Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 20:09, доклад
Одну из основ конституционного строя в Российской Федерации составляют права и свободы человека и гражданина. На государство возлагается обязанность признавать, соблюдать и защищать эти права и свободы. В число прав и свобод входят и такие права, как политические.
К политическим правам граждан относится и их право участвовать в отправлении правосудия, что предусмотрено ч. 5 ст. 32 Конституции РФ. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" предусматривает участие граждан в отправлении правосудия в качестве присяжных, народных и арбитражных заседателей.
Одну из основ конституционного строя в Российской Федерации составляют права и свободы человека и гражданина. На государство возлагается обязанность признавать, соблюдать и защищать эти права и свободы. В число прав и свобод входят и такие права, как политические.
К политическим правам граждан
относится и их право участвовать
в отправлении правосудия, что
предусмотрено ч. 5 ст. 32 Конституции
РФ. Федеральный конституционный
закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О
судебной системе Российской Федерации"
предусматривает участие
Государство обязано привлекать граждан к участию в осуществлении правосудия. Более того, ст. 8 Закона о судебной системе Российской Федерации указывает, что участие присяжных, народных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом.
Разумеется, не каждый вправе
принимать участие в
Таким образом, судебная власть
реализуется не только судьями, но и
приглашаемыми к выполнению этой
функции гражданами. И так как
судебная власть является одним из
видов государственной власти, что
предусмотрено ст. 10 Конституции
РФ, то, отправляя правосудие, заседатели
наряду с судьями реализуют
Сейчас все гражданские дела
и подавляющая часть уголовных
дел рассматриваются
Однако единоличное
Единоличное рассмотрение дела судьей не способствует правильности выносимых решений. В юридической литературе отмечается, что при единоличном рассмотрении дел возрастают вероятность судебной ошибки, опасности проявления пристрастности судьи или противозаконного влияния одной из сторон на должностное лицо, наделенное полномочиями по единоличному разрешению дела.
Единоличное рассмотрение дела одним судьей - далеко не оптимальная форма отправления правосудия.
Участие народных заседателей в
отправлении правосудия может оказаться
эффективным для улучшения
Народные заседатели должны способствовать и справедливости проведения судебного разбирательства.