка или обнаружение лица, признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим, ведет к возобновлению производства по делу. Ввиду явного противоречия решения объективной действительности отмена его производится самим судом, рассматривавшим дело, а не надзорной инстанцией. Новое решение выносится в том же производстве. Оно отменяет ранее вынесенное и служит основанием для снятия опеки с имущества и аннулирования записи о смерти в книге загса. Явившийся гражданин вправе потребовать возвращения своего имущества, безвозмездно перешедшего к другим лицам. Имущество, перешедшее по возмездным сделкам, возвращается, если приобретателю было известно, что объявленный умершим собственник жив. При невозможности возврата такого имущества в натуре возмещается его стоимость.
3.4. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация)
По достижении шестнадцати лет работа по трудовому договору или занятие предпринимательской деятельностью служит основанием для признания гражданина полностью дееспособным (эмансипация). С согласия родителей, усыновителей или попечителей эмансипация производится по решению органов опеки и попечительства. При возражении кого-либо из них вопрос об эмансипации решается судом. Несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, вправе самостоятельно возбудить дело (процессуальная дееспособность).
Заявление рассматривается судом по месту жительства заявителя с участием всех заинтересованных лиц, а также представителя органа опеки и попечительства и прокурора.
В случае удовлетворения просьбы об эмансипации несовершеннолетний становится полностью дееспособным со дня вступления решения в законную силу.
Решение об отказе в эмансипации не препятствует новому обращению к суду, если несовершеннолетний впоследствии докажет свою способность разумного ведения дел.
В судебной практике возник вопрос о том, какая процедура должна применяться при рассмотрении вопроса об эмансипации в случае отказа органа опеки и попечительства признать несовершеннолетнего полностью дееспособным, несмотря на то что законные представители против этого не возражают. В литературе на этот счет высказано мнение, что в этом случае дело не может быть рассмотрено в порядке особого производства, а действия органа опеки необходимо обжаловать в порядке гл. 25 ГПК.
Вряд ли это верно. Конечно, действующее законодательство содержит императивное правило, согласно которому дело об эмансипации подведомственно суду лишь при условии отсутствия согласия законных представителей объявить несовершеннолетнего полностью дееспособным. Поэтому, казалось бы, отказ органа опеки принять решение об эмансипации при наличии такого согласия может быть обжалован в суд лишь в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений.
Между тем решение об эмансипации может приниматься судом только в порядке особого производства. При рассмотрении же жалобы в порядке гл. 25 ГПК суд объективно вынужден будет не столько проверять законность действий органа опеки, сколько анализировать наличие материально-правовых оснований для признания несовершеннолетнего полностью дееспособным, то есть фактически рассматривать дело об эмансипации по существу, что необходимо делать только в особом производстве.
3.5. Признание движимой вещи бесхозяйной и признание права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь
Бесхозяйная вещь определяется как вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. Специальное юридическое состояние бесхозяйности относительно движимой вещи может быть установлено в судебном порядке только в тех случаях, когда определено, что собственник оставил такую вещь с целью отказа от права собственности на нее. Данное правило не применяется, если речь идет о находке, безнадзорной вещи или кладе, а также об отходах (лом цветных металлов, бракованная продукция и так далее), стоимость которых не превышает пятикратного месячного размера оплаты труда.
К примеру, как отказ от автотранспортного средства можно расценивать бездействие лица, у которого был угнан автомобиль, если оно надлежащим образом уведомлено о его обнаружении, местонахождении и проинформировано компетентным органом о возможности его истребования, но в течение разумного срока не предпринимает никаких действий для реализаций своих правомочий собственника.
В настоящее время в суде в порядке особого производства могут рассматриваться дела о признании движимой вещи бесхозяйной и о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.
Для того чтобы обратить движимую вещь в собственность, заинтересованное в этом лицо должно совершить определённые действия, свидетельствующие об обращении этой вещи в собственность. Для этого лицо, вступившее во владение движимой вещью, подаёт заявление в суд о признании этой вещи бесхозяйной.
Порядок признания права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь определен в п.3 ст. 225 ГК РФ. Прежде чем муниципальный орган (а именно, комитет по управлению муниципальным имуществом) обратится в суд с заявление о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь, она должна быть принята на учёт органом, который осуществляет государственную регистрацию права на недвижимое имущество. Постановка на учёт осуществляется по заявлению органов местного самоуправления, на территории которого эта вещь находится. Если в течении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учёт никто не заявит о своих правах на неё, то только тогда соответствующий комитет по управлению имуществом может обратиться в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на данную вещь.[15]
При приёме заявления судья должен проверить, были ли приняты заявителем меры по постановке бесхозяйной вещи на учёт. Если доказательств постановки бесхозяйной недвижимости на учёт не имеется или со дня её постановки на учёт не истек годичный срок, судья отказывает в принятии заявления.
В заявлении о признании движимой вещи бесхозяйной должно быть указано, какая вещь подлежит признанию бесхозяйной, описаны её отличительные признаки, приведены доказательства, свидетельствующие об оставлении вещи собственником без намерения сохранения права собственности на неё, и доказательства, свидетельствующие о вступлении заявителя во владение вещью.
