Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 15:29, контрольная работа
Сущностью судебной власти, так же как и государственной власти вообще, является возможность принудительного регулятивного воздействия на поведение различных субъектов (физических и юридических лиц, органов государственной власти и их должностных лиц).
Организационные принципы, определяющие организацию, устройство арбитражного суда.
Задача.
1. Сущность судебной власти и ее место в системе институтов государст-венной власти
Термин «судебная власть» указывает на то, что осуществляется она спе-циально уполномоченным на то органом государственной власти - судом. Ста-тья 118 Конституции РФ и ст. 1 Федерального конституционного закона «О су-дебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. устанавливают, что судебная власть осуществляется только судами в лице судей, в том числе привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия представителей народа, т.е. присяжных и арбитражных заседателей.
Статья 10 Конституции РФ установила принцип разделения властей: «Го-сударственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе раз-деления на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законода-тельной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Таким образом, судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной.
Принцип разделения властей предполагает не только разделение власт-ных полномочий между различными государственными органами, но и наличие системы сдержек и противовесов, не позволяющей одному из высших органов государственной власти эту власть узурпировать. Суд выступает важнейшим элементом в механизме системы сдержек и противовесов, обладая возможно-стями разрешать споры о компетенции между различными государственными органами, признавать незаконными и не подлежащими применению акты, из-данные органами исполнительной и законодательной власти. Кроме того, су-дебная защита выступает главной гарантией прав и свобод человека и гражда-нина, в том числе и в случаях, когда они оказываются нарушенными действия-ми или решениями государственных органов и должностных лиц. Ст. 46 Кон-ституции РФ гласит, что решения и действия (или бездействие) органов госу-дарственной власти, органов местного самоуправления, общественных объеди-нений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Только независимая судебная власть способна реально защитить права и свободы человека и граж-данина. Именно поэтому судебная защита выступает вершиной пирамиды об-щегосударственной функции по защите личности.
Сущностью судебной власти, так же как и государственной власти вооб-ще, является возможность принудительного регулятивного воздействия на по-ведение различных субъектов (физических и юридических лиц, органов госу-дарственной власти и их должностных лиц). Такое воздействие судебная власть, в отличие от других ветвей власти, оказывает не иначе как путем приня-тия обязательных к исполнению судебных решений, которые выносятся в рам-ках определенной законом гласной состязательной процедуры, призванной обеспечить высокий уровень правовых гарантий участникам судопроизводства. Таким образом, судебная власть осуществляется не в произвольной, а в строго регламентированной законом процессуальной форме - посредством конститу-ционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ч. 2 ст. 118 Конституции, ч. 3 ст. 1 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»).
1. Сущность судебной власти и ее место в системе институтов государственной власти 3
2. Принципы организации и деятельности арбитражных судов 6
3. Задача 11
Список использованных источников 13
ПЛАН
1.
Сущность судебной власти и ее место в
системе институтов государственной власти
2. Принципы организации и деятельности арбитражных судов 6
3.
Задача
Список
использованных источников
1. Сущность судебной власти и ее место в системе институтов государственной власти
Термин «судебная власть» указывает на то, что осуществляется она специально уполномоченным на то органом государственной власти - судом. Статья 118 Конституции РФ и ст. 1 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. устанавливают, что судебная власть осуществляется только судами в лице судей, в том числе привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия представителей народа, т.е. присяжных и арбитражных заседателей.
Статья 10 Конституции РФ установила принцип разделения властей: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Таким образом, судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной.
Принцип разделения властей предполагает не только разделение властных полномочий между различными государственными органами, но и наличие системы сдержек и противовесов, не позволяющей одному из высших органов государственной власти эту власть узурпировать. Суд выступает важнейшим элементом в механизме системы сдержек и противовесов, обладая возможностями разрешать споры о компетенции между различными государственными органами, признавать незаконными и не подлежащими применению акты, изданные органами исполнительной и законодательной власти. Кроме того, судебная защита выступает главной гарантией прав и свобод человека и гражданина, в том числе и в случаях, когда они оказываются нарушенными действиями или решениями государственных органов и должностных лиц. Ст. 46 Конституции РФ гласит, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Только независимая судебная власть способна реально защитить права и свободы человека и гражданина. Именно поэтому судебная защита выступает вершиной пирамиды общегосударственной функции по защите личности.
Сущностью судебной власти, так же как и государственной власти вообще, является возможность принудительного регулятивного воздействия на поведение различных субъектов (физических и юридических лиц, органов государственной власти и их должностных лиц). Такое воздействие судебная власть, в отличие от других ветвей власти, оказывает не иначе как путем принятия обязательных к исполнению судебных решений, которые выносятся в рамках определенной законом гласной состязательной процедуры, призванной обеспечить высокий уровень правовых гарантий участникам судопроизводства. Таким образом, судебная власть осуществляется не в произвольной, а в строго регламентированной законом процессуальной форме - посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ч. 2 ст. 118 Конституции, ч. 3 ст. 1 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»).
В соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» судебную власть в России осуществляют суды общей юрисдикции, арбитражные суды, Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Соответственно, арбитражное судопроизводство осуществляется арбитражными судами, конституционное - Конституционным Судом России и конституционными (уставными) судами субъектов РФ. В свою очередь, уголовное, гражданское и административное судопроизводство осуществляется в настоящее время всеми судами общей юрисдикции.