Заявление о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь должно содержать точное указание на то, какая именно недвижимость подлежит признанию бесхозяйной, кем и каким образом она выявлена, когда поставлена на учёт в качестве бесхозяйной и что у данной недвижимой вещи не имеется собственника либо он неизвестен.
Комитет по управлению муниципальным имуществом, обращаясь в суд с заявлением о признании прав муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь должен привести доказательства, которые подтверждали бы невозможность установления собственника имущества, либо свидетельствовали бы об оставлении этой вещи собственником без намерения сохранить на неё право собственности. В качестве таких доказательств могут выступать акты описи бесхозяйной вещи, составленные при её выявлении, акты постановки на учёт в качестве бесхозяйной вещи, иные письменные и другие доказательства.
Красносельский районный суд Санкт-Петербурга, в составе председательствующего судьи Кудашкиной О.В. при секретаре Петровой И.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ленинградской области о признании движимой вещи бесхозяйной,
У С Т А Н О В И Л:
Заявитель обратился в суд с заявлением о признании бесхозяйным имущество: «части душевых кабин» Mod:105, Mod:9101A, Mod:0902, всего 52 коробки. В обоснование заявления заявитель сослался на то, что собственником данного товара является получатель товара компания ООО «***». Вышеуказанный товар был помещен в ПЗТК ООО «***», находящейся в зоне действия Б*** таможни (г. Санкт-Петербург, ***). Товар ранее являлся предметом административного правонарушения по делу № 10216000-833/2006, по которому вынесено постановление № 10216000-833/2006 от 18.07.2006, с решением о возврате товаров, явившихся предметом по делу об административном правонарушении, законному владельцу для надлежащего таможенного оформления в установленном законом порядке. В адрес компании ООО «***» было направлено уведомление от 11.04.2008 «О распоряжении товарами», в соответствии с котором компания уведомлялась о необходимости принятия мер к таможенному оформлению отправленного в его адрес товара, изъятого по делу об административном правонарушении. Данное письмо было вручено представителю организации 29.04.2008. На настоящий момент никаких действий по таможенному оформлению осуществлено не было. Владелец за имуществом не обратился, своих прав на вещь не заявил.
В судебное заседание представитель заявителя явился, на удовлетворении заявленных требований настаивал в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица – Б*** таможни Северо-западного таможенного управления, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о слушание дела (л.д.28).
Представитель заинтересованного лица – ООО «***» в судебное заседание не явился, уведомлен о дне судебного заседания надлежащим образом, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя (л.д.27).
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании, 12.05.2006 года имущество сдано на ответственное хранение (л.д. 13), 08.05.2006 года было вынесено определение о возбуждение дела об административном правонарушении № 10216000-833/2006 (л.д.10-12). Согласно постановлению по делу об административном нарушении (л.д. 15-22) производство по делу об административном правонарушении было прекращено за отсутствием состава административного правонарушения. Предельный срок временного хранения товаров составляет четыре месяца, однако обращений о продлении сроков временного хранения в таможенный орган не поступало. Полномочия заявителя на предъявление заявлений о признании имущества бесхозяйным подтверждены материалами дела на л.д. (25).
В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной может быть признана вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. ООО «***», как получатель товара был уведомлен о принятии действий по распоряжению товаром, однако никаких действий по надлежащему оформлению товара собственником предпринято не было. При таких обстоятельствах заявление подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ленинградской области удовлетворить. Признать бесхозяйным имущество: : «части душевых кабин» Mod:105, Mod:9101A, Mod:0902, всего 52 коробки, хранящиеся в ПЗТК ООО «***» по адресу: г. Санкт-Петербург, *** (у дома № ***) изъятое по делу № 10216000-833/2006. Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней через канцелярию Красносельского районного суда Санкт-Петербурга.[16]
3.6. Восстановление прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство)
Наличие в гражданском обороте ценных бумаг на предъявителя (имеющих высокую обороноспособность) и ордерных ценных бумаг (имеющих относительно высокую обороноспособность) создает у их обладателей юридически значимый интерес в восстановлении прав на данные документы в случае их утраты.
Восстановление прав по данным ценным бумагам сопряжено со значительным объемом деятельности по собиранию, исследованию и оценке соответствующих сведений, поскольку закон, устанавливая презумпцию законности прав держателя ценной бумаги, исходит из того, что он не должен доказывать правомерность владения таким документом.
При рассмотрении и разрешении этой категории дел основной целью судебной деятельности в рамках указанного производства является защита юридически значимого интереса путем восстановления субъективных прав по утраченным документам.
Ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможна по общему правилу только при предъявлении. С передачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые ею права в совокупности.
В зависимости от того, какое лицо является субъектом прав, удостоверенных ценной бумагой, выделяет три вида ценных бумаг:
1) ценная бумага на предъявителя (субъектом прав, удостоверенных такой ценной бумагой, является любое лицо, которое выступит в качестве ее предъявителя);