Глава 7 Конституции РФ, именуемая «Судебная власть», посвящена прежде всего принципам правосудия, т.е. его основополагающим началам, важнейшим правилам осуществления. В этой главе Основного Закона закреплены, в частности, такие принципы, как осуществление правосудия только судом, независимость, несменяемость и неприкосновенность судей, гласность судебного разбирательства, осуществление судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон. Принципы правосудия закреплены и в Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации». Помимо указанных в главе 7 Конституции РФ принципов, в нем содержатся нормы, посвященные таким принципам, как самостоятельность судов, обязательность судебных постановлений, равенство всех перед законом и судом, принцип государственного языка судопроизводства и др. Такое подробное конституционно-правовое регулирование принципов организации и деятельности не свойственно каким-либо другим органам государственной власти, что говорит о высочайшей ценности суда для гражданского общества, его значении для построения в нашей стране правового государства.
На основе изложенного выше можно определить признаки судебной власти. Это власть:
1)
самостоятельна и действует
2) осуществляется только судом (в том числе привлекаемыми в установленном законом порядке к осуществлению правосудия представителями народа - присяжными и арбитражными заседателями);
3) реализуется в форме правосудия посредством конституционного, гражданского, административного, арбитражного и уголовного судопроизводства;
4)
осуществляется на основе
Таким
образом, судебная власть - это самостоятельная
и независимая ветвь государственной
власти, которая осуществляется только
судом и реализуется в форме правосудия
посредством конституционного, гражданского,
административного, арбитражного и уголовного
судопроизводства на основе принципов
организации и деятельности, установленных
Конституцией РФ и Федеральным конституционным
законом «О судебной системе Российской
Федерации».
2.
Принципы организации и
К
числу организационных
-
принцип назначения судей
-
осуществление правосудия
- принцип законности;
-
независимость судей и
-
гласность судебного
-
сочетание коллегиального и
-
государственный язык
- равенство всех перед законом и судом.
Принцип назначаемости судей арбитражных судов на должность высшими органами власти означает, что Председатель, заместители и судьи Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации. Председатели, заместители, судьи окружных судов, апелляционных судов и судов субъектов РФ назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ при наличии рекомендации соответствующей квалификационной коллегии судей. Срок полномочий ограничен возрастом - до 70 лет, прекращение полномочий осуществляется по решению соответствующей квалификационной коллегии судей (ст. 8 ФКЗ «Об арбитражный судах в Российской Федерации»).
Принцип осуществления правосудия только судом представляет собой правило, по которому реализация полномочий, отнесенных к ведению органов судебной власти, может осуществляться только судами, созданными в соответствии с законом. Данный принцип закрепляет, что по делам в сфере хозяйственной юрисдикции, отнесенным к ведению арбитражных судов, только арбитражный суд вправе осуществлять правосудие. В соответствии со смыслом ст. 118 Конституции РФ и ст. 1 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» судебная власть в России в сфере хозяйственной юрисдикции может осуществляться только арбитражными судами в лице арбитражных судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия арбитражных заседателей.
Принцип сочетания единоличного и коллегиального состава суда при рассмотрении дел заключается в том, что дела в первой инстанции рассматриваются судьями единолично, за исключением дел об оспаривании нормативных правовых актов, а также дел о несостоятельности (банкротстве), которые рассматриваются коллегиально. Коллегиально рассматриваются дела, относящиеся к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ, и дела, направленные в арбитражный суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием на коллегиальное рассмотрение дела. При коллегиальном рассмотрении дела в состав суда должны входить трое судей или судья и два арбитражных заседателя.
Принцип
независимости судей
Принцип равенства всех участников арбитражного процесса перед законом и судом (ст. 7 АПК РФ). Исходя из этого принципа, правосудие в арбитражных судах осуществляется на началах равенства перед законом и судом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, равенства всех организаций перед законом и судом независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, подчиненности, места нахождения и других обстоятельств. Арбитражный суд обязан обеспечить равную судебную защиту прав и законных интересов всех лиц, участвующих в деле.
Принцип
гласности судебного
Принцип государственного языка судопроизводства. В соответствии со ст. 12 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде ведется на русском языке - государственном языке Российской Федерации. В то же время участвующим в деле лицам, не владеющим русским языком, обеспечивается право полного ознакомления с материалами дела, участие в судебных действиях через переводчика, право высказаться в суде на родном языке. Судебные документы вручаются лицам, участвующим в деле, на русском языке, а по их ходатайству - в переводе на язык, который они использовали в судебных действиях.
К числу судопроизводственных принципов арбитражного процессуального права относятся:
- законность;
- диспозитивность;
- состязательность;
- доступность судебной защиты прав и законных интересов;
- юридическая истина;
- судейское руководство;
-
равноправие сторон
- сочетание устности и письменности судебного разбирательства;
-
непрерывность судебного
-
непосредственность
Рассмотрим некоторые из них.
Принцип законности. Представляет собой правило, согласно которому судьи при осуществлении правосудия связаны Конституцией РФ и законами, а также действующими правилами судопроизводства. Принцип законности вытекает из ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, согласно которой органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Данный принцип отражен также в ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (ст. 6) и АПК РФ (ст. ст. 2, 3, 6, 13 и др.).
Информация о работе Контрольная работа по "Гражданско-процессуальному праву